Качество жизни перенесших церебральный инсульт пациентов и его взаимосвязь с социальными и демографическими факторами исследуется уже более двух десятилетий [1-8]. Все чаще признается, что оценка эффективности лечения должна включать в себя не только продолжительность выживания, но и качество жизни [9, 10].
В Литве уже проводились исследования, анализирующие качество жизни различных групп населения [11-14]. Однако в работах авторов, исследующих проблемы церебрального инсульта, сведения о его неблагоприятном влиянии на большинство сторон жизни пациента являются ограниченными.
Yu. Asadaiskiene и соавт. [15] исследовали распространенность постинсультной депрессии и ее взаимосвязь с функциональным состоянием и качеством жизни перенесших инсульт больных. V. Kasiulevicius [16] анализировал влияние постинсультного ухода на функциональную самостоятельность, когнитивные функции и постинсультную депрессию у пациентов. Однако качество жизни перенесших первый инсульт больных, его связь с социальными и демографическими факторами в Литве не исследовались.
Современная система здравоохранения стремится к ориентированному на пациента обслуживанию, поэтому исследования качества жизни обязательны для оценки и контроля состояния пациентов после инсульта [17]. Зная важнейшие аспекты качества жизни перенесших инсульт больных и здоровых людей, можно было бы совершенствовать систему медицинского и социального ухода.
Таким образом, целью настоящего исследования стало установление взаимосвязи между качеством жизни и социальными и демографическими факторами у перенесших церебральный инсульт пациентов.
Материал и методы
Исследование проводилось в 2004-2006 гг.
Основную группу составили 508 жителей Каунаса в возрасте 25-84 лет, перенесших первый церебральный инсульт. В контрольную группу вошли 508 жителей Каунаса, случайно отобранные из популяции и не перенесшие церебральный инсульт, сопоставимые по полу и возрасту с группой постинсультных пациентов.
Для оценки качества жизни использовалась анкета SF-12 (Medical Outcomes Study Short Form - 12; MOS - SF-12). В основной группе анкета SF-12 заполнялась спустя 3 мес после первого инсульта. Анкета состоит из 12 вопросов, которые отражают 8 областей жизни: физическую активность, ограничение деятельности из-за физических и эмоциональных нарушений, боль, общую оценку здоровья, энергичность и жизнеспособность, социальные связи и эмоциональное состояние. Эти области жизни объединены в 2 категории здоровья: физическое (Physical Component Summary) и психическое (Mental Component Summary). Ответы на вопросы оцениваются в баллах по специальному алгоритму расчета [18]. Ответы по каждой из 8 областей качества жизни анкеты SF-12 пересчитываются в стандартизированных баллах, где минимальное их число - 0, а максимальное - 100. Больший суммарный балл означает лучшее качество жизни. Качество жизни постинсультных пациентов в областях физического и психического здоровья было проанализировано с учетом социальных и демографических факторов.
Статистический анализ полученных данных проведен с использованием программы SPSS 15.0. Использовались критерии Манна-Уитни и χ2, а взаимосвязь оценок физического и психического здоровья с демографическими и социальными факторами оценивалась при помощи коэффициента корреляции Спирмена. Для оценки надежности статистических выводов применяли уровень значимости p<0,05.
Результаты
Зависимость качества жизни от возраста. Была установлена статистически значимая обратная зависимость физического здоровья от возраста: коэффициенты корреляции Спирмена в группе пациентов, перенесших инсульт, и в контрольной составили r=–0,34 (p<0,05) и r=–0,64 (p<0,05) соответственно. По данным исследования, возраст в меньшей степени влияет на физическое здоровье в исследуемой группе постинсультных пациентов по сравнению с контрольной. Психическое состояние людей старшего возраста, перенесших инсульт, было хуже, установлена статистически значимая (p<0,05) слабая корреляционная связь - r=–0,12, а в контрольной группе достоверную зависимость психического состояния от возраста не установили.
Зависимость качества жизни от пола. Установлено, что оценка физического состояния мужчин (средний балл 49,3) достоверно (p=0,001) выше, чем женщин (средний балл 43,8) только в контрольной группе, а среди перенесших церебральный инсульт мужчин (средний балл 33,3) и женщин (средний балл 32,5) статистически значимого различия в физическом состоянии между полами не установили. Сравнив оценки психического здоровья мужчин и женщин, достоверных различий не установили ни в основной, ни в контрольной группах.
Зависимость качества жизни от национальности. В основной группе литовцы составили 91,5%, а в контрольной - 90,0%. Физическое здоровье перенесших церебральный инсульт литовцев было лучше (средний балл 33,1), чем лиц других национальностей (28,7; p=0,008), в то время как в контрольной группе средний балл оценки физического здоровья составил 47,0 баллов и достоверно не различался у литовцев и лиц других национальностей. Сравнив зависимость психического состояния от национальности, статистически значимого различия не установили ни в основной, ни в контрольной группе.
