Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кукушкина Рао.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия, 119121

Гончарова Е.Л.

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва, Россия,119112

Реабилитация детей с кохлеарным имплантом как перевод на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи

Авторы:

Кукушкина Рао., Гончарова Е.Л.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1273

Загрузок: 46


Как цитировать:

Кукушкина Рао., Гончарова Е.Л. Реабилитация детей с кохлеарным имплантом как перевод на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи. Вестник оториноларингологии. 2018;83(2):26‑29.
Kukushkina OI, Goncharova EL. The rehabilitation of the children with a cochlear implant as a way to the promotion of the natural development of the auditory perception, communication, and speech. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2018;83(2):26‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201883226-29

Рекомендуем статьи по данной теме:
Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
Ауто­им­мун­ная ту­го­ухость и ве­ро­ят­ность ее фор­ми­ро­ва­ния в дет­ском воз­рас­те: об­зор ли­те­ра­ту­ры и собствен­ные наб­лю­де­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):77-84
Осо­бен­нос­ти нас­трой­ки про­цес­со­ра кох­ле­ар­но­го им­план­та­та у де­тей со слу­хо­вой (ауди­тор­ной) ней­ро­па­ти­ей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):10-16
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92

Принятые сокращения:

КИ — кохлеарный имплант

3П-реабилитация — три «П» реабилитация

Дети с кохлеарным имплантом (КИ) — новая категория детей с нарушениями слуха. Что дает основание для такого утверждения? Это дети, у которых впервые средствами высокотехнологичной медицины удается почти полностью устранить первичное нарушение слуха, однако сложившиеся в период глухоты вторичные, по определению Л.С. Выготского, нарушения развития сохраняются [1]. Они не могут исчезнуть оттого, что включился имплант, поскольку именно вторичные нарушения укоренены и в поведении самого ребенка, и в способах взаимодействия его с ним близких. Поэтому и возникает проблема реабилитации ребенка с КИ после почти полного «устранения» первичного нарушения слуха. Необходимость реабилитации признается специалистами разных стран мира [2—13]. Вопрос состоит в подходе к реабилитации ребенка с КИ, и прежде всего в определении целевых установок и методов их достижения.

Исторически первым в России начали использовать подход, получивший название «слухоречевой реабилитации» [2]. Из самого названия подхода — «слухоречевая реабилитация» — следует его нацеленность на развитие и коррекцию недостатков слуха и речи. Для реализации этой генеральной установки авторы предлагают широкий спектр как западных методик [3—7], в том числе переводных технологий австрийской фирмы «Med-el» [8], так и отечественных методик развития слухового восприятия и речи, разработанных для глухих детей [14, 15 и др.].

В то время как на практике использовалась слухоречевая реабилитация, начались совместные исследования ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО по разработке принципиально другого подхода к реабилитации детей с КИ, основанного на идее «запуска» естественного развития ребенка после имплантации [12]. В результате более чем двух десятилетий междисциплинарных исследований была предложена реабилитация нового типа, получившая название «3П-реабилитация». Цель этой реабилитации — перевод ребенка с КИ на путь естественного (нормального) развития слухового восприятия и спонтанного развития речи в естественной коммуникации с близкими. Генеральный принцип реабилитации — создание условий для проживания на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, которые уже были прожиты ребенком с КИ и его семьей в условиях сенсорной депривации — глухоты или тяжелой тугоухости. Главным ориентиром сурдопедагога становится нормальный ранний онтогенез — развитие слышащего ребенка первого года жизни. Основной метод реабилитации — перестройка взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе.

Таким образом, ЗП-реабилитация предполагает:

— перевод ребенка с КИ на путь естественного (нормального) развития;

— проживание на новой сенсорной основе тех этапов раннего онтогенеза, которые были прожиты ребенком и его семьей в условиях глухоты;

— перестройка взаимодействия ребенка с семьей на новой сенсорной основе.

Цель исследования — системно представить и обосновать новый подход к реабилитации детей с КИ — 3П-реабилитацию, его принципиальные отличия от слухоречевой реабилитации.

Пациенты и методы

3П-реабилитация проверялась в экспериментальном исследовании А.И. Сатаевой «Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации», выполненном под руководством авторов настоящей статьи [16, 17]. В реабилитацию были включены 90 не владеющих речью детей с КИ раннего и дошкольного возраста. В результате 3П-реабилитации все 90 детей перешли на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи. Все участвующие в эксперименте взрослые (n=152) перешли к взаимодействию с детьми на новой сенсорной основе, стали общаться так, как это делают слышащие родители слышащих детей. Зафиксированы все заданные показатели изменения в коммуникативном поведении детей с КИ и их взаимодействии со взрослыми как на реабилитационных занятиях, так и вне их.

Методологическими основами исследования служили:

— представления о социальной природе вторичных нарушений развития у детей с тяжелыми нарушениями слуха [1];

— представления о роли раннего аффективного развития в общем психическом развитии ребенка [18,19];

— представления о точке запуска естественного развития слухового восприятия и речи у детей после кохлеарной имплантации [12].

Результаты и обсуждение

Основные положения 3П-реабилитации детей с КИ, определяющие ее системные отличия от слухоречевой реабилитации, следующие:

— цель психолого-педагогической реабилитации после кохлеарной имплантации — перевод ребенка на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи;

— границы реабилитации ребенка с КИ заданы и определяются достижением поставленной цели;

— генеральный принцип — создание условий для повторного проживания на новой сенсорной основе тех этапов слухового и речевого развития, которые были прожиты ребенком и семьей до операции на неполноценной сенсорной основе, т. е. в условиях глухоты или тяжелой тугоухости, выраженной сенсорной депривации;

— состав участников реабилитации расширяется за счет включения близких ребенка с К.И. Она становится семейной реабилитацией — намеренно создаются условия для повторного проживания на новой сенсорной основе не только ребенком, но и его близкими того этапа становления эмоционального взаимодействия, который был прожит семьей в условиях глухоты ребенка;

— содержанием реабилитации является перестройка взаимодействия ребенка с КИ с семьей на новой сенсорной основе. Перестройка проводится в логике развития слышащего ребенка первого года жизни;

— реабилитации начинается с запуска эмоционального диалога ребенка с КИ с близкими на полноценной сенсорной основе, как это происходит у слышащих родителей слышащего ребенка на первом году его жизни. Отличие состоит в том, что у ребенка с КИ это происходит в ином паспортном возрасте;

— исключается механическая тренировка слуха, усилия специалиста направляются на запуск естественного возникновения слухового восприятия через становление и усложнение эмоционального взаимодействия ребенка с родителями;

— исключаются упражнения ребенка в речи, усилия сурдопедагога направляются на запуск естественного возникновения речи (вначале ее понимания, а затем порождения) через усложнение эмоционального взаимодействия имплантированного ребенка с родителями;

— процесс реабилитации структурируется. Выделяются три последовательных сессии работы сурдопедагога: запуск эмоционального диалога на новой сенсорной основе, запуск понимания речи в естественной коммуникации, запуск спонтанного развития речи в естественной коммуникации на новой сенсорной основе;

— в ходе реабилитации применяется специально разработанная технология перестройки взаимодействия ребенка с КИ с близкими (24 шага), но не методики коррекции нарушений слухового восприятия и речи;

— выделены показатели изменения коммуникативного поведения как ребенка с КИ, так и его близких в ходе реабилитации. Эти показатели используются в качестве ориентиров для оценки промежуточных и итоговых достижений ребенка и его близких в процессе реабилитации;

— все дети с КИ вне зависимости от возраста имплантации могут быть переведены на путь естественного развития коммуникации и речи;

— после перехода ребенка с имплантом на путь нормального развития коммуникации и речи уровень его общего психического развития и степень приближения к возрастной норме могут быть различными, что должно быть ожидаемо специалистами и учитываться на следующем этапе — подборе нового образовательного маршрута;

— образовательный маршрут ребенка с КИ, завершившего реабилитацию и перешедшего на путь естественного развития коммуникации и речи, определяется с учетом актуального развития ребенка, зоны ближайшего развития, перспектив дальнейшего сближения с возрастной нормой в различных условиях обучения.

Для 3П-реабилитации принципиально важно, что слуховой и речевой онтогенез рассматриваются не изолированно, а в контексте становления и развития эмоционального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, что отвечает современным представлениям о содержании и психологических закономерностях ранних этапов психического развития ребенка в норме [19]. В контексте этих представлений слуховое сосредоточение у слышащего младенца, протекающее по типу безусловных реакций, не является само по себе точкой запуска развития слухового восприятия и не приводит автоматически к переходу ребенка на следующий этап — локализации звуков в пространстве [12]. Условием развития слухового восприятия является становление и последовательное усложнение эмоционального диалога ребенка первого года жизни с близкими людьми, так как потребность и возможность полноценно использовать слух возникает у слышащего малыша в ходе и благодаря развивающемуся эмоциональному взаимодействию с ближайшим окружением.

