Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Котенко К.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Корчажкина Н.Б.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Михайлова А.А.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Нагорнев С.Н.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Фролков В.К.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Бадимова А.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Решетова И.В.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Архипова П.С.

ФГБНУ «Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского» Минобрнауки России

Применение реабилитационных и психокоррекционных методик с помощью интерактивной системы виртуальной реальности NIRVANA у лиц, работающих в условиях психологического риска (Методическое пособие, 2025)

Авторы:

Котенко К.В., Корчажкина Н.Б., Михайлова А.А., Нагорнев С.Н., Фролков В.К., Бадимова А.В., Решетова И.В., Архипова П.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 81

Загрузок: 0


Как цитировать:

Котенко К.В., Корчажкина Н.Б., Михайлова А.А., и др. Применение реабилитационных и психокоррекционных методик с помощью интерактивной системы виртуальной реальности NIRVANA у лиц, работающих в условиях психологического риска (Методическое пособие, 2025). Восстановительные биотехнологии, профилактическая, цифровая и предиктивная медицина. 2025;2(2):37‑41.
Kotenko KV, Korchazhkina NB, Mikhailova AA, et al. Psychological rehabilitation and correction using interactive virtual reality system NIRVANA for individuals working under psychological risk (Methodological manual, 2025). Regenerative Biotechnologies, Preventive, Digital and Predictive Medicine. 2025;2(2):37‑41. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rbpdpm2025202137

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ме­не­ние ком­пью­тер­ной пси­хо­ло­ги­чес­кой ди­аг­нос­ти­ки у лиц экстре­маль­ных про­фес­сий (Ме­то­ди­чес­кое по­со­бие, 2025). Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2025;(2):31-36
Фак­то­ры при­вер­жен­нос­ти вак­ци­на­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния Ар­хан­гельской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):92-99
Опыт ме­ди­цин­ских спе­ци­алис­тов нар­ко­ло­ги­чес­кой служ­бы по про­фи­лак­ти­ке пот­реб­ле­ния пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ сре­ди под­рос­тков и мо­ло­де­жи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):62-68

Введение

У медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала), работающих в условиях высокого психологического риска, очень часто возникает состояние, связанное с профессиональным выгоранием. Этот синдром развивается как ответная реакция организма на длительные профессиональные стрессоры и характеризуется эмоциональным истощением, деперсонализацией (безразличием к пациентам) и снижением чувства личных достижений [1, 2]. Он рассматривается как психологическая защита, проявляющаяся в частичном или полном подавлении эмоций в ответ на психотравмирующие ситуации.

Основные проявления синдрома профессионального выгорания:

— эмоциональное истощение — ощущение опустошенности, хронической усталости;

— деперсонализация — отстраненность, формальное отношение к пациентам;

— снижение личных достижений — ощущение собственной некомпетентности, неудовлетворенность результатами работы.

Причины и факторы риска развития синдрома профессионального выгорания:

— высокая рабочая нагрузка — чем больше часов в неделю работает врач или медсестра, тем выше риск выгорания (особенно при нагрузке более 47—58 нормированных часов);

— работа в условиях повышенного стресса, например в «красной зоне» во время пандемии COVID-19;

— неопределенность обязанностей, дисбаланс усилий и вознаграждения, недостаток свободного времени;

— индивидуальные особенности — тревожность, состояние здоровья.

Последствия синдрома профессионального выгорания:

— снижение качества медицинской помощи — увеличение риска медицинских ошибок;

— ухудшение психологического и физического здоровья медицинских работников;

— снижение уровня профессиональной удовлетворенности и мотивации;

— эмоциональное истощение и снижение мотивации, развитие депрессии, тревоги и других психологических расстройств.

Постоянное столкновение с этическими проблемами также способствует развитию профессионального выгорания. Следует отметить, что работа в медицинской сфере включает в себя воздействие физических, химических, биологических и психологических факторов, которые могут вызывать долгосрочные функциональные изменения и увеличение уровня профессиональной заболеваемости или стрессовых состояний.

Согласно результатам исследований и данным литературы, профессиональному выгоранию чаще всего подвержены следующие специалисты: врачи-анестезиологи-реаниматологи, которые работают в условиях постоянного стресса, высокой ответственности, часто сталкиваются с угрозой жизни для пациентов и необходимостью быстрого принятия решений; врачи первичного звена (терапевты, семейные врачи, педиатры), которые испытывают высокую нагрузку, нередко имеют дело с большим потоком пациентов и вынуждены решать широкий спектр вопросов; врачи-онкологи, врачи, оказывающие паллиативную помощь, ведущие тяжелобольных пациентов и часто соприкасающиеся с утратами; специалисты экстренной и неотложной помощи (врачи скорой помощи, ургентные хирурги), работающие в условиях неопределенности, дефицита времени и высокого риска ошибок [1, 2].

Кроме того, есть ряд дополнительных факторов, таких как работа в условиях дефицита ресурсов (например, в сельской местности или в учреждениях с недостатком оборудования), молодые специалисты и врачи на первых этапах карьеры, испытывающие высокую нагрузку и не имеющие опыта; женский пол, особенно в первичном звене.

Специалистам этих групп требуются особое внимание и поддержка, поэтому разработка методов своевременной профилактики и диагностики синдрома профессионального выгорания, а также психореабилитации очень актуальна [3—10].

Слово «релаксация» означает расслабление. Это понятие чаще всего упоминается в литературе как составляющая часть различных психотехник, например аутотренинга или идеомоторной тренировки. Сущность этого метода заключается в том, что с помощью специальных приемов напряженные мышцы тела расслабляются, организм приходит в состояние глубокого расслабления, называемого состоянием релаксации. При этом заметно снижается тонус центральной нервной системы, всех органов и систем человеческого тела. Это создает благоприятные условия для восстановления после любых видов утомления (физического и/или психического). Доказано, что в результате релаксации восстановление организма происходит в 1,5—2 раза быстрее, чем после обычного сна.

Применяемый комплекс представляет собой психорелаксационную и реабилитационную безмаркерную систему виртуальной реальности NIRVANA («BTS S.P.A.», Италия). Это методика анализа движений с биологической обратной связью в реальном времени. Система, основанная на оптико-электронной инфракрасной безмаркерной технологии распознавания движения, создает виртуальные изображения на горизонтальных и вертикальных поверхностях (также формируется звуковая среда), с которыми абсолютно естественно и непринужденно в игровой форме взаимодействует человек.

В настоящее время активно ведутся исследовательские работы по использованию интерактивных систем виртуальной реальности для работы во всех областях реабилитации. В последнее десятилетие инструментарий систем виртуальной реальности успешно применяется в психологических лабораториях и клиниках как для исследовательских, так и для психотерапевтических и реабилитационных целей.

В России исследования и разработки в области интерактивных систем виртуальной реальности проводятся в рамках приоритетных направлений фундаментальных исследований, критических технологий и технологий федерального уровня.

Термины и определения

Психологическая адаптация — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями [1].

Координация движений — процесс согласования работы мышц с целью организации управляемости двигательного аппарата [2].

Стресс — специфическая реакция человека (соматическая и психическая), возникающая в ответ на специфические воздействия окружающего мира [1].

Цель исследования — разработать реабилитационные и психокоррекционные методики с помощью интерактивной системы виртуальной реальности NIRVANA для лиц, работающих в условиях психологического риска.

Материал и методы

В исследование включены 30 медицинских работников, получавших сеансы профилактической психотерапии в ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского».

Описание проведения релаксационных и реабилитационных методик с помощью интерактивной системы виртуальной реальности NIRVANA

Специалистами ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского» разработаны специальные технологии, включающие игровые упражнения, направленные на преодоление когнитивного дефицита и уменьшение стресс-ассоциированного состояния. В основе методики лежит мотивирующий подход: целевая направленность, игровая форма, а также возможность обратной связи на сенсорном уровне — все это стимулирует активность пациента.

Методика проведения релаксационных упражнений с помощью реабилитационной интерактивной системы виртуальной реальности NIRVANA обеспечивает полное сенсорное погружение (акустическое и визуальное) в виртуальную реальность без инвазивных устройств, которые ограничивают движения или влияют на характер взаимодействия с системой. Данная методика воспроизводит сценарии, которые могут быть спроецированы на горизонтальные и вертикальные поверхности с помощью оптико-электронной инфракрасной системы. При этом пациент может взаимодействовать с виртуальной средой естественным образом, двигаясь на фоне спроецированных изображений. Помимо нескольких режимов и возрастающих уровней сложности, каждое задание определяется множественными обратными сенсорными связями. В отличие от традиционного терапевтического подхода [6, 9] пациент получает мощные когнитивные и моторные стимулы, что повышает его мотивацию к исполнению более сложных и комплексных упражнений. Типы упражнений могут быть различными: персептивными, направленными на восприятие окружающей среды, направленными на достижение цели (следовать за животным, идти по линии и т.д.), моторными (событие происходит при пересечении пациентом какого-либо объекта) или игровыми (футбол, воздушные шары и т.д.).

Например, в методике (реабилитация), направленной на развитие мелкой моторики, которая нарушается вследствие профессиональных заболеваний, используются упражнения, предусматривающие преследование одного или нескольких объектов, отображаемых на плоскости. В соответствии с характером упражнений могут быть задействованы различные сегменты тела для координации нижних конечностей при ходьбе и координации плечо-локоть при преследовании объектов на стене. Некоторые упражнения предполагают выполнение особых движений после того, как объект пойман (задача: поймать бабочек и птиц, следуя рукой за их движениями по проекции). Упражнения можно проводить как индивидуально, так и в группах.

Релаксационная методика предполагает использование упражнений, адаптированных к потребностям врача-специалиста (игры в картинках — мячи, трубы и т.д., отображаемые на поверхности, либо упражнения, акцентированные на количестве движений). Перед пациентом может быть поставлена задача удержать определенную неподвижную позицию (применяется также с целью диагностики длительного стресса), при которой не происходит динамического изменения визуального ряда (изображения).

Результаты

Для подтверждения эффективности релаксационного воздействия неинвазивной системы, погружающей в визуальную и акустическую среду, нами проведена психологическая реабилитация 30 медицинских специалистов, получавших курс профилактической психотерапии в ФГБНУ «РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского».

Анализ результатов эксперимента показал, что у большинства медиков после работы в ночную смену наблюдалось изменение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы: повышение уровня систолического артериального давления (АД) в среднем на 5,6%, диастолического АД — на 7,8%, увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в среднем на 25%. Это означает, что работа в ночную смену и длительное психоэмоциональное напряжение вызывали умеренное утомление сердечно-сосудистой системы. Результаты первой серии исследований свидетельствуют, что после 30-минутного пассивного отдыха показатели уровня АД медицинских работников остались практически на том же уровне, что и после рабочей смены, а ЧСС снизилась незначительно (в среднем на 7,8%).

Анализ результатов второй серии исследований показал, что после выполнения индивидуально подобранного комплекса релаксационной гимнастики на интерактивной системе виртуальной реальности NIRVANA у всех медицинских работников наблюдалось изменение контролируемых функциональных показателей — приближение к исходному уровню или к норме. В 86% случаев эти изменения достигли статистически значимого уровня и в среднем составили от исходного состояния: 2,2% (уровень систолического АД), 2,8% (уровень диастолического АД), 12,4% (ЧСС).

Выводы

Релаксационные упражнения оказывают благотворное влияние на функциональное состояние организма и вызывают ускорение восстановительных процессов, что позволяет рекомендовать их к использованию в качестве одного из средств релаксации и реабилитации.

Разработанные нами методики работы с применением интерактивной системы виртуальной реальности обеспечивают:

1) погружение (иммерсивность) человека в определенную среду (например, искусственно созданный трехмерный мир);

2) взаимодействие (интерактивность) человека с объектами этой среды и их характеристиками в реальном времени:

— физическими: определяющими положение и ориентацию в реальном мире;

— психофизиологическими (зрение, слух, осязание, равновесие, пульс, давление, температура тела и др.);

— личностными;

— познавательными и др.

В практике, кроме интерактивных методик, активно используются техники самопомощи при выгорании, основанные на внутренней опоре, личных границах, зонах контроля, работе с эмоциями и прогрессивной мышечной релаксации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.