Влияние иммуновоспалительных процессов на возникновение и прогрессирование атеросклероза в настоящее время не вызывает сомнений. В течение последних десятилетий усилия ученых всего мира направлены на изучения роли различных компонентов клеточного и гуморального иммунитета в атерогенезе. Т-лимфоциты являются одним из типов иммунокомпетентных клеток, роль которых при атеросклерозе трудно переоценить. Т-клетки являются регулятором иммуновоспалительного процесса и способны модулировать активность макрофагов [1].
Считается, что дендритные клетки (ДК), расположенные в артериальной стенке, способны захватывать частицы окисленных липопротеидов низкой плотности (окс-ЛПНП) и представлять их на своей поверхности в качестве антигена для нативных Т-клеток [2]. Одной из ключевых функций ДК является продукция хемокина CCL17, под воздействием которого на рецепторы CCR4, расположенные на поверхности Т-лимфоцитов, последние перемещаются к месту расположения ДК [3]. После распознавания окс-ЛПНП как антигена нативные Т-лимфоциты дифференцируются в Т-хелперы 1-го типа (Тх-1). В конечном итоге Тх-1 проникают внутрь сосудистой стенки и стимулируют активацию моноцитов/макрофагов. Имеются убедительные данные, что экспрессия рецептора CCR4 повышается при многих иммуновоспалительных заболеваниях, таких как системная красная волчанка, ревматоидный артрит, бронхиальная астма, атопический дерматит. При этом в доступных нам источниках литературы мы не нашли упоминаний об исследованиях уровня экспрессии данного рецептора при атеросклерозе.
Наиболее распространено мнение, что рецептор CCR4 экспрессируется преимущественно на поверхности Тх 2-го типа (Тх-2) и регуляторных Т-лимфоцитов, которые обладают «антиатерогенной» активностью. Однако ряд исследований показали, что экспрессия CCR4 характерна для различных подмножеств Т-лимфоцитов, в том числе для Тх-1 [4, 5]. Более того, результаты единичных исследований демонстрируют наличие взаимосвязи между концентрацией хемокина CCL17 в периферической крови и тяжестью течения атеросклероза [6].
Цель исследования — изучить взаимосвязь уровней содержания в периферической крови Т-хелперов, экспрессирующих рецептор CCR4, и концентрации хемокина CCL17 с тяжестью атеросклеротического поражения коронарного русла и наличием гемодинамически значимых стенозов коронарных артерий (КА); изучить влияние воспалительной реакции, возникающей при имплантации коронарного стента, на концентрацию CCL17 и выраженность экспрессии CCR4 Т-хелперными клетками.
Материал и методы
В исследование включили 82 пациентов (все мужчины), находившихся на лечении в клинических отделениях РКНПК им. А.Л. Мясникова, имевших показания к коронарографии, и 10 молодых здоровых добровольцев без клинических признаков наличия ишемической болезни сердца (ИБС). Критериями исключения служили острый коронарный синдром, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения или хирургические вмешательства в предшествующие 6 мес, злокачественные новообразования, сахарный диабет 1-го и 2-го типов, наличие системных воспалительных или инфекционных заболеваний, прием иммунотропной терапии.
Всем пациентам, находившимся на стационарном лечении, проводили общеклиническое обследование, включавшее сбор жалоб, данных анамнеза и физическое обследование. Кроме того, у пациентов, находившихся на стационарном лечении, выполняли общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи, электрокардиографию, эхокардиографию, коронарографию. Тяжесть атеросклеротического поражения коронарного русла оценивали при помощи шкалы Gensini. Клеточное иммунофенотипирование выполняли методами прямого и бокового светорассеяния и цитофлуориметрии в потоке. Количество Т-хелперов и Т-клеток, экспрессирующих рецептор CCR4, определяли с помощью антител CD3, CD4 и CCR4 (R&D, США). Пробы обрабатывали на станции пробоподготовки TQ-prep («Beckman Coulter», США) с использованием набора реагентов для лизиса эритроцитов и фиксации лейкоцитов Immunoprep («Beckman Coulter», США). Анализ связывания антител с клетками осуществляли на поточном цитофлуориметре Cytomics FC 500 («Bekcman Coulter», США). Содержание хемокина CCL-17 в сыворотке крови определяли иммуноферментным методом с использованием наборов Human CCL17/TARC Quantikine ELISA Kit («RnDSystems», США).
Все участники исследования были разделены на четыре группы по квартилям в зависимости от оценки по шкале Gensini. 1-я группа была сформирована из 10 здоровых добровольцев молодого возраста, без клинических признаков ИБС. Во 2-ю группу вошли 12 пациентов с интактными и малоизмененными КА, у которых индекс соответствовал первому квартилю (<1,5 балла). Пациенты с умеренным коронарным атеросклерозом, у которых оценка по шкале Gensini входила в межквартильный интервал (Gensini Score 1,5—40 баллов), сформировали 3-ю группу (n=46). В 4-ю группу вошли 24 пациента с тяжелым атеросклеротическим поражением коронарного русла с оценкой по шкале >40 баллов, что соответствует четвертому квартилю. Клиническая характеристика пациентов представлена в табл. 1.

При включении в исследование большинство больных, находившиеся на стационарном лечении, получали стандартную терапию ИБС (табл. 2).

Для изучения влияния воспалительной реакции, возникающей при имплантации коронарных стентов, на уровень в крови Т-хелперов, хемокина CCL17 экспрессию CCR4, из общего числа пациентов дополнительно обследовали 22 больных со стенозирующим коронарным атеросклерозом, у которых выполняли ангиопластику со стентированием КА.
Статистическую обработку данных осуществляли при помощи пакета программ Statistica 6,0. Так как большинство сравниваемых признаков не имели нормального распределения, все данные представлены в виде медианы с указанием межквартильного размаха, а различия между группами выявляли с помощью непараметрического критерия Манна—Уитни. Для анализа данных в трех независимых группах использовали метод ANOVA по Крускалу—Уоллису. При исследовании динамики показателей относительно исходных уровней использовали критерий W Вилкоксона.
Результаты и обсуждение
При множественном межгрупповом сравнении уровня Т-хелперов и экспрессии рецептора CCR4 видно, что группа здоровых добровольцев отличалась от остальных групп достоверно более низким содержанием в крови Т-хелперных клеток, менее выраженной экспрессией рецептора CCR4 Т-хелперами. Статистически значимых различий по количеству Т-хелперов к Т-лимфоцитам между группами не наблюдалось. Группы пациентов с интактными или малоизмененными КА, больных с умеренным коронарным атеросклерозом и больных с тяжелым коронарным атеросклерозом по уровню Т-хелперов в целом и Т-хелперов, экспрессирующих CCR4 в частности между собой статистически значимо не различались. Следует отметить, что наибольший уровень Т-хелперов и экспрессии CCR4 наблюдался в группе с умеренным атеросклерозом КА; в группе больных с тяжелым коронарным атеросклерозом эти показатели оказались несколько ниже (табл. 3).

Согласно данным, представленным в табл. 4, при

Как видно из данных на рис. 1 между

В доступной литературе нам не удалось обнаружить работ, посвященных изучению роли рецептора CCR4 в атерогенезе. Данные об участии Т-клеток в иммуновоспалительном процессе при атеросклерозе в клинических исследованиях получены только для пациентов с острым коронарным синдромом. Результаты нашего исследования показывают важную роль Т-клеточного иммунного ответа не только при обострении ИБС, но и при стабильном течении заболевания. Более того, взаимосвязь выраженности экспрессии рецептора CCR4 с тяжестью коронарного атеросклероза позволяет расширить представления о патогенезе ИБС.
Анализ данных по уровню хемокина CCL17 в крови больных с различной степенью выраженности коронарного атеросклероза и молодых здоровых добровольцев продемонстрировал отсутствие статистически значимых различий (р=0,43) между группами здоровых добровольцев, пациентов с интактными или малоизмененными КА, больных с умеренным и тяжелым коронарным атеросклерозом по уровню хемокина CCL17: 1-я группа (здоровые добровольцы) — 231,49 (167,67; 268,74) пг/мл, 2-я группа (интактные или малоизмененные КА) — 264,95 (210,26; 320,65) пг/мл, 3-я группа (умеренный атеросклероз) — 255,79 (204,12; 375,77) пг/мл и 4-я группа (тяжелый атеросклероз) — 310,36 (226,57; 408,09) пг/мл. Необходимо отметить, что наиболее низкий уровень CCL17 наблюдался в группе здоровых добровольцев, наиболее высокий — в группе больных с тяжелым атеросклерозом К.А. Пациенты с интактными или малоизмененными КА характеризовались несколько более высоким уровнем CCL17 по сравнению больными с умеренным атеросклеротическим поражением коронарного русла. При сравнении групп больных в зависимости от наличия атеросклеротических бляшек, сужающих просвет КА более чем на 50%, достоверных различий по уровню CCL17 также не выявлено: 262,09 (211,79; 357,67) пг/мл в группе нестенозирующего атеросклероза КА (27 больных) и 266,53 (200,75; 373,60) пг/мл в группе стенозирующего атеросклероза КА (65 больных); р=0,8605. Полученные нами данные частично согласуются с результатами исследования Y. Ye и соавт. [6], в котором на основании анализа образцов крови 971 пациента показано, что уровень хемокина CCL17 ассоциирован с тяжестью атеросклероза КА и тяжестью течения ИБС.
Как видно из данных на рис. 2 между

