Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Отдаленная эффективность обучающей программы для пациентов с протезами клапанов сердца в повышении приверженности к лечению и качества жизни
Журнал: Кардиология и сердечно-сосудистая хирургия. 2017;10(4): 13‑18
Прочитано: 830 раз
Как цитировать:
В настоящее время доказана эффективность обучающих программ при различных заболеваниях, включая патологию сердечно-сосудистой системы. Внедрение школ здоровья в практическую медицину продемонстрировало положительные результаты, свидетельствующие об уменьшении частоты осложнений, улучшении качества и прогноза жизни в результате повышения приверженности к лечению и выполнения рекомендаций врача [1—6]. Среди пациентов с протезированными клапанами сердца уменьшение частоты возникновения геморрагических и тромботических осложнений на фоне терапии варфарином является оптимальным результатом реабилитационных программ [7].
В ФГБНУ НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний (Кемерово) с апреля 2010 г. разработана и внедрена обучающая программа «Школа для больных с протезированными клапанами сердца», основанная на преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных. Первый этап (стационарный) включает два занятия: одно проводится в кардиохирургическом отделении при подготовке к операции на сердце, другое — перед выпиской из стационара после хирургической коррекции клапанного порока сердца. На втором этапе (амбулаторном) через 1, 3 и 6 мес после операции подробно рассматриваются вопросы профилактики тромботических и геморрагических осложнений, развития протезного эндокардита, проводится физическая и психологическая реабилитация. Используется раздаточный материал «Рекомендации для пациентов с протезированным клапаном сердца», которые являются неотъемлемой частью процесса обучения.
В предыдущих работах проведен анализ краткосрочной эффективности обучающей программы для пациентов с протезами клапанов сердца [8—10]. Выявлено, что на фоне обучения через 6 мес в 2 раза увеличивается приверженность к лечению и улучшается качество жизни преимущественно за счет психологического компонента здоровья. В литературе отсутствуют данные о долгосрочной эффективности обучающей программы для пациентов с искусственными клапанами сердца. Кроме того, заслуживает внимания анализ эффективности полного курса обучения, включающий стационарный и амбулаторный этапы ведения больных по сравнению с обучением только в условиях стационара.
Цель настоящего исследования — оценить эффективность полного курса обучающей программы для пациентов с протезами клапанов сердца в повышении приверженности к лечению и качества жизни больных через 5 лет после операции на сердце.
В исследовании приняли участие 184 пациента с протезированными клапанами сердца, средний возраст 56,2±7,5 года. Методом «копи-пара» сформированы две группы больных, сопоставимые по возрасту, полу, уровню образования, основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца, клиническим проявлениям хронической сердечной недостаточности и типу протеза клапанов сердца (см. таблицу).
Пациентам назначалась стандартная медикаментозная терапия. На протяжении всего периода наблюдения отсутствовали проявления дисфункции искусственных клапанов сердца, геморрагические и тромботические осложнения.
Основную группу составили 126 пациентов, которые прошли полный курс обучения, включающий стационарный и амбулаторный этапы обучения. Кроме того, данная категория больных регулярно (1 раз в год) посещали врача-кардиолога после окончания школы, им выполнялись электрокардиографическое и эхокардиографическое исследования сердца. Осуществлялось тестирование международного нормализованного отношения (МНО) с периодичностью не менее 1 раза в месяц.
Контрольную группу составили 58 больных, которые успешно прошли только стационарный этап обучающей программы, они не смогли принять участие в Школе на амбулаторном этапе, так как имелись ограничения в передвижении и/или были невозможны регулярные визиты из-за отдаленности места жительства.
Всем обследуемым определялся интегральный показатель приверженности к лечению по опроснику С.В. Давыдова [11], качество жизни оценивалось по опроснику SF-36 (Medical Outcomes Study 36-Item Short Form Health Survey) [12].
Анкетирование обследуемых проводилось до обучения пациентов, по завершению первого (стационарного), второго (амбулаторного) этапов обучения и через 5 лет после операции на сердце. В основной группе тестирование проводилось на заключительном уроке после прохождения стационарного и амбулаторного курса обучения, в контрольной группе — через 6 мес после кардиохирургического лечения было проведено анкетирование по телефону.
Анализ данных осуществлялся при помощи пакета Statistica 6.0. При статистической обработке количественных показателей рассчитывались среднее значение и его стандартная ошибка. Внутригрупповые различия оценивались с помощью критерия Вилкоксона, межгрупповые различия — по критерию Манна—Уитни. При оценке различий качественных показателей использовался χ2. Критическим уровнем статистической значимости принималось 95% (р<0,05).
Основной задачей обучающих программ при различных заболеваниях является повышение приверженности пациентов к выполнению врачебных назначений в результате повышения уровня их знаний или информированности о своем заболевании, формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, повышение навыков по самоконтролю и формирование мотивации к оздоровлению поведенческих привычек [13].
Приверженность к лечению — степень соответствия поведения больного (в отношении приема препаратов, соблюдения диеты и других мер изменения образа жизни) рекомендациям, полученным от врача. На формирование приверженности к лечению влияет ряд факторов, связанных с пациентом, врачом, особенностями терапии и социально-экономическими условиями [14].
При анализе приверженности к лечению по анкете С.В. Давыдова [11] рассматривался интегральный показатель приверженности к лечению (ИППкЛ). В группах сравнения до проведения обучения не выявлено статистически значимых различий ИППкЛ, данный показатель в контрольной группе составил 4,36±0,05 балла, в основной 4,42±0,09 балла (p=0,0629). По завершению первого этапа обучения также отсутствовали статистически значимые различия ИППкЛ в контрольной и основной группах 6,25±1,05 и 6,15±0,93 балла соответственно (p=0,0701).
Однако по завершению второго этапа обучения (основная группа) и через 6 мес после операции на сердце (контрольная группа) прослеживались статистически значимые различия. Так, в основной группе на фоне обучения ИППкЛ составил 9,15±1,16 балла, в контрольной 6,19±1,15 балла (p=0,0387). Данный факт свидетельствует, что на фоне обучения пациентов с использованием информационно-мотивационного подхода, основанного на преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных, в 1,4 раза увеличилась приверженность к лечению. В случае неполного курса обучения, когда пациенты контрольной группы получили информацию лишь на стационарном этапе, приверженность к лечению осталась на прежнем уровне, несмотря на то что все пациенты после выписки из стационара наблюдались у кардиолога по месту жительства
Как известно, с течением времени и увеличением стажа заболевания приверженность к лечению снижается [15]. Между тем через 5 лет наблюдения в основной группе больных, прошедших полный курс обучения, сохранялся высокий ИППкЛ 8,10±1,20 балла. Характерно, что в контрольной группе без амбулаторного этапа обучения значение данного показателя было ниже в 1,5 раза, составляло 5,19±1,09 балла (p=0,0056). Именно сочетание стационарного и амбулаторного этапов ведения больных позволяет достигнуть наилучшего результата. По данным Н.А. Кошелевой и соавт. [16], сочетание обучения и амбулаторного ведения больных с использованием телефонного мониторинга (1 раз в 2—4 нед) в течение 3 лет наблюдения способствовало высокой приверженности пациентов к терапии, улучшению клинического состояния пациентов, уменьшению числа госпитализаций, обусловленных декомпенсаций сердечной недостаточности.
Применение телефонного мониторинга и интернет-технологий способствует повышению информированности и приверженности к лечению варфарином [17—19]. Наиболее эффективно сочетание нескольких методов, направленных на повышение приверженности лечению: письменные рекомендации по лечению и коррекции образа жизни, применение дневников самоконтроля и телефонные напоминания о необходимости выполнения назначений врача [20, 21]. Только участие медицинского работника позволяет сохранить на высоком уровне информированность пациента о необходимости выполнения врачебных рекомендаций по медикаментозной, физической и психологической реабилитации.
Предметом изучения большого количества отечественных и зарубежных исследований [22, 23] является качество жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которое рассматривается как критерий тяжести состояния больного и прогноза заболевания, эффективности медикаментозного и хирургического лечения, различных реабилитационных мероприятий и обучающих программ. Понятие «качество жизни» включает физическое, психологическое, эмоциональное и социальное функционирование человека, основанное на его субъективной оценке [24].
При анализе качества жизни по опроснику SF-36 пациенты с протезированными клапанами сердца исходно, до кардиохирургического лечения, характеризовались низкими показателями физического и психологического здоровья в обеих группах наблюдения: в контрольной группе 40,5±3,5 балла и в основной — 38,9±4,6 балла (p=0,3905). По завершению первого этапа (стационарного) прослеживалась незначительная тенденция в увеличении психологического компонента здоровья, не имеющая статистически значимых различий среди обследуемых пациентов.
