Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Солдатский Ю.Л.

Научная группа при кафедре болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России

Денисова О.А.

21-я городская клиническая больница, Новосибирск

Булынко С.А.

Морозовская ДГКБ ДЗМ, Москва, Россия, 119049

Особенности анамнеза и этиологии абсцессов глотки у детей

Авторы:

Солдатский Ю.Л., Денисова О.А., Булынко С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 895

Загрузок: 26


Как цитировать:

Солдатский Ю.Л., Денисова О.А., Булынко С.А. Особенности анамнеза и этиологии абсцессов глотки у детей. Вестник оториноларингологии. 2017;82(5):12‑14.
Soldatskiĭ IuL, Denisova OA, Bulynko SA. The specific features of the past medical history and etiology of pharyngeal abscess in the children. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2017;82(5):12‑14. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201782512-14

Проблема лечения пациентов, страдающих хроническим тонзиллитом, сохраняет свою актуальность. Это связано как с наличием хронического очага инфекции, так и с достаточно высокой вероятностью местных и системных осложнений. Существует множество работ, посвященных этиологии, клинике, диагностике и лечению заболевания, однако тема абсцессов глотки у детей в современной печати освещена недостаточно широко.

В отечественной практике принято руководствоваться теорией очаговой инфекции небных миндалин [1]. В процессе жизни лимфоидная ткань глотки подвергается постоянной инфекционной агрессии, на фоне которой в самой структуре ткани могут формироваться очаги хронического воспаления. В этиологическом плане большинство авторов отводят основную роль бактериальной флоре, в первую очередь — β-гемолитическому стрептококку группы, А (БГСА — 30—40%), стрептококкам группы C и G (28—40%) [2]. Однако, по современным данным, формирование хронического воспаления нередко связано с сопутствующей вирусной инфекцией (до 90% всех тонзиллитов и фарингитов) [3]. Вирусная инфекция, в частности вирус Эпштейна—Барр, вирус герпеса 6-го типа, цитомегаловирус также играют особую роль в хронизации воспалительных процессов глотки [4, 5]. Ввиду отсутствия адекватного наблюдения и лечения таких состояний процесс нередко выходит за пределы тонзиллярных структур. В этих условиях паратонзиллярное пространство также пребывает в состоянии хронического воспаления, наивысшей степенью развития которого является формирование тонзиллогенных абсцессов глотки.

Помимо теории очаговой инфекции, существует мнение о возможной роли малых слюнных желез (железы Вебера) в патогенезе развития воспаления; в частности, бактерии, инфицирующие слизистую оболочку миндалин, могут распространяться в паратонзиллярное пространство по их протокам [6, 7].

Цель работы — изучение современных особенностей анамнеза и этиологических факторов, повлекших развитие тонзиллогенного абсцесса глотки у детей.

Пациенты и методы

Работа основана на изучении историй болезни 291 пациента (154 (53%) мальчика и 137 (47%) девочек) в возрасте от 1 года 7 мес до 17 лет 10 мес (средний возраст 11,7±4,34 года, медиана 12 лет), госпитализированных в отделение оториноларингологии ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения Москвы» в период с января 2014 г. по декабрь 2015 г. по поводу абсцесса глотки. Среди них у 6 детей диагностирован ретрофарингеальный абсцесс, у 20 — парафарингеальный, у 265 (91,1%) — паратонзиллярный абсцесс. От общего числа госпитализированных в отделение детей с острой воспалительной патологией ЛОР-органов доля пациентов с абсцессами глотки составила 8%.

Результаты и обсуждение

В возрасте младше 7 лет госпитализированы 40 (13,8%) детей, от 7 до 14 лет — 147 (50,5%), в возрасте старше 14 лет — 104 (35,7%) больных. Правостороннее поражение выявлено у 176 (60,5%) детей, левостороннее — у 109 (37,4%), заглоточный абсцесс — у 6 (2,1%). Заболевание развилось впервые у 251 (86,2%) ребенка, остальные 40 детей (13,8%), по данным анамнеза, ранее перенесли паратонзиллярный абсцесс глотки, в том числе у 11 (3,8%) эпизоды паратонзиллярного абсцесса отмечались неоднократно (от 2 до 4), причем у 37 (92,5%) из них процесс повторялся с одной и той же стороны. Период ремиссии между госпитализацией в клинику и перенесенным ранее паратонзиллярным абсцессом составлял в среднем 8,5±2,57 мес (диапазон от 3 нед до 13 мес).

Со слов родителей, у большинства больных (74,6%) с паратонзиллярным абсцессом перед его возникновением диагноз острого тонзиллита не был установлен врачами по месту жительства. Зачастую родители отмечали лишь эпизоды острых респираторных заболеваний, периодические жалобы на боль в горле, иногда — длительный субфебрилитет. Более того, несмотря на то, что среди 265 детей, госпитализированных по поводу паратонзиллярного абсцесса, 40 (15,1%) пациентов ранее перенесли как минимум один эпизод заболевания, на диспансерном наблюдении у оториноларинголога в поликлинике по месту жительства по поводу хронического тонзиллита состояли лишь 27 детей (10,2% всех больных с паратонзиллярным абсцессом и 67,5% детей с рецидивом).

Следует также отметить, что данные анамнеза свидетельствуют о значительных дефектах терапии заболевания, предшествовавшего развитию паратонзиллярного абсцесса. Согласно современным рекомендациям по лечению ангины и хронического тонзиллита, лечение острого тонзиллита необходимо начинать с применения ингибиторзащищенных пенициллинов, в частности амоксициллина клавуланата [8]. В детской практике наравне с пенициллинами активно используются цефалоспорины и особенно макролиды. Такой выбор продиктован их высокой активностью при лечении стрептококковой инфекции [9], возрастающей этиологической ролью внутриклеточных возбудителей при этом заболевании [10], а также риском развития токсико-аллергической реакции при использовании аминопенициллинов в случае воспаления миндалин на фоне активной вирусной инфекции Эпштейна—Барр. При изучении 246 результатов бактериологических исследований отделяемого из абсцессов глотки было установлено, что ведущим бактериальным агентом явился БГСА, который высевался в 27,8% (68 случаев), на втором месте с одинаковой частотой встречаемости — Staphylococcus aureus и Streptococcus viridians (по 17 (7%) наблюдений), практически с такой частотой определялись БГС групп B, C, D, G — 6,5% (16 случаев), смешанная флора получена у 5,2% детей (13 случаев), у 3,8% (9 случаев) были единичные случаи возбудителей, среди них — представители рода Pseudomonas, Neisseriae, Actinobacter, Enterococcus, E. coli и другие. В 42,9% (106) наблюдений рост микрофлоры отсутствовал. Бактериально-грибковая ассоциация имела место у 16 (6,5%) пациентов. Таким образом, наши данные подтверждают ведущую роль стрептококковой инфекции в развитии паратонзиллярного абсцесса. Однако анализ анамнестических сведений свидетельствует о том, что при лечении «респираторной инфекции», предшествовавшей развитию абсцесса глотки, 104 (35,7%) детям системные антибиотики назначали коротким (до 5 сут) курсом, у 157 (53,9%) системные антибиотики вообще не назначали, ограничившись применением топической и симптоматической терапии. Более того, даже детям, ранее перенесшим абсцесс, в большинстве случаев (77,5%) не назначали системный антибиотик 10-дневным курсом.

Также обращает на себя внимание ограничение показаний к оперативному лечению врачами на амбулаторном уровне (как педиатрами, так и оториноларинголагами). В 2013 г. членом-корр. РАН, проф. В.Т. Пальчуном на страницах журнала «Вестник оториноларингологии» была инициирована дискуссия, посвященная очаговой инфекции в области лимфаденоидного кольца [11]. Однако за прошедшие 3 года врачи амбулаторного звена по-прежнему не всегда рекомендуют хирургическое лечение пациентам с хроническим тонзиллитом токсико-аллергической формы II (по классификации Б.С. Преображенского, В.Т. Пальчуна). Это объясняется в основном отсутствием носительства патогенной флоры (по данным посева из глотки на флору) и изменений в биохимических анализах крови (АСЛ-О, СРБ, РФ). В частности, несмотря на то что врачами нашей клиники всем пациентам, госпитализированным по поводу паратонзиллярного абсцесса, рекомендуется после стихания острых явлений проведение плановой тонзиллэктомии, врачи амбулаторного звена направили на хирургическое лечение в клинику лишь 26 (65%) из 40 пациентов с рецидивом заболевания. Интересно отметить, что у 3 (11,5%) из этих 26 детей, поступивших в плановом порядке на тонзиллэктомию после ранее перенесенного паратонзиллярного абсцесса, в процессе выделения небных миндалин было получено гнойное отделяемое, локализовавшееся между рубцовыми спайками в паратонзиллярном пространстве.

Подобная «органосохраняющая» тенденция отмечается не только в отечественной практике. По данным зарубежных авторов, за прошедшие десятилетия показания к тонзиллэктомии несколько изменились, при этом произошел сдвиг в сторону уменьшения в показаниях к операции доли инфекционных заболеваний и увеличения доли дыхательных расстройств во время сна [12]. Российским оториноларингологам при выборе метода лечения рекомендовано руководствоваться отечественной классификацией данного заболевания [13]: небные миндалины необходимо удалять во всех случаях хронического тонзиллита токсико-аллергической формы II. При токсико-аллергической форме I допускается проведение 3 курсов консервативного лечения, при неэффективности которых производят тонзиллэктомию. При простой форме показано консервативное лечение, однако при его неэффективности после 3 курсов также рекомендуется хирургическое лечение [13]. Между детской и взрослой практиками имеются определенные различия. Существующий лечебно-диагностический алгоритм гласит, что наличие в анамнезе у взрослого человека паратонзиллярного абсцесса является абсолютным показанием к тонзиллэктомии. В настоящее время в педиатрии подход более консервативный, в большинстве случаев пациент с однократно перенесенным абсцессом глотки в последующем не направляется на хирургическое лечение. Такая тактика объясняется в основном иммунокомпетентной ролью лимфоидной ткани глотки и якобы серьезными нарушениями иммунной системы в целом и защиты ротоглотки в частности, вследствие удаления небных миндалин. Однако, на наш взгляд, небные миндалины у ребенка, перенесшего эпизод паратонзиллярного абсцесса, являются очагом хронической инфекции, влияющим на состояние всех органов и систем организма, в том числе и иммунной системы, что требует его хирургической элиминации.

Таким образом, наиболее частыми ошибками амбулаторного лечения пациентов на этапе, предшествующем формированию абсцесса глотки, являются недостатки диспансерного наблюдения; дефекты антибактериальной терапии при остром либо обострении хронического тонзиллита; ограничение показаний к тонзиллэктомии врачами амбулаторного звена.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.