Как известно, становление эмоционального диалога слышащего малыша с близкими проявляется в норме в «комплексе оживления». Именно тогда возникает выраженная ориентация и соответствующие реакции слышащего младенца на эмоциональные проявления взрослого (эмоциональное заражение): он впервые начинает отвечать звуками на голос матери, появляется первая улыбка и первые голосовые реакции в ответ на разговор с ним, он не просто радуется, когда к нему подходят, но проявляет инициативу в общении, начинает его активно требовать, предвосхищает удовольствие от общения с близким, активно «звучит» [19]. «Рождаясь» в ходе эмоционального взаимодействия ребенка с близким, слуховое восприятие естественно включается в становление и развитие комплекса оживления — одной из начальных форм эмоционального диалога.

Развитие такого диалога сделает в будущем актуальными задачи локализации и дифференциации неречевых и речевых звучаний, т. е. переход на следующие этапы раннего слухового онтогенеза. Ребенок первого года жизни учится локализовать звуки тогда и потому, что они приобретают для него смыслы в ситуациях взаимодействия с близким взрослым и тогда появляется переживание общего с ним удовольствия как в непосредственном общении, так и в общем с ним сосредоточении на звучащей игрушке.

Далее ребенок начинает дифференцировать звучания, и вновь мы хотим подчеркнуть, что это происходит тогда и потому, что звуки связываются с определенными впечатлениями и переживаниями, поэтому реакция на звучания непременно содержит эмоциональное отношение ребенка к услышанному: удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность, смущение и др.

Переходя к пониманию раннего речевого онтогенеза, еще раз подчеркнем, что рассматриваем становление речи не изолированно, а в контексте становления и усложнения эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на первом году жизни.

Самый первый шаг в речевом развитии малыша следует соотносить со становлением и усложнением эмоционального диалога со взрослым на первых месяцах жизни, когда младенец активно общается с близкими с помощью гуканья, гуления. В этом взаимодействии он научается понимать и повторять интонации матери, выражать свои состояния и произносить фонемы родного языка.

Следующий шаг раннего речевого онтогенеза — появление лепета. Он развивается потому, что служит коммуникации ребенка с близким взрослым, стимулируется участием взрослого и постоянно сопровождает их общие игры. Закрепление за этими повторяющимися ситуациями первых протослов (бай-бай, ку-ку, бах и т. п.) становится шагом в речевом развитии малыша, возможным благодаря опоре на уже сложившийся к этому времени аффективный стереотип взаимодействия со взрослым.

Появление первых «настоящих» слов в функции просьбы, обращения, призыва, указания (мама, на, дай и т. д.) обусловлено дальнейшим усложнением эмоционального взаимодействия с близким взрослым. Расширяются возможности опосредованного контакта — не только через предметы, игрушки, жесты, но и через слово. Слово начинает обозначать уже не только предметы и действия, но и переживание происходящего (бяка, нельзя, можно, бо-бо), что не просто расширяет возможности самого взаимодействия, но качественно меняет его. Именно в ходе эмоционального взаимодействия со взрослым ребенок спонтанно осваивает эти слова и начинает активно использовать их для удовольствия, для игры, подтверждения, прежде всего, приятной повторяемости действия и ситуации, возможности контроля над ней.

Такое понимание слухового и речевого онтогенеза слышащего ребенка первого года жизни определяет основные положения 3П-реабилитации и ее системные отличия от слухоречевой реабилитации детей с КИ.

Выводы

1. Разработан целостный системный подход к реабилитации, направленной на перевод ребенка с КИ на путь естественного развития слухового восприятия, коммуникации и речи. Новый подход основан на современных представлениях отечественной научной школы специальной психологии и педагогики о развитии ребенка раннего возраста, о роли аффективного взаимодействия с близкими для запуска нормального психического развития ребенка.

2. Подход к 3П-реабилитации определяет цель, состав участников реабилитационного процесса, задачи, принципы, содержание, методы реабилитации, промежуточные и итоговые показатели завершения реабилитации по отношению к ребенку с КИ и его семье.

3. 3П-реабилитация системно отличается от слухоречевой реабилитации по всем позициям: по цели, составу участников, генеральному принципу, содержанию, методам и технологиям, временны́м рамкам, показателям завершения.

4. Признаваемое всеми специалистами положение о том, что чем раньше ребенку будет установлен имплант, тем лучше будет результат, получает новое осмысление — чем раньше ребенку установлен имплант, тем меньше этапов его развития придется «восстанавливать» на полноценной сенсорной основе и тем легче произойдет его переход на путь естественного развития в ходе реабилитации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: kukushkina@ikp.email

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.