Зависимость качества жизни от условий жизни. В одиночестве проживали 17,7% пациентов в основной группе и 23,6% в контрольной. Установлена статистически значимая зависимость от условий жизни в области физического здоровья как в контрольной (p=0,01), так и в группе перенесших инсульт больных (p=0,008); проживающие не в одиночестве свое физическое здоровье оценивали лучше в среднем на 3 балла в обеих группах. Достоверной взаимосвязи качества и условий жизни в области психического здоровья не установили ни в одной из исследуемых групп.
Зависимость качества жизни от образования. Среди перенесших церебральный инсульт пациентов начальное или незаконченное среднее образование имели 38,2%, в контрольной группе - 27,4% исследуемых, а высшее образование в обеих группах имели 17,8 и 34,8% соответственно. После анализа зависимости психического здоровья от образования по подгруппам имеющих соответственно начальное/незаконченное среднее, среднее/среднее специальное/незаконченное высшее и высшее образование достоверных различий не было установлено ни в контрольной, ни в основной группе. В то же время в области физического здоровья как в контрольной группе (p=0,001), так и у перенесших инсульт пациентов (p=0,001) установлены статистически значимые различия между всеми подгруппами уровня образования: чем выше образование, тем выше оценки физического здоровья.
Зависимость качества жизни от социального положения. В основной группе 76,8% не работали, в контрольной группе таких было 43,3% (p<0,05). Установлено, что среди перенесших церебральный инсульт пациентов средний балл оценки физического здоровья у работающих составил 38,9, а у неработающих - 31,5 (p<0,001). В контрольной группе средний балл оценки физического здоровья у работающих составил 50,8, а у неработающих - 38,9 (p<0,01). Статистически значимая зависимость влияния социального положения на психическое здоровье не была установлена ни у перенесших инсульт пациентов, ни в контрольной группе.
В отношении социального положения (работает/не работает) проанализировали данные исследуемых трудоспособного возраста (т.е. мужчин до 65 лет и женщин до 60 лет). В группе перенесших инсульт пациентов доля лиц трудоспособного возраста составила 33,3% (169 человек), в контрольной группе - 35,2% (179). Если в контрольной группе работали 96,1% исследуемых трудоспособного возраста, то в основной - только 57,4% (p<0,05). Оценки как физического, так и психического здоровья людей трудоспособного возраста, перенесших инсульт, были достоверно (p<0,05) ниже, чем оценки исследуемых трудоспособного возраста контрольной группы.
Также было установлено, что физическое здоровье как работающих мужчин, так и работающих женщин в группе перенесших инсульт пациентов и в контрольной группе было достоверно лучше (p<0,05), чем у неработающих основной группы. Психическое здоровье работающих женщин было лучше, чем неработающих, но статистически значимыми (p=0,048) эти различия были только у женщин, перенесших инсульт (см. таблицу).
Зависимость качества жизни от характера труда (физический или умственный). Физическим трудом в основной группе занимались 64,6%, в контрольной - 27,2% (p<0,001). В контрольной группе оценка физического здоровья была достоверно (p=0,005) выше среди занимающихся или занимавшихся умственным трудом (средний балл 47,7) по сравнению с занимающимися или занимавшимися трудом физическим (средний балл 39,3), в группе перенесших инсульт пациентов была замечена только тенденция к этому (средний балл 34,5 и 31,9 соответственно). Распределение оценок психического здоровья от характера труда статистически значимо не различалось ни в основной, ни в контрольной группах.
Обсуждение
Всесторонняя оценка качества жизни жителей Каунаса в возрасте 25-84 лет, перенесших первый церебральный инсульт, позволила более детально, не ограничиваясь только показателями здоровья, посмотреть на совокупность множества факторов, обусловливающих благополучие и удовлетворение людей жизнью. Многочисленные исследования показали, что качество жизни большинства перенесших инсульт пациентов ухудшается [2–4, 7, 8, 19–21], это применимо и к лицам, перенесшим легкий инсульт [3, 7, 22]. Установлено несколько факторов, которые, по-видимому, влияют на ухудшение качества жизни после перенесенного церебрального инсульта: старший возраст [2, 4, 21], наличие двигательных нарушений [6, 20], ощущаемая нехватка социальной помощи [5], невозможность вернуться на работу [23], познавательные нарушения, сопутствующие заболевания [22] и локализация области поражения головного мозга [24]. Однако исследование, проведенное R. King [5], показало, что лица, перенесшие инсульт, хорошо справились с постинсультными нарушениями здоровья. По данным настоящего исследования, как в области физического, так и психического здоровья перенесшие инсульт пациенты оценивали качество своей жизни хуже, чем исследуемые в контрольной группе.
Взаимосвязь между возрастом, полом и качеством жизни остается неясной. C. Anderson и соавт. [1] установили, что последствия церебрального инсульта для женщин в отношении социальной функциональности и психического здоровья являются более легкими. Однако большинство авторов сообщают, что качество жизни не зависит от пола [6], или что у женщин оно хуже [19]. L. Gray и соавт. [25] установили, что оценки качества жизни женщин, перенесших инсульт, в области физического и психического здоровья ниже, чем у мужчин. Эти различия сохраняются и после согласования известных прогностических факторов, таких как возраст и тяжесть инсульта. В настоящем исследовании установлено, что женщины оценивали качество жизни в области физического здоровья хуже только в контрольной группе, а оценки качества жизни в области психического здоровья между женщинами и мужчинами у перенесших инсульт пациентов и в контрольной группе не различались.
Считается, что качество жизни ухудшается с возрастом [2, 8], однако есть множество исследований [6, 8], в которых различия в качестве жизни между пациентами более молодого и старшего возраста не установлены. V. Kwa и соавт. [6] обнаружили, что афазия, нарушенные двигательные функции, беспомощность в бытовой деятельности, а также нарушенное физическое здоровье и познавательные функции связаны с худшим качеством жизни; возраст, пол, образование, сопутствующие заболевания и локализация инсульта связи с качеством жизни не показали.
F. Fatoye и соавт. [26] изучали качество жизни пациентов, перенесших инсульт, в Нигерии (109 постинсультных больных и 109 исследуемых контрольной группы). Исследователи пришли к выводу, что прежние психические заболевания, частичный паралич, низкий уровень образования и более короткий срок после перенесенного инсульта обусловливали худшее качество жизни в одной или нескольких областях, представленных в сокращенной анкете PSO-100 (WHOQOL-BREF), однако возраст и пол перенесших инсульт исследуемых не были связаны ни с их качеством жизни, ни с познавательными функциями. В настоящем исследовании установлено, что с возрастом качество жизни в области физического здоровья как у перенесших инсульт пациентов, так и в контрольной группе ухудшалось.
Отсутствие социальных связей, по-видимому, является важным фактором, обусловливающим плохое качество жизни пациентов, проживших длительный срок после церебрального инсульта [2], а активное социальное функционирование связано с лучшими результатами [8]. С другой стороны, слишком большая поддержка партнера может обусловить чрезмерную заботу и минимальное поощрение самого пациента, что в свою очередь может привести к неблагоприятным результатам [27]. Чтобы достичь хорошего реабилитационного эффекта, одной семьи недостаточно - необходима и более широкая социальная поддержка [19], чтобы перенесшие инсульт чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают, и в случае необходимости были готовы принять помощь от других.
A. Hartman-Maeir и соавт. [28] установили, что пациенты, перенесшие инсульт, остаются недовольными своим качеством жизни спустя год после заболевания из-за ограниченного участия в деятельности общества. Результаты настоящего исследования показывают, что необходимы реабилитационные услуги, направленные на участие больного в обязательной бытовой деятельности и мероприятиях по проведению свободного времени, что улучшает удовлетворенность качеством жизни.
Наличие работы также является источником удовлетворенности жизнью для перенесших инсульт пациентов при возвращении к прежним занятиям [5, 19]. В исследовании F. Angeleri и соавт. [19] приняли участие 180 пациентов (средний возраст 65,3 года), впервые госпитализированные по поводу инсульта, которые были выписаны из больницы хотя бы на 1 год раньше, чем начато исследование. Большинство пациентов были пенсионерами. Из всех больных 20,6% вернулись на работу, но не всегда на ту же, что до заболевания, поэтому им часто приходилось приспосабливаться к новым условиям работы, в этой группе работающих были 31,5% женщин. Только 21,4% перенесших инсульт пациентов моложе 65 лет вернулись к работе.
В Юго-Восточной Англии A. Alaszewski и соавт. [29] исследовали состояние здоровья лиц в возрасте от 43 до 60 лет, перенесших церебральный инсульт менее чем за 3 мес до исследования. Из 31 исследуемого, которые работали до инсульта, 13 к моменту проведения исследования не вернулись на работу, 6 вернулись на работу спустя 3 мес от начала заболевания, 9 - раньше, чем через 3 мес, а в некоторых случаях - почти сразу же после ИГМ. Все участники данного исследования ценили работу и полагали, что иметь ее, особенно хорошо оплачиваемую, лучше, чем не работать. Такое отношение также поддержали исследуемые, которые не были трудоустроены на момент случившегося инсульта, и которые не вернулись на работу во время проведения исследования. Все участники данного исследования возвращение на работу считали показателем выздоровления после инсульта. Исследуемые, которые не начали опять работать, полагали, что оплачиваемая работа - это то, к чему необходимо стремиться, однако они не смогли преодолеть препятствий, затрудняющих возвращение к профессиональному труду.
I. Treger и соавт. [30] пришли к выводу, что возвращение на работу для пациентов, перенесших инсульт, должно было бы означать один из признаков, указывающих на успешную реабилитацию, так как оно влияет на самовосприятие, благополучие и удовлетворенность жизнью. По данным настоящего исследования, мужчины и женщины как в группе перенесших инсульт пациентов, так и в контрольной, имеющие высшее образование, проживающие не в одиночестве и работающие, качество своей жизни в области физического здоровья оценивали лучше, чем имеющие более низкое образование, одинокие и неработаюшие.