Найговзина Н.Б.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», Москва, Россия

Лучинский А.В.

ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

Анализ объемов и стоимости стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях

Авторы:

Найговзина Н.Б., Лучинский А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2016;95(4): 76‑82

Прочитано: 950 раз


Как цитировать:

Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Анализ объемов и стоимости стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях. Стоматология. 2016;95(4):76‑82.
Naygovzina NB, Luchinskiy AV. Analysis of the volume and costs of dental care provided in the outpatient settings. Stomatology. 2016;95(4):76‑82. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat201695476-82

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эпи­де­ми­оло­ги­чес­кие по­ка­за­те­ли сто­ма­то­ло­ги­чес­ко­го здо­ровья жи­те­лей Юр­гин­ско­го ра­йо­на Тю­мен­ской об­лас­ти. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(3):35-39
Ис­поль­зо­ва­ние ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та в сов­ре­мен­ной сто­ма­то­ло­гии в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(5):42-45
О но­вых воз­мож­нос­тях оп­ти­ми­за­ции пос­то­пе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода при тон­зил­лэк­то­мии. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):14-19
Раз­ра­бот­ка и ис­сле­до­ва­ние бе­зо­пас­нос­ти сплин­та для сред­ней но­со­вой ра­ко­ви­ны, из­го­тов­лен­но­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-пе­ча­ти. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):30-36
Ком­би­ни­ро­ван­ная ораль­ная кон­тра­цеп­ция и мо­лоч­ная же­ле­за. Гра­ни ис­ти­ны. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):101-105
Ме­то­ды прог­но­зи­ро­ва­ния рис­ков раз­ви­тия, те­че­ния и ре­ци­ди­вов рег­ма­то­ген­ной от­слой­ки сет­чат­ки. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(4):92-97
Мно­го­уров­не­вый ана­лиз струк­ту­ры за­бо­ле­ва­емос­ти спортсме­нов и пу­ти сни­же­ния рис­ков для здо­ровья. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):33-45
Сов­ре­мен­ные на­уч­ные и прак­ти­чес­кие под­хо­ды к по­ис­ку би­омар­ке­ров ста­ре­ния. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2024;(3):46-52
Выяв­ле­ние по­вы­шен­ной мас­сы те­ла и по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка ее раз­ви­тия в рам­ках дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):37-43
Ана­лиз кад­ро­вых ре­сур­сов струк­тур ме­ди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки по ито­гам 2023 го­да. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(10):45-51

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Программа государственных гарантий) - это важнейший механизм государственного регулирования доступности и качества медицинской помощи, обеспечивающий соблюдение равных конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счет государственных источников финансирования [1]. Актуальность проблемы обоснования нормативов объема и финансирования медицинской стоматологической помощи при формировании Программы государственных гарантий очевидна.

Цель исследования - проанализировать объем и стоимость медицинской стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в рамках Программы государственных гарантий.

Материал и методы

В работе проведен анализ нормативной правовой базы, регулирующей профилактические стоматологические осмотры и отчетной формы федерального статистического наблюдения № 14-МЕД (ОМС) «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС» за 2014 г. За указанный период среднегодовая численность обслуживаемого прикрепленного населения в Российской Федерации составила 143,82 млн человек, в том числе 116,16 млн взрослых и 27,66 млн детей. Общий объем фактически выполненной работы врачами-стоматологами составил 409 849 603 условных единиц турдозатрат (УЕТ), при этом, количество УЕТ на 1 посещение в среднем по Российской Федерации составило 3,8 у.е.Т. Средняя стоимость 1 у.е.Т - 138,89 рублей.

Результаты и обсуждение

В настоящее время основной объем стоматологической помощи оказывается в амбулаторных условиях. В связи с этим нами проведен анализ планируемых объемов и стоимости медицинской стