Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ставинский Р.А.

кафедра хирургии медицинского факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь, Молдова

Долгов Ю.А.

Кафедра хирургии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь, Молдова

Лефтер Г.Д.

Кафедра хирургии Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь, Молдова

Способ диагностики острого аппендицита

Авторы:

Ставинский Р.А., Долгов Ю.А., Лефтер Г.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2481

Загрузок: 53


Как цитировать:

Ставинский Р.А., Долгов Ю.А., Лефтер Г.Д. Способ диагностики острого аппендицита. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2010;(12):51‑52.
Stavinskiĭ RA, Dolgov IuA, Lefter GD. The new method of the acute appendicitis diagnostics. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2010;(12):51‑52. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ди­на­ми­ка гос­пи­таль­ной ле­таль­нос­ти при ос­трых аб­до­ми­наль­ных за­бо­ле­ва­ни­ях в Цен­траль­ном фе­де­раль­ном ок­ру­ге Рос­сии в за­ви­си­мос­ти от час­то­ты при­ме­не­ния ла­па­рос­ко­пи­чес­ких опе­ра­ций. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):13-20
Диаг­нос­ти­ка и хи­рур­ги­чес­кая так­ти­ка при гры­жах Бог­да­ле­ка у взрос­лых. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):48-55
Ла­па­рос­ко­пи­чес­кая ап­пен­дэк­то­мия при ос­тром ап­пен­ди­ци­те у бе­ре­мен­ных. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(9):86-94
Фак­то­ры, свя­зан­ные с дли­тель­ным пре­бы­ва­ни­ем в ста­ци­она­ре пос­ле ап­пен­дэк­то­мии во вре­мя пан­де­мии SARS-CoV-2. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(10):47-52
Воз­мож­нос­ти оцен­ки ин­во­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний ко­жи в эс­те­ти­чес­кой ме­ди­ци­не. Роль ультраз­ву­ко­вой ди­аг­нос­ти­ки. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):92-98
Спек­траль­ный ана­лиз ро­то­вой жид­кос­ти па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми фор­ма­ми на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):3-6
Ги­пер­сом­ния при пси­хи­чес­ких расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):63-68
Сов­ре­мен­ные ме­то­ды ди­аг­нос­ти­ки аде­но­ми­оза: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):81-90
Сы­во­ро­точ­ные би­омар­ке­ры по­ра­же­ния моз­га как ди­аг­нос­ти­чес­кий и прог­нос­ти­чес­кий инстру­мент при ише­ми­чес­ком ин­суль­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(8-2):37-46
Ге­не­ти­чес­кие ас­пек­ты ми­омы мат­ки: сов­ре­мен­ный взгляд на проб­ле­му. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(4-2):29-39

Введение

Диагностика острого аппендицита с типичными клиническими проявлениями не представляет затруднений. Вместе с тем ошибки в верификации диагноза, по данным литературы, отмечаются в 25-40% наблюдений [5]. Описано более 100 местных симптомов острого аппендицита с различной трактовкой их патогенеза. Большинство из них объясняется раздражением или сотрясением брюшины, вызываемым различными внешними приемами, выполняемыми врачом или самим больным [1, 4, 6-9]. Нами предложен новый симптом сотрясения брюшины (симптом «броска») для диагностики острого аппендицита[1].

Цель исследования - апробация предложенного способа диагностики.

Изучали информативность (выраженность) предлагаемого симптома острого аппендицита у мужчин и женщин в зависимости от формы воспаления и топографоанатомических особенностей расположения червеобразного отростка, а также его коррелятивной связи с известными, наиболее часто используемыми в практической работе симптомами.

Материал и методы

С помощью предложенного способа обследован 61 больной, поступивший в приемное отделение клиники с диагнозом: острый аппендицит. Способ осуществляли следующим образом. Больного укладывали на жесткую кушетку в горизонтальном положении на левый бок со слегка согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах. Врач, наклонившись над больным, охватывал его таз спереди, сзади и снизу двумя руками, приподнимал на 8-10 см и резко опускал («бросал»). При «падении» больной ощущал возникновение или резкое усиление болей в правой подвздошной области и отмечал это жалобой на боль, гримасой боли на лице или даже вскрикиванием. Степень выраженности симптома определяли как слабоположительный, положительный, резко положительный. Выраженность симптома сравнивали с расположением червеобразного отростка и морфологическими изменениями в нем. Все обследованные больные в зависимости от расположения отростка разделены на 3 группы: 1-я - обычное расположение, 2-я - ретроцекальное, 3-я - тазовое.

Все оперированные больные имели флегмонозную или гангренозную форму воспаления червеобразного отростка. Обычное расположение отростка оказалось у 53 обследуемых (1-я группа). При этом у 37 из них имелся острый флегмонозный аппендицит, из которых у 23 (62%) симптом «броска» был положительным, у 14 (38%) - резко положительным.

Больных с гангренозным аппендицитом в этой группе было 16, из них только у 1 (6%) изучаемый симптом был слабоположительным. Из остальных 15 у 8 (50%) больных он был положительным, у 7 (44%) - резко положительным.

Таким образом, если соотнести выраженность изучаемого симптома с формой воспаления в этой группе в процентном отношении, то можно заметить, что симптом отчетливо выражен у 100% больных с флегмонозной формой воспаления и несколько менее выражен у 94% больных с гангренозным воспалением. В последнем случае не исключается погрешность в этом показателе в связи с небольшим количеством исследуемых.

Ретроцекальная локализация червеобразного отростка (2-я группа) обнаружена у 7 оперированных больных. Из них у 5 имелся флегмонозный аппендицит, при этом изучаемый симптом оказался слабоположительным у 2 (28%), положительным - у 3 (43%). У 2 больных этой группы с гангренозным аппендицитом симптом «броска» был положительным.

Таким образом, изучаемый симптом в этой группе оказался во всех наблюдениях положительным или слабоположительным, что скорее всего связано с меньшей подвижностью или неподвижностью ретроцекально расположенного отростка и его брыжейки и соответственно с меньшей степенью раздражения при «броске».

У одного больного 3-й группы изучаемый симптом также был положительным.

Из изложенного выше следует, что предложенный способ диагностики острого аппендицита (симптом «броска») является высокоинформативным и может быть применен на практике. При этом положительный или резко положительный симптом «броска» позволяет с большой вероятностью предположить морфологическую форму воспаления отростка еще до операции.

В связи с этим возникла необходимость более углубленного изучения предложенного симптома. В частности, на первом этапе исследования была поставлена задача статистически оценить его связь с известными, наиболее часто используемыми симптомами острого аппендицита и полом исследуемых.

Для ее решения, на основе полученных результатов обследования больных, была составлена исходная таблица данных с условными обозначениями пола обследуемых, положительных или отрицательных известных симптомов Ровзинга, Ситковского, Щеткина-Блюмберга и исследуемого симптома «броска» с указанием степени его выраженности: слабоположительный, положительный, резко положительный. Дальнейшая математическая обработка материала проводилась с применением критериев Бартлетта [3], с помощью которых было доказано, что исходные данные сравнения известных симптомов и симптома «броска» однородны.

Математическую модель симптома «броска» следует искать одним из наиболее удобных методов моделирования по пассивным данным - модифицированным методом случайного баланса [2]. Значимость каждой полученной оценки коэффициента регрессии можно определить по критерию Стьюдента. Сравнение показателей предложенной модели с известными симптомами аппендицита проводили по критерию Фишера, который оказался меньше 1. Таким образом, признается адекватность модели симптома «броска» трем известным симптомам острого аппендицита и в тоже время независимость его от них и пола исследуемых.

Таким образом, симптом «броска» следует признать как новый, самостоятельный и независимый от других симптомов острого аппендицита.

Настоящая информация является предварительной. Исследование других характеристик предложенного симптома продолжается.

[1]Патент №336 от 14.08.08 «Способ диагностики острого аппендицита».

Литература

  1. Арсений А.К. Диагностика острого аппендицита. Кишинев: Картя Молдовеняскэ 1978; 124.
  2. Долгов Ю.А. Статистическое моделирование. Тирасполь: РИО ПГУ 2002; 280.
  3. Митропольский А.К. Техника статистических вычислений. 2-е изд., перераб. и доп. М: Наука 1971; 576.
  4. Пронин В.А., Бойко В.В. Патология червеобразного отростка и аппендэктомия. Харьков 2007; 272.
  5. Ротков И.Л. Диагностические и тактические ошибки при остром аппендиците. М: Медицина 1988; 207.
  6. Ситковский П.П. Об одном из клинических признаков при воспалении червеобразного отростка. Туркменский медицинский журнал 1992; 1: 37-56.
  7. Щеткин Д.С. О брюшном дрожании. Русский врач 1915; 23: 544-545.
  8. Blumberg M. Veber ein diagnostishes Symptom bei Appendicitic. Munchen Mediciniche Woсhenschrift 1907; 20: 1177-1178.
  9. Дробни Ш. Хирургия кишечника: Пер. с венгерского. Издательство академии наук Венгрии. Будапешт: AKADEMIA KIADO 1983; 146-154.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.