Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Лопатина М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Зиновьева В.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Кудрявцев А.В.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Кригер Е.А.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России

Глуховская С.В.

ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж»

Репкина Т.В.

КГБУЗ «Краевой центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Минздрава Алтайского края

Попович М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Усова Е.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Яковлева В.А.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы» Минобрнауки России

Старовойтов М.Л.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Грамотность в вопросах вакцинации медицинских работников: результаты онлайн-опроса в трех регионах Российской Федерации

Авторы:

Лопатина М.В., Зиновьева В.А., Кудрявцев А.В., Кригер Е.А., Глуховская С.В., Репкина Т.В., Попович М.В., Усова Е.В., Яковлева В.А., Старовойтов М.Л., Концевая А.В., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 94

Загрузок: 7


Как цитировать:

Лопатина М.В., Зиновьева В.А., Кудрявцев А.В., и др. Грамотность в вопросах вакцинации медицинских работников: результаты онлайн-опроса в трех регионах Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2025;28(6):53‑59.
Lopatina MV, Zinovyeva VA, Kudryavtsev AV, et al. Vaccination literacy of healthcare workers: results of an online survey in three regions of the Russian Federation. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(6):53‑59. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252806153

Рекомендуем статьи по данной теме:
Фак­то­ры при­вер­жен­нос­ти вак­ци­на­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния Ар­хан­гельской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):92-99
Опыт ме­ди­цин­ских спе­ци­алис­тов нар­ко­ло­ги­чес­кой служ­бы по про­фи­лак­ти­ке пот­реб­ле­ния пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ сре­ди под­рос­тков и мо­ло­де­жи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):62-68
При­ме­не­ние ком­пью­тер­ной пси­хо­ло­ги­чес­кой ди­аг­нос­ти­ки у лиц экстре­маль­ных про­фес­сий (Ме­то­ди­чес­кое по­со­бие, 2025). Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2025;(2):31-36
При­ме­не­ние ре­аби­ли­та­ци­он­ных и пси­хо­кор­рек­ци­он­ных ме­то­дик с по­мощью ин­те­рак­тив­ной сис­те­мы вир­ту­аль­ной ре­аль­нос­ти NIRVANA у лиц, ра­бо­та­ющих в ус­ло­ви­ях пси­хо­ло­ги­чес­ко­го рис­ка (Ме­то­ди­чес­кое по­со­бие, 2025). Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2025;(2):37-41
Син­дром эмо­ци­ональ­но­го вы­го­ра­ния у вра­чей-ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гов: сос­то­яние проб­ле­мы. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2025;(2):151-157

Введение

Грамотность в вопросах здоровья признана важной детерминантой здоровья и представляет собой не только знания и информированность, но и навыки управления данной информацией [1]. В связи с этим особую актуальность во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в последующие годы приобрела грамотность в вопросах вакцинации (Г-ВАК), которая определяется как способность не только находить и понимать соответствующую информацию, но и критически ее оценивать и принимать с ее учетом обоснованные решения [2]. Однако как населению, так и медработникам сложно принимать решения в условиях «инфодемии» — изобилия недостоверной информации [3, 4] (особенно в отношении вакцинации), распространяемой в социальных сетях [5].

Приверженность населения вакцинации связана с отношением к ней медработников, таким образом, медработники играют ключевую роль в увеличении охвата вакцинацией [2—8]. Принятие решения о вакцинации зависит во многом от уровня Г-ВАК. Важна способность медработников налаживать эффективные коммуникации с населением в вопросах значения вакцинации и улучшения здоровья населения в долгосрочной перспективе [2, 9].

В рамках сети действий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по измерению грамотности в вопросах здоровья на организационном и популяционном уровнях (WHO Action Network on Measuring Population and Organizational Health Literacy, M-POHL) разработан инструмент HLS19-VAC для оценки Г-ВАК, измеряющий навыки поиска, понимания, оценки и применения информации о вакцинации в целом. Исследование в 11 странах Европы с участием 25 тыс. респондентов показало взаимосвязь между Г-ВАК, уверенностью в необходимости вакцинации и знаниями о связанном с вакцинацией риске и пониманием риска развития вакциноконтролируемых заболеваний [10, 11].

В данном исследовании впервые изучена Г-ВАК медработников в Российской Федерации с использованием адаптированной версии HLS19-VAC.

Цель исследования — изучить Г-ВАК медицинских работников первичного звена здравоохранения в трех регионах Российской Федерации.

Материалы и методы

Дизайн исследования и участники

Онлайн-опрос с участием 1427 медработников первичного звена проведен в трех регионах России: Архангельской области, Алтайском крае и Свердловской области. Период проведения исследования: август — декабрь 2023 г.

Респонденты разделены на группы по возрасту (18—45 лет и старше 45 лет) и по роду деятельности: врачи (врачи-терапевты участковые, врачи узких специальностей) и средний медперсонал (фельдшеры, медицинские сестры, акушерки).

Инструмент исследования

Использован европейский опросник HLS19-VAC, разработанный и валидированный в рамках сети действий ВОЗ M-POHL, который адаптирован и переведен на русский язык. Адаптация включала прямой и обратный переводы, тестирование в фокус-группе, три раунда экспертных обсуждений по содержанию и количеству вопросов. Оценена внутренняя согласованность шкалы Г-ВАК (коэффициент альфа Кронбаха составил 0,77, что указывает на приемлемую надежность инструмента) [10].

Адаптированный опросник включал 7 разделов и 17 вопросов с возможностью выбора ответа: социально-демографические (пол, возраст, образование, профессия), поведение и убеждения в отношении вакцинации, доверие к вакцинации, навыки поиска информации о вакцинации и Г-ВАК.

Раздел опросника по Г-ВАК включал в том числе четыре вопроса: 1) «Насколько Вам легко найти информацию о прививках, которые Вам рекомендуют сделать?»; 2) «Насколько Вам легко понять, зачем Вам могут быть нужны прививки?»; 3) «Насколько Вам легко определить, какие прививки Вам нужно сделать?»; 4) «Если Вам рекомендована прививка от гриппа, то насколько Вам легко принять решение о вакцинации?» с вариантами ответов по 4-балльной шкале Лайкерта (очень легко, легко, трудно и очень трудно).

На основании ответов на эти 4 вопроса, включающие навыки поиска, понимания, оценки и применения информации о вакцинации, формировался уровень Г-ВАК, который рассчитывали как среднее значение ответов на каждую шкалу (диапазон от 1 до 4), при этом более высокое значение соответствовало более высокому уровню Г-ВАК. Установлено 4 уровня Г-ВАК: низкий (1), проблематичный (2), достаточный (3) и отличный (4). Значение «1» присваивается индексу «group» (совокупности вопросов Г-ВАК) при величине индекса «score» ≤50, «2» — при величине индекса «score» >50 и ≤66,67, «3» — >66,67 и ≤83,33 «4» — >83,33.

Статистический анализ данных проведен с использованием частотного анализа. Категориальные признаки представлены в абсолютных значениях и/или процентных отношениях (%). Различия в частоте выявления признака в группах считались значимыми, если вероятность справедливости гипотезы о равенстве рассматриваемых частот составляла <5% (p<0,05). Для анализа ответов на открытые вопросы использовались методы контент-анализа. Обработка исходных данных и статистический анализ проведены с помощью MS Excel 2016 и SPSS 23.0.

Результаты

Социально-демографические характеристики участников исследования

В опросе приняли участие 1 427 медицинских работников, из них 426 в Архангельской области, 398 в Алтайском крае и 603 в Свердловской области, общий отклик составил 86,2% (см. таблицу).

Число медработников в медицинских организациях трех регионов, включенных в исследование

Регион

Число сотрудников в медицинских организациях*

Число респондентов в медицинских организациях

Доля прошедших опрос (%)

Архангельская область

477

426

88,2

Алтайский край

494

398

80,6

Свердловская область

685

603

87

Итого

1656

1427

86,2

Примечание. * — сотрудники, задействованные в организации первичной медицинской помощи (врачи-терапевты участковые, врачи узких специальностей, фельдшеры, медсестры, акушерки).

Из общего числа респондентов в опросе приняли участие 113 (8,2%) мужчин и 1258 (91,8%) женщин, в возрасте до 45 лет включительно — 763 (55,7%) и старше 45 лет — 608 (44,3%).

Респонденты преимущественно имели среднее профессиональное медицинское образование (60%), высшее медицинское образование имели 40% участников исследования.

Поведение респондентов в отношении вакцинации в течение последних 5 лет

В течение последних 5 лет прошли вакцинацию 96,3% врачей и 95,9% медработников со средним медицинским образованием.

Грамотность в вопросах вакцинации

В целом медицинские работники, принявшие участие в опросе, продемонстрировали преимущественно достаточный (53,4%) и отличный (39,6%) уровни Г-ВАК (рис. 1).

Рис. 1. Уровень грамотности медработников Алтайского края, Архангельской и Свердловской областей в вопросах вакцинации.

Распределение уровня Г-ВАК по полу показало, что высокий уровень имели 91% женщин и 86% мужчин, а распределение Г-ВАК в зависимости от возраста было равным в обеих группах (до 45 лет и старше 45 лет) и в среднем составило 45,0%.

Мифы о возможных рисках, связанных с вакцинацией

Согласно результатам, 13,8% врачей считали, что прививки могут вызывать серьезные побочные эффекты, а 15,8% — затруднялись с ответом на этот вопрос. Кроме того, 23,0% врачей полагали, что прививки могут вызвать заболевания, от которых они должны защищать, а 13,5% — затруднялись с ответом; 12,5% — считали, что прививки перегружают и ослабляют иммунную систему, 14,8% — затруднялись ответить.

Среди среднего медперсонала заблуждения относительно вакцинации были более распространены, чем среди врачей. Так, 25,4% средних медработников считали, что прививки могут вызывать серьезные побочные эффекты, а 20,5% — затруднялись с ответом на этот вопрос. Более того, 27,6% средних медработников были уверены, что прививки могут вызвать заболевания, против которых они должны защищать, а 18,0% — не могли дать определенного ответа, 21,8% — считали, что прививки ослабляют иммунную систему, 21,1% — испытывали затруднения с ответом.

Информация о вакцинации

С трудностями при поиске объективной информации о вакцинации сталкивались 21,5% респондентов с высшим медицинским образованием, в то время как в группе со средним медобразованием этот показатель составил 15,3%. Сложности в поиске документов, регламентирующих вакцинацию взрослого населения в Российской Федерации, отметили 11,5% врачей и 14,3% среднего медперсонала (рис. 2, 3).

Рис. 2. Ответы на вопрос: «Знаете ли Вы, каким образом можно ознакомиться с документами, регламентирующими вакцинацию взрослого населения в Российской Федерации?».

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Считаете ли Вы, что найти объективную информацию в отношении вакцинации легко?».

Анализ данных показывает, что, несмотря на положительное в целом отношение медработников к вакцинации, выявлены значительные различия в их убеждениях относительно вакцинации отдельных групп населения — беременных, пожилых людей и пациентов с хроническими заболеваниями. Следует отметить, что в числе среднего медперсонала было больше тех, кто испытывал затруднения с ответом или отказался отвечать на данные вопросы.

Выяснилось, что чем выше уровень Г-ВАК медработников, тем выше их приверженность вакцинации, выше уровень доверия к безопасности вакцины и намерение рекомендовать вакцинацию пациентам (рис. 4).

Рис. 4. Распределение утвердительных ответов на вопросы и их ассоциация с уровнем грамотности в вопросах вакцинации (p<0,05).

* — «низкий уровень» обобщает категории «низкий» и «недостаточный», «высокий уровень» — «достаточный» и «отличный».

Медработники с низким уровнем Г-ВАК имели больше сомнений по поводу эффективности вакцин (считали, что прививки перегружают и ослабляют имунную систему (31,7%)) и опасений по поводу нежелательных явлений в поствакцинальном периоде (27,2%) по сравнению с теми, кто обладал высоким уровнем Г-ВАК. Кроме того, медработники с низким уровнем Г-ВАК считали, что вакцинация не показана людям с хроническими заболеваниями (23,0%), и реже советовали пройти вакцинацию; только 10,0% из них рекомендовали вакцинацию пожилым людям; 18,0% убеждены, что беременным нельзя делать прививки.

Больше 50% медперсонала с высоким уровнем Г-ВАК уверены в том, что лучше вакцинироваться, чем перенести инфекцию, и в том, что медработники ответственны за формирование у населения положительного отношения к вакцинации.

Обсуждение

По нашим данным, это первое в Российской Федерации исследование по изучению уровня Г-ВАК медработников, проведенное в трех регионах страны с использованием адаптированной версии европейского опросника HLS19-VAC [10].

Систематический обзор, выполненный в 2023 г., показал, что исследование Г-ВАК остается относительно новым направлением. Из 1523 найденных публикаций для детального анализа отобрана 21 статья, из которой 17 посвящены вакцинации против COVID-19 в различных группах населения. Известно, что Г-ВАК играет роль в формировании уровня нерешительности в отношении вакцинации у различных групп населения, но эта связь остается недостаточно изученной [12].

Исследование, проведенное в Японии, показало, что медработники с высоким уровнем Г-ВАК меньше беспокоились о низкой эффективности и серьезных побочных эффектах вакцинации и имели более высокую степень намерения рекомендовать вакцины пациентам. Обнаружено, что личная грамотность в отношении вакцины влияет на принятие вакцины не только самими врачами, но и окружающими их людьми [9].

По аналогии с результатами проведенного нами исследования выявлено, что, несмотря на высокий уровень Г-ВАК медработников, есть области знаний и навыков, которые необходимо улучшать [9]. Так, вакцинация беременных неживыми вакцинами разрешена и проводится в большинстве стран мира, включая Российскую Федерацию, где беременные являются приоритетной группой для вакцинации против гриппа по Национальному календарю профилактических прививок, и зарегистрирована вакцина для вакцинации беременных против коклюша. Вместе с тем, по данным нашего исследования, 18,0% медработников уверены, что прививки беременным противопоказаны. Помимо этого, более 10% врачей и более 20% медсестер считают хронические заболевания противопоказанием к вакцинации. При этом пациенты с хроническими заболеваниями дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом наиболее уязвимы к инфекциям и подвержены более высокому риску осложнений. Вакцинация пациентов с хроническими заболеваниями, в частности против гриппа и пневмококковой инфекции, играет ключевую роль в снижении частоты обострений хронических заболеваний, а также снижает риск осложнений, частоту госпитализации и летальных исходов, связанных с инфекциями. Ввиду нерешительности и сомнений медработников в отношении вакцинации наиболее уязвимые к инфекциям категории населения могут оставаться незащищенными.

Исследование, проведенное в Италии, также показало недоверие медработников к вакцинации против гриппа, около 80% медработников не были привиты против сезонного гриппа [13]. Повышение уровня грамотности медработников в вопросах вакцинации, а также совершенствование коммуникативных навыков необходимы для повышения охвата вакцинацией и защищенности населения от инфекций. Помимо этого, предоставление населению понятной и доступной информации с проверкой ее понимания является важным навыком медицинских работников [14, 15].

Принятие обоснованных решений в сфере здоровья, включая вакцинацию, зависит как от уровня знаний и навыков самого человека, так и от компетентности медицинских работников [16]. Особенно важны коммуникативные навыки: умение выстраивать доверительный диалог, распознавать скрытые эмоции, учитывать индивидуальные особенности пациента и эффективно работать по преодолению сомнений [17].

Ряд рандомизированных исследований показал, что индивидуальный подход и убедительная аргументация со стороны медицинских работников значительно повышали принятие вакцины пациентами, снижали их страхи и беспокойство, связанные с вакцинацией [18—20].

Сильные стороны исследования

Данное исследование проводилось впервые в Российской Федерации с целью изучения Г-ВАК медицинских работников с использованием адаптированной версии европейского опросника HLS19-VAC, ранее апробированного в рамках международного исследования HLS19 сети действий ВОЗ M-POHL в 11 странах на выборке 25 тыс. человек.

Ограничение исследования

Поскольку для исследования медицинские организации отобраны случайным образом в разных регионах, то экстраполировать полученные результаты можно в пределах каждого региона, а не конкретных медицинских учреждений, что необходимо учитывать при интерпретации полученных результатов.

Заключение

Проведенное в трех регионах Российской Федерации исследование по изучению грамотности в вопросах вакцинации медработников первичной медико-санитарной помощи продемонстрировало достаточный (53,4%) и отличный (39,6%) ее уровень. Медработники с низким уровнем грамотности считали, что вакцинация не показана людям с хроническими заболеваниями (23,0%) и реже рекомендовали пройти вакцинацию; только 10,0% из них советовали вакцинацию пожилым людям; 18,0% — считали, что беременным нельзя делать прививки.

Несмотря на положительное в целом отношение медработников к вакцинации, наблюдаются некоторые различия в их убеждениях и навыках управления информацией относительно вакцинации. Для увеличения охвата населения вакцинацией необходимы меры, направленные на повышение соответствующей грамотности врачей и среднего медицинского персонала и улучшение навыков коммуникации с пациентами.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Лопатина М.В.; сбор, обработка материала и написание текста — Лопатина М.В., Зиновьева В.А., Кудрявцев А.В., Кригер Е.А., Глуховская С.В., Репкина Т.В., Попович М.В., Усова Е.В., Яковлева В.А.; статистический анализ — Старовойтов М.Л.; научное редактирование — Концевая А.В., Драпкина О.М.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: study design and concept — Lopatina M.V.; data collection and processing — Lopatina M.V., Zinovyeva V.A., Kudryavtsev A.V., Krieger E.A., Glukhovskaya S.V., Repkina T.V., Popovich M.V., Oussova E.V., Yakovleva V.A.; statistical analysis — Starovoitov M.L.; scientific editing —Kontsevaya A.V., Drapkina O.M.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.