АКТГ — адренокортикотропный гормон
ГКС — глюкокортикостероиды
КН — кора надпочечников
КСТ — короткий синактеновый тест
НН — надпочечниковая недостаточность
ОС — оксидантный стресс
Надпочечниковая недостаточность (НН) — клинический синдром, обусловленный недостаточной секрецией гормонов коркового вещества (коры) надпочечников (КН). Особую группу больных, потенциально подверженных НН, составляют пациенты, регулярно получавшие глюкокортикостероиды (ГКС) по поводу основного заболевания (бронхиальной астмы, ревматоидного артрита). Известно, что при длительном (более 4 нед) приеме преднизолона в дозе более 5 мг/сут (или соответствующей дозы другого ГКС) возникает риск развития НН: уже через 1—2 нед отмечается функциональное угнетение КН, а в дальнейшем развивается ее атрофия [1]. Диагноз надпочечниковой недостаточности традиционно [2, 3] ставят на основании результатов, полученных посредством стимуляционного синактен-теста. Тест предусматривает стимуляцию надпочечников путем внутривенного введения 250 мг синтетического адренокортикотропина (САКТ), детально метод предложен и описан J. Wood [3].
Длительное применение подавляющих доз ГКС при лечении различных системных заболеваний является частой причиной недостаточности КН, которая приводит не только к функциональным, но и морфологическим изменениям КН: развивается ее атрофия.
Целью настоящего исследования стало изучение влияния селена на функцию надпочечников у больных, длительно получавших ГКС.
Материалы и методы
Исследование проводили на базе Центра пульмонологии и аллергологии Клинической университетской больницы им. П. Страдыня в 2009—2010 гг. Исследование отвечает требованиям Хельсинкской декларации о принципах гуманности в медицине, протокол исследования, протоколы участия и согласия пациентов одобрены комиссией по этике Рижского университета им. П. Страдыня. Для изучения влияния селена на функцию надпочечников обследовали 56 пациентов, длительно получавших пероральные ГКС, (45 — с бронхиальной астмой, 11 — с ревматоидным артритом), средний возраст пациентов составлял 52,6 года. Функцию КН оценивали при помощи короткого синактенового теста (КСТ). Уровень кортизола плазмы определяли дважды: сначала брали кровь для оценки исходного уровня кортизола, затем внутривенно вводили 250 мг (25 ед.) САКТ в 5 мл изотонического раствора натрия хлорида, через 30 мин кровь берут повторно для оценки уровня кортизола. НН констатируют в случае, если уровень кортизола в плазме после стимуляционного теста синактеном не превышает 18 мкг/дл [4, 5]. В данной работе использовался САКТ короткого действия для внутривенного введения. Уровень кортизола определяли методом хемилюминесцентного иммуноферментного анализа на твердой фазе IMMULITE 2500 [6]. Все лабораторные тесты проводили на базе Евросертифицированной биохимической лаборатории Клинической университетской больницы им. П. Страдыня.
НН выявлена у 52 больных (уровень кортизола после стимуляции САКТ составил в среднем 8,2 мкг/дл). После этого всех пациентов распределили на 2 группы: в 1-й группе 35 больных в течение 6 мес получала 200 мкг органического селена дополнительно к основной терапии, в контрольной 17 пациентов с выявленной НН селен не получали. Все пациенты (n=52) продолжали получать стандартную терапию по поводу основного заболевания, в том числе пероральные ГКС. Исследование функции надпочечников с помощью КСТ повторили через 6 мес.
Статистическую обработку данных проводили с использованием программы SPSS 16.0 for Windows.
Результаты
При повторном (через 6 мес) исследовании функции КН посредством КСТ констатировано восстановление функции КН (уровень кортизола после стимуляции САКТ составил в среднем 23,20 мкг/дл; p≤0,05) в группе пациентов, принимавших селен (см. рисунок).
Обсуждение
Атрофические изменения КН могут достигать такой степени, что даже длительная стимуляция адренокортикотропным гормоном (АКТГ) не приводит к восстановлению секреции кортикостероидов.
КСТ является «золотым стандартом» в диагностике НН [2—5]. САКТ (кортрозин, b1-24-кортикотропин) представляет собой соединение, состоящее из первых 24 аминокислот всего 39-аминокислотного состава природного АКТГ, и обладает всеми его фармакологическими свойствами: при нормальном функциональном состоянии КН он стимулирует биосинтез кортикостероидов. Считается, что при нормальной функции КН у здоровых людей под влиянием САКТ происходит увеличение концентрации кортизола в плазме крови в 2—3 раза (более 18—20 мкг/дл). Отсутствие повышения уровня кортизола в ходе данного теста свидетельствует об истощении резервов КН [1, 7]. Возможность восстановления функции надпочечников изучается длительное время, в частности в литературе имеются сообщения о применении аскорбиновой кислоты и токоферола которые, обладая свойствами антиоксидантов и воздействуя на ферментативные системы клетки, могли бы восстановить функцию надпочечников [8, 9]. Однако упомянутые средства не восстанавливали функцию КН. Получены экспериментальные данные о том, что длительный прием ГКС вызывает развитие оксидантного стресса (ОС) [10—11]. Избыток высокоактивных перекисей, возникающий в результате ОС, тормозит стероидогенез, нарушается ферментативный контроль превращения холестерина в прегненолон [12] и впоследствии биосинтез всех стероидных гормонов. Образование прегненолона — непосредственного предшественника гормонов [13, 14] происходит в митохондриях; этот процесс включает несколько промежуточных реакций и обусловливает необходимость участия ряда кофакторов и ферментов, в частности P-450. Митохондрии особенно чувствительны по отношению к ОС [15]. Селен известен как эффективный антиоксидант, поскольку является кофактором глутатионпероксидазы и ряда других оксидоредуктаз. Известно, что селен необходим для пролиферации клеток в тканевых культурах. Он также участвует в регуляции сперматогенеза [16]. Селен используется как антиоксидант в качестве биоактивной добавки, а также для вызова модуляции генов митохондрий, в частности модуляции генов цитохрома С и P-450 [17].
Латвия, некоторые районы северо-запада России, Восточная Финляндия, Белоруссия, некоторые районы Украины относится к эндемическим районам с выраженным недостатком селена в почвах и продуктах питания [18, 19]. Дефицит селена в крови жителей этих регионов (у жителей Латвии средний уровень селена в плазме составляет около 70,98±14,87 мкг/л) вызван сниженным его содержанием в местных породах и почвах, слабой ассимиляцией растениями, произрастающей на подзолистых и торфяных почвах. Сельскохозяйственная продукция местного происхождения соответственно бедна селеном.
Заключение
Опыт применения селена у больных с НН, вызванной длительным применением ГКС, показывает, что селен эффективен, и может быть рекомендован для восстановления функции надпочечников у больных, длительно принимающих ГКС. Селен обладает хорошей переносимостью, не дает побочных эффектов и не имеет противопоказаний, зарегистрирован в Латвии в качестве пищевой добавки и рекомендован к широкому применению в качестве антиоксиданта.