Яковлев Н.М.

1. НИИ экспериментальной медицины Северо-западного отделения РАМН;
2. Городская психиатрическая больница №3 им. И.И. Скворцова-Степанова, Санкт-Петербург

Косицкая З.В.

Клименко В.М.

Непрялова Н.Е.

Константинов К.В.

Снижение выраженности аффективных расстройств у больных с дебютом шизофрении методом биоакустической коррекции

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(12): 32‑35

Просмотров : 556

Загрузок : 7

Как цитировать

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Клименко В.М., Непрялова Н.Е., Константинов К.В. Снижение выраженности аффективных расстройств у больных с дебютом шизофрении методом биоакустической коррекции. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2011;111(12):32‑35.
Iakovlev NM, Kositskaia ZV, Klimenko VM, Neprialova NE, Konstantinov KV. Reduction of the severity of affective disorders in patients with the first episode of schizophrenia using the method of bioacoustics correction. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2011;111(12):32‑35. (In Russ.).

Авторы:

Яковлев Н.М.

1. НИИ экспериментальной медицины Северо-западного отделения РАМН;
2. Городская психиатрическая больница №3 им. И.И. Скворцова-Степанова, Санкт-Петербург

Все авторы (5)

Ведущим психологическим звеном в патогенезе шизофрении считают недостаточность мотивации, вызванную нарушением регуляции в системе эмоционального подкрепления. При дефиците эмоциональной и волевой сферы у больных формируется деструктивное поведение, часто сопровождающееся аффективными расстройствами. В связи с этим актуальна проблема компенсации аффективных нарушений. Предварительные исследования подростков, больных шизофренией с депрессивным синдромом, показали низкую эффективность лечебного воздействия различных вариантов когнитивной коррекции эмоционального состояния методом ЭЭГ-зависимой биологической обратной связи (ЭЭГ-БОС). Несмотря на тщательный отбор больных и положительную мотивацию к процедурам ЭЭГ-БОС, подростки отказывались от продолжения лечения. Учитывая психопатологические особенности личности больных шизофренией с депрессивным синдромом, а также с целью уменьшения доли участия когнитивных функций в коррекции аффективных расстройств более адекватно применение методов лечения на основе непроизвольной саморегуляции состояния.

В данной статье рассматривается предложенный авторами способ непроизвольной саморегуляции функционального состояния ЦНС с помощью метода биоакустической коррекции (БАК)[1]. Метод основан на компьютерном преобразовании ЭЭГ больного в акустические сигналы, что позволяет пациенту услышать «работу мозга» в реальном времени [1]. Возможность непроизвольной коррекции состояния больных шизофренией с помощью метода БАК ранее не изучалась.

Цель работы заключалась в исследовании возможности коррекции аффективных расстройств с помощью метода БАК у подростков с дебютом вялотекущей шизофрении.

Материал и методы

Обследованы 17 подростков мужского пола в возрасте 15-17 лет с дебютом вялотекущей шизофрении, находившихся на стационарном лечении в Городской психиатрической больнице №3 им. И.И. Скворцова-Степанова Cанкт-Петербурга. Диагноз шизофрении был поставлен на основании данных психиатрического обследования. Заболевание проявлялось неврозоподобными и психопатоподобными расстройствами.

Все больные прошли курс функционального лечения с использованием процедур БАК, которые проводились на основе компьютерного комплекса Синхро-С (производство ООО «СинКор», Санкт-Петербург, Россия). Процедуры заключались в прослушивании больными в реальном времени акустического образа собственной ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ проводилась по четырем каналам в точках Fp1, Fp2, O1, O2 униполярно относительно объединенных ушных электродов с частотой дискретизации 250 Гц.

Акустический образ создавали на основе регистрируемой ЭЭГ путем транспонирования ее на компьютере в область слышимых частот. Следует отметить, что в соответствии с характером преобразования звучание акустического образа ЭЭГ носило полифонический характер и в ряде случаев обладало выраженными музыкальными свойствами. Полученный таким способом акустический образ ЭЭГ в реальном времени предъявляли пациенту, которому во время сеанса предлагалось слушать «работу собственного мозга».

Курс лечения БАК состоял из 7-10 процедур, длительность каждого сеанса 20 мин. Все больные имели установку на лечение.

Обследование включало анализ ЭЭГ, измерение латентных периодов (ЛП) сенсомоторной реакции на визуальные и акустические сигналы.

С целью изучения особенностей внимания была разработана компьютерная программа, оценивающая эффективность сенсомоторных реакций на дифференцирование стимулов различной модальности: аудио- и визуальные сигналы образного и семантического содержания - «круги» и «слова», подаваемые в случайном порядке. «Круги»: в разных местах экрана появлялись желтые или зеленые круги. От больного требовалось нажать клавишу в случае появления желтого круга. «Слова»: на экране появлялись названия птиц или животных; значимый стимул - птицы. Длительность стимула - 150 мс. «Правый-левый тон»: через головные телефоны предъявлялись тоны частотой 440 Гц справа или слева; значимый стимул - справа. «Два тона»: появлялась последовательность двух тонов - высокий - низкий или низкий - высокий; значимой была последовательность низкий - высокий. Межстимульный интервал во всех тестах - 1000 мс, количество предъявлений - 50 стимулов. ЛП соответствовал периоду времени от начала предъявления стимула до момента нажатия клавиши. За ошибку принимали несвоевременную двигательную реакцию: ложное нажатие или пропуск.

При изучении биоэлектрической активности мозга на основе периодометрического анализа вычисляли среднее значение доли периодов колебаний ЭЭГ α-, β-, θ- и δ-диапазонов за весь сеанс, а также оценивали уровень межполушарной асимметрии периодограмм ЭЭГ лобных и затылочных отведений.

Процедуры БАК проводили на фоне фармакотерапии (нейролептики, ноотропы, инстенон, глицин, витамины). Занятия проводились в первой половине дня, нейролептики на это время исключали.

Психическое состояние больных изучали с применением тестов САН, Спилбергера-Ханина и Зунга.

Контролем служили результаты наблюдений здоровых подростков того же возраста, полученные нами ранее [5].

Статистический анализ проводили с использованием программного пакета Statistica. Оценку достоверности вычисляли по t-критерию Стьюдента.

Результаты и обсуждение

Перед началом лечения у больных были выявлены сохранность сознания, отсутствие бреда и обманов восприятия, правильная ориентировка в месте, времени, собственной личности. Подростки жаловались на плохое настроение, сложные отношения с родными, особенно матерью, страхи и ночные кошмары. Они были эмоционально неустойчивы, конфликтны, ранимы к критике. Поведение подростков с депрессией проявлялось постоянной тревогой, снижением уровня эмоциональной и волевой сферы при относительно сохранном интеллекте. Они остро переживали внезапно возникшее чувство одиночества, неполноценности, состояние беспомощности («выученная беспомощность»). Больные не могли решать собственные проблемы, у них не было желания продолжать работу, учебу. Имеющиеся расстройства приводили к развитию деструктивного поведения с развитием алкогольной или наркотической зависимости, появлением суицидальных мыслей. При обследовании с помощью теста Спилбергера-Ханина была выявлена умеренная реактивная (36-40 баллов) и высокая личностная (44-58 баллов) тревожность. Уровень депрессии составил 41-53 ед. по шкале Зунга. Субъективная оценка времени в 1 мин равнялась 25-30 с при норме 40-50 с.

По данным компьютерного анализа ЭЭГ, в начале лечения с БАК в лобных отведениях отмечалась значительная выраженность доли δ- (до 28%) и θ-ритма (до 40%). Индекс -ритма - до 52% в затылочном и до 35% в лобном отведении. На ЭЭГ у всех больных выявлялось также искажение α-веретен медленно-волновыми колебаниями θ- и δ-диапазонов. Интенсивность β-ритма в лобных отведениях достигала 28%. Имелась также выраженная межполушарная асимметрия (снижена амплитуда биоэлектрической активности мозга больше в левом полушарии), особенно в передних отделах мозга, что согласуется с концепцией о дисфункции левого полушария при шизофрении [2]. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня активации биоэлектрических реакций (таламокортикальная дизрегуляция).

Имеющиеся аффективные расстройства (тревога, страх, депрессия), по-видимому, обусловлены дефицитом положительной мотивации, вызванной нарушением в системе управления мезокортико-лимбических структур мозга [3, 4]. Нарушения в сфере эмоционального подкрепления приводили к рассогласованию системных механизмов регуляции ЦНС (внимание, память, интеллект, поведение), предрасполагающих к развитию шизофренического дефекта. Дисфункция таламокортикальных структур приводила к нарушению когнитивной сферы. Был проведен анализ состояния психических процессов по основным свойствам функции внимания, измеренным по сенсомоторным реакциям.

Установлено, что наиболее сложными задачами для испытуемых оказались дифференцирование акустических и визуальных слов и умение правильно различать последовательность тонов. В этих тестах у больных шизофренией наблюдается существенное увеличение значений ЛП и (или) наибольшее количество ошибочных реакций (см. таблицу).

Можно заключить, что дисфункция селективного внимания является значимым маркером патогенеза шизофрении.

Выявлено, что в психической сфере у большинства подростков мышление конкретное, без выраженных структурных нарушений. Пословицы и поговорки трактуют в основном правильно. Интеллект соответствовал полученному образованию и воспитанию. По результатам тестов на запоминание слов, исключение лишнего понятия, арифметический счет отсутствовало затруднение в активном и отсроченном запоминании, имелся высокий уровень абстрагирования. В то же время обнаружена нечеткость и непоследовательность суждений, нарушение целенаправленности и логического строя мышления и его критичности. Подростки не имели конструктивных способов эмоциональной разрядки, были склонны к уходу от реальности (с помощью алкоголя, наркотиков), суицидам. К своему состоянию и поведению они были некритичны.

Наличие в исходной фоновой ЭЭГ в начале сеансов БАК высокой интенсивности медленной активности, слабо выраженного α-ритма, сохранение высокой интенсивности θ-активности свидетельствуют об онтогенетической незрелости механизмов саморегуляции ЦНС. Ранее этот факт был обнаружен у подростков с девиантным поведением, когда при сниженной выраженности α-ритма увеличивалась интенсивность θ-ритма как проявление неспецифического механизма компенсации в адаптивной регуляции функций [6]. У больных подростков в исходном состоянии имелась выраженная асимметрия ритмической структуры ЭЭГ.

В процессе процедур БАК была выявлена реструктуризация биоэлектрической активности головного мозга. Среднее значение δ-активности у 8 человек в точках Fp1, Fp2 снизилось с 15,3±4,4 до 12,2±3,1% (p<0,05). В затылочных отведениях δ-активность снизилась с 4,6±2,5 до 2,9±1,3% (p<0,01). В диапазоне α-ритма значительный рост интенсивности обнаружен в затылочных отведениях с 56,6±11,0 до 64,0±12,2% (p<0,05). В лобных отведениях интенсивность α-ритма практически не изменилась: 35,5±6,4 в начале и 36,7±10,4% в конце курса процедур БАК. Достоверное снижение β-активности было зарегистрировано в затылочных отведениях с 20,7±9,0 до 15,6±7,8% (p<0,05) и лобных - с 29,97±9,5 до 23,0±7,7% (p<0,01). В области θ-ритма в лобных отведениях отмечалось увеличение интенсивности с 23,4±4,2 до 26,6±4,6% (p<0,02), в затылочных - уменьшение c 17,2±5,6 до 14,2±3,8% (p<0,05). Уровень межполушарной асимметрии биоэлектрической активности мозга, оцененный по разнице периодограмм ЭЭГ справа и слева, уменьшился с 17,4±4,8 до 11,2±1,3% (p<0,01) в лобных и с 24,5±14 до 18,7±8,4% (p<0,05) затылочных отделах головного мозга.

Таким образом, в результате непроизвольной биоакустической коррекции наблюдалась отчетливая функциональная реорганизация паттерна ЭЭГ в направлении увеличения мощности α-ритма, уменьшения β- и δ-активности и уменьшения межполушарной асимметрии.

При анализе изменений функции внимания найдено укорочение латентного периода сенсомоторных реакций на зрительное восприятие слов и на последовательность тонов, достоверное снижение количества ошибочных реакций наблюдалось в тесте на акустические слова и последовательность тонов.

Положительная динамика при анализе когнитивных процессов подтвердилась также в результатах изменения состояния пациентов и по данным клинических наблюдений. У больных заметно улучшилось самочувствие, настроение, повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, улучшился сон. Появилась критика к своему поведению. В целом процедуры прослушивания звукового образа собственной ЭЭГ способствовали положительной трансформации психического, и в том числе эмоционального состояния пациентов в целом.

Для иллюстрации приведем одно из наших наблюдений.

Больной Нес-в С.О., 16 лет. Наследственность отягощена шизофренией и алкогольной зависимостью со стороны дяди по линии матери.

Психическое состояние больного характеризуется пониженным настроением, напряженностью, тревожностью, апатичностью, эмоциональной сглаженностью, однообразностью и недостаточной адекватностью аффективных реакций. Отмечается также истощаемость внимания по органическому типу. Общий темп психической деятельности замедлен. В мышлении выявляются признаки структурных нарушений, затрагивающих его операциональный компонент, в виде искажения процессов обобщения с периодической опорой на отдаленные и латентные признаки понятий при осуществлении операций сравнения. Динамический компонент в виде неустойчивости уровня обобщений при выполнении равнозначных по сложности заданий и операций. Мотивационный компонент мышления в виде нечеткости суждений, разноплановости, нарушений целенаправленности. Критичность нарушена. Эмоциональная сфера отличается низкой дифференцированностью, бедностью и однообразием аффективных реакций. В иерархической структуре потребностей доминируют утилитарно-гедонистические побуждения. Не имеет увлечений. Ведет пассивный образ жизни. Побудительная функция мотивов ослаблена. Снижены процессы целеполагания и целедостижения. По характеру замкнут, тревожен, пассивен, несколько импульсивен. Ему свойственна высокая индивидуалистичность, социальная дезадаптация, шизоидный тип реагирования.

К общению не стремится, не имеет друзей. Характерны реакции избегания, уход в себя и проявление уступчивости. В случае нарастания психоэмоционального напряжения склонен совершать импульсивно-агрессивные действия, направленные на себя или окружающих, без критики последствий своего поведения.

На ЭЭГ доминирует (70%) правильно распределенный α-ритм; веретена слабо выражены. В лобных отведениях значительная выраженность δ-ритма: доля периодов колебаний δ-диапазона 13%.

Диагноз: шизофрения - вялотекущая психопатоподобная форма, органическое расстройство личности и поведения, суицидальное поведение.

После проведенной комплексной терапии с БАК по данным клинических наблюдений у больного заметно снизился уровень тревожности и агрессивности. Изменилось поведение: поблекла бредовая симптоматика, повысилась самооценка, появилась критика к своему поведению и окружающим, улучшилось самочувствие, настроение, восстановился сон, заметно улучшилась коммуникабельность. В ЭЭГ доминирует α-ритм; веретена хорошо выражены; снизилась δ-активность в лобных отведениях до 8-9%.

Выписан на поддерживающую терапию и наблюдение в психоневрологическом диспансере по месту жительства.

Отдельным больным, у которых дома был благоприятный социальный фон, с целью сохранения устойчивости навыка после курса БАК были выданы компакт-диски с персонифицированной записью биоакустических сигналов лучшего для каждого из них сеанса. Это давало им возможность продолжить поддерживающее лечение вне стационара. Исследования показали, что навык психологической защиты у 6 из 17 больных сохранялся до 6-7 мес. В целом у 50% больных период ремиссии сохранялся до 1 года (более длительных наблюдений пока нет).

У больных значительно улучшилось самочувствие и настроение, нормализовался сон, снизилась тревога, уменьшился беспомощный страх за себя, уменьшилось чувство одиночества. Пациенты стали спокойнее, мягче, возникли контакты со сверстниками, улучшились отношения с родными. Происходила дезактуализация сверхценных идей. В результате проведенного курса процедур БАК у больных снизился уровень тревоги, купировались страх и депрессия.

Вероятно, в процессе сеансов БАК способность к переучиванию регулируемой функции и поведения возникает на бессознательном уровне, путем условно-рефлекторного формирования в ЦНС новой конструкции временных связей. Учитывая музыкоподобный характер звукового воздействия в методе биоакустической коррекции, можно предположить, что ведущая роль в этом процессе принадлежит правому полушарию, которое в первую очередь реагирует на интонированные акустические сигналы [7]. Через правое полушарие активируются структуры мезокортико-лимбической системы и мобилизуются процессы мотивации и подкрепления. Текущая ассоциативная деятельность, связанная с положительной мотивацией, фиксируется в долговременной памяти и формируется навык на возвращение к комфортному состоянию.

Таким образом, у подростков с депрессивным синдромом шизофрении применение метода БАК оказалось достаточно эффективным и физиологически адекватным средством психотерапевтического воздействия. При выраженной аутичности и интравертированности больных шизофренией отсутствие директивной установки в методе биоакустической коррекции способствовало возникновению у пациентов уверенности в том, что они могут сами, а на самом деле, с помощью этого метода снять тревогу, страх одиночества. Убежденность их в приобретении внутренней свободы, возникающей в процессе сеанса БАК, давала им возможность нетривиально решать когнитивные задачи, увеличить уровень заинтересованности, тем самым компенсируя имеющиеся дефекты когнитивной сферы. После проведенного курса БАК у больных был выработан устойчивый навык психологической защиты, в результате чего снизился уровень тревожного состояния, купировался депрессивный синдром. Усиление интуитивного типа мышления, наблюдаемое в курсе процедур биоакустической коррекции, по-видимому, вызвано активацией правого полушария.

[1] Патент №2410025 от 17.02.09 (Константинов К.В. Способ нормализации психофизиологического состояния).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо с ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail