Введение
Во втором десятилетии XXI века на фоне системного улучшения государственной политики развития социальной сферы в стране был сформирован комплексный подход к организации реабилитации инвалидов. В 2016 г. в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН о правах инвалидов (2012 г.) государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» была дополнена подпрограммой по совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, что подтверждено Постановлением Правительства РФ от 29.03.19 №363 (ред. от 23.03.21) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Сегодня, в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», комплексная реабилитация включает: специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь; медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение (СКЛ); протезно-ортопедическую помощь; социальную, психолого-педагогическую, профессиональную, социокультурную реабилитацию; адаптивную физическую культуру, физическую реабилитацию и спорт инвалидов. СКЛ относится к основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов.
СКЛ является важной составляющей национальной системы здравоохранения в России. В его задачи входит целенаправленное и эффективное осуществление профилактики заболеваний и оздоровления населения, а также восстановительное лечение и реабилитация больных. Включение СКЛ в мероприятия по профилактике и оздоровлению сопровождается снижением затрат на лечение в медицинских организациях в 2,6—3,0 раза, выплат по временной и стойкой нетрудоспособности — в 1,8—2,6 раза, что снижает бремя финансовой нагрузки на здравоохранение и социальное обеспечение работающего населения [1, 2].
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации №Пр-1817ГС по итогам заседания 26 августа 2016 г. президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященного развитию санаторно-курортного комплекса (СКК), распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.18 №2581 была утверждена Стратегия развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации (далее — Стратегия). Согласно документу целью Стратегии является «повышение доступности СКЛ за счет создания в Российской Федерации современного СКК, обеспечивающего развитие лечебно-оздоровительных местностей и курортов, эффективное использование природных лечебных ресурсов, развитие материально-технической базы санаторно-курортных организаций (СКО).
СКЛ как одно из основных направлений реабилитации и абилитации инвалидов в свете Стратегии развития СКК приобретает новые не только концептуальные, но и законодательные основы. Разработка концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 г. требует детального анализа системы организации СКЛ инвалидов, обеспечение которой способствует повышению качества жизни, уровня адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Цель исследования — анализ системы обеспечения СКЛ инвалидов и обоснование основных направлений ее совершенствования.
Материал и методы
Информационно-эмпирической базой исследования явились нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие стратегию развития системы СКЛ инвалидов, справочно-аналитические данные. Выполнен контент-анализ нормативной базы и сравнительный анализ сведений, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения Росстата, Минздрава России, Фонда социального страхования России.
Результаты
Эффективность СКЛ инвалидов обеспечивается наличием необходимых для его оказания правовых, нормативных, финансовых, объектных и информационных ресурсов, а также степенью их внутренней согласованности.
Правовые и нормативные вопросы, требования к обеспечению инвалидов СКЛ, в том числе доступности объектов и услуг СКО, получения путевок и оплаты проезда на междугородном транспорте к месту лечения регламентируются федеральными законами (ФЗ), постановлениями, приказами, распоряжениями (табл. 1).
Таблица 1. Правовые и нормативные документы по вопросам санаторно-курортного лечения в РФ
Год Year | Федеральные законы, распоряжения, указы, постановления Federal acts, orders, decrees, regulations | Приказы Orders |
1995 | Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 14, 15, 16) | — |
1995 | Federal Act No. 181-FA dated 24.11.95 «On Social Protection for the Disabled in the Russian Federation» (Arts. 14, 15 and 16) | — |
1999 | Федеральный закон от 17.07.99 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» | — |
1999 | Federal Act No. 178-FA dated 17.07.99 «On State Social Assistance» | — |
2004 | — | Приказ Минздравсоцразвития России №328 от 29.12.04 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» |
2004 | — | Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 328 dated 29.12.04 «On Approval of the Procedure for Granting a Set of Social Services to Certain Categories of Citizens» |
2005 | — | Приказ Минздравсоцразвития России от 05.10.05 №617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» |
2005 | — | Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 617 dated 05.10.05 «On the Procedure for Referring Citizens to the Healthcare Facilities by the Executive Authorities of the Constituent Units of the Russian Federation» |
2011 | Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 22.12.20) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.21) | — |
2011 | Federal Act No. 323-FA dated 21.11.11 (edition dated 22.12.20) «On Fundamentals of Public Health in the Russian Federation» (as amended, effective from 01.01.21) | — |
Таблица 1. Правовые и нормативные документы по вопросам санаторно-курортного лечения в РФ. (Продолжение) | ||
Год Year | Федеральные законы, распоряжения, указы, постановления Federal acts, orders, decrees, regulations | Приказы Orders |
2012 | — | Приказ Минтруда России от 25.12.12 №627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики» |
2012 | — | Order No. 627 of the Ministry of Labor of Russia dated 25.12.12 «On Approval of the Methodology to Objectify and Systematize the Accessibility of Facilities and Services in Priority Areas of Life Activity for the Disabled and Other Low-Mobility Population Groups, With the Possibility of Considering Regional Context» |
2013 | Федеральный закон от 05.04.13 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» | — |
2013 | Federal Act №44-FA dated 05.04.13 «On the Contract System in Procurement of Goods, Works and Services to Meet State and Municipal Needs» | — |
2014 | Федеральный закон от 01.12.14 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» | — |
2014 | Federal Law No. 419-FA dated 01.12.14 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding Social Protection of People with Disabilities Due to Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities» | — |
2015 | — | Приказ Минздрава России от 12.11.15 №802н «Об утверждении порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставления услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи» |
Приказ Минздрава России от 20.11.15 №834н «Об утверждении плана мероприятий Министерства здравоохранения Российской Федерации (дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг» | ||
2015 | — | Order of the Ministry of Health of Russia No. 802n dated 12.11.15 «On Approval of the Procedure for Ensuring Accessibility to the Infrastructure of the State, Municipal and Private Health Care Systems and Providing Health Care Services for People with Disabilities, as well as Providing Them with the Necessary Assistance» |
Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 834n dated 20.11.15 «On Approval of the Action Plan of the Ministry of Health of the Russian Federation (Road Map) to Improve Accessibility of Facilities and Services for People with Disabilities» | ||
2018 | Распоряжение Правительства РФ от 26.11.18 №2581-р «Об утверждении Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации» | Приказ Минздрава России от 07.06.18 №321н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения» |
Приказ Минтруда России от 03.12.18 №764н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.12 №580н» | ||
Таблица 1. Правовые и нормативные документы по вопросам санаторно-курортного лечения в РФ. (Окончание) | ||
Год Year | Федеральные законы, распоряжения, указы, постановления Federal acts, orders, decrees, regulations | Приказы Orders |
2018 | Order of the Government of the Russian Federation No. 2581-o dated 26.11.18 «On approval of the development strategy of the health-resort complex of the Russian Federation» | Order of the Ministry of Health of Russia dated 07.06.18 No. 321n «On Approval of the Lists of Medical Indications and Contraindications for Health Resort Care» |
Order of the Ministry of Labor of Russia dated 03.12.18 No. 764n “On Amendments to the Rules of Financial Provision of Preventive Measures to Reduce Work Accidents and Occupational Diseases of Employees and Health Resort Care of Employees Engaged in Work With Occupational Hazards, Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 10.12.12 No. 580n» | ||
2019 | Постановление Правительства РФ от 29.03.19 №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.04 №864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг» | Приказ ФСС РФ от 21.08.19 №428 «Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» |
Указ Президента РФ от 06.06.19 №254 «О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» | Приказ Росстата от 30.12.19 №830 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья (16.1. Санаторно-курортные организации 16.2. Санаторно-курортные подразделения)» | |
2019 | Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.03.19 No. 363 «On Approval of the State Program of the Russian Federation ‘Accessible Environment’; Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.12.2004 No. 864 “On the Procedure of Financial Provision of Expenses on Providing Citizens with State Social Assistance through a Set of Social Services» | Order of the Social Insurance Fund of the Russian Federation dated 21.08.19 No. 428 «On Approval of the Administrative Regulations for the Provision the State Service of Health Resort Care to Prevent Major Diseases, and Free Travel on Long-Distance Transport to the Resort Care Facility and Back to Eligible Citizens by the Social Insurance Fund of the Russian Federation» |
Presidential Decree No. 254 dated 06.06.2019 “On the Strategy for Healthcare Development in the Russian Federation for the period up to 2025” | Rosstat Order No. 830 dated 30.12.19 «On Approval of Forms of Federal Statistical Monitoring with Instructions for Their Completion for the Establishing of Federal Statistical Monitoring in the Public Healthcare by the Ministry of Health of the Russian Federation (16.1. Health Resort Organizations. 16.2. Health Resort Departments)» | |
2020 | Федеральный закон от 13.07.20 №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» | — |
Постановление Правительства РФ от 19.11.20 №1891 «О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении» (вместе с «Правилами формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти») | — | |
2020 | Federal Act No. 189-FA dated 13.07.20 «On State (Municipal) Social Contracts for the Provision of Social State (Municipal) Services» | — |
Decree of the Government of the Russian Federation No. 1891 dated 19.11.20 «On the Procedure for Forming State Social Orders for Provision of Social State Services, Attributed to the Powers of Federal Bodies of State Authority, on the Form and Timing of the Report on Their Execution” (along with “Rules for Forming State Social Orders for Provision of Social State Services, Attributed to the Powers of Federal Bodies of State Authority») | — |
Вопросы нормативного правового регулирования СКЛ инвалидов представлены в соответствующих нормативных актах (табл. 2).
Таблица 2. Область нормативного правового регулирования санаторно-курортного лечения инвалидов и детей-инвалидов в РФ
Область правового регулирования Scope of legal regulation | Нормативный акт Regulatory document |
Порядок обеспечения граждан льготных категорий — получателей социальных услуг СКЛ | Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.04 №328 |
Procedure for providing HRC to citizens of privileged categories — recipients of social services | Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 328 dated 29.12.04 |
Механизм финансового обеспечения предоставления СКЛ отдельным категориям граждан | Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.04 №864 |
Procedure of financial provision of HRC to certain categories of citizens | Decree of the Government of the Russian Federation No. 864 dated 29.12.04 |
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения | Приказ Минздравсоцразвития России от 05.10.05 №617 |
The procedure for referring citizens to the healthcare facilities by the executive authorities of the constituent units of the Russian Federation | Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation No. 617 dated 05.10.05 |
Медицинские показания и противопоказания к СКЛ | Приказ Минздрава России от 07.06.18 №321н |
Medical indications and contraindications for HRC | Order of the Ministry of Health of Russia dated 07.06.18 No. 321n |
Отбор СКО (по профилю лечения) | Федеральный закон от 05.04.13 №44-ФЗ |
Selection of HRO (by care profile) | Federal Act No. 44-FA dated 05.04.13 |
Очередность предоставления путевок на СКЛ льготным категориям граждан | П. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации |
Priority of granting HRC vouchers to privileged categories of citizens | P. 3 of A. 17 of the Constitution of the Russian Federation |
Кратность предоставления и длительность путевок на СКЛ льготным категориям граждан | Федеральный закон от 17.07.99 №178-ФЗ (ч. 2 ст. 6.3) |
Определение Конституционного суда Российской Федерации от 11.05.12 №817-О | |
Frequency and duration of HRC vouchers for privileged categories of citizens | Federal Act No. 178-FA dated 17.07.99 (Part 2 of Art. 6.3) |
Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 817-R dated 11.05.12 | |
Норматив финансовых затрат на СКЛ в месяц на одного человека | Ежегодно утверждается приказом Минтруда России |
Standard of financial expenses for HRC per month per person | Approved annually by order of the Russian Ministry of Labor |
Цель предоставления СКЛ, его длительность, право бесплатного проезда к месту лечения и обратно | Федеральный закон от 17.07.99 №178-ФЗ (ст. 6.2) |
Purpose of granting HRC, its duration, the right to free travel to the resort care facility and back | Federal Act No. 178-FA dated 17.07.99 (Art. 6.2) |
Государственная политика по обеспечению инвалидам прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в т.ч. к СКЛ как основному направлению реабилитации и абилитации инвалидов | Федеральный закон от 24.11.95 №181-ФЗ (статьи 14, 15, 16) |
State policy to ensure the rights and freedoms of persons with disabilities stipulated by the Constitution of the Russian Federation and following generally recognized principles and regulations of international law, including those related to HRC as a core area of rehabilitation and habilitation for persons with disabilities | Federal Act No. 181-FA dated 24.11.95 (Arts. 14, 15 and 16) |
Методика объективизации и систематизации доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения | Приказ Минтруда России от 25.12.12 №627 |
Methodology to objectify and systematize the accessibility of facilities and services in priority areas of life activity for the disabled and other low-mobility population groups | Order of the Russian Ministry of Labor No. 627 dated 25.12.12 |
Конкретные показатели обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в СКО государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения | Приказ Минздрава России от 12.11.15 №802н |
Specific indicators of accessibility of HRO facilities and services in the state, municipal and private health care systems for persons with disabilities | Order of the Ministry of Health of Russia No. 802n dated 12.11.15 |
Конкретные показатели обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в СКО федерального уровня | Приказ Минздрава России от 20.11.15 №834н |
Specific indicators of accessibility of HRO facilities and services at the federal level for persons with disabilities | Order of the Ministry of Health of Russia No. 834н dated 20.11.15 |
Таблица 2. Область нормативного правового регулирования санаторно-курортного лечения инвалидов и детей-инвалидов в РФ. (Окончание) | |
Область правового регулирования Scope of legal regulation | Нормативный акт Regulatory document |
Стратегия развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г., нацеленная на повышение доступности СКЛ для граждан РФ путем дальнейшего развития санаторно-курортного комплекса РФ и реализацию государственной политики | Приказ Росстата от 30.12.19 №830 |
Strategy for Healthcare Development in the Russian Federation for the period up to 2025 to improve the accessibility of HRC for Russian citizens through the further development of the Russian health resort complex and implementation of state policy | Rosstat Order No. 830 dated 30.12.19 |
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, включая СКЛ | Федеральный закон от 21.11.11 №23-ФЗ (ред. от 22.12.20) |
Relations arising in the public health of citizens in the Russian Federation, including HRC | Federal Act No. 23-FA dated 21.11.11 (edition dated 22.12.20) |
Примечание. СКЛ — санаторно-курортное лечение; СКО — санаторно-курортные организации.
В течение последних 8 лет выявлена тенденция к снижению количества инвалидов при нарастании количества детей-инвалидов в Российской Федерации (табл. 3).
Таблица 3. Динамика общей численности инвалидов за период 2014—2021 гг. (на 1 января года) [3]
Показатель/Parameter | Год /Year | |||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Всего инвалидов, тыс. человек Total number of persons with disabilities, thousand | 12 946 | 12 924 | 12 751 | 12 261 | 12 111 | 11 947 | 11 875 | 11 631 |
в том числе: дети-инвалиды/including: children with disabilities | 580 | 605 | 617 | 636 | 651 | 670 | 688 | 704 |
Общая численность инвалидов, на 1000 населения Total number of persons with disabilities, per 1000 population | 90,1 | 88,4 | 87,0 | 83,5 | 82,5 | 81,4 | 80,9 | 79,6 |
В соответствии с законом №181-ФЗ для каждого инвалида учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ) разрабатывает комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, совокупность которых формирует индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), обязательную для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности [4]. На сайте Федеральной службы государственной статистики в разделе 2.30 «Рекомендации по реабилитации и абилитации граждан, признанных инвалидами, за исключением пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 30.06.21, указано, что в 2020 г. разработано 2,09 млн ИПРА инвалидов, 17,2% которых включали социальные услуги по СКЛ [5].
С 2005 г. функции организатора и координатора деятельности по предоставлению услуги СКЛ инвалидам были возложены на Фонд социального страхования (ФСС) Российской Федерации. До 2011 г. полномочия по предоставлению путевок на СКЛ и бесплатного проезда к месту лечения ФСС осуществлялись в 61 субъекте Российской Федерации, в остальных — региональными органами власти. В течение последующих 10 лет ФСС были переданы полномочия от большинства остальных субъектов РФ, и к настоящему времени только в Москве и Московской области исполняют эти функции самостоятельно [6].
Анализ сведений, предоставляемых учреждениями МСЭ, показал, что с 2012 по 2018 г. число инвалидов, в ИПРА которых включено СКЛ, снизилось в 2 раза (рис. 1), в равной степени как при первичном, так и вторичном освидетельствовании. При этом в группе детей-инвалидов, структура ИПРА которых содержит услугу по СКЛ, доля таких пациентов уменьшилась на 14%, в том числе при первичном освидетельствовании — на 4,7%, а при переосвидетельствовании — на 22,4% (рис. 2). В этот период снижение количества ИПРА детей-инвалидов, включающих услугу СКЛ, обратно коррелировало с увеличением общего числа детей-инвалидов (см. табл. 3). Иная тенденция наблюдалась в 2019 и 2020 г. За эти 2 года число инвалидов, в ИПРА которых включена услуга СКЛ, увеличилось на 41% по отношению к 2018 г., хотя и не достигло уровня 2012—2014 гг. В ИПРА детей-инвалидов рост этого показателя за тот же период составил 9% на фоне увеличения их числа на 6%.
Рис. 1. Численность инвалидов 18 лет и старше, в ИПРА которых рекомендовано санаторно-курортное лечение.
ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации.
Рис. 2. Численность детей-инвалидов, в ИПРА которых рекомендовано санаторно-курортное лечение.
ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации.
Анализ выборки по инвалидам, имеющим в ИПРА рекомендации по СКЛ, свидетельствует о преобладании в ее структуре инвалидов III группы (68%), при уменьшении удельного веса инвалидов II (28%) и I (4%) групп. Таким образом, выявлена зависимость нарастания частоты включения услуги по СКЛ с группой инвалидности. При этом число инвалидов, в ИПРА которых входят рекомендации по СКЛ, при первичном освидетельствовании оказалось в 2—3 раза ниже, чем при повторном (табл. 4).
Таблица 4. Численность инвалидов, ИПРА которых включает услугу санаторно-курортного лечения (2019 г.) [7]
Вид проведения МСЭ Type of MSA | Число инвалидов, абс./Total number of persons with disabilities, abs. | |||
группа инвалидности/Disability category | Всего Total | |||
I | II | III | ||
Первичное/Primary | 3316 | 22 776 | 65 638 | 91 730 |
Повторное/Follow-up | 9234 | 51 195 | 126 818 | 187 157 |
Итого/Total | 12 550 | 73 971 | 192 456 | 278 887 |
Примечание. ИПРА — индивидуальная программа реабилитации и абилитации; МСЭ — медико-социальная экспертиза.
Наряду со снижением в период 2012—2018 гг. количества ИПРА с рекомендациями на СКЛ, зафиксировано общее снижение числа инвалидов, получивших СКЛ (см. рис. 1, 2; табл. 5). Причем, если в последующем (2019 г.) число инвалидов, получивших СКЛ, увеличилось, то в группе детей-инвалидов снижение этого показателя продолжилось.
Таблица 5. Динамика численности инвалидов, получивших санаторно-курортное лечение, в период 2009—2019 гг. (абс.) [8]
Параметр/ Parameter | Год /Year | ||||||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |
Инвалиды/People with disabilities | 387 652 | 259 841 | 298 084 | 262677 | 209 341 | 247 655 | 249 997 | 195 002 | 189 402 | 211 063 | 228 978 |
в том числе: дети-инвалиды including: children with disabilities | 36 417 | 25 854 | 28 549 | 34 929 | 33909 | 39 267 | 33 995 | 31790 | 27 576 | 26 110 | 25 966 |
Для получения представления о числе нуждавшихся в СКЛ инвалидов была проведена обработка информации, содержащейся в формах №7 (собес) «Сведения о медико-социальной экспертизе лиц в возрасте 18 лет и старше» и №7-Д(собес) «Сведения о медико-социальной экспертизе лиц в возрасте до 18 лет» за 2015—2018 гг. (табл. 6). Сопоставление полученных результатов с данными табл. 5 позволило выявить характерную для этого периода тенденцию к снижению доли инвалидов и детей-инвалидов, получивших СКЛ по отношению к нуждавшимся в нем (см. табл. 6).
Таблица 6. Показатели обеспеченности инвалидов и детей-инвалидов санаторно-курортным лечением по результатам анализа сведений о медико-социальной экспертизе [7]
Показатель/Parameter | Год/Year | ||||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | |||
Инвалиды People with disabilities | нуждавшиеся в СКЛ/needed for HRC | 357 497 | 294 399 | 259 860 | 253 087 | 278 887 | |
получившие СКЛ received HRC | абс/abs. | 249 997 | 195 002 | 189 402 | 211 063 | 228 978 | |
% | 70 | 66 | 73 | 83 | 82 | ||
Дети-инвалиды Children with disabilities | нуждавшиеся в СКЛ/needed for HRC | 81 857 | 78 161 | 85 376 | 84 419 | 87 128 | |
получившие СКЛ received HRC | абс/abs. | 33 995 | 31 790 | 27 576 | 26 110 | 25 966 | |
% | 42 | 41 | 32 | 31 | 30 |
Одной из причин малой доли инвалидов и детей-инвалидов, получивших государственную услугу по СКЛ, является рекомендательный характер ИПРА, при реализации которой инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации ИПРА в целом [9].
Второй причиной, определяющей невысокий уровень охвата инвалидов СКЛ, является частое отсутствие заключений врачебных комиссий медицинских организаций по показаниям к СКЛ или наличие противопоказаний к СКЛ. Медицинское заключение является одним из обязательных условий для включения СКЛ в перечень социальных услуг, оказываемых инвалидам [10]. При этом, если путевка не предоставлена в течение года с даты выдачи справки (форма №070/у), то на следующий год инвалид обязан ее обновить, иначе он потеряет свою очередь и будет вынужден повторно регистрироваться [11].
Рост ожидаемой продолжительности жизни инвалидов с полиморбидными заболеваниями привел к увеличению степени ограничений жизнедеятельности у пожилых людей и закономерной необходимости разработки реабилитационных стратегий для этого контингента больных, особенно в странах со средним и низким уровнями дохода. Это положение крайне актуально для Российской Федерации, где доля инвалидов с заболеваниями, вызывающими выраженные стойкие ограничения жизнедеятельности, в 2 раза выше, чем в развитых странах мира [12]. Большинство этих заболеваний являются противопоказаниями для СКЛ (приказ Минздрава России от 28.09.20 №1029н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения») [13].
Наконец, третьей причиной является возможность инвалидов отказаться от государственной помощи в виде пакета социальных услуг в пользу денежных средств («монетизации льгот»), определенная Федеральным законом от 22.08.04 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этим федеральным законом инвалиды, не нуждающиеся (отказавшиеся) в предоставляемых преференциях по бесплатному проезду на общественном транспорте к месту лечения и обратно, бесплатных медикаментах и СКЛ в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам. Механизм бюджетного финансирования определен Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг [14].
Размер средств определяется численностью граждан (в субъекте Российской Федерации), включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, которые не отказались от получения социальной услуги по СКЛ и бесплатному проезду к месту лечения и обратно. Часто причиной отказа малоимущих инвалидов от СКЛ является их вынужденное стремление получить хоть какие-то дополнительные средства на повседневное жизнеобеспечение за счет отказа от СКЛ в обмен на денежную компенсацию.
Заключение
Проведенный анализ показал, что к настоящему времени система организации СКЛ для инвалидов как неотъемлемая часть их комплексной реабилитации играет значительную роль в укреплении и сохранении здоровья, составляет значимую часть набора предоставляемых инвалидам государственных социальных услуг, позволяет ежегодно оказывать медицинскую помощь более чем 250 тыс. инвалидам, в том числе и детям-инвалидам.
В конце XX века были сформулированы представления о новых социальных феноменах (социальная помощь, социальная поддержка, социальная коррекция, социальная защита, социальная реабилитация, социальная адаптация, абилитация и др.), которые составили основу новых направлений социальной реабилитации, в частности, ранней помощи детям с рисками развития ограничений жизнедеятельности, большинство которых также нуждается в СКЛ как заключительном этапе их реабилитации и абилитации. Федеральный закон от 13.07.20 №189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» определил равные возможности для государственного и социально ориентированного негосударственного секторов экономики к доступу бюджетных средств и для выполнения работ по предоставлению социальных услуг [15]. Согласно этому закону сегодня эти услуги в ряде регионов РФ уже включают и СКЛ.
В настоящее время определены правовые основы обеспечения СКЛ инвалидов, реализованы усилия по гармонизации законодательства в области СКЛ, обеспечению межведомственного взаимодействия федеральных и региональных органов власти в области планирования и финансирования СКЛ, обеспечения учета и отчетности в доступной информационно-аналитической среде услуг по СКЛ. В рамках реализации Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. №2581 [16], целесообразно определить следующие пути совершенствования системы СКЛ инвалидов:
— совершенствование нормативного правового регулирования деятельности и улучшение материально-технической базы государственных и муниципальных СКО;
— разработка и внедрение научно обоснованных клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам профилактики и лечения различных заболеваний с использованием природных лечебных ресурсов;
— обеспечение непрерывного образования и подготовки медицинских работников в области курортного дела;
— разработка интерактивных модулей программ повышения квалификации медицинских работников в области курортного дела;
— увеличение доли социального заказа, включая санаторно-курортное лечение в общем объеме финансового обеспечения граждан, в том числе инвалидов;
— развитие санаторно-курортного портала в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://kurort.rosminzdrav.ru).
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.Н. Разумов, Г.Н. Пономаренко, А.И. Журавлев; сбор материала — А.В. Сокуров, Т.В. Ермоленко, Т.С. Чернякина, А.А. Свинцов, И.Г. Курганская, Г.Р. Абусева, И.А. Довгань; статистическая обработка данных — Л.М. Смирнова, А.В. Сокуров, Т.С. Чернякина, А.А. Свинцов; написание текста — А.В. Сокуров, Л.М. Смирнова; редактирование — А.Н. Разумов, Г.Н. Пономаренко.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.