Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Перламутров Ю.Н.

ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова"

Чернова Н.И.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Кучеров В.А.

2ООО "Био Фарма", Москва

Стовбун С.В.

Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, Москва

Сафронов Д.Ю.

Институт химической физики им. Н.Н. Семенова РАН, Москва

Пути повышения эффективности терапии папилломавирусной инфекции

Авторы:

Перламутров Ю.Н., Чернова Н.И., Кучеров В.А., Стовбун С.В., Сафронов Д.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 572

Загрузок: 5


Как цитировать:

Перламутров Ю.Н., Чернова Н.И., Кучеров В.А., Стовбун С.В., Сафронов Д.Ю. Пути повышения эффективности терапии папилломавирусной инфекции. Клиническая дерматология и венерология. 2011;9(5):51‑53.
Perlamutrov IuN, Chernova NI, Kucherov VA, Stovbun SV, Safronov DIu. The approaches to the improvement of the efficacy of therapy of papillomavirus infection. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2011;9(5):51‑53. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность при­ме­не­ния то­пи­чес­кой ан­ти­бак­те­ри­аль­ной те­ра­пии у па­ци­ен­тов с ос­трым на­руж­ным бак­те­ри­аль­ным оти­том: ре­зуль­та­ты рет­рос­пек­тив­но­го ис­сле­до­ва­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(6):24-27
От­кры­тое наб­лю­да­тель­ное ис­сле­до­ва­ние с рет­рос­пек­тив­ным ана­ли­зом эф­фек­тив­нос­ти и пе­ре­но­си­мос­ти ацек­ло­фе­на­ка в ле­че­нии па­ци­ен­тов с ос­трой нес­пе­ци­фи­чес­кой ске­лет­но-мы­шеч­ной болью в ниж­ней час­ти спи­ны. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):99-105
Вы­бор ме­то­да анес­те­зии: срав­не­ние ме­то­дов анес­те­зии в об­щей ме­ди­ци­не и кли­ни­чес­кой сто­ма­то­ло­гии. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):76-80
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность при­ме­не­ния фон­ту­ра­це­та­ма при ас­те­нии: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор и ме­та­ана­лиз. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):69-79

Среди вирусных заболеваний инфекция, обусловленная вирусом папилломы человека (ВПЧ), занимает одно из ведущих мест, что определяется высокой контагиозностью и торпидностью к существующим методам лечения [1—6].

Передача ВПЧ обычно осуществляется при тесном контакте с больным или вирусоносителем. Вирус проникает в базальный слой эпителия через микротрещины кожи, слизистых оболочек половых органов, прямой кишки. Для возникновения инфекционного процесса достаточно единичных вирусных частиц.

В многочисленных исследованиях [2, 4–7] на общей популяции показано, что уровень заболеваемости папилломавирусной инфекцией (ПВИ) ассоциируется с возрастом и сексуальной активностью. В парах, где один из партнеров инфицирован, вероятность заражения второго партнера составляет более 90%. Самая высокая заболеваемость регистрируется в возрастной группе 18—28 лет. Основными факторами риска являются большое количество половых партнеров, раннее начало половой жизни, женский пол и наличие инфекций, передаваемых половым путем в анамнезе. В большинстве случаев инфицирование гениталий протекает бессимптомно [3, 4, 6, 8]. Развитие проявлений ПВИ провоцируется нарушениями гормонального фона, микробиоценоза половых органов, беременностью, физической или психической травмой.

Описаны клинические и субклинические формы течения заболевания, а также бессимптомное выделение вируса.

В эпидемиологическом аспекте именно малосимптомные формы ПВИ гениталий являются наиболее опасными для распространения инфекции, так как отсутствие клинических проявлений позволяет больным вести активную половую жизнь и инфицировать половых партнеров.

Уровень инфицированности ВПЧ отражает частоту ВПЧ-ассоциированных заболеваний. Так, в каждом четвертом случае цервикальной интраэпителиальной неоплазии (предрака шейки матки) выявляют ВПЧ низкого онкогенного риска, являющийся безопасным в отношении развития рака шейки матки, в остальных — высокого риска, часть из которых впоследствии переходит в рак [4—6, 9]. Однако и те и другие случаи требуют деструктивного лечения, вызывают у женщин чувство тревоги, снижение самооценки и качества жизни в целом.

Кроме того, отмечено, что ВПЧ способен передаваться от матери к плоду и может приводить к развитию папилломатоза гортани у ребенка.

Современная медицина не располагает методами лечения, позволяющими гарантировать элиминацию ВПЧ из организма. В настоящее время существуют два основных направления в лечении ВПЧ-ассоциированных заболеваний:

1) деструкция клинических проявлений ПВИ;

2) иммунотерапия в сочетании с противовирусным лечением.

В исследованиях, проведенных в последние десятилетия, показано, что методы лечения, направленные на удаление поверхностного слоя эпидермиса без санации клеток базального слоя, неэффективны и сопровождаются рецидивом заболевания, так как репликация ДНК ВПЧ происходит в клетках базального слоя, а папилломатозные разрастания формируются в роговом [2, 3]. Можно сделать вывод о том, что комбинированное использование методов лечения позволяет снизить риск появления рецидивов. Получены убедительные клинические данные о высокой эффективности Панавира, препарата растительного происхождения, обладающего противовирусным и иммуномодулирующим действием при комплексном лечении пациентов с ПВИ. При поражении кожи и слизистых оболочек гениталий Панавир успешно применяют в виде раствора для внутривенных инъекций или ректальных суппозиториев.

Учитывая особенности патогенеза ПВИ, целесообразно использовать местнодействующие формы препарата.

Цель исследования — определение клинической эффективности противовирусного препарата Панавир в форме геля у пациентов с ПВИ.

Материал и методы

Под наблюдением находились 60 больных в возрасте 20–40 лет с клиническими проявлениями ПВИ гениталий (в виде остроконечных кондилом). Средний возраст пациентов составил 24±3,5 года, что соответствовало данным отечественных и зарубежных исследователей о пике заболеваемости в сексуально активный репродуктивный период. Давность заболевания составила 10—24 мес (в среднем 18,5±4,04 мес). Все больные ранее проходили лечение с помощью деструктивных методов и имели 2—3 рецидива в анамнезе.

Верификация диагноза ПВИ была основана на определении ДНК ВПЧ с помощью генодиагностического метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени с определением вирусной нагрузки и типирования.

Дополнительно проводили следующие исследования:

1) клинический и биохимический анализы крови, госпитальный комплекс (гепатит В, С, ВИЧ, RMP);

2) клинический анализ мочи;

3) бактериоскопическое исследование мазков из урогенитального тракта.

Измеряли артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС) и дыхательных движений (ЧДД), а также температуру тела.

Вегетации удаляли с помощью хирургического лазера. Больные были разделены на две группы. Пациентам 1-й группы (30 человек) назначали гель Панавир. Препарат наносили на кожу и слизистые оболочки тонким слоем 2—3 раза в день в течение 10 сут. Количество геля определяли в соответствии с объемом поражения из расчета 5 мм на 1 см2. На 11-е сутки кондиломы удаляли с помощью лазера. Во 2-й группе (30 пациентов) лечение ПВИ проводили только посредством лазерной деструкции.

Результаты

Как известно, недостаточная эффективность деструктивных методов может быть обусловлена нарушениями микробиоценоза органов малого таза, ассоциированных как с патогенной, так и условно-патогенной флорой. В исследование были включены пациенты без отклонений от нормы при бактериоскопии и ПЦР-диагностике мазков из урогенитального тракта. У всех больных проявления ПВИ были экзофитными, инвертированные — эндофитные поражения исключались с помощью регламентированных методов исследования. У женщин поражения локализовывались в области больших и малых половых губ, клитора, уретры, входа во влагалище, влагалище; у мужчин — в области головки полового члена, внутреннего листка крайней плоти, венечной борозды, уздечки, тела полового члена.

При исследовании соскобов из урогенитального тракта с помощью ПЦР и ПЦР в реальном времени у всех больных были выделены ДНК ВПЧ высокого канцерогенного риска, а также у 34 человек — низкого онкогенного риска в клинически значимом титре. При этом у 11 женщин обнаружено 5 типов вирусов, у 9 — 4 типа, у 19 — 2 типа и у 21 — по 1 типу.

В 1-ю группу (комплексная терапия: гель Панавир с последующей лазерной деструкцией) вошли 18 женщин и 12 мужчин. Жалобы на зуд в области половых органов предъявляли 19 человек. Во время визуального осмотра с использованием лампы-лупы у 7 пациентов диагностировали 5—15 элементов, у 13 — 16—25, у 8 — 26—35 кондилом, у 2 женщин — более 35.

После первых суток применения геля Панавир все больные отмечали снижение интенсивности зуда. Купирование симптома на 2-е сутки зарегистрировано у 11 человек, на 3—4-е сутки — у 8.

На фоне использования препарата у большинства больных вегетации уменьшились в размере. При осмотре на 10-е сутки число кондилом сократилось у 24 человек.

Все больные отмечали сокращение срока эпителизации после лазерной деструкции, который в среднем занял 5—7 сут.

Комбинированная терапия способствовала снижению экспрессии вирусной ДНК в прилежащих тканях. При исследовании соскобов через 3—4 нед после лечения ДНК ВПЧ не были обнаружены у 26 человек (табл. 1).

Во время и после использования геля Панавир нежелательных явлений и реакций, включая серьезные, не зарегистрировано. Результаты клинического и биохимического анализов крови, клинического анализа мочи, микроскопического исследования мазков из урогенитального тракта на всех этапах исследования соответствовали норме. В период наблюдения жизненные параметры (АД, ЧСС, ЧДД, температура тела) больных, участвовавших в исследовании, были в пределах нормы.

Во 2-ю группу (стандартная терапия — лазерная деструкция) вошли 16 женщин и 14 мужчин. У 9 пациентов отмечалось 5—15 элементов, у 12 — 16—25, у 8 — 26—35 кондилом, у 1 больной — более 36. После лазерной деструкции репарация тканей наступила через 10—17 сут после удаления вегетаций.

При исследовании соскобов с помощью ПЦР и ПЦР в реальном времени через 30 сут после лечения ДНК ВПЧ в клинически значимом титре выделялась у 17 пациентов (табл. 2).

Таким образом, несмотря на удаление клинических проявлений ПВИ, данное локальное воздействие не препятствовало экспрессии вирусной ДНК в прилежащих тканях.

При наблюдении за больными в течение 90 сут после проведенного лечения, в 1-й группе ремиссия наблюдалась у 29 пациентов, во 2-й — у 22.

Выводы

1. Местное применение препарата позволяет сократить сроки эпителизации в среднем на 5—7-е сутки.

2. Панавир гель способствует снижению экспрессии вирусной ДНК в прилежащих тканях: в 1-й группе после лечения ДНК ВПЧ выделялась в 4 раза реже, чем после лазерной деструкции.

3. Частота рецидивирования остроконечных кондилом при комплексном лечении составила 3,4%, тогда как при монотерапии — 26,7%.

4. Первые вегетации у 1 пациента, применявшего Панавир гель до удаления кондилом, зарегистрированы через 3 мес после лечения, тогда как у 8, получавших монотерапию (лазерную деструкцию) — через 3–7 нед.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности назначения местной терапии, в частности геля Панавир, дополнительно к традиционному лечению ПВИ.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.