Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Куприянова И.Е.

Дашиева Б.А.

ФГБУ «Научно-исследовательский институт психического здоровья» РАН, Томск

Карауш И.С.

ФГБУ «Научно-исследовательский институт психического здоровья» РАН, Томск

Психические расстройства и новые возможности выявления суицидального риска у детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями

Авторы:

Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1146 раз


Как цитировать:

Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Психические расстройства и новые возможности выявления суицидального риска у детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(7):30‑34.
Kupriianova IE, Dashieva BA, Karaush IS. Mental disorders and new opportunities to identify suicide risk in children and adolescents with disabiliting diseases. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2015;115(7):30‑34. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20151157130-34

Рекомендуем статьи по данной теме:
Воз­мож­нос­ти зер­каль­ной те­ра­пии в ког­ни­тив­ной ре­аби­ли­та­ции пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):64-71
Пос­тин­сультные ког­ни­тив­ные на­ру­ше­ния у мо­ло­дых па­ци­ен­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(8):92-96
Эф­фек­тив­ность фи­зи­чес­ких ме­то­дов ре­аби­ли­та­ции, ос­но­ван­ных на воз­действии эк­сцентри­чес­ких наг­ру­зок, при трав­мах вер­хних ко­неч­нос­тей. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):13-17
Реаби­ли­та­ция па­ци­ен­тов с ней­ро­па­ти­ями ли­це­во­го нер­ва. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(2):28-41
Ре­зуль­та­ты вли­яния пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной ре­аби­ли­та­ции на ка­чес­тво жиз­ни муж­чин пос­ле ла­па­рос­ко­пи­чес­кой прос­та­тэк­то­мии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):22-28
Реаби­ли­та­ция па­ци­ен­тов пос­ле опе­ра­ций на поз­во­ноч­ни­ке: эф­фек­тив­ность не­теп­ло­вых ме­то­дик пе­ло­идо­те­ра­пии. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(4):23-29
Ле­че­ние син­дро­ма фан­том­ной бо­ли бо­ту­ли­ни­чес­ким ней­ро­ток­си­ном. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):44-54
Ох­ра­на пси­хи­чес­ко­го здо­ровья в пер­вич­ном зве­не здра­во­ох­ра­не­ния: ме­ди­ко-со­ци­аль­ная эф­фек­тив­ность. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(10):29-35
Ди­на­ми­ка мо­тор­ных и фун­кци­ональ­ных на­ру­ше­ний в ран­нем вос­ста­но­ви­тель­ном пе­ри­оде ише­ми­чес­ко­го ин­суль­та. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):13-22
Реаби­ли­та­ци­он­ный по­тен­ци­ал па­ци­ен­тов с ише­ми­чес­кой бо­лез­нью сер­дца, пе­ре­нес­ших ауто­ве­ноз­ное аор­то­ко­ро­нар­ное шун­ти­ро­ва­ние, в оцен­ке эф­фек­тив­нос­ти вос­ста­но­ви­тель­но­го ле­че­ния. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(5):29-39

Одним из приоритетных направлений ВОЗ по охране здоровья детей и подростков с ограниченными возможностями является обеспечение им бесперебойного оказания соответствующих высококачественных медицинских услуг [1]. В реальности такие задачи решаются отдельно врачами-соматологами, специалистами-реабилитологами, психиатрами и психологами. При этом в поле зрения психиатров обычно попадают пациенты с достаточно выраженными нарушениями [2].

В одном из эпидемиологических исследований [3], охватившем период 2000—2012 гг., были выявлены высокие показатели общей и первичной заболеваемости детского и подросткового населения в Российской Федерации по всем федеральным округам и увеличение числа инвалидов среди детей и подростков — с 92 005 до 119 281 человека. Общее количество детей-инвалидов увеличилось на 29,65%, а среди детей с психической патологией — с 8,44 до 13,72%. Несмотря на сказанное, общая стратегия раннего выявления психических нарушений у детей и подростков недостаточно разработана. Это касается и выявления у них предикторов суицидального поведения [4—7].

К группе риска по развитию суицидального поведения относятся в первую очередь дети и подростки с ограниченными интеллектуальными возможностями [8, 9], что делает актуальной разработку методов предотвращения у них суицидов [10]. В этом отношении особое внимание уделяется обнаружению признаков депрессии [11—14].

Известны такие методики для выявления депрессии у подростков, как шкала суицидального риска — опросник детской депрессии (CDI) M. Kovacs и шкала депрессии В.А. Жмурова [15]. Недостатками этих шкал являются большое количество вопросов или необходимость градации ответа на них, а также недостаточная доступность некоторых вопросов для понимания детьми. Имеющиеся опросники для экспресс-диагностики суицидального риска Т.Н. Разуваевой [16] и А.А. Кучера и В.П. Костюкевича [17] также не вполне пригодны для обследования подростков с нарушением интеллектуального развития.

Цель исследования — изучение психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями, сопровождающимися нарушениями психологического развития, и создание инструмента, позволяющего оценить у них уровень суицидального риска.

Материал и методы

В исследование были включены 800 учащихся 1—11 классов в возрасте от 7 до 18 лет, 64,4% мальчиков и 35,6% девочек. В число обследованных входили 350 учащихся школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов Улан-Удэ Республики Бурятия с психическими, неврологическими и соматическими инвалидизирующими заболеваниями; 179 учеников Томской областной школы-интерната № 15 I—II вв.ида для слабослышащих и глухих детей; 170 учащихся Томской областной школы-интерната № 33 III—IV вв.ида для слабовидящих и слепых детей; 101 ученик школы № 45 VIII вида Томска с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Статус инвалида имели 89% учащихся.

Жителями села являлись 13% обследованных. В полной семье родными родителями воспитывались 47,6% детей, с неродными родителями жили 13,7%, из неполной семьи было 33,8%, из опекунской — 4,7%. Преобладали (49%) семьи с 1 ребенком, семьи с 2 детьми составляли 39,4%, многодетные — 11,6%. Анализ образовательного уровня родителей выявил преобладание у них (46,2%) среднего специального/технического образования, среднее образование имели 18,6%, незаконченное среднее — 1% и лишь 1/3 родителей (34,2%) были с высшим образованием.

Значимыми социальными характеристиками, которые могли негативно отражаться на функционировании детей исследуемой группы, являлись низкий материальный уровень (59,8%), неудовлетворительное состояние жилья (10,3%), статус безработного у родителей (3,9%), снижение профессионального уровня родителями в связи с инвалидностью ребенка (3,3%), инвалидность (тяжелое соматическое или психическое заболевание) родителей или других членов семьи (5,4%). Из неблагоприятных психологических признаков семейного функционирования можно было отметить распространенность патологических форм воспитания (72,5%), свойственное большинству родителей пассивное отношение к заболеванию ребенка (67%), наличие рентных установок (54%) и истощение эмоциональных ресурсов — синдром «родительской усталости» (12%).

При обследовании детей и подростков были использованы психологические методы, которые перечислены выше. Кроме того, авторами был разработан клинический опросник выявления суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями​1​᠎.

Результаты

Распространенность психических расстройств в изучаемой группе составила 83,5%. В структуре психических расстройств преобладали специфические расстройства развития, умственная отсталость, расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга (см. таблицу). Сочетанная патология (два психических расстройства и более) была отмечена у 52,3% детей.

Распределение (в %) обследованных по характеру психических расстройств

К сказанному можно добавить, что на имевшиеся у детей и подростков расстройства оказывали определенное влияние проявления пубертатного периода и внешние социальные стрессорные воздействия, которые способствовали развитию вторичных невротических или неврозоподобных расстройств, проявлявшихся нарушениями эмоционального реагирования и поведения. Кроме того, при клиническом обследовании у многих пациентов были обнаружены отдельные симптомы психической или соматической тревоги, которые рассматривались как психодезадаптационные нарушения.

При психологическом обследовании авторы встретились с трудностями применения использованных инструментов (они упоминались выше) у детей и подростков. По их показателям повышенный или высокий уровень тревоги был обнаружен у 33%, высокий суицидальный риск выявлен только у 3%. Эти результаты вряд ли могли отражать реально существующую патологию.

Обозначенная проблема была решена путем создания клинического опросника, отличающегося более доступной формулировкой вопросов для восприятия лицами с указанной патологией, минимальным количеством вопросов — 12, достаточного для выявления психологических феноменов и признаков суицидального поведения и степени выраженности суицидального риска. Предлагаемый опросник оказался вполне доступным для подростков, не требовал значительного времени, напряжения органа зрения и мог быть использован для проведения скрининговых исследований.

Опросник для выявления суицидального риска у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ

Инструкция: Укажи свой возраст, ты можешь не указывать свое имя и фамилию. Оцени свое состояние за последние 1—2 мес, отвечая на вопросы. Варианты ответов — «да» или «нет».

1. Часто ли у тебя бывает плохое (сниженное, унылое) настроение?

2. Настроение портится чаще всего из-за чувства одиночества; проблем в любви; проблем с родителями, опекунами, близкими; проблем в школе; других проблем (укажите каких). При ответе «да» на этот вопрос выбери вариант из предложенных или укажи свой.

3. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.

4. Тебе стало труднее учиться, чем раньше.

5. Ты стал меньше общаться с друзьями, чем раньше.

6. Посещали ли тебя когда-нибудь мысли о суициде?

7. Бывает ли тебе так плохо, что хочется умереть?

8. У тебя есть кто-нибудь, с кем ты можешь поделиться своими бедами и удачами?

9. Думал ли ты, как можно умереть?

10. Пытался ли ты когда-нибудь, даже в шутку, убить себя?

11. У тебя есть занятия (увлечения), от которых ты получаешь удовольствие (доставляют радость)?

12. Есть ли у тебя планы на будущее (будущая профессия, увлечения, общение с друзьями)?

Ключ к опроснику: По 1 баллу оцениваются положительные ответы на вопросы № 1, 2, 4, 5 и отрицательные ответы на вопросы № 8, 11, 12, по 2 балла — положительные ответы на вопросы № 3, 6, 7, 9, в 3 балла — положительный ответ на вопрос № 10.

Сумма баллов определяет уровень суицидального риска: 17—10 — высокий уровень, 9—6 — средний, 5 и ниже — низкий.

Предлагаемый опросник был ранее апробирован при обследовании 160 учащихся в возрасте 12—18 лет, из них 100 человек с сенсорными нарушениями, 60 — с детским церебральным параличом (ДЦП). В группе учащихся 43,8% (70 человек) имели расстройства психологического развития клинического уровня (F83), остальные — отдельные признаки нарушенного развития. Исследование проводилось индивидуально (со слабослышащими) или в малых группах (до 7 человек). Учащимся предлагалось указать свой возраст, имя и фамилию — по желанию. Анонимность позволяла подросткам давать искренние ответы, в то же время у исследователя была возможность определения респондента. По результатам скрининга был выявлен средний уровень суицидального риска у 15,6% (25 человек) и высокий — у 5,6% (9 человек). При клиническом обследовании лиц с высоким уровнем суицидального риска выявлено психодезадаптационное состояние доклинического уровня у 6 человек, расстройство адаптации (F43) у 2 и легкий депрессивный эпизод (F33.1) у 1. Диагностированные психические нарушения доклинического и клинического уровня определили характер и объем лечебных и психокоррекционных мероприятий.

Ранее предполагалось, что нарушение интеллектуального развития может в определенной мере выступать в качестве «буфера» для суицидального поведения. Для выяснения этого вопроса мы провели сравнительный анализ ответов учащихся исследуемой группы с 69 учащимися того же возраста общеобразовательных школ [18]. Дети с нарушением здоровья несколько чаще определяли у себя суицидальные мысли: 39% по сравнению с детьми из общеобразовательной школы — 30%. На вопрос о «желании умереть» утвердительно ответили 54% учащихся коррекционных школ и 38% обычных школьников. Достоверное различие получено при анализе ответов на вопрос «пытался когда-нибудь, даже в шутку, убить себя». Среди учащихся коррекционной школы таких было 3%, а общеобразовательной — 28,3% (p<0,001). Таким образом, у учащихся коррекционной школы были выявлены своего рода ограничивающие факторы от самоповреждающих действий. К таким факторам могут быть отнесены общая инфантильность, незрелость психики, трудности принятия решения, а также проживание в условиях интерната, где обеспечивается бо́льший контроль поведения со стороны взрослых и возможность наблюдения, а также организация досуга.

В связи с рассмотрением проблемы суицидальности особое внимание в рамках настоящего исследования обращали на состояние эмоциональной сферы. Подавленное настроение отмечали 67% учащихся коррекционных школ и 53,3% учеников общеобразовательной школы. В обеих группах причинами ухудшения настроения чаще всего назывались проблемы в школе, с родителями, опекунами, близкими, а также «влюбленность» и чувство одиночества. Последнее было более выраженным в группе детей с инвалидизирующими заболеваниями и встречалось у них чаще — 34,1 против 20%, хотя некоторые учащиеся с инвалидизирующими заболеваниями не могли определить причину ухудшения настроения.

Причиной утвердительных ответов на вопросы об унылом настроении, суицидальных мыслях, чувстве одиночества у части детей были негативные эмоции, вызванные осознанием дефекта и ограничением собственных возможностей (ежедневные трудности при передвижении по городу, «я не смогу поступить в вуз из-за плохого зрения», нарушения опорно-двигательного аппарата), хотя некоторые дети и подростки редко не способны полностью выразить негативные эмоциональные переживания, и часто состояние внутреннего конфликта не распознается ими из-за отсутствия достаточной информированности о собственном эмоциональном неблагополучии, предыдущего негативного опыта общения, а также неспособности выразить чувства из-за речевых, сенсорных, интеллектуальных нарушений.

Обсуждение

Дети с ограниченными возможностями в связи с имеющимися сенсорными, речевыми, двигательными нарушениями в большинстве случаев имеют сочетанные расстройства, включающие нарушения эмоционально-волевой сферы, психологического развития и последствия органического поражения ЦНС. Они более уязвимы к внешним воздействиям, в том числе из-за отсутствия навыков решения психологических и социальных проблем. Возникающие при этом проявления дезадаптации обусловливают переживание психологического кризиса, совершение импульсивных поступков и инфантильную реакцию на возникающие проблемы. Это полностью касается и суицидального поведения.

При анализе результатов анкетирования и клинических наблюдений обращает на себя внимание кажущаяся несерьезность и незначительность мотивов, которыми объясняются причины совершения суицидальных попыток. Еще одной особенностью является отсутствие четких границ между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажирующим аутоагрессивным поступком, что в большей степени характерно для лиц с низким уровнем развития социальной компетентности.

В качестве причины суицидального поведения часто фигурируют школьные конфликты. Однако при индивидуальном консультировании, как правило, обнаруживается и семейное неблагополучие, причем оно может быть как явным (внешнее), так и скрытым (внутреннее). В первом случае речь идет о дефектах воспитания опекуном (при лишении родителей родительских прав), психологическом или физическом насилии, злоупотреблении алкоголем одним или обоими родителями. Во втором случае имеется в виду определенная дисфункциональность паттернов взаимодействия в семье, скрытая конфликтность. В случаях суицидальных намерений или попыток на фоне длительного семейного конфликта и хронической стрессирующей ситуации школьный конфликт может быть просто «последней каплей». Семьи детей с инвалидизирующими заболеваниями характеризуются более выраженными социально-демографическими и психологическими показателями дисфункциональности. Так, сравнение с данными по общей популяции в РФ показало преобладание у детей-инвалидов неполных (в 1,5 раза) и опекунских (в 2 раза) семей [19]. Нельзя не принимать во внимание затраты в семье в связи с инвалидизирующим заболеванием ребенка, а также вынужденным прекращением профессиональной занятости матери и необходимостью ее перехода на менее квалифицированную работу. Известно, что бремя инвалидизирующего заболевания неблагоприятно влияет на психическое здоровье родителей, что отражается на функционировании семьи в целом и эмоциональном состоянии ребенка с инвалидизирующими заболеваниями в частности [20].

Таким образом, признаки социального неблагополучия и нарушение семейного функционирования составляют те условия, в которых протекает развитие подростков с инвалидизирующим заболеванием. Данные, полученные при использовании разработанного авторами клинического опросника, свидетельствуют о низкой стрессоустойчивости таких подростков. Разработанный опросник позволяет с большой точностью определить уровень суицидального риска у подростков с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в коррекционных школах, и своевременно провести превентивные психокоррекционные мероприятия. Большое значение в превенции суицидального поведения могло бы иметь психообразование как подростков, так и педагогов и родителей.

1Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Способ выявления суицидального риска для последующей коррекции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ. Патент Р.Ф. № 2013152564/14 (082016) от 26.10.14.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.