Сиволап Ю.П.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Антидепрессанты в лечении алкоголизма

Авторы:

Сиволап Ю.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 35016

Загрузок: 469


Как цитировать:

Сиволап Ю.П. Антидепрессанты в лечении алкоголизма. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2012;112(5‑2):32‑35.
Sivolap IuP. Antidepressants in the treatment of alcoholism. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2012;112(5‑2):32‑35. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность хо­ли­на аль­фос­це­ра­та в пре­вен­тив­ной те­ра­пии де­мен­ции у по­жи­лых па­ци­ен­тов с син­дро­мом мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния: ре­зуль­та­ты трех­лет­не­го прос­пек­тив­но­го срав­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(4-2):92-99
Трав­ма­ти­чес­кие пов­реж­де­ния ди­аф­раг­мы у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):64-68
Пер­спек­тив­ные под­хо­ды к па­то­ге­не­ти­чес­кой те­ра­пии бо­ко­во­го ами­от­ро­фи­чес­ко­го скле­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):13-21
Дол­гос­роч­ный ка­там­нез взрос­лых па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей с эпи­леп­ти­чес­ким ста­ту­сом или се­рий­ны­ми прис­ту­па­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):63-68
Па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы сов­ре­мен­ных под­хо­дов в те­ра­пии на­ру­ше­ний сна в кли­ни­ке деп­рес­сий. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):69-74
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­кой кар­ти­ны аф­фек­тив­ных расстройств у жен­щин в пе­ри­од ме­но­па­узаль­но­го пе­ре­хо­да и ран­ней пос­тме­но­па­узы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):75-79
При­ме­не­ние сис­тем­ных глю­ко­кор­ти­ко­идов у гос­пи­та­ли­зи­ро­ван­ных па­ци­ен­тов с COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):75-80
Наш опыт ле­че­ния врож­ден­ных на­заль­ных сре­дин­ных ге­те­ро­то­пий у де­тей и об­зор так­тик ле­че­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(2):28-32
Кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­кое обос­но­ва­ние эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния флег­мон дна по­лос­ти рта и глу­бо­ких клет­ча­точ­ных прос­транств шеи, ос­лож­нен­ных сеп­си­сом. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(2):19-25
Тар­ге­ти­ро­ва­ние NMDAR/AMPAR — пер­спек­тив­ный под­ход фар­ма­ко­кор­рек­ции деп­рес­сив­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):22-30

Алкоголизм относится к категории социально значимых болезней с многочисленными неблагоприятными медицинскими и социальными последствиями. Наиболее драматичным последствием злоупотребления алкоголем является алкоголь-ассоциированная летальность, с которой ежегодно связаны миллионы смертей по всему миру, сотни тысяч из которых составляет гибель молодых, относительно здоровых людей [9].

К числу особенностей алкогольной зависимости, оказывающих неблагоприятное влияние на течение алкоголизма, относится частая коморбидность с аффективными расстройствами. Частота коморбидной депрессии достигает 30% у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, и 60-70% у страдающих алкогольной зависимостью женщин [3, 5].

Считается, что в паре «алкоголизм-депрессия» развитие каждой болезни удваивает риск возникновения другой, причем в большей степени доказана способность первой из них способствовать началу второй, нежели наоборот [2]. Повторяющееся тяжелое пьянство повышает вероятность развития депрессивных эпизодов (оцениваемую в 40%), связанных с ними суицидальных мыслей и попыток, а также сильной тревоги и бессонницы [20].

Злоупотребление алкоголем увеличивает риск суицида, связанного с большим депрессивным расстройством (БДР), особенно у женщин, и маркирует повышенный риск суицида во время беременности [3, 8].

Признаки злоупотребления алкоголем при исследовании аутопсийного материала умерших в связи с депрессиями выявляются чаще, чем в случаях смерти без указания на аффективные расстройства [23].

Сложность проблемы депрессивных состояний при алкоголизме заключается в том, что они часто остаются нераспознанными, особенно у пациентов старшего возраста.

Высокую частоту коморбидности алкогольной зависимости и депрессии принято объяснять, в числе прочих причин, недостаточной активностью серотонина (а также дофамина, норадреналина и других нейротрансмиттеров), свойственной обоим заболеваниям [5]. Считается, что серотонинергическая дисфункция при алкоголизме связана с двумя факторами: врожденными нарушениями активности и метаболизма серотонина и изменениями серотонинергических процессов вследствие злоупотребления алкоголем [18].

Серотонинергической дисфункцией (врожденной или приобретенной), а также связанными с ней коморбидными психическими расстройствами - депрессией и другими психопатологическими состояниями - обосновывается применение антидепрессантов в лечении алкоголизма.

Указания на уменьшение потребления алкоголя у лиц, страдающих алкогольной зависимостью (особенно в сочетании с депрессивными расстройствами), под влиянием циталопрама и других селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) появились уже в 90-е годы прошлого века [12, 13].

При исследовании злоупотребляющих алкоголем лиц и здоровых добровольцев [5] у первых была отмечена выраженная серотонинергическая дисфункция, проявившаяся продолжительным снижением уровня пролактина в ответ на действие эсциталопрама и циталопрама.

Успешное лечение алкогольной зависимости означает уменьшение смертности населения, увеличение продолжительности и повышение качества жизни больных алкоголизмом, облегчение общего бремени болезни для индивида, его семьи и общества.

В настоящее время большинство авторитетных экспертов разделяют мнение, что в цели лечения алкогольной зависимости входит не только полное прекращение употребления алкоголя (что наиболее привлекательно, но, к сожалению, недостижимо для большей части пациентов), но и снижение тяжести болезни с более редким употреблением алкоголя, уменьшением количества дней тяжелого пьянства, снижением количества употребляемых спиртных напитков и предотвращением запоев либо сокращением их продолжительности [6, 10, 17, 19].

В связи с невозможностью полного прекращения употребления алкоголя многими лицами, страдающими алкогольной зависимостью, лечение алкоголизма зачастую носит не столько противорецидивный, сколько поддерживающий характер.

Диверсификация целей лечения с возможностью неполного отказа от употребления алкоголя («контролируемого потребления») позволяет включать в лечебные программы пациентов, не готовых к полной трезвости и отказывающихся от лечения, ориентированного на прекращение употребления алкоголя в любых количествах. Гибкость в определении целей противоалкогольной терапии означает возможность значительного повышения ее общей эффективности [20].

Средствами лечения алкогольной зависимости с доказанной клинической эффективностью служат дисульфирам, налтрексон и акампросат. Эти препараты включены в лечебные стандарты ВОЗ и широко применяются в клинической практике европейских и других стран.

Помимо триады средств противоалкогольной терапии, в лечении алкогольной зависимости, как уже указывалось выше, могут использоваться антидепрессанты, и в первую очередь СИОЗС, многообещающим представителем которых является эсциталопрам. Эсциталопрам проявляет максимальную из всей группы СИОЗС избирательность обратного захвата серотонина, что определяется сильной связью с переносчиком серотонина и практическим отсутствием взаимодействия с другими системами нейротрансмиссии и рецепторами [7].

Примечательной особенностью эсциталопрама, определяющей его высокую эффективность в сочетании с избирательностью действия и благоприятным профилем переносимости, служит также двойной характер влияния на серотонинергическую передачу [7, 11].

Клиническая эффективность и переносимость эсциталопрама определяют приоритетность его выбора в лечении депрессии, панических атак и ряда других пограничных психических нарушений.

В соответствии с данными нескольких двойных слепых рандомизированных плацебо-контролируемых испытаний с продолжительностью клинических наблюдений в течение 8 нед, эсциталопрам в дозе 10 или 20 мг имеет заметное превосходство над плацебо в способности уменьшать симптомы большого депрессивного расстройства (БДР), при оценке с помощью шкалы Монтгомери-Асберг - MADRS (Montgomery-Asberg Depression Rating Scale), шкалы Гамильтона - HAM-D (Hamilton Rating Scale for Depression) и шкалы общего клинического впечатления - CGI [22].

Сравнительная оценка эффективности и безопасности 12 современных антидепрессантов (циталопрама, эсциталопрама, флуоксетина, пароксетина, дулоксетина, ребоксетина, флувоксамина, сертралина, милнаципрана, миртазапина, венлафаксина и бупропиона) в лечении БДР была представлена A. Cipriani и соавт. [4] в систематическом обзоре, выполненном на основе метаанализа 117 рандомизированных клинических исследований, проведенных в 1991-2007 гг. с участием 25 928 пациентов. Авторами было установлено, что миртазапин, эсциталопрам, венлафаксин и сертралин значительно превосходят в эффективности дулоксетин, флуоксетин, флувоксамин, пароксетин и ребоксетин, причем сертралин обнаруживает наименее заметные преимущества в сравнении с тремя другими препаратами. Отмечено, что эсциталопрам и сертралин переносятся лучше пароксетина и дулоксетина; циталопрам, эсциталопрам и сертралин переносятся лучше флувоксамина; эсциталопрам переносится лучше флуоксетина; ребоксетин переносится хуже остальных антидепрессантов. На основании полученных данных авторы пришли к выводу, что эсциталопрам превосходит остальные антидепрессанты как по эффективности (уступая лишь миртазапину), так и по переносимости, относится к препаратам первой линии в лечении депрессии умеренной и высокой степени тяжести, и в этом качестве с ним могут сравниваться лишь немногие другие лекарственные средства.

Эсциталопрам характеризуется быстрым наступлением клинических эффектов (отдельные компоненты его действия проявляются в течение 1-2 нед) с ранним и отчетливым отличием от плацебо [22].

Продолжительные (до 52 нед) наблюдения демонстрируют превосходство эсциталопрама над плацебо в уменьшении частоты рецидивов депрессии и частоте развития ремиссии [22].

Доказана эффективность эсциталопрама при тяжелых депрессиях. В исследовании продолжительностью 24 нед на основании MADRS отмечена более высокая эффективность применения эсциталопрама в дозе 20 мг по сравнению с пароксетином в дозе 40 мг в лечении тяжелых депрессивных состояний, причем различие в пользу эсциталопрама возрастает параллельно с увеличением тяжести начальных проявлений депрессии. Равным образом в 8-недельном исследовании продемонстрирована более выраженная редукция симптомов тяжелой депрессии под влиянием эсциталопрама в дозе 20 мг по сравнению с венлафаксином в дозе 225 мг, причем различие было тем существеннее, чем тяжелее были начальные аффективные расстройства [21].

По другим данным [11], эсциталопрам по сравнению с венлафаксином характеризуется ускоренным началом действия, более выраженной способностью к достижению ранней устойчивой ремиссии и лучшей переносимостью.

Клинические эффекты эсциталопрама во многом определяются полиморфизмом гена переносчика серотонина. Показано достоверно более существенное уменьшение симптомов депрессии по MADRS при LL-генотипе в сравнении с SS/SL-генотипом при назначении эсциталопрама лицам, страдающим БДР в сочетании с алкогольной зависимостью [15].

Как и другие серотонинергические антидепрессанты, эсциталопрам находит применение в лечении расстройств, связанных с тревогой. Существенная редукция симптомов генерализованного тревожного расстройства, социального тревожного расстройства и панического расстройства под влиянием эсциталопрама отмечена в двойных слепых рандомизированных плацебо-контролируемых исследованиях с приемом препарата в течение 8-12 нед [22].

СИОЗС (в частности, флуоксетин, флувоксамин и циталопрам) уменьшают потребление алкоголя лицами, страдающими алкогольной зависимостью, в пределах 10-70% [16], причем данный эффект может быть не обязательно связан или совсем не связан с антидепрессивным действием препаратов [14].

Е.М. Крупицким и соавт. [1] было проведено двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование эффективности 12-недельного курса лечения эсциталопрамом 60 лиц, страдающих алкогольной зависимостью в сочетании с депрессией, в период ремиссии алкоголизма. Симптомы депрессии и тревоги оценивались на основе MADRS, HAM-D, шкалы Цунга и шкалы Спилбергера-Ханина, влечение к алкоголю - с помощью ряда диагностических инструментов, в том числе Пенсильванской шкалы. Авторы отметили уменьшение симптомов депрессии по MADRS по сравнению с исходными значениями в течение 4-13 нед лечения у пациентов основной группы, получавших эсциталопрам, тогда как при получении пациентами контрольной группы плацебо улучшение наблюдалось лишь на 7, 9, 12 и 13-й неделе. В соответствии с HAM-D в основной группе симптомы депрессии уменьшались к 4-й неделе и сохранялись на устойчиво низком уровне в течение всего периода наблюдения; в контрольной группе они уменьшились к 5-й неделе и были ниже исходных значений лишь в течение 8-й и 10-13-й нед. Было отмечено также различие темпов редукции депрессии и по шкале Цунга: тяжесть аффективных расстройств была ниже исходных значений в течение 4-13-й недель в основной группе и в течение 6-й и 11-13-й недель - в контрольной.

Наблюдались значительные различия и в уменьшении тревоги: в основной группе тревога статистически значимо отличалась от исходных значений на 4-13-й неделе, в контрольной - лишь на 12-13-й неделе; уровень тревоги в основной группе был существенно ниже, чем в контрольной, с 5 по 11-ю недели наблюдения.

Было показано также различие в динамике влечения к алкоголю, оценивавшегося по Пенсильванской шкале: в основной группе желание употребить алкоголь достоверно уменьшалось на 5-13-й неделях исследования, тогда как в контрольной группе оно также постепенно снижалось, но без статистически значимых отличий от исходных значений.

Что касается результатов лечения, то в основной группе 10 пациентов завершили лечение в состоянии ремиссии, у 10 развился рецидив, 9 прекратили участие по другим причинам; в контрольной группе ремиссия отмечена у 5 пациентов, у 20 развился рецидив, 6 человек прекратили лечение по другим причинам [1].

Исследование эффективности лечения депрессии, коморбидной с алкогольной зависимостью, проведенное Е.М. Крупицким и соавт. [1], позволяет заключить, что эсциталопрам демонстрирует заметное превосходство над плацебо в уменьшении симптомов депрессии и тревоги, а также выраженную способность снижать влечение к алкоголю, повышать степень завершения лечебных программ и частоту ремиссии алкоголизма.

Таким образом, измененные профили серотонинергических процессов у лиц, злоупотребляющих алкоголем, и высокая частота коморбидных психических расстройств и алкоголизма определяют значимость антидепрессантов (в том числе СИОЗС) в лечении алкогольной зависимости, осложненной депрессивными и тревожными расстройствами.

Фармакологические свойства и данные научных исследований позволяют считать эсциталопрам одним из наиболее перспективных средств лечения алкогольной зависимости, сочетающейся с депрессией и тревогой.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.