Легкие когнитивные нарушения у лиц молодого возраста являются достаточно важной медицинской и социальной проблемой [1—3]. Легкое когнитивное расстройство1, согласно МКБ-10, характеризуется «снижением памяти, трудностью обучения, сниженной способностью концентрироваться на выполнении какой-либо задачи длительное время; часто имеет место выраженное ощущение психической усталости при попытке решить умственную задачу, обучение новому представляется субъективно трудным, даже когда объективно оно успешно…» [4]. Согласно клинической классификации когнитивных нарушений, легкие когнитивные расстройства — нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые формально остаются в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняются от нее незначительно, не оказывают какого-либо влияния на повседневную активность, но представляют собой снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким исходным уровнем (индивидуальной нормой) [5].
Жалобы когнитивного характера в молодом возрасте наиболее часто возникают на фоне эмоциональных расстройств (особенно тревожно-депрессивных), соматических нарушений, могут также отмечаться при резидуально-органической патологии, самых начальных стадиях цереброваскулярных заболеваний, наряду с этим значимым представляется влияние генетически детерминированных и социально-личностных факторов [1—3, 5—7]. Легкие когнитивные нарушения у лиц молодого возраста могут также отмечаться при астенических явлениях [8]. Сочетание когнитивных, эмоциональных и астенических нарушений у лиц молодого возраста часто приводит к снижению социальной адаптации [9, 10].
В последние годы при диагностике эмоциональных расстройств у пациентов с различными неврологическими и психическими заболеваниями значительное внимание стало уделяться возможностям позитивной психологии. Речь идет о новом развивающемся направлении мировой психологии, которое изучает положительные аспекты изменений в психике человека — «позитивные личностные феномены». Имеются в виду эмоциональная зрелость, удовлетворенность жизнью, переживание надежды на будущее, ощущение счастья и т. д. При этом рядом исследователей [11—16] установлены корреляции между уровнями выраженности позитивных психологических изменений и эмоциональным состоянием человека (при депрессии эта корреляция отрицательная). В свете современных возможностей терапии эмоциональных расстройств изучение особенностей формирования и динамики позитивных личностных феноменов при разных заболеваниях вызывает большой интерес и приобретает актуальность [17, 18].
Известно, что одним из наиболее значимых нейромедиаторов, недостаточность которого приводит к развитию когнитивных и эмоциональных расстройств, является ацетилхолин, при этом широко применяемым в клинической практике препаратом холина является цитиколин (Рекогнан), который активно используется в лечении ряда заболеваний нервной системы [10, 19—22]. Результаты наших предыдущих исследований [10, 20] показали высокую эффективность Рекогнана в коррекции когнитивных, астенических, тревожных, вегетативных нарушений, повышение стрессоустойчивости и его общее положительное влияние на социальную адаптацию пациентов с астеническим синдромом.
Цель настоящего исследования — оценка особенностей формирования позитивных личностных феноменов, а также их динамики в процессе использования препарата Рекогнан (цитиколин) у пациентов с легкими когнитивными нарушениями при астеническом синдроме.
Материал и методы
Исследование выполнено в форме наблюдательной программы. Обследовали 38 пациентов, 17 мужчин и 21 женщину, в возрасте от 18 до 45 лет (средний возраст 27,8±12,1 года).
Критерии включения пациентов в программу: 1) возраст старше 18 лет; 2) клинически установленное «легкое когнитивное расстройство» (F06.7 по МКБ-10); 3) наличие астенического синдрома. Критерии невключения: 1) возраст моложе 18 лет; 2) беременность и период лактации; 3) редкие наследственные заболевания, связанные с непереносимостью фруктозы; 4) умственная отсталость; 5) деменция; 6) наличие повышенной чувствительности к любому компоненту Рекогнана.
Больные были разделены на две группы: 20 человек в основной группе и 18 человек в группе сравнения.
Основная группа получала лечение препаратом Рекогнан (перорально, в растворе, 100 мг в 1 мл) в течение 30 дней, суточная дозировка препарата составляла 0,5 г (5 мл раствора). У обследуемых группы сравнения лекарственную терапию не проводили.
Для выявления астенического синдрома использована шкала MFI-20, при этом показатели 12 баллов и более по любой из субшкал свидетельствовали о наличии астении.
