Хритинин Д.Ф.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии Первого московского медицинского университета им. И.М. Сеченова; Кафедра психиатрии Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Петров Д.С.

Лечебно-реабилитационный потенциал больных шизофренией и их семей

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(5): 70-76

Просмотров : 53

Загрузок : 9

Как цитировать

Хритинин Д. Ф., Петров Д. С. Лечебно-реабилитационный потенциал больных шизофренией и их семей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012;112(5):70-76.

Авторы:

Хритинин Д.Ф.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии Первого московского медицинского университета им. И.М. Сеченова; Кафедра психиатрии Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Все авторы (2)

Шизофрения является проблемой, значение которой далеко выходит за пределы психиатрии, поскольку это заболевание наносит существенный урон не только самим пациентам, снижая качество их жизни, и их семьям, но и обществу в целом [2, 5, 6].

«Бремя» шизофрении определяется как медицинскими, так и социальными факторами, что обусловливает общественную значимость и потребность в совершенствовании терапевтических и реабилитационных мероприятий с целью не только купирования симптомов болезни, но и восстановления социального функционирования (статуса) и повышения качества жизни больного [1, 2, 4, 7, 10]

В социальной психиатрии проблема реабилитации и социальной защиты больных шизофренией требует интегративного подхода с учетом всей совокупности факторов, ограничивающих их активность в различных социально-психологических сферах (образование, работа, семья, социальные контакты, духовная сфера, независимость, самообслуживание и др.).

Современные лечебно-реабилитационные мероприятия опираются на ряд принципов, одним из которых является признание пациента активным участником процесса, направленного на сохранение (либо восстановление) различных форм адаптации больного в социуме и реализуемого при тесном взаимодействии пациента с персоналом реабилитационного учреждения в реабилитационной среде [2, 8, 9]. Продолжительность лечебно-реабилитационных программ зависит от быстроты адаптации больного к функционированию в условиях амбулатории или стационара, т.е. от уровня его реабилитационного потенциала. Программы реабилитации могут быть реализованы в сроки от 6 мес до нескольких лет.

Реабилитационный потенциал — это биологические и социально-психологические возможности индивида компенсировать ограничения жизнедеятельности, сформировавшиеся вследствие болезни [8]. Он определяется не только биологической реактивностью организма и клиническими проявлениями болезни, но и социально-психологическими личностными ресурсами [1, 3, 4].

Система социальной реабилитации строится с учетом нескольких основных факторов. К таким факторам относятся: определение конкретной реабилитационной цели и этапов ее достижения; четкое формулирование клинико-реабилитационного диагноза; клинико-психологический анализ личности реабилитанта и внутренней модели болезни; определение реабилитационного потенциала личности и ближайшего социума (семьи), в котором реализуется индивидуальная программа реабилитации [6, 11]. При формировании и реализации реабилитационных программ необходимо четко определиться с такими понятиями, как развернутый функциональный (реабилитационный) диагноз, реабилитационный потенциал пациента и его социального окружения, конкретные направления реализации реабилитационных мероприятий (медико-биологических, психологических и социальных).

Реабилитационный диагноз служит отправным моментом при планировании всей программы восстановительного лечения. Он интегрирует три многоуровневых составляющих: клинико-функциональный диагноз, психологический «диагноз», социальный «диагноз».

В данном исследовании мы хотели обратить внимание на наименее освещенную в литературе третью составляющую реабилитационного диагноза — социальный «диагноз», который включает комплекс социально-бытовых, социально-средовых и профессионально-трудовых реабилитационных ресурсов (потенциала) больных шизофренией.

Цель настоящей работы — обобщение данных, касающихся формирования реабилитационного диагноза пациентов и их близких, и разработка системы стандартов реабилитационной работы, интегрирующей различные подходы и нормативные требования, позволяющие последовательно внедрять в систему психосоциальной работы различные формы реабилитации с учетом проблем и потребностей пациентов и членов их семей.

Материал и методы

Исследование было проведено в 2006—2011 гг. на базе Рязанской областной клинической психиатрической больницы им. Н.Н. Баженова, Тульской областной психиатрической больницы №1 им. Н.П. Камнева и Липецкой областной психоневрологической больницы №1.

Было проведено анкетирование 304 пациентов: 126 мужчин и 178 женщин. Среди них были больные шизофренией — 80,3% респондентов и шизотипическим расстройством в стадии ремиссии — 19,7%.

Обследуемые были разделены на группы с длительностью заболевания до 5 лет, от 5 до 10 лет и свыше 10 лет. Все пациенты находились на стационарном лечении.

В группу родственников (90 человек) вошли члены семей, осуществляющие уход и оказывающие материальную и эмоциональную поддержку больному. На момент опроса анкетируемые регулярно навещали своих родственников (это касалось 93,3% больных шизофренией и 6,7% пациентов с шизотипическим расстройством). Среди опрошенных были 82,2% женщин и 17,8% мужчин.

В работе использовались следующие шкалы и опросники: 1) анкета-опросник, содержащая вопросы о социальном статусе лиц с психическими расстройствами (возраст, образование, профессия, семейное положение, материальное состояние и др.); 2) опросник качества жизни «ВОЗКЖ—100» (World Health Organization Quality of Life with 100 questions); 3) опросник «Оценка эмоциональной и инструментальной поддержки психически больных (G. Sommer,T. Fydrich, 1989); 4) «Шкала оценки нагрузки на семью» (G. Szmukler, P. Burgess, H. Hisrman, A. Benson, S. Colusa, S. Bloch, 1994); 5) «Карта оценки уровня знаний о психической болезни и эффективности психообразовательной программы» (Л.И. Сальникова, Л.Г. Мовина, 2002).

Результаты и обсуждение

В соответствии с задачами работы реабилитационный потенциал анализировался по нескольким показателям: социальный статус, качество жизни, эмоциональная и инструментальная поддержка больного, уровень информированности в области психиатрии. Результаты были условно разделены на реабилитационные возможности (потенциал) и реабилитационные ограничения (потери). Им соответствовали предложенные реабилитационные мишени и методы воздействия (реабилитационные мероприятия), которые отражены в табл. 1—3.

Таблица1
2

]]>
Таблица3

]]>

Реабилитационный потенциал больного не исчерпывается лишь ресурсами личности. Многие авторы [1—7] сходятся во мнении, что реабилитационный процесс является длительным и сложным, требует участия множества социальных институтов. Речь идет о реабилитационных возможностях микросоциума (общества, семьи, друзей, коллег). В отношении психически больных, живущих в определенном социальном окружении, используется понятие «реабилитационное поле» [2—6, 11, 12].

При оценке реабилитационных возможностей микросоциального окружения исследовали несколько составляющих: психологический климат в семье, социальный и материальный статус членов семьи, образование, качество жизни, готовность к обучению (психообразованию). Результаты исследования реабилитационных ресурсов семей больных шизофренией представлены в табл. 4.

Таблица4

]]>

В результате проведенного исследования было выявлено снижение оценки качества жизни по финансовым, психологическим, социальным показателям у больных шизофренией. При этом отмечены нарастающие по мере течения заболевания ухудшение социального статуса (инвалидизация, занятие неквалифицированным трудом, потеря работы и безработица, ухудшение материального положения и социально-бытовых условий), изоляция от общества. Негативные показатели качества жизни пациентов с психическими расстройствами, конечно, в большой мере зависят от клинических особенностей заболевания, но они во многом определяются и другими факторами, в частности семейным статусом и условиями оказания специализированной помощи. Но, по нашему мнению, большую роль играет и психологическая неподготовленность, и отсутствие адекватной (полной) информированности пациента относительно своего заболевания (течения, прогноза) и методов лечения. Существенную помощь в совершенствовании лечебно-реабилитационных мероприятий может оказать максимально полный учет и оценка всех сфер жизнедеятельности пациента.

Выполненное исследование также показало, что у большинства больных сохраняются условия для реализации адаптационных возможностей (наличие семьи, обеспеченность жильем и др.) и реабилитационного потенциала (трудоспособный возраст, удовлетворительная оценка качества жизни, своих возможностей к обучению и др.), т.е. сохраняются реабилитационные ресурсы, на которые можно опираться при проведении восстановительной терапии.

При этом внимание специалистов должно быть направлено не только на качество медицинской помощи, но и на создание оптимальной микросоциальной сети, т.е. сообщества лиц, оказывающих моральную и экономическую поддержку, так как большинство пациентов после выписки из стационара возвращаются в семьи (по результатам исследования, более 80%). Безусловно, особенно важно формирование социальной сети для пациентов, не имеющих близких родственников или не поддерживающих с ними взаимоотношений.

Опрос членов семей больных шизофренией позволил выявить, с одной стороны, удовлетворенность качеством жизни, высокий уровень оценки своей роли во взаимоотношениях и социальной помощи больному родственнику, а, с другой стороны — ограничение реабилитационных ресурсов на уровне социального статуса (инвалидность, пенсионный возраст) или даже их нехватка, проявляющаяся в эмоциональном напряжении, нарастании отрицательных эмоций, ощущении, что «больной не выходит из головы», а соответственно — неудовлетворенность качеством медицинской помощи. Все это необходимо учитывать в разработке лечебно-реабилитационных мероприятий с обязательным привлечением к ним родственников больных.

Таким образом, в семейно ориентированной лечебно-реабилитационной работе врачи-психиатры и социальные работники должны располагать конкретным планом действий, оценивать возможности реабилитационных ресурсов пациента и семьи в социально-терапевтическом процессе, анализировать результаты лечебно-реабилитационной программы в контексте ожиданий родственника и больного.

Учитывая данные литературы [2, 3, 7, 8] и результаты собственного исследования, можно выделить 5 этапов лечебно-реабилитационной помощи рассмотренной категории пациентов:

1-й этап — биологической терапии. Проводится интенсивная психофармакотерапия в условиях стационара с привлечением больных к деятельности в пределах палаты (уборка, личная гигиена);

2-й этап — комплексной терапии. Психофармакотерапия в сочетании с социально-терапевтическими программами (трудотерапия, совместная занятость, коммуникативные группы);

3-й этап — поддерживающей терапии. При возможности проводится на базе дневного или ночного стационаров. Фармакотерапия пролонгированными формами препаратов. Реабилитационные мероприятия включают: индивидуальную и семейную психотерапию, психообразование, тренинги социальных навыков.

4-й этап — профессионально ориентированный.

В условиях дневного стационара, лечебно-трудовых мастерских основной акцент лечебно-реабилитационной работы делается на профессиональной и социальной реабилитации. Пациент возобновляет деятельность на своем рабочем месте либо в условиях специализированных производств (профессиональная переподготовка). Социальная терапия ориентирована на развитие и восстановление социальных связей пациентов (семья, трудовой коллектив), моделирование социально-положительных форм поведения; для лиц, утративших социальные контакты, организуются формы помощи в виде «жилья под защитой»;

5-й этап — социотерапевтический. Амбулаторная помощь лицам с психическими расстройствами, которая включает групповую, семейную психотерапию, участие в клубе пациентов, общественных организациях родственников и больных.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail