Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Немкова С.А.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Семенов Д.В.

ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Возвышаева М.Ю.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Влияние применения препарата Рекогнан (цитиколин) на проявления позитивных личностных качеств у пациентов с астеническим синдромом и легкими когнитивными нарушениями

Авторы:

Немкова С.А., Семенов Д.В., Заваденко Н.Н., Возвышаева М.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1840

Загрузок: 48


Как цитировать:

Немкова С.А., Семенов Д.В., Заваденко Н.Н., Возвышаева М.Ю. Влияние применения препарата Рекогнан (цитиколин) на проявления позитивных личностных качеств у пациентов с астеническим синдромом и легкими когнитивными нарушениями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(1):44‑50.
Nemkova SA, Semenov DV, Zavadenko NN, Vozvyshaeva MYu. Features of positive personality phenomena in patients with mild cognitive impairment and asthenic syndrome treated with recognan (citicoline). S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(1):44‑50. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012001144

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние пре­па­ра­та Уни­фу­зол на сос­то­яние ког­ни­тив­ных фун­кций в ус­ло­ви­ях эк­спе­ри­мен­таль­но­го хро­ни­чес­ко­го на­ру­ше­ния моз­го­во­го кро­во­об­ра­ще­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):94-103
Воз­мож­нос­ти оп­ти­ми­за­ции те­ра­пии у па­ци­ен­тов с фо­каль­ной эпи­леп­си­ей, пе­ре­нес­ших COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):130-136
Кли­ни­чес­кие про­яв­ле­ния и ме­та­бо­ли­чес­кая те­ра­пия ас­те­ни­чес­ко­го син­дро­ма в ос­тром и ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­одах ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):94-100
Ас­те­ния, пси­хи­чес­кая утом­ля­емость и ког­ни­тив­ная дис­фун­кция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):38-47
Эф­фек­тив­ность ка­лия N-аце­ти­ла­ми­но­сук­ци­на­та (Ко­ги­тум) при ле­че­нии ас­те­ни­чес­ко­го син­дро­ма: ре­зуль­та­ты двой­но­го сле­по­го пла­це­бо-кон­тро­ли­ру­емо­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):52-56
Ви­та­ми­ны груп­пы B и моз­го­вая дис­фун­кция. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(7):97-101
Те­ра­пия ко­мор­бид­ной па­то­ло­гии при эпи­зо­ди­чес­кой миг­ре­ни и го­лов­ной бо­ли нап­ря­же­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):52-57
Ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у де­тей с ор­га­ни­чес­ким ас­те­ни­чес­ким расстройством. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):92-99
Те­ра­пия ас­те­ни­чес­ких расстройств пос­ле пе­ре­не­сен­ных пси­хо­ти­чес­ких сос­то­яний у па­ци­ен­тов с ког­ни­тив­ны­ми на­ру­ше­ни­ями: ре­зуль­та­ты наб­лю­да­тель­ной не­ин­тер­вен­ци­он­ной прог­рам­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):81-87
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность Ре­ког­на­на (ци­ти­ко­лин) при кор­рек­ции ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний раз­лич­ной эти­оло­гии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(11):22-28

Легкие когнитивные нарушения у лиц молодого возраста являются достаточно важной медицинской и социальной проблемой [1—3]. Легкое когнитивное расстройство​1​᠎, согласно МКБ-10, характеризуется «снижением памяти, трудностью обучения, сниженной способностью концентрироваться на выполнении какой-либо задачи длительное время; часто имеет место выраженное ощущение психической усталости при попытке решить умственную задачу, обучение новому представляется субъективно трудным, даже когда объективно оно успешно…» [4]. Согласно клинической классификации когнитивных нарушений, легкие когнитивные расстройства — нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые формально остаются в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняются от нее незначительно, не оказывают какого-либо влияния на повседневную активность, но представляют собой снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким исходным уровнем (индивидуальной нормой) [5].

Жалобы когнитивного характера в молодом возрасте наиболее часто возникают на фоне эмоциональных расстройств (особенно тревожно-депрессивных), соматических нарушений, могут также отмечаться при резидуально-органической патологии, самых начальных стадиях цереброваскулярных заболеваний, наряду с этим значимым представляется влияние генетически детерминированных и социально-личностных факторов [1—3, 5—7]. Легкие когнитивные нарушения у лиц молодого возраста могут также отмечаться при астенических явлениях [8]. Сочетание когнитивных, эмоциональных и астенических нарушений у лиц молодого возраста часто приводит к снижению социальной адаптации [9, 10].

В последние годы при диагностике эмоциональных расстройств у пациентов с различными неврологическими и психическими заболеваниями значительное внимание стало уделяться возможностям позитивной психологии. Речь идет о новом развивающемся направлении мировой психологии, которое изучает положительные аспекты изменений в психике человека — «позитивные личностные феномены». Имеются в виду эмоциональная зрелость, удовлетворенность жизнью, переживание надежды на будущее, ощущение счастья и т. д. При этом рядом исследователей [11—16] установлены корреляции между уровнями выраженности позитивных психологических изменений и эмоциональным состоянием человека (при депрессии эта корреляция отрицательная). В свете современных возможностей терапии эмоциональных расстройств изучение особенностей формирования и динамики позитивных личностных феноменов при разных заболеваниях вызывает большой интерес и приобретает актуальность [17, 18].

Известно, что одним из наиболее значимых нейромедиаторов, недостаточность которого приводит к развитию когнитивных и эмоциональных расстройств, является ацетилхолин, при этом широко применяемым в клинической практике препаратом холина является цитиколин (Рекогнан), который активно используется в лечении ряда заболеваний нервной системы [10, 19—22]. Результаты наших предыдущих исследований [10, 20] показали высокую эффективность Рекогнана в коррекции когнитивных, астенических, тревожных, вегетативных нарушений, повышение стрессоустойчивости и его общее положительное влияние на социальную адаптацию пациентов с астеническим синдромом.

Цель настоящего исследования — оценка особенностей формирования позитивных личностных феноменов, а также их динамики в процессе использования препарата Рекогнан (цитиколин) у пациентов с легкими когнитивными нарушениями при астеническом синдроме.

Материал и методы

Исследование выполнено в форме наблюдательной программы. Обследовали 38 пациентов, 17 мужчин и 21 женщину, в возрасте от 18 до 45 лет (средний возраст 27,8±12,1 года).

Критерии включения пациентов в программу: 1) возраст старше 18 лет; 2) клинически установленное «легкое когнитивное расстройство» (F06.7 по МКБ-10); 3) наличие астенического синдрома. Критерии невключения: 1) возраст моложе 18 лет; 2) беременность и период лактации; 3) редкие наследственные заболевания, связанные с непереносимостью фруктозы; 4) умственная отсталость; 5) деменция; 6) наличие повышенной чувствительности к любому компоненту Рекогнана.

Больные были разделены на две группы: 20 человек в основной группе и 18 человек в группе сравнения.

Основная группа получала лечение препаратом Рекогнан (перорально, в растворе, 100 мг в 1 мл) в течение 30 дней, суточная дозировка препарата составляла 0,5 г (5 мл раствора). У обследуемых группы сравнения лекарственную терапию не проводили.

Для выявления астенического синдрома использована шкала MFI-20, при этом показатели 12 баллов и более по любой из субшкал свидетельствовали о наличии астении.

С целью измерений позитивных личностных проявлений у пациентов с астенией применен ряд методик позитивной психологии, адаптированных для клинического применения научной группой на базе МГГУ им. М.В. Шолохова [16, 17, 23].

Для определения уровня субъективного счастья использован «Эмоциональный тест Фордайса» (Fordyce Emotions Questionnaire) [16—18]. Применяли адаптированную версию теста, состоящую из 3 вопросов, при этом I часть теста представляла собой оценочную 10-балльную шкалу (значение 10 баллов составляет максимум по признаку и берется за 100% при расчете), по которой респондент оценивал свои ощущения в плане счастливости/несчастливости: 10 баллов — ощущал себя в высшей степени счастливым, 9 — очень счастливым; 8 — довольно-таки счастливым, 7 — «серединка на половинку», 6 — иногда счастливым, 5 — нейтральным (ни счастливым, ни несчастным), 4 — слегка несчастным (чуть ниже нейтрального уровня), 3 — пожалуй, несчастным (жизнь немного тосклива), 2 — довольно-таки несчастным (испытываю легкую подавленность); 1 — глубоко несчастным (депрессия, подавленность); 0 — в высшей степени несчастным (острая депрессия сопровождает постоянно). По результатам предыдущих исследований [23], средний балл для данного вопроса составляет 7,37. Отвечая на последующие вопросы, испытуемый указывал (в %), какую часть времени он проводит (для II вопроса) и чувствует себя (для III вопроса) «на подъеме» (счастливым), несчастным или нейтрально в отношении переживания счастья.