С целью измерений позитивных личностных проявлений у пациентов с астенией применен ряд методик позитивной психологии, адаптированных для клинического применения научной группой на базе МГГУ им. М.В. Шолохова [16, 17, 23].
Для определения уровня субъективного счастья использован «Эмоциональный тест Фордайса» (Fordyce Emotions Questionnaire) [16—18]. Применяли адаптированную версию теста, состоящую из 3 вопросов, при этом I часть теста представляла собой оценочную 10-балльную шкалу (значение 10 баллов составляет максимум по признаку и берется за 100% при расчете), по которой респондент оценивал свои ощущения в плане счастливости/несчастливости: 10 баллов — ощущал себя в высшей степени счастливым, 9 — очень счастливым; 8 — довольно-таки счастливым, 7 — «серединка на половинку», 6 — иногда счастливым, 5 — нейтральным (ни счастливым, ни несчастным), 4 — слегка несчастным (чуть ниже нейтрального уровня), 3 — пожалуй, несчастным (жизнь немного тосклива), 2 — довольно-таки несчастным (испытываю легкую подавленность); 1 — глубоко несчастным (депрессия, подавленность); 0 — в высшей степени несчастным (острая депрессия сопровождает постоянно). По результатам предыдущих исследований [23], средний балл для данного вопроса составляет 7,37. Отвечая на последующие вопросы, испытуемый указывал (в %), какую часть времени он проводит (для II вопроса) и чувствует себя (для III вопроса) «на подъеме» (счастливым), несчастным или нейтрально в отношении переживания счастья.
«Шкала субъективного счастья» (SHS — Subjective Happiness Scale; S. Lyubomirsky, H. Lepper в переводе и адаптации С.П. Елшанского) использована для определения уровня субъективного благополучия испытуемого [16, 18]. Минимальный возможный балл по шкале равен 7, максимальный — 28.
Применяли также тест «Шкала надежды» — Adult Hope Scale (AHS), разработки C. Snyder (1994). Это психодиагностический тест, измеряющий уровень надежды, который рассматривается как позитивное мотивационное состояние, состоящий из субшкалы действия (определяет чувство успешности деятельности в диапазоне от 4 до 32 баллов), субшкалы пути (оценивает наличие планирования для определения жизненных целей в диапазоне от 4 до 32 баллов), а также общей шкалы надежды (сумма баллов 1-го и 2-го субтестов находится в диапазоне от 8 до 64) [23—26].
С использованием «Шкалы удовлетворенности жизнью» (Satisfaction With Life Scale — SWLS) измеряли эмоциональное переживание индивидом собственной жизни как целого, отражающее общий уровень психологического благополучия. Минимальный возможный балл по шкале равен 7, максимальный — 35 [27, 28].
Адаптированная «Шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона» позволяет оценивать уровень эмоциональной зрелости, которая, по мнению исследователя, является одной из составляющих «истинного счастья»
Проективная методика «Карта переживаний» (Д.В. Семенов [16]) предназначена для выявления имеющихся у больных переживаний в момент обследования, а также для психотерапевтической работы с ними, в частности по рисункам, отражающим соответствующие переживания позитивной и негативной направленности. Это обследование может проводить как специалист, так и сам больной, оно позволяет количественно и качественно оценить имеющиеся у обследованного переживания различного эмоционального модуса.
Период наблюдения составил 30 дней. Больные основной группы и группы сравнения были обследованы 3 раза: до начала исследования, на 15-й и 30-й дни.
Для статистической обработки результатов применяли программу IBM SPSS Statistics 23. Для оценки достоверности различий использовали критерий знаковых рангов Вилкоксона, значимые различия между изучаемыми признаками признавали при доверительном уровне р<0,05.
Результаты и обсуждение
Согласно показателям шкалы MFI-20, астенический синдром отмечен у 100% обследуемых, наличие его являлось одним из критериев включения в наблюдательную программу.
Результаты выполнения нейропсихологической методики «Шкала надежды» свидетельствовали о положительной динамике при применении Рекогнана в основной группе в середине лечения: по «Субшкале действия» она выявлена у 35,2% обследуемых, по «Субшкале пути» — у 41,2% больных, по «Субшкале надежды» — у 52,9%, а после курса лечения Рекогнаном положительную динамику наблюдали по «Субшкале действия» и «Субшкале пути» у 50%, «Субшкале надежды» у 65%. В группе сравнения положительная динамика в середине исследования по «Субшкале действия» выявлена у 20% больных, «Субшкале пути» — у 26,7%, «Субшкале надежды» — у 33,3%, а в конце исследования — у 50, 25 и 31% соответственно (рис. 1, табл. 1).
При анализе результатов выполнения методики «Шкала удовлетворенностью жизнью» в процессе лечения Рекогнаном положительная динамика в основной группе в середине лечения была отмечена у 29,4% больных, после лечения — у 40%, а в группе сравнения — у 26,7 и 25% соответственно (табл. 2). Аналогичная динамика определена и при оценке результатов выполнения методики «Шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона»: в основной группе — на 15-й день лечения у 41,2% больных, после лечения — у 60%, а в группе сравнения — у 33,3 и 50% соответственно (табл. 2).
При анализе результатов выполнения методики «Шкала субъективного счастья» при применении Рекогнана положительная динамика в основной группе после 1 мес лечения выявлена у 65% больных, а в группе сравнения — у 50% (см. табл. 2).
Результаты выполнения методики «Эмоциональный тест Фордайса» (табл. 3) свидетельствуют, что средний показатель I теста (уровня субъективного счастья) у пациентов с астенией составил 6,5 балла, что ниже среднего показателя для данного теста в популяции согласно результатам предыдущего исследования (7,37 балла) [17]. Это может указывать на более низкий уровень субъективного счастья у пациентов с астеническим синдромом. После 1 мес применения Рекогнана данный показатель продемонстрировал тенденцию к увеличению до 7,2 балла и приблизился к значениям здоровых лиц.
Результаты выполнения II субтеста (определяющего, какую часть времени обследуемый проводит в том или ином эмоциональном состоянии) после курса Рекогнана также свидетельствовали об увеличении доли времени, которое пациент проводит «на подъеме», на 11,1% (в группе сравнения данная тенденция выявлена в меньшей степени — на 1,8%) и уменьшении доли времени, в течение которого обследуемый чувствовал себя несчастным, на 5,7% (см. табл. 3, рис. 2).
При анализе результатов выполнения проективной методики «Карта переживаний» у обследованных основной группы с использованием статистического критерия Вилкоксона были обнаружены достоверные различия (p=0,042) между показателями негативных переживаний в середине и после лечения Рекогнаном (табл. 4).
У лечившихся Рекогнаном выявлено устойчивое снижение переживаний негативного характера уже после 2 нед лечения, хотя в абсолютных цифрах сдвиг в сторону снижения невелик. В то же время в группе сравнения у испытуемых наблюдали высокую лабильность негативных переживаний на разных этапах лечения, имеющую тенденцию к снижению, но статистически не достоверную. Такую же лабильность результатов наблюдали при оценке позитивных переживаний у испытуемых основной группы и группы сравнения, также без статистически достоверных различий в сдвигах показателей. В связи с этим можно сделать вывод о том, что Рекогнан статистически значимо снижает проявления негативных переживаний у пациентов с астеническим синдромом, при некотором увеличении количества положительных переживаний.
Таким образом, результаты выполненной нами наблюдательной программы свидетельствуют, что после курса лечения Рекогнаном в течение 1 мес у пациентов с легкими когнитивными нарушениями при астеническом синдроме отмечено улучшение показателей по целому ряду специальных психологических шкал, направленных на оценку позитивных личностных изменений, а также достоверное уменьшение негативных переживаний, что свидетельствует о положительном влиянии препарата Рекогнан на формирование позитивных личностных проявлений и компенсацию эмоциональных расстройств.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Немкова С.А. — https://orcid.org/0000-0002-9679-9640; e-mail: nemkova-sa@yandex.ru
Семенов Д.В. — https://orcid.org/0000-0001-7425-1839; e-mail: dv_semenov@mail.ru
Заваденко Н.Н. — https://orcid.org/0000-0003-0103-7422; e-mail: zavadenko@mail.ru
Возвышаева М.Ю. — https://orcid.org/0000-0001-5552-9890; e-mail: g.milyana@mail.ru
Автор, ответственный за переписку: Немкова Светлана Александровна — e-mail: nemkova-sa@yandex.ru
1В научной литературе по неврологии и психиатрии, в том числе в нашем журнале, в этом случае используются также такие определения, как «мягкое» или «умеренное» когнитивное снижение (ред.).