В литературе встречаются данные о влиянии статинов на содержание в крови иммунокомпетентных клеток, в частности на уровень CD3+CD4+ [7—9]. Мы провели оценку содержания в периферической крови Т-хелперов, экспрессии рецептора CCR4 и концентрации хемокина CCL17 в зависимости от приема больными статинов. Мы исключили из анализа здоровых добровольцев в связи с тем, что пациенты данной группы достоверно и значительно отличались от больных остальных групп по клинико-анамнестическим характеристикам. Как видно из данных, представленных в табл. 5, обе

Известно, что имплантация стента приводит к повреждению эндотелия и развитию локального иммунного ответа, системным проявлением которого служит повышение уровня маркеров воспаления [10—12]. Локальная воспалительная реакция является одной из основных причин развития рестенозов и ассоциирована с большей вероятностью развития сердечно-сосудистых осложнений в отдаленном периоде. Мы проводили анализ образцов венозной крови, взятой накануне и через сутки после завершения процедуры коронарного стентирования. Выявлено достоверное повышение концентрации хемокина CCL17 через 24 ч после ангиопластики со стентированием К.А. При этом уровень Т-хелперов и выраженность экспрессии рецептора CCR4 Т-хелперными клетками в динамике достоверно не изменялись. Возможно, это связано с ранними сроками повторного определения (табл. 6).

Таким образом, несмотря на то что при попарном межгрупповом анализе мы не обнаружили различий по выраженности экспрессии рецептора CCR4 и концентрации хемокина CCL17 у больных с различной выраженностью атеросклероза КА, а пациенты из группы с достоверно более низкой экспрессией CCR4 отличались от остальных по возрасту, мы обнаружили умеренную положительную корреляцию между количеством Т-хелперов, несущих рецептор CCR4, и оценкой по шкале Gensini, а также отрицательную корреляцию умеренной силы между уровнем в периферической крови хемокина CCL17 и относительным количеством Т-хелперов, экспрессирующих рецептор CCR4.
Заключение
Полученные данные позволяют предположить, что хемокин CCL17 и рецептор CCR4 играют роль в инициировании Т-клеточного иммунного ответа при атеросклерозе. Более глубокое изучение вопроса, в частности определение степени экспрессии CCR4 Т-лимфоцитами различных подтипов, одновременное определение уровня в крови дендритных клеток, исключение влияния факторов риска развития ишемической болезни сердца и получаемой терапии, позволит лучше понять механизмы иммуновоспалительных реакций при атеросклерозе и разработать новые методики иммунотропной терапии заболевания.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Карпов Александр Михайлович — врач анестезиолог-реаниматолог отдела хронической ИБС ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России; 121552, Москва, ул. 3-я Черепковская, д. 15а; тел.: +7(919)728-3738; e-mail: karpovmd@gmail.com
Рвачева Анна Валерьевна — к.м.н., научный сотрудник лаборатории иммунопатологии сердечно-сосудистых заболеваний ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России; 121552, Москва, ул. 3-я Черепковская, д. 15а; тел.: +7(903)661-1637; e-mail: arvatcheva@mail.ru
Масенко Валерий Павлович — д.м.н., проф., руководитель отдела нейрогуморальных и иммунологических исследований ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России; 121552, Москва, ул. 3-я Черепковская, д. 15а; тел.: +7(903)596-08-61; e-mail: massenko@mail.ru
Наумов Владимир Геннадьевич — д.м.н., проф., ведущий научный сотрудник отдела проблем атеросклероза ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России. 121552, Москва, ул. 3-я Черепковская, д. 15а; тел.: +7(916)205-65-02; e-mail: cardionaum@yandex.ru