Через 6 мес динамического наблюдения физический компонент здоровья увеличился на 24% в контрольной группе и на 25% в основной группе (p=0,2891). Следует отметить, что через 6 мес от начала наблюдения регистрировалось увеличение психологического компонента здоровья: на 15% в контрольной (p=0,0429) и на 43% в основной (p=0,0023) группах. Невозможно обойти вниманием тот факт, что показатель психологического компонента здоровья у пациентов, участвующих во втором этапе обучения, оказался на 28% выше, чем у пациентов, прошедших только первый (стационарный) курс обучения (р=0,0329). Следует отметить, что обучающая программа способствовала улучшению качества жизни пациентов с протезированными клапанами сердца преимущественно за счет повышения психологического компонента здоровья. Аналогичные результаты получены Г.В. Погосовой и соавт. [25], где на фоне обучения в школе больных с ишемической болезнью сердца регистрировались более высокие значения психологического компонента здоровья.
В исследовании И.Е. Олофинской [26] оценивалась эффективность кардиохирургических вмешательств у больных в возрасте 65—75 лет. Выявлено улучшение физического состояния, общего состояния здоровья и социального функционирования через 3 и 6 мес после протезирования клапанов сердца, однако более значимые положительные результаты достигнуты через 1—2 года после операции.
По результатам проведенного нами исследования, в основной группе при полном курсе обучения через 5 лет после протезирования клапанов сердца регистрировалось повышение на 12% (p=0,04487) физического и на 28% (p=0,0367) психологического компонентов здоровья. При этом в контрольной группе прослеживалась лишь незначительная тенденция в повышении значений данных показателей. Следует учитывать, что качество жизни представляет самостоятельную характеристику самочувствия больного, дополняющую традиционный анализ объективных клинических данных [27].
При оценке качества жизни как критерия эффективности обучающей программы в группе пациентов с использованием полного курса обучения, включающего стационарный и амбулаторный этапы ведения больных, использование информационно-мотивационной технологии в виде регулярных телефонных звонков медицинской сестры, направленных на повышение приверженности к лечению, регистрировалось статистически значимое улучшение показателей физического и психологического компонентов здоровья.
В исследовании проведен анализ корреляции качества жизни и приверженности к лечению. Подтверждена положительная связь показателей КЖ, а именно физического (PH) и психологического (MH) компонентов здоровья (r=0,5498; p=0,000), которые коррелировали с приверженностью к лечению — ИППкЛ. Регистрировалась положительная высокая по силе корреляционная связь ИППкЛ с МН (r=0, 8403; p=0,000) и слабая по силе — с РН (r=0,3785; р=0,0040). Эти данные подтверждены в работе Л.А. Бирюковой [28], свидетельствующей, что между показателем приверженности к лечению и показателем качества жизни больных с ишемической болезнью сердца имеется статистически достоверная сильная прямая корреляционная связь (r=0,85; p<0,01).
Выявлена сильная положительная корреляционная связь между физическими (PH) и психологическими (MH) компонентами здоровья (r=0,7650; p=0,0001), а также связь показателей физического (PH) и психологического (MH) здоровья с ИППкЛ (соответственно r=0,7400 и r=0,7805; p=0,0001) через 5 лет после кардиохирургического лечения при двухэтапном процессе обучения.
В группе пациентов, где обучение проводилось только в условиях стационара, регистрировалась положительная, однако меньшая по силе корреляционная связь психологического (МН) компонента здоровья с ИППкЛ (r=0,3181; p=0,024). Это может быть связано с тем, что обучающая программа для пациентов с протезами клапанов сердца способствует улучшению качества жизни преимущественно за счет повышения психологического компонента здоровья.
Качество жизни как интегральный показатель, включающий субъективную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, находится во взаимосвязи с приверженностью к лечению. Кроме того, являясь динамическим показателем, свидетельствует об отдаленной (5 лет) эффективности обучающей программы для пациентов после коррекции клапанных пороков сердца.
Пациенты с протезированными клапанами сердца нуждаются в длительной или пожизненной антикоагулянтной терапии, имеют высокий риск развития тромботических и геморрагических осложнений, развития протезного эндокардита. Применение обучающей программы, основанной на преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных, с использованием информационно-мотивационных технологий (телефонный мониторинг, рекомендации для пациентов) способствовало повышению приверженности к лечению, улучшению качества жизни в течение 5 лет наблюдения.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.