Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кунельская Н.Л.

Кафедра оториноларингологии лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия, 117997;
Московский научно-практический Центр оториноларингологии им. Л.И. Свержевского Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия, 117152

Скрябина Л.Ю.

Поликлиника МГИМО МИД РФ, Москва

Хронический тонзиллит у студентов гуманитарного вуза: частота встречаемости, диагностика и лечебная тактика

Авторы:

Кунельская Н.Л., Скрябина Л.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 282

Загрузок: 4

Как цитировать:

Кунельская Н.Л., Скрябина Л.Ю. Хронический тонзиллит у студентов гуманитарного вуза: частота встречаемости, диагностика и лечебная тактика. Вестник оториноларингологии. 2013;78(3):48‑51.
Kunel’skaya NL, Skriabina LIu. Chronic tonsillitis in the students of a humanitarian higher school: the incidence, diagnostics, and therapeutic strategies. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2013;78(3):48‑51. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Хро­ни­чес­кий тон­зил­лит и за­бо­ле­ва­ния па­ро­дон­та. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):27-34
Вли­яние тон­зил­лэк­то­мии на ка­чес­тво жиз­ни па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ким тон­зил­ли­том. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):67-73
Со­вер­шенство­ва­ние про­цес­са дис­пан­се­ри­за­ции на ос­но­ве бе­реж­ли­вых тех­но­ло­гий в ус­ло­ви­ях го­род­ской по­лик­ли­ни­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):30-38
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Со­вер­шенство­ва­ние сто­ма­то­ло­ги­чес­кой дис­пан­се­ри­за­ции па­ци­ен­тов стар­ших воз­рас­тных групп. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):55-60
Ре­зуль­та­ты со­ци­оло­ги­чес­ко­го оп­ро­са на­се­ле­ния в рам­ках Все­рос­сий­ско­го дик­тан­та здо­ровья. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):30-38
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Ак­ту­аль­ные воп­ро­сы про­ве­де­ния дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):110-114
Связь по­ка­за­те­лей дис­пан­сер­но­го наб­лю­де­ния и смер­тнос­ти на­се­ле­ния от ише­ми­чес­кой бо­лез­ни сер­дца на при­ме­ре Кур­ской, Кур­ган­ской об­лас­тей и Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):22-30
Ка­чес­тво он­ко­ло­ги­чес­ко­го скри­нин­га на эта­пах про­ве­де­ния дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):57-65

Молодые люди студенческого возраста представляют значительную группу населения Российской Федерации, которая фактически определяет будущее нашей страны [1]. Поэтому состоянию здоровья молодежи, студентов всегда уделялось особое внимание.

К моменту обучения в высшей школе молодые люди уже имеют определенный уровень здоровья, который сформировался в предыдущие годы, в период обучения в средней школе. Между тем по данным статистики 50—70% школьников старших классов — потенциальных студентов — страдают хроническими заболеваниями, имеют отклонения в физическом развитии. При этом на первом месте стоят хронические заболевания органов дыхания, а в этой группе заболеваний — хронические заболевания ЛОР-органов, которые, по данным разных авторов, составляют от 40 до 71%, и лишь 30—40% абитуриентов и студентов-первокурсников являются «практически здоровыми» [2]. В отечественной литературе сведений о нозологической структуре ЛОР-патологии у лиц студенческого возраста недостаточно.

В связи с этим нами была проведена работа с целью изучения особенностей нозологической структуры хронической ЛОР-патологии у абитуриентов и студентов вуза, при этом подробно была проанализирована заболеваемость различными формами хронической патологии глотки.

Работа проводилась в условиях поликлиники МГИМО МИД России с 1998 по 2011 г. За 14 лет нами были осмотрены 42 829 человек в возрасте от 15—30 лет, при этом:

— 32 186 человек — во время медицинских комиссий абитуриентов;

— 10 643 человека — во время ежегодных медицинских осмотров учащихся университета (студентов, магистров, аспирантов, слушателей и т.д.).

Анализируя данные, полученные во время проведения медицинских осмотров абитуриентов и студентов университета, можно констатировать значительное распространение хронических заболеваний ЛОР-органов у лиц молодого возраста, при этом на первом месте в структуре хронической ЛОР-заболеваемости стоит хроническая патология глотки (см. таблицу).

На рисунке

Рисунок 1. Заболеваемость хронической патологией глотки у студентов и абитуриентов университета по результатам медосмотров с 1998 по 2011 г.
представлена распространенность этой патологии по годам. Как видно, максимальные цифры хронических заболеваний глотки были зафиксированы во время медицинских осмотров в 2000—2001 гг. Тогда эта патология была выявлена у 59,8% учащихся, а минимальный уровень заболеваний был установлен в 2010—2011 гг. — 39,6% осмотренных молодых людей.

Во время медицинских осмотров в структуре хронических заболеваний глотки чаще всего диагностировали хронический тонзиллит (ХТ), в разные годы от 32,7 до 50,6% случаев. Наиболее часто выявляли простую форму ХТ (27,6—38,2%); на 2-м месте — ХТ токсико-аллергическая форма (ТАФ I) (4,9—10,3%); на 3-м месте — ХТ ТАФ II (0,2—2,1%).

В структуре хронических заболеваний глотки на втором месте стоит хронический фарингит (ХФ) — от 16,6 до 25,2% случаев. Среди различных форм хронического фарингита чаще всего встречался катаральный ХФ (8,4—12,7%), далее — гранулезный и гипертрофический ХФ боковых валиков (6,4—12,2%) и субатрофический ХФ (0,7—2,0%). Значительно реже у студентов выявляли папилломы мягкого неба, небных дужек, небных миндалин — 3-е место (0,8—1,5%) и на 4-м месте — аденоидные вегетации (0,05—0,4% случаев).

Из пациентов с хроническими заболеваниями глотки была сформирована самая большая группа динамического диспансерного наблюдения [4]. За весь период наблюдений на учете по поводу ХТ простой и ТАФ I и II степени (по классификации Б.С. Преображенского — В.Т. Пальчуна) состояли 598 человек (319 — девушек и 279 — юношей), что составило 63,2% от всех лиц, состоявших на диспансерном учете. При этом 371 пациент страдал простой формой ХТ, что составляло 62,04% от всех пациентов этой группы диспансерного наблюдения; 196 (32,8%) пациентов — ХТ ТАФ I и 31 (5,18%)— ХТ ТАФ II.

При взятии на диспансерный учет каждому больному ХТ обязательно проводили обследование, которое включало микробиологический анализ отделяемого из лакун миндалин, клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, консультацию терапевта, стоматолога, при необходимости — ревматолога. В дальнейшем пациенты проходили такое обследование 2 раза в год. Тактика лечения ХТ в основном была обусловлена его формой.

Пациентам, у которых была диагностирована простая форма ХТ, мы проводили консервативное лечение, которое состояло из 10-дневных курсов 2 раза в год (весной и осенью). При отсутствии эффекта после 3—4 курсов лечения рекомендовали хирургическое лечение — двустороннюю тонзиллэктомию.

При лечении пациентов с ХТ ТАФ I мы также начинали с консервативной терапии, которую проводили 10-дневными курсами 2 раза в год. При отсутствии эффекта после 2 курсов консервативного лечения рекомендовали хирургическое лечение.

При лечении пациентов с ХТ ТАФII мы сразу рекомендовали радикальное хирургическое лечение — удаление миндалин, но в случае категорического отказа пациента от операции проводили консервативное лечение по стандартной схеме.

До назначения консервативного лечения всем пациентам проводили микробиологическое исследование отделяемого из лакун миндалин с целью определения состава микрофлоры, ее чувствительности к антибиотикам и исключения наличия грибковой инвазии. Дальнейшее лечение зависело от полученных результатов [5]. Чаще всего высевали β-гемолитический стрептококк типа А (БГСА) — у 68,7% пациентов; Neisseria — у 38,5%, реже выявляли представителей семейства стафилококков (Staph. aureus) — у 31,8%; Str. pneumoniae — у 7,7%; Str. epidermidis — у 3,6%; грибы — у 17,9% обследованных и пр. У некоторых пациентов присутствовали одновременно несколько возбудителей: в 20,6% случаев — два, в 38,6% случаев — три. Чаще всего выявляли одновременно БГСА и Neisseria. Мы также определяли чувствительность идентифицированной микрофлоры к конкретным активным антибактериальным веществам: ампициллину, ципрофлоксацину, эритромицину, азитромицину, линкомицину, цефалексину, к бактерифагам. Выделенные штаммы вышеперечисленных основных возбудителей были высокочувствительны (практически в 100%) к ампициллину (в 94% случаев), к ципрофлоксацину, цефалексину, а также к эритромицину, азитромицину.

Курс противомикробного лечения ХТ назначали в случае, когда имело место обострение и патологические микроорганизмы высевались в большом количестве или в сочетании друг с другом: при наличии микробной флоры в зависимости от чувствительности назначали общую антибактериальную терапию в сочетании с местным лечением в виде полосканий, орошений не менее 10—14 дней; при выявлении грибковой инвазии — курс противогрибковой терапии. Затем проводили курс местного воздействия на небные миндалины и общеукрепляющую терапию. Из местных методов лечения проводили промывание лакун миндалин антисептическими растворами (чаще всего 0,01% раствором мирамистина) с последующим смазыванием поверхности небных миндалин раствором йодинола. Важное место в лечении занимали физиотерапевтические процедуры: ультрафиолетовое облучение внутриротовым методом через тубус непосредственно на небные миндалины; магнитотерапия, лазеротерапия (инфракрасный спектр облучения) на подчелюстную область ежедневно курсом 10 сеансов. Из полосканий чаще назначали препарат растительного происхождения — 0,001% водный раствор сангвиритрина.

Важным компонентом консервативного лечения при ХТ являлись средства, повышающие резистентность организма: витамины («Алфавит» и другие поливитамины), иммунокорректоры (полиоксидоний, деринат и др.), вакцины (имудон, рибомунил, бронхомунал и др.) по стандартным схемам, при необходимости проводили лечение дисбактериоза.

В связи с проведением эффективных местных санационных мероприятий, направленных на оздоровление больного ЛОР-органа, а также мер, направленных на оздоровление всего организма, только у 37 человек диспансерной группы после проведенных курсов консервативного лечения были диагностированы обострения ХТ в виде ангин или паратонзиллярных абсцессов. Это составило 6,19% от всех пациентов с ХТ, состоящих на диспансерном учете. 16 (2,68%) пациентов, состоящих на учете по поводу ХТ ТАФ II, перенесли обострение ХТ в виде паратонзиллярного абсцесса. Этим пациентам была рекомендована и затем произведена двусторонняя тонзиллэктомия, и в дальнейшем они были сняты с диспансерного учета. У 21 (3,5%) диспансерного пациента была диагностирована ангина, причем у 11 из них при обследовании был выявлен инфекционный мононуклеоз, и ангина фактически явилась проявлением этого общеинфекционного заболевания, а не обострением ХТ. По нашим наблюдениям, местные осложнения ХТ в виде паратонзиллярного абсцесса чаще встречались у юношей (11 юношей против 5 девушек, 68,75 и 31,25% соответственно), а в виде ангин — у девушек (13 девушек против 8 юношей, 61,9 и 38,1% соответственно).

После 3—4 курсов лечения пациентов с ХТ простой формы и 2 курсов наблюдения и лечения пациентов с ХТ ТАФ I мы оценивали результаты. При положительном эффекте — отсутствии жалоб и обострений ХТ, уменьшении или исчезновении местных признаков — снимали пациента с динамического наблюдения с рекомендациями. При отсутствии эффекта от проводимого лечения, наличии обострений ХТ, при появлении осложнений хронического процесса, например местного (паратонзиллярного абсцесса у 3 пациентов) или общего характера (ревматического артрита в 2 случаях, гломерулонефрита в 3 случаях), больному рекомендовали хирургическое лечение в плановом порядке [6].

У 561 человека во время и после проведенных курсов лечения (93,81%) обострений не было. Из них у 102 пациентов после 3 курсов консервативного лечения не только не было зарегистрировано обострений заболевания, но и исчезли признаки хронического процесса небных миндалин, а при исследовании микрофлоры ротоглотки у этих пациентов БГСА не высевали. Эти пациенты были сняты с динамического диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением (17,05% от всех пациентов диспансерной группы).

У 459 человек на протяжении 2 лет наблюдения обострений не зарегистрировано, лабораторные данные были стабильными, но при осмотре все же сохранялись местные признаки хронического воспалительного процесса вне обострения. Из этих 459 человек 426 (92,8%) были сняты с диспансерного наблюдения в связи с улучшением в результате консервативного лечения, а 33 (7,2%) человека — после двусторонней тонзиллэктомии.

По нашим наблюдениям, двусторонняя тонзиллэктомия является по-прежнему наиболее эффективным способом лечения, так как удаление миндалин в таком случае является одной из эффективных мер предупреждения развития патологии внутренних органов [3]. Двусторонняя тонзиллэктомия была проведена всего 49 пациентам (16 пациентам — с ХТ ТАФ II, 33 пациентам — с простой и ТАФ I формами ХТ).

Заключение

По результатам проведенных медицинских осмотров абитуриентов и студентов университета МГИМО МИД России у лиц молодого возраста наблюдается значительное распространение хронических заболеваний ЛОР-органов, при этом на 1-м месте в структуре хронической ЛОР-заболеваемости стоит хроническая патология глотки (39,6—59,8%). Среди хронических заболеваний глотки ведущим является ХТ (32,7—50,6%), на 2-м месте — ХФ (16,6—25,2%), на 3-м — папилломы (мягкого неба, небных дужек, небных миндалин) (0,8—1,5%) и на 4-м месте — аденоидные вегетации (0,05—0,4%). У пациентов с ХТ наиболее часто встречалась простая форма (27,6—38,2%), на 2-м месте — ХТ ТАФ I (от 4,9 до 10,3%), на 3-м — ХТ ТАФ II (0,2—2,1%).

В структуре диспансерных пациентов лидирующее положение с большим отрывом занимала группа с хронической патологией глотки, а внутри этой группы самой распространенной патологией был ХТ. За период наших наблюдений на учете по поводу всех форм ХТ состояли 63,2% от всех лиц, состоявших на диспансерном учете. При назначении лечения пациентам, страдающим ХТ любой степени выраженности, необходимо учитывать результаты микробиологического и микологического исследования отделяемого из лакун небных миндалин (чаще всего выделялись БГСА — у 68,7% пациентов; Neisseria — у 38,5%; грибы — у 17,9% обследованных). Проведение адекватного диспансерного наблюдения и лечения является действенным методом борьбы с прогрессированием ХТ и развитием осложнений у лиц молодого возраста. За время наших наблюдений 93,8% студентов были сняты с диспансерного учета в связи с улучшением или выздоровлением. При отсутствии эффекта от проводимого консервативного лечения ХТ необходимо шире проводить хирургическое лечение этого заболевания — двустороннюю тонзиллэктомию.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.