Согласно современным представлениям, одним из основных механизмов в развитии псориаза являются иммунные нарушения, при этом происходит девиация цитокинового профиля по Th I типу. Главными источниками цитокинов служат клетки иммунной системы, клетки специфической (лимфоциты) и неспецифической защиты (мононуклеарные фагоциты, NK-клетки). Многообразие функций, которые выполняют Т-лимфоциты в рамках иммунного ответа организма, связано с существованием различных субпопуляций Т-лимфоцитов [1]. Т-клетки по их поверхностным гликопротеинам CD4 и CD8 разделяют на две большие группы: CD4+ — лимфоциты-хелперы (их количество в периферической крови достигает 55—60% от общего 20—30%) и CD8+лимфоциты–цитотоксические/супрессоры — лимфоциты, участвующие в механизмах отторжения, реакциях аутоиммунитета, разрушающие вирусинфицированные и опухолевые клетки, которые осуществляют лизис мишеней, обеспечивая генетическое постоянство внутренней среды организма.
Нарушения клеточного звена иммунитета при псориазе выражаются как в снижении общего количества лимфоцитов, так и в сдвиге соотношения популяций Т-хелперы/Т-супрессоры в сторону преобладания Т-хелперного звена [2, 3]. Изучение распределения субпопуляций Т-лимфоцитов в крови и пораженной коже выявило перемещение Т-хелперов в кожный покров. Инфильтраты в очагах поражения состояли исключительно из Т-хелперов и небольшого количества макрофагов [4]. Во внешне неизмененной коже больных псориазом количество Т-супрессоров в 3—5 раз выше, чем в зоне поражения [5].
Считается, что активация Т-хелперного звена — один из важных механизмов в патогенезе псориаза, поскольку Т-хелперы стимулируют пролиферацию клеток эпидермиса за счет синтеза трансформирующего фактора роста [6]. С учетом иммунологических механизмов развития заболевания, особый интерес представляют методы лечения, способные корректировать иммунные нарушения. По данным литературы [7], одним из таких методов является фототерапия узкого спектра (311 нм). Ультрафиолетовые лучи влияют на продукцию медиаторов воспаления (цитокины), оказывают противовоспалительное и иммуносупрессивное действие, вызывают экспрессию молекул на клеточной поверхности и индукцию апоптоза клеток, вовлеченных в патогенез заболевания.
В настоящей работе было изучение влияния узковолновой фототерапии (311 нм) на некоторые показатели иммунного статуса у больных псориазом.
Под наблюдением находились 30 больных псориазом (20 мужчин и 10 женщин в возрасте от 23 до 59 лет) с давностью заболевания от 3 до 19 лет, со 2-м и 3-м фототипами кожи по Российской классификации по В.В. Владимирову [8]. У 14 больных диагностировалась стационарная стадия псориаза, у 6 — прогрессирующая. У всех пациентов высыпания носили распространенный характер. Клиническое обследование включало в себя изучение жалоб, анамнеза и дерматологического статуса. Перед началом лечения и по его окончании изучали иммунный статус всех больных. Определение субпопуляций лимфоцитов осуществляли методом проточной цитофлуорометрии с использованием моноклональных антител (МКАТ) к различным маркерам лимфоцитов. В работе была использована смесь различных комбинаций МКАТ, меченных флюоресцентной краской FITS или PE к различным маркерам лимфоцитов и лейкоцитов: CD3, CD4, CD8.
Содержание иммуноглобулинов G, A, M, E в сыворотке крови определяли методом радиальной иммунодиффузии по Manchini (1970) с помощью моноспецифических антисывороток и стандартов. Для фототерапии использовали кабину UV-7001K («Waldmann», Германия) с лампами, дающими спектр излучения с максимумом на длине волны 311 нм. Конструкция кабины обеспечивает равномерное распределение УФ-лучей по всей поверхности тела. В кабину вмонтированы датчики, позволяющие контролировать и учитывать интенсивность УФ-излучения.
Лечение проводилось в виде монотерапии по методике 4-разового облучения в неделю (понедельник, вторник, четверг, пятница), но в некоторых случаях при наличии очень инфильтрированных и шелушащихся высыпаний, больным перед лечением предлагали сначала непродолжительную (в течение недели) мазевую терапию 2% салициловой мазью. Начальная доза облучения у пациентов со 2-м фототипом кожи была 0,1 Дж/см2, а у пациентов с 3-м фототипом — 0,2 Дж/см2 с последующим увеличением дозы на 0,1 Дж/см2, каждые 1—2 процедуры до полного или почти полного очищения кожных покровов.
В результате проведенного лечения клиническое излечение было достигнуто у 22 (73,3%) больных, значительное улучшение — у 8 (26,7%). Для достижения полного очищения кожных покровов от высыпаний потребовалось 23,6±3,1 процедур, суммарная доза составила 30,3±5,7 Дж/см2, длительность лечения — 5,5±0,5 нед. При значительном улучшении больные получили 27,4±3,5 процедур с суммарной дозой УФ 35,4±4,0 Дж/см2 и длительностью лечения 6,5±1,0 нед.
Перед началом лечения у пациентов исследовали клеточный и гуморальный иммунитет. Анализ Т-клеточного звена иммунитета показал значительные изменения иммунного статуса, характеризующиеся достоверным повышением в 1,5—2 раза иммунорегуляторного индекса — ИРИ (соотношение CD4/CD8) за счет увеличения Т-хелперов (CD4+) и снижения или нормального уровня CD8+-цитотоксических Т-лимфоцитов, сдерживающих иммунный ответ, на фоне общего числа снижения Т-лимфоцитов (табл. 1).
После проведенного курса фототерапии узкого спектра (311 нм) отметили тенденцию к нормализации показателей иммунорегуляторного звена клеточного иммунитета у больных псориазом (табл. 2).
При изучении гуморального звена иммунитета отмечено повышение уровня IgA, при этом показатели IgM и IgG находились в пределах нормы, т.е. выявлялась незначительная дисглобулинемия. После проведенного лечения наметилась тенденция к снижению уровня IgA (табл. 3).
Таким образом, наши исследования показали, что у больных псориазом имеются нарушения в клеточном и гуморальном иммунитете в виде увеличения концентрации IgA, снижения общего количества Т-лимфоцитов, сдвига соотношения Т-хелперов и Т-цитотоксических супрессоров с преобладанием Т-хелперов. Под влиянием узковолновой фототерапии на длине волны 311 нм происходила коррекция иммунного статуса: нормализовались или имели тенденцию к нормализации показатели клеточного и гуморального иммунитета, что клинически сопровождалось значительным улучшением или разрешением симптомов заболевания. Все это позволяет заключить, что данный метод лечения оказывает системное иммуномодулирующее действие.