Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Корень Е.В.

Московский НИИ психиатрии

Куприянова Т.А.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Росздрава

Степунина Н.Е.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии, Москва

Влияние уровня преморбидного функционирования на эффективность групповой психосоциальной терапии у подростков с расстройствами шизофренического спектра

Авторы:

Корень Е.В., Куприянова Т.А., Степунина Н.Е.

Подробнее об авторах

Просмотров: 722

Загрузок: 7


Как цитировать:

Корень Е.В., Куприянова Т.А., Степунина Н.Е. Влияние уровня преморбидного функционирования на эффективность групповой психосоциальной терапии у подростков с расстройствами шизофренического спектра. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2015;115(5‑2):46‑52.
Koren' EV, Kupriianova TA, Stepunina NE. The influence of premorbid functioning on the efficacy of psychosocial therapy in adolescents with schizophrenia spectrum disorders. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2015;115(5‑2):46‑52. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20151155246-52

Рекомендуем статьи по данной теме:
Лич­нос­тная тре­вож­ность, си­ту­атив­ная тре­во­га, сим­пто­мы ин­сом­нии и их вли­яние на днев­ное фун­кци­они­ро­ва­ние у де­во­чек-под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(5-2):66-71
Ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с од­нос­то­рон­ней ре­лак­са­ци­ей ди­аф­раг­мы пос­ле хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(5):21-27
Оцен­ка сте­пе­ни удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при про­ве­де­нии ле­чеб­но­го плаз­ма­фе­ре­за. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):46-52
Ка­чес­тво жиз­ни сту­ден­тов ву­зов в ус­ло­ви­ях пан­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):92-96
Воз­мож­нос­ти вы­пол­не­ния пе­ро­раль­ной эн­дос­ко­пи­чес­кой ми­ото­мии у па­ци­ен­тов с аха­ла­зи­ей пи­ще­во­да IV ста­дии. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(2):5-13
Фак­то­ры, ас­со­ци­иро­ван­ные с рис­ком на­ру­ше­ний пи­ще­во­го по­ве­де­ния у под­рос­тков. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):60-67
Со­вер­шенство­ва­ние оцен­ки фи­зи­чес­ко­го раз­ви­тия при про­фи­лак­ти­чес­ких ос­мот­рах школь­ни­ков: ре­ги­ональ­ный опыт. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):74-78
Эн­до­мет­ри­оз и по­ро­ки раз­ви­тия по­ло­вых ор­га­нов у де­тей и под­рос­тков. Что об­ще­го?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):14-22
Расстройства ши­зоф­ре­ни­чес­ко­го спек­тра (ас­пек­ты пси­хо­па­то­ло­гии и кли­ни­чес­кая сис­те­ма­ти­ка). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):7-16
Пси­хо­ло­ги­чес­кие кон­цеп­ции — конструкт кли­ни­чес­ких мо­де­лей ши­зоф­ре­нии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):25-31

В современной парадигме психосоциальной реабилитации, направленной на социальное восстановление больных через повышение уровня социального функционирования и качества жизни пациентов, особое значение приобретает поиск предикторов и факторов, влияющих на эффективность лечебно-реабилитационных программ [1—7].

Особая роль в курации подростков с расстройствами шизофренического спектра отводится групповым формам психосоциальной терапии [1, 2, 5, 8]. В литературе относительно мало исследований, касающихся особенностей психосоциальных вмешательств у этих больных [9—12], и практически неизученной остается проблема дифференцированного подхода к их проведению. В настоящее время особый интерес исследователей проявляется к изучению влияния особенностей преморбидного развития и социального функционирования ребенка на результаты лечения, клинико-социальный прогноз и исходы психических расстройств у данной категории больных [13—16].

Предполагаемая высокая прогностическая значимость уровня преморбидного функционирования обусловила его выбор в качестве критерия для построения психосоциальной программы помощи, направленной на повышение эффективности проводимых психосоциальных вмешательств подростков с расстройствами шизофренического спектра.

Цель настоящей работы — изучение влияния уровня преморбидного функционирования на эффективность групповой психосоциальной терапии у подростков с расстройствами шизофренического спектра для определения дифференцированного подхода к ее проведению.

Материал и методы

После инициальной оценки в последующем через 3, 6 и 12 мес обследовали 53 подростка (28 юношей и 25 девушек) в возрасте 15—18 лет, страдающих шизофренией и расстройствами шизофренического спектра (по МКБ-10 рубрики F20, F21 и F25), в состоянии становления ремиссии. Порог для включения в исследование был ниже 65 баллов по PANSS. Все пациенты дали информированное согласие на участие в программе групповой психосоциальной терапии, состоящей из 12 занятий с частотой 1 раз в неделю. В соответствии с существующими рекомендациями в каждую закрытую группу (по 8—9 человек) набирались подростки с разной степенью тяжести психического расстройства и уровнями социального функционирования, что повышало терапевтический потенциал группы [4, 6, 17].

Все подростки получали стандартную медикаментозную терапию в соответствии с современными клиническими рекомендациями. В исследование не включались подростки с сопутствующей соматической или неврологической патологией, а также грубыми поведенческими нарушениями, делающими невозможным их участие в групповых занятиях.

В исследовании применялись следующие шкалы и опросники: детская шкала оценки общего функционирования CGAS [18, 19], адаптированная модификация шкалы для ретроспективной оценки преморбидного уровня функционирования — DD-CGAS [20], PANSS [25] и опросник по исследованию качества жизни для подростков и родителей PedsQL [22].

Статистическая обработка полученных результатов проводилась при помощи пакета программ Statistica for Windows 6.1, MsExcel 2007. Критический уровень значимости (p) при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали равным 0,05. Размер эффекта (effect size) рассчитывался по формуле Коэна:

где x1 и x2 — средние значения показателя до и после терапии, s — стандартное отклонение.

Результаты и обсуждение

В соответствии с уровнем преморбидного функционирования все пациенты были разделены на три группы.

1-я группа — с высоким уровнем преморбидного функционирования (оценка по DD-CGAS≥71) — 13 (24,5%) подростков, 4 юноши и 9 девушек.

Средний возраст манифестации заболевания у подростков данной группы был 15,5±0,8 года. Средняя длительность заболевания — 2,5±0,4 года. В этих случаях преобладали приступообразные формы течения болезни с острым манифестом и резким нарушением социального функционирования под влиянием преимущественно продуктивной психопатологической симптоматики. В целом для детей этой группы были характерны раннее развитие в соответствии с возрастными нормами, отсутствие заметных трудностей адаптации в детском саду и школе, достаточная сформированность навыков общения со сверстниками. Можно было отметить лишь небольшие и преходящие трудности в одной из значимых сфер жизнедеятельности: самообслуживание, контакты со сверстниками, социальное поведение, обучение, не осложняющие функционирования в других сферах жизни, которые преодолевались и нивелировались в процессе развития. При изменении окружающих ребенка условий возможным было кратковременное нарушение адаптации, не приводящее к изменению уровня функционирования.

К моменту начала групповых занятий подростки остро переживали факт развития у них психического заболевания с преобладанием реакций «минимизации проблем» [23], перенесенную (в большинстве случаев) госпитализацию и связанное с этим нарушение привычного уклада жизни и нуждались прежде всего в эмоциональной поддержке, повышении самооценки и создании благоприятных условий для когнитивного восстановления после перенесенного приступа, формирования критики к заболеванию и поддержания надежды на выздоровление при грамотном отношении к приему поддерживающей терапии и активном сотрудничестве с лечащим врачом.

Из этой группы в процессе исследования выбыли три подростка по объективным причинам: двое, не посетив всех занятий, к оценке через 3 мес и еще один на завершающем этапе исследования из-за смены места жительства.

2-я группа — с умеренно сниженным уровнем преморбидного функционирования (оценка по DD-CGAS — 51—70 баллов) — 26 (49,1%) подростков, 16 юношей и 10 девушек. Средний возраст манифестации заболевания — 13,5±1,2 года, средняя длительность болезни — 5,1±0,8 года. Преобладало непрерывное течение заболевания с постепенным нарушением социального функционирования, обеднением социальных контактов по мере нарастания эмоционально-волевых расстройств, снижения энергетического потенциала. Раннее развитие, как правило, происходило с некоторой задержкой от возрастной нормы и/или асинхронией. В преморбиде у этих детей можно было отметить заметные проблемы в одной или нескольких сферах жизнедеятельности (самообслуживание, общение, социальное поведение, обучение), явно нарушающие социальную адаптацию. Могли иметь место «странности» в поведении, очевидные для социального окружения ребенка (воспитатели, педагоги, одноклассники), были характерны трудности установления дружеских, приятельских отношений со сверстниками. Однако дети этой группы были способны обучаться в общеобразовательной школе и преодолевать имеющиеся трудности при поддержке семьи и ближайшего окружения.

Клинико-социальные потребности в проведении групповых занятий заключались в первую очередь в том, что для подростков данной группы, постепенно «вытесняемых» болезнью, к которой они малокритичны, из социальной жизни, мира сверстников, учебной среды, в более или менее полную изоляцию с постепенной утратой интересов и побуждений, привычно низкой самооценкой, крайне важна эмоциональная поддержка. Для этих подростков, склонных к идентификация болезненных изменений с личностными особенностями, актуальными задачами являлись также развитие навыков общения со сверстниками и постепенное, по мере увеличения доверия к ведущему и другим участникам группы, формирование критики к имеющемуся заболеванию, разотождествление болезненных проявлений и личностных особенностей, получение представлений о сильных, «ресурсных» сторонах личности параллельно с формированием мотивации к преодолению сложившихся вследствие болезни устойчивых дезадаптивных паттернов поведения и реагирования.

Подростки этой группы фиксированы на своих эмоциональных трудностях, часто замкнуты, малоконтактны, недостаточно критичны к имеющимся проблемам в общении со сверстниками, склонны к избегающему поведению в трудных ситуациях. Нередко болезненно воспринимают присутствие в группе участников с более выраженными трудностями, стремясь отмежеваться от «больных», психологизируя собственные проблемы. В большинстве случаев зависимы от родителей, нередко не желают понимать истинную картину происходящего. В процессе исследования 8 подростков из группы отказались от участия в групповой работе, посетив 1—3 занятия, еще один подросток выбыл на финальном этапе исследования в связи с изменением места жительства.

3-я группа — с низким уровнем преморбидного функционирования (оценка по DD-CGAS≤50) — 14 (26,4%) человек, 8 юношей и 6 девушек. У большинства подростков манифестация болезни отмечалась до 7 лет, а ее длительность была больше 5 лет (точно установить невозможно). Раннее развитие, как правило, происходило с отчетливой задержкой и/или асинхронией. Отмечались выраженные проблемы в одной или нескольких сферах социального функционирования (в самообслуживании, общении и др.), серьезно нарушающие адаптацию ребенка, очевидные даже для стороннего наблюдателя. В большинстве случаев были характерны аутистические паттерны реагирования. Для социализации и обучения ребенка требовалось создание специальных условий (коррекционные сад, школа, обучение по индивидуальной программе).

На момент обследования и начала групповых занятий социальная дезадаптация у подростков 3-й группы преимущественно определялась грубым искажением психического развития со своеобразной психической незрелостью, выраженной задержкой и нарушением формирования социальных навыков с очень низким в целом уровнем критики к своему заболеванию. Они являются «изгоями» в среде сверстников с раннего детства, как правило, обучаются в специализированных школах или по индивидуальной программе, в большинстве случаев гиперопекаются родителями и больше других нуждаются в повышении самостоятельности в семье, в быту и параллельном развитии навыков самообслуживания и социализации. Нахождение в доброжелательно настроенном коллективе сверстников, в ситуации сравнения себя с другими, способствует формированию критики к своему поведению и мотивации к социальному восстановлению. Как и для подростков с более высоким уровнем преморбидного функционирования, общими являлись задачи формирования и поддержания комплаенса и повышения стрессоустойчивости.

Один подросток из данной группы выбыл, не посетив всех занятий, из-за решения матери «сосредоточиться на учебе», еще один — на финальном этапе исследования.

На рис. 1 представлена оценка динамики выраженности психопатологической симптоматики в изучаемых группах по PANSS. На нем показано, что на протяжении исследования отмечались сопоставимые между группами незначительные колебания выраженности психопатологической симптоматики с общей тенденцией к некоторому снижению для каждой из групп, но они не достигали степени статистически значимых отличий на всех этапах оценки.

Рис. 1. Динамика показателей PANSS (баллы) в изученных группах в процессе исследования.

В таблице представлены данные изменений социального функционирования и качества жизни подростков по PedsQL в ходе проведения и после окончания курса групповой психосоциальной терапии. В этом случае обследовались не только дети, но и их родители.

Динамика качества жизни подростков и их родителей по опроснику PedsQL в ходе исследования Примечание. * — p<0,05, ** — p<0,01, *** — p<0,001.

Из таблицы следует, что на момент инициальной оценки наиболее значимые различия между группами касались эмоциональной сферы и общения со сверстниками: подростки и родители 3-й группы оценивали эмоциональное самочувствие значимо лучше, а общение со сверстниками — заметно хуже, чем подростки и родители 1-й и 2-й групп.

После проведения курса терапии (оценка через 3 мес) статистически достоверные изменения произошли в 1-й группе в сферах физического функционирования по оценкам подростков и родителей (p<0,05), в сфере учебы по оценке подростков (p<0,05), во 2-й группе — в сфере общения со сверстниками по оценке родителей (p<0,05), в 3-й группе — в сферах физического функционирования по оценкам подростков и родителей (p<0,01) и в сфере общения со сверстниками по оценке подростков (p<0,05). Можно отметить тенденцию к завышению оценок подростками и родителями 3-й группы и занижению — 2-й группы по сравнению с оценкой родителей. К финальной оценке подростки 1-й группы значимо лучше оценивают сферу общения со сверстниками, чем подростки 2-й группы, сферу учебы — чем подростки 2-й и 3-й групп, родители 1-й и (особенно) 2-й групп значимо выше оценивают сферы общения своих детей со сверстниками и учебы, чем родители 3-й группы.

На рис. 2 представлена этапная оценка уровня функционирования по CGAS для выделенных групп подростков с разным уровнем преморбидного социального функционирования после проведения курса групповой психосоциальной терапии. Уже к началу психосоциальной терапии отмечались статистически значимые отличия в уровне социального функционирования больных (p<0,05 между 1-й и 2-й группами, p<0,001 — между 1-й и 3-й и 2-й и 3-й группами) при сопоставимой степени выраженности психопатологической симптоматики по PANSS, что указывает на наличие связи с уровнем преморбидного функционирования больных на этапе становления ремиссии. К моменту завершения курса групповых занятий (3 мес) отмечалось существенное повышение уровня социального функционирования для больных 2-й и 3-й групп, приближающееся к показателям инициальной оценки для 1-й группы, что указывает на краткосрочную эффективность групповой терапии для больных с разным уровнем преморбидного функционирования (терапевтический эффект вмешательства по показателю dc был соответственно 1,2, 0,8 и 1,5, в наибольшей степени он был выражен для 3-й группы) при сохраняющихся относительно стабильных параметрах тяжести психического состояния по PANSS во всех группах. Однако при последующей оценке был выявлен ряд существенных отличий в динамике уровня социального функционирования в выделенных группах.

Рис. 2. Динамика уровня социального функционирования по CGAS (баллы) в изученных группах пациентов.

Так, для подростков 1-й группы при оценке через 6 мес было характерным достижение некоторого «плато» уровня социального функционирования, связанного с постепенной нивелировкой положительных изменений и проявлением негативных тенденций в виде увеличения удельного веса неадаптивных стратегий «избегания проблем», с последующим незначительным повышением уровня социального функционирования к финальной оценке через 12 мес, что может свидетельствовать как о значительном удельном весе психосоциальных факторов в формировании психосоциальной дезадаптации для данной группы подростков, так и о стойкости приобретенных базовых социальных навыков, запускающих ранее описанный нами «каскадный механизм» формирования навыков [8] и создающих условия для приближающегося к нормативному последующего психосоциального развития.

Выраженная и стойкая положительная динамика в данной группе в плане оценки долгосрочной эффективности (через 12 мес) групповой психосоциальной терапии (dc=1,6) во многом может быть объяснена сохранным адаптационным потенциалом вследствие, как правило, меньшей, чем в других группах, продолжительности заболевания, имеющимся у подростков опытом успешной социализации, высоким уровнем мотивации к социальному восстановлению после перенесенных приступов. Они охотно занимаются, часто являются негласными лидерами в группе, меньше других утомляются, становятся заметно более организованными к концу цикла. Достаточно быстро, по мере получения эмоциональной поддержки, отмечают улучшение своего состояния. Риск может заключаться в прекращении приема поддерживающей терапии в ходе становления ремиссии, переоценке собственных сил на фоне достигнутых успехов и недостаточной критики к заболеванию с неадекватным повышением нагрузки и последующей декомпенсацией. Поэтому формированию и поддержанию комплаенса и критического отношения к болезни как при работе с подростками, так и при контактах с родителями, стоит уделять повышенное внимание. Некоторое усиление отмеченной негативной тенденции к финальной оценке через 12 мес может служить предиктором ухудшения социального функционирования в будущем и показанием для проведения повторных психосоциальных вмешательств.

Во 2-й группе подростков к финальной оценке сохранялся относительно равномерный прирост уровня функционирования по CGAS в ходе всего исследования. Применительно к данной группе можно говорить об эффекте «отсроченного» улучшения качества жизни: при оценке через 3 мес наблюдалось улучшение лишь в общении со сверстниками, при оценках через 6 и 12 мес — значимые улучшения в сферах социального функционирования, свидетельствующие о долгосрочной эффективности групповой психосоциальной терапии (dc=1,5).

Вместе с тем наряду с постепенным расширением репертуара адаптивного поведения следует отметить наметившуюся к финальной оценке тенденцию к истощению адаптационных ресурсов, на что указывает наибольший процент выбывших из исследования. Подростки этой группы чаще других бросают занятия и прерывают контакт с лечащим врачом как из-за нарушенной критики к своему состоянию, так и в силу низкой удовлетворенности объективно достигнутыми результатами.

Особенностями работы являются необходимость активного вовлечения родителей подростков в терапевтический процесс с постепенным формированием критики к имеющимся у их детей проблемам, а также проведения с самими подростками, кроме групповой, активной индивидуальной работы для выявления и проработки проблемных блоков социального функционирования, формирования и повышения мотивации к участию в группе. В случае успешного преодоления недоверия и сопротивления на начальных этапах подростки активно включаются в занятия, но нуждаются в постоянной дополнительной поддержке в силу повышенной уязвимости к психосоциальным стрессорам и высокого риска «срыва» механизмов адаптации, что может служить показанием к повторным психосоциальным вмешательствам.

В отношении подростков 3-й группы по завершении курса групповой психосоциальной терапии по оценке через 6 мес и финальной оценке через 12 мес можно говорить о достижении определенного «потолка» в уровне социального функционирования, одним из объяснений которого является предположение о более высоком удельном весе биологических факторов в структуре социальной дезадаптации и имеющихся искажений психического развития. Относительная сохранность в долгосрочной перспективе ранее достигнутых положительных изменений в виде стойкого улучшения качества жизни в сферах физического функционирования, общения со сверстниками и учебы, несмотря на этапное формирование «кризиса самооценки» со снижением уверенности в своих социальных навыках, связанного с повышением критики к состоянию и необходимости лечения, с одной стороны, и выходом из доброжелательной среды группы в более «суровую» социальную среду, сопряженную с повышением требований к подросткам по мере роста уровня их социального функционирования, с другой — свидетельствует о стойком терапевтическом эффекте предпринятого психосоциального вмешательства и для этой группы больных (dc=1,4).

Подростки этой группы при заметном недостатке критики к своим проблемам и выраженном дефиците социальных когниций тем не менее осознают имеющийся дефект опыта коммуникации, ценят возможность общения со сверстниками в группе. Выраженный прирост уровня социального функционирования у них во многом обусловлен существенным восполнением дефицита социальных навыков во время групповых занятий, а также повышением уровня самостоятельности в быту. В начале цикла они часто отмечают выраженное утомление с нарастанием дезорганизованности в поведении к концу занятия, бывают не по существу многоречивы, требуют дополнительных разгрузочных пауз, повторения инструкций и активной помощи в выполнении заданий. Особенностями работы с ними являются четко дозированная и постепенно возрастающая нагрузка в ходе занятий с ростом самостоятельности в выполнении заданий, а также разработанная совместно с родителями система домашних заданий, направленная на повышение ответственности, развитие навыков самообслуживания. К концу цикла подростки этой группы, как правило, становятся заметно более выносливыми и самостоятельными в выполнении заданий, реже отвлекаются, высказываются более лаконично и адекватно. Критика к своему поведению нарастает, расхождения в оценке собственных проблем с родителями становятся менее заметными. Характерны изменения позиции большинства родителей — видя результаты занятий, они обретают надежду, что их дети смогут жить самостоятельно, начинают активнее делегировать им обязанности по дому, бороться за более полноценные в социальном смысле условия обучения.

Данная группа больных в наибольшей степени нуждается в повторных психосоциальных вмешательствах, особенно в период кризиса самооценки, для получения эмоциональной поддержки и закрепления достигнутых положительных изменений, а также тренингах по преодолению имеющегося нейрокогнитивного дефицита.

Таким образом, проведенное исследование показало наличие общего спектра психосоциальных проблем у всех подростков с заболеваниями шизофренического спектра, выраженность и структура которых имеет ряд существенных отличий у больных с разным уровнем преморбидного функционирования, влияющих на краткосрочную и долгосрочную эффективность проводимых психосоциальных вмешательств. Дифференцированный подход к проведению групповой психосоциальной терапии у подростков с учетом оценки преморбидного уровня функционирования позволяет определять и воздействовать на конкретные «мишени» психосоциальной терапии в соответствии с клинико-социальными потребностями подростков и их родителей, в рамках группового формата индивидуализировать работу с каждой из категорий пациентов с учетом особенностей ее проведения в подростковом возрасте, что способствует повышению эффективности нацеленных психосоциальных воздействий в структуре комплексной психиатрической помощи подросткам с расстройствами шизофренического спектра.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.