Эпидермоидные и дермоидные кисты могут встречаться в любой области человеческого тела, покрытой ороговевающим плоским эпителием. Примерно в 7% случаев отмечается их развитие в области головы и шеи; они составляют почти 0,1% от всех кист ротовой полости [1].
Кисты называются эпидермоидными в случае, если они выстланы лишь многослойным плоским эпителием, дермоидными ― если в них присутствуют производные кожи, и тератоидными ― если обнаруживаются другие ткани, такие как мышечная, хрящевая и костная [2]. Вследствие наличия эпителиальной выстилки во всех 3 видах данных кист могут встречаться в просвете роговые чешуйки, напоминающие творожистые массы [3]. Эпидермоидные кисты можно дифференцировать от других типов кист лишь с помощью гистопатологического исследования. Их развитие обычно ассоциируется с инфекционным процессом в сальных железах волосяного фолликула либо с травматической миграцией эпидермиса в глубокие слои кожи [4].
По этиологии кисты кишечника могут быть приобретенными и врожденными. Приобретенные эпидермоидные кисты слепой кишки встречаются после ранее выполненных оперативных вмешательств и ассоциируются с возможной имплантацией эпидермальных фрагментов хирургическим инструментарием во время операций [6―8]. Врожденные эпидермоидные кисты слепой кишки описаны у пациентов без предшествующего выполнения оперативных вмешательств либо абдоминальной травмы в анамнезе [9―12]. Наиболее вероятным объяснением развития эпидермоидной кисты данной локализации без предшествующих оперативных вмешательств является аберрантная эктодермальная имплантация во время эмбриогенеза [9, 11―12].
H. Mady представил первый в мире случай наблюдения эпидермоидной кисты слепой кишки, развившейся без предшествующего оперативного вмешательства, и резецировал кишку вместе с кистой [11]. Описано удаление эпидермоидной кисты слепой кишки без вскрытия ее просвета методом тупой и острой диссекции [6].
В 2013 г. M. Sahoo отметил, что к моменту выхода его публикации в мире описаны лишь 7 случаев развития эпидермоидной кисты в области слепой кишки, и впервые применил лапароскопический доступ для удаления кисты с сохранением целостности кишки [5].
Цель работы ― анализ результатов выполненного впервые в Республике Беларусь лапароскопического удаления эпидермоидной кисты слепой кишки с сохранением ее целостности.
Материал и методы
Приведено собственное клиническое наблюдение. Пациентка Х., 21 года, госпитализирована в хирургическое отделение УЗ «Гродненская областная клиническая больница» 11.05.16 с предварительным диагнозом киста брюшной полости. При поступлении предъявляла жалобы на периодическую тупую боль в правой подвздошной области, средней степени интенсивности, без иррадиации. В анамнезе ― аппендэктомия в детском возрасте. При пальпации живота кнаружи от слепой кишки со смещением ее в медиальном направлении нашли малоподвижное неоднородное дополнительное жидкостное образование правильной округлой формы размером до 6×7 см. При ультразвуковом исследовании (УЗИ) органов брюшной полости: в мезогастральной области, справа от срединной линии, на расстоянии 20 мм от кожи ― жидкостное образование с гиперэхогенной взвесью, без кровотока, с линейными гиперэхогенными структурами размером 70×60 мм, без связи с почкой и яичником. При магнитно-резонансной томографии (МРТ) с контрастированием сосудов в правой подвздошной области кнаружи от слепой кишки, смещая ее медиально, имеется неоднородное дополнительное жидкостное образование правильной округлой формы размером до 62×48,5×66 мм, с тонкой двухконтурной стенкой равномерной толщины, складчатыми дополнительными перегородками, без зоны отека вокруг. Заключение: киста, вероятно, паразитарного характера (рис. 1).

13.05.16 выполнено лапароскопическое удаление эпидермоидной кисты слепой кишки. Латерально и кзади от купола слепой и восходящей ободочной кишки визуализируется объемное образование 6×5 см, при пальпации плотное, интимно прилежащее к забрюшинной стенке слепой и восходящей ободочной кишки (рис. 2).

Рассечена брюшина кнаружи от слепой и восходящей ободочной кишки, поэтапно мобилизованы илеоцекальный угол, слепая и восходящая ободочная кишка с интимно прилежащим по задней стенке вышеописанным объемным образованием. Методично выполнено выделение объемного образования из забрюшинного пространства, а также от задней стенки слепой и восходящей ободочной кишки с использованием аппарата ForceTriad с инструментом диаметром 5 мм. Дополнительная артерия и вена, идущие от подвздошных сосудов к данному образованию, клипированы и пересечены с использованием аппарата ForceTriad. Объемное образование помещено в резиновый контейнер, извлечено из брюшной полости. Выполнены санация и дренирование брюшной полости.
Результаты
Послеоперационный период протекал без осложнений, сняты швы, пациентка выписана на амбулаторное лечение на 7-е сутки. Макропрепарат: киста, заполненная крошащимся детритом серовато-желтого цвета. Толщина стенки кисты составляла 4―5 мм. Наружная поверхность кисты гладкая, блестящая, светло-розового цвета, а внутренняя ― серовато-желтая, рыхлой консистенции. При микроскопическом исследовании гистологических препаратов, окрашенных гематоксилином и эозином, а также пикрофуксином по Ван-Гизону, установлено, что стенка кисты представлена соединительной тканью и покрыта изнутри многослойным плоским эпителием с резко выраженным ороговением. Содержимым кисты являлись бесструктурные эозинофильные массы. Придатки кожи ― волосы, потовые и сальные железы ― не выявлены. Патогистологический диагноз: эпидермальная киста (рис. 3).

При контрольном амбулаторном осмотре через 5 мес после выполнения оперативного вмешательства пациентка жалоб не предъявляет, при выполнении УЗИ органов брюшной полости признаков рецидива эпидермоидной кисты не выявлено.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*e-mail: vlad.kachan2595@gmail.com
*e-mail: vlad. kachan2595@gmail.com