«Шкала субъективного счастья» (SHS — Subjective Happiness Scale; S. Lyubomirsky, H. Lepper в переводе и адаптации С.П. Елшанского) использована для определения уровня субъективного благополучия испытуемого [16, 18]. Минимальный возможный балл по шкале равен 7, максимальный — 28.

Применяли также тест «Шкала надежды» — Adult Hope Scale (AHS), разработки C. Snyder (1994). Это психодиагностический тест, измеряющий уровень надежды, который рассматривается как позитивное мотивационное состояние, состоящий из субшкалы действия (определяет чувство успешности деятельности в диапазоне от 4 до 32 баллов), субшкалы пути (оценивает наличие планирования для определения жизненных целей в диапазоне от 4 до 32 баллов), а также общей шкалы надежды (сумма баллов 1-го и 2-го субтестов находится в диапазоне от 8 до 64) [23—26].

С использованием «Шкалы удовлетворенности жизнью» (Satisfaction With Life Scale — SWLS) измеряли эмоциональное переживание индивидом собственной жизни как целого, отражающее общий уровень психологического благополучия. Минимальный возможный балл по шкале равен 7, максимальный — 35 [27, 28].

Адаптированная «Шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона» позволяет оценивать уровень эмоциональной зрелости, которая, по мнению исследователя, является одной из составляющих «истинного счастья»

Проективная методика «Карта переживаний» (Д.В. Семенов [16]) предназначена для выявления имеющихся у больных переживаний в момент обследования, а также для психотерапевтической работы с ними, в частности по рисункам, отражающим соответствующие переживания позитивной и негативной направленности. Это обследование может проводить как специалист, так и сам больной, оно позволяет количественно и качественно оценить имеющиеся у обследованного переживания различного эмоционального модуса.

Период наблюдения составил 30 дней. Больные основной группы и группы сравнения были обследованы 3 раза: до начала исследования, на 15-й и 30-й дни.

Для статистической обработки результатов применяли программу IBM SPSS Statistics 23. Для оценки достоверности различий использовали критерий знаковых рангов Вилкоксона, значимые различия между изучаемыми признаками признавали при доверительном уровне р<0,05.

Результаты и обсуждение

Согласно показателям шкалы MFI-20, астенический синдром отмечен у 100% обследуемых, наличие его являлось одним из критериев включения в наблюдательную программу.

Результаты выполнения нейропсихологической методики «Шкала надежды» свидетельствовали о положительной динамике при применении Рекогнана в основной группе в середине лечения: по «Субшкале действия» она выявлена у 35,2% обследуемых, по «Субшкале пути» — у 41,2% больных, по «Субшкале надежды» — у 52,9%, а после курса лечения Рекогнаном положительную динамику наблюдали по «Субшкале действия» и «Субшкале пути» у 50%, «Субшкале надежды» у 65%. В группе сравнения положительная динамика в середине исследования по «Субшкале действия» выявлена у 20% больных, «Субшкале пути» — у 26,7%, «Субшкале надежды» — у 33,3%, а в конце исследования — у 50, 25 и 31% соответственно (рис. 1, табл.

Рис. 1. Результаты применения методики «Шкала надежды» на 15-й и 30-й дни (число больных с улучшением, %).
1).
Таблица 1. Показатели методики «Шкала надежды» в процессе выполнения исследования, баллы

При анализе результатов выполнения методики «Шкала удовлетворенностью жизнью» в процессе лечения Рекогнаном положительная динамика в основной группе в середине лечения была отмечена у 29,4% больных, после лечения — у 40%, а в группе сравнения — у 26,7 и 25% соответственно (табл. 2).

Таблица 2. Показатели методик «Шкала удовлетворенностью жизнью», «Шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона», «Шкала субъективного счастья» в процессе выполнения исследования, баллы
Аналогичная динамика определена и при оценке результатов выполнения методики «Шкала эмоциональной зрелости М. Аткинсона»: в основной группе — на 15-й день лечения у 41,2% больных, после лечения — у 60%, а в группе сравнения — у 33,3 и 50% соответственно (табл. 2).

При анализе результатов выполнения методики «Шкала субъективного счастья» при применении Рекогнана положительная динамика в основной группе после 1 мес лечения выявлена у 65% больных, а в группе сравнения — у 50% (см. табл. 2).

Результаты выполнения методики «Эмоциональный тест Фордайса» (табл. 3)

Таблица 3. Показатели методики «Эмоциональный тест Фордайса» в процессе выполнения исследования, I — баллы, II, III — %
свидетельствуют, что средний показатель I теста (уровня субъективного счастья) у пациентов с астенией составил 6,5 балла, что ниже среднего показателя для данного теста в популяции согласно результатам предыдущего исследования (7,37 балла) [17]. Это может указывать на более низкий уровень субъективного счастья у пациентов с астеническим синдромом. После 1 мес применения Рекогнана данный показатель продемонстрировал тенденцию к увеличению до 7,2 балла и приблизился к значениям здоровых лиц.

Результаты выполнения II субтеста (определяющего, какую часть времени обследуемый проводит в том или ином эмоциональном состоянии) после курса Рекогнана также свидетельствовали об увеличении доли времени, которое пациент проводит «на подъеме», на 11,1% (в группе сравнения данная тенденция выявлена в меньшей степени — на 1,8%) и уменьшении доли времени, в течение которого обследуемый чувствовал себя несчастным, на 5,7% (см. табл. 3, рис. 2).

Рис. 2. Результаты выполнения II субтеста методики «Эмоциональный тест Фордайса» у пациентов основной группы и группы сравнения.

При анализе результатов выполнения проективной методики «Карта переживаний» у обследованных основной группы с использованием статистического критерия Вилкоксона были обнаружены достоверные различия (p=0,042) между показателями негативных переживаний в середине и после лечения Рекогнаном (табл. 4).

Таблица 4. Результаты применения методики «Карта переживаний» в процессе исследования

У лечившихся Рекогнаном выявлено устойчивое снижение переживаний негативного характера уже после 2 нед лечения, хотя в абсолютных цифрах сдвиг в сторону снижения невелик. В то же время в группе сравнения у испытуемых наблюдали высокую лабильность негативных переживаний на разных этапах лечения, имеющую тенденцию к снижению, но статистически не достоверную. Такую же лабильность результатов наблюдали при оценке позитивных переживаний у испытуемых основной группы и группы сравнения, также без статистически достоверных различий в сдвигах показателей. В связи с этим можно сделать вывод о том, что Рекогнан статистически значимо снижает проявления негативных переживаний у пациентов с астеническим синдромом, при некотором увеличении количества положительных переживаний.

Таким образом, результаты выполненной нами наблюдательной программы свидетельствуют, что после курса лечения Рекогнаном в течение 1 мес у пациентов с легкими когнитивными нарушениями при астеническом синдроме отмечено улучшение показателей по целому ряду специальных психологических шкал, направленных на оценку позитивных личностных изменений, а также достоверное уменьшение негативных переживаний, что свидетельствует о положительном влиянии препарата Рекогнан на формирование позитивных личностных проявлений и компенсацию эмоциональных расстройств.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Немкова С.А. — https://orcid.org/0000-0002-9679-9640; e-mail: nemkova-sa@yandex.ru

Семенов Д.В. — https://orcid.org/0000-0001-7425-1839; e-mail: dv_semenov@mail.ru

Заваденко Н.Н. — https://orcid.org/0000-0003-0103-7422; e-mail: zavadenko@mail.ru

Возвышаева М.Ю. — https://orcid.org/0000-0001-5552-9890; e-mail: g.milyana@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Немкова Светлана Александровна — e-mail: nemkova-sa@yandex.ru

1В научной литературе по неврологии и психиатрии, в том числе в нашем журнале, в этом случае используются также такие определения, как «мягкое» или «умеренное» когнитивное снижение (ред.).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.