В 2018 г. исполняется 475 лет со дня рождения выдающегося итальянского врача и анатома Костанцо Варолио (рис. 1),
Известный историк медицины Антуан Портал (1743—1832) в своем фундаментальном многотомном сочинении «История анатомии и хирургии» [1] писал о нем следующее: «Для Италии Костансо Вароли был одним из величайших гениев, которых она произвела… Самые великие мужья говорили с почтением о Вароли: Паскаль Алидосиус1 ставил его в один ряд с самыми выдающимися учеными в Болонье; Шарль Картариус2 отмечал его среди замечательных людей Рима, а Линден3 считал его одним из самых великих медиков Европы».
Костанцо Варолио родился в Болонье. Свое образование Варолий начал с освоения философии в университете родного города и только потом стал изучать медицину. Его наставником по анатомии был ученик Андрея Везалия, известный анатом и хирург Джулио Чезаре Аранци (1530—1589), в честь которого назван венозный проток (аранциев проток). В 1567 г. Варолио получил степень доктора медицины, а через 2 года возглавил созданную по распоряжению Сената Болоньи кафедру хирургии [2, 3]. Одной из его обязанностей было преподавание анатомии. Упомянутый ранее Портал так охарактеризовал деятельность ученого и врача [1]: «Он стал знаменитым во всех тех науках, которые он преподавал в Болонье, на своей родине; он был оценен и другими учеными; и что было совершенно необычайным, так это то, что у него не было завистников. Такая репутация была плодом его трудов; и как милостыня и награда. Папа Григорий XIII, убежденный в его чрезвычайных заслугах, даровал ему место своего «первого врача» и очень доверял ему. Репутация Варолио не ограничивалась Ватиканом. Он пользовался в Риме признанием столь же великим, как и то, что имел в Болонье. Но при всем том Варолио был всегда очень скромным человеком, похвалы не производили на него никакого впечатления. Любовь к добру была единственным мотивом его действий. Должность «первого врача» при Папе не мешала ему заниматься препарированием человеческих трупов и трупов животных. Самые великие мужи хотели увидеть, как он оперирует, и даже брать у него уроки… Ученые в возрасте посещали уроки молодого Варолио. После продолжительной практики в анатомии ему было несложно успешно развиваться в хирургии. Он приобрел в этой области медицины такую большую известность, что люди самого высокого ранга, будучи больными, хотели, чтобы он их оперировал. Операции, которые большинство хирургов считали самыми сложными, были для Варолио весьма простыми в исполнении… Анатомия к тому же была весьма схожа с хирургией; и поскольку Варолио уже прославился в первой, ему нетрудно было проявить себя во второй. Варолио обладал прекрасным здоровьем, но смерть, которая не чествует ни талант, ни звания, оборвала нить его жизни в возрасте 32 лет. Ученый мир был опечален: многие знания Варолио будут похоронены вместе с ним. Многие утверждали, что, если бы Варолио был отпущен обычный срок человеческой жизни, он бы добился огромных успехов в медицине. Ученые и все, кто его знал, сочли честью присутствовать на его погребении. Он был похоронен в церкви Сан-Марчелло в той же могиле, что и его отец».
На их могиле была размещена эпитафия: «Господу Преблагому, Величайшему. Отцу Себастьяно Варолио и сыну Костанцо едва на 23 дня его пережившему, который медицину и хирургию основательно изучил, весьма искусный в извлечении камней, когда в римской гимназии публично читал лекции по анатомии и производил вскрытия, Великому понтифику Григорию XIII весьма любезный, на 32-м году своей жизни умер, пораженный неизвестной болезнью. Франческа де Ангелис супругу и сыну, Порша де Виолис свекру и супругу в Болонье от себя в глубокой скорби [памятник] поставили. Скончался в 1575 году [от рождества] Спасителя».
При жизни Варолио было опубликовано только одно сочинение — его письмо Джироламо Меркуриале (1530—1606) «De nervis opticis nonnullisque aliis, praeter communen opinionem in humano capite observatis» («О зрительных нервах и некоторых других наблюдениях в человеческой голове, противоречащих общепринятому мнению») (рис. 2),
С точки зрения вклада Варолио в нейроанатомию наиболее значимыми являются результаты изучения строения головного мозга и хода черепных нервов. Это стало возможным благодаря новой методике анатомирования головного мозга, предложенной Варолио, которую он описал в одном из своих трудов [4]: «Прошу, не откажись узнать, по какой причине случилось мне наблюдать то, что осталось скрыто от столь прекрасных анатомов, коих я почитаю как наставников. Ведь у многих это представление приобрело признание нелегко, напротив, сила укоренившегося человеческого мнения такова, что многие, кажется, сомневаются даже [тогда], когда собственными глазами видят саму истину. Тебе небезызвестно, что способ работать с головой был общим как у древних, так и у современников, — начиная от расположенных вверху частей, удалив первым разрезом верхнюю часть черепной коробки; затем оболочки, и вещество мозга вплоть до желудочков, и остальные части, как тебе отлично известно. Я же, видя, что большинство частей мозга имеются вблизи от основания головы и что мозг своим весом (особенно у мертвецов) сжимает их между собой и черепной коробкой, рассудил, что общий способ работы чреват многими помехами. Поэтому я обычно начинаю работу с обратной стороны головы, а именно от основания мозга. Продвигаясь подобным образом, отдельные части мозга видны столь полно, что, кажется, ничего лучше и желать нельзя. Однако этот способ работы как отличается от общепринятого, так также и очень сложен.
Итак, сначала я отделяю везде все кости головы от подлежащей твердой оболочки мозга так, чтобы остался мозг с подвешенными глазами, со всеми парами нервов и с частью спинного мозга, чтобы, повторяю, осталось все это, покрытое ранее упомянутой твердой оболочкой. Сделав это, я поворачиваю мозг так, чтобы основание было обращено вверх, быстро удаляю твердую оболочку с основания мозга, оставляя те части, которые находятся около нервов, чтобы они не разорвались. После ее удаления подобным образом становится видно основание мозга так, как нарисовал Везалий в 4-й книге, непосредственно после первой главы».
Использование Варолио этой методики позволило ему более детально описать многие структуры, в числе которых ножки мозга, гиппокамп, мост, а также ход интракраниальной части черепных нервов. Подробнейшим образом Варолио описал топографию зрительного нерва вплоть до затылочной доли (в современном понимании — макроскопически различимые структуры проводящего пути зрительного анализатора). Варолио первым в истории анатомии выделил доли в полушариях головного мозга, назвав их prominentiae (в переводе с латыни — «выступ», «мыс»): переднюю, среднюю и заднюю, которые, по его мнению, соответствовали I, II и III желудочкам соответственно (рогам боковых желудочков в соответствии с современной терминологией).
Что касается моста, названного впоследствии в его честь варолиевым, то вопреки расхожему мнению ученый не является его первооткрывателем, о чем сам и писал, а первым предложил так именовать эту структуру [5]: «Всякий раз как я точно вижу под этим поперечным выступом спинной мозг, выглядящий как какой-то канал, протекающий под чем-то похожим на мост, я назвал бы, для большей ясности в науке, мостом мозжечка, и уже давно я называю [его] так [вместо] общепринятого названия [этой части головного мозга], ибо, кажется, что этот выступ, идущий в том же направлении, наглядно представляет [мост] по некоторому сходству».
По нашим данным, первым, кто назвал описанное анатомическое образование в честь итальянского анатома, был датский анатом Томас Бартолин (1616—1680), употребивший эпоним «варолиев мост» в своем сочинении «Historiarum anatomicarum rariorum centuria» (1654) (рис. 4),
Способ анатомирования головного мозга, предложенный Варолио, получил широкое распространение и был усовершенствован анатомами XVII века, в первую очередь англичанином Томасом Уиллисом (1621—1675) и французом Раймондом Вьессеном (1635—1715), чьи трактаты «Cerebri anatome» (1664) и «Neurographia universalis» (1684) соответственно длительное время считались основными трудами по анатомии головного мозга.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*e-mail: sergei_kutya@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-1145-4644
1Паскуале Алидози (1570—1627) опубликовал в 1623 г. биографический справочник наиболее известных болонских докторов наук.
2Карло Картари (1614—1697) оставил после себя дневник, который вел на протяжении 50 лет, содержащий ценнейшую информацию о жизни Рима.
3Иоганн Антоний Ван дер Линден (1609—1664) — автор фундаментального биографического труда «De scriрtis medicis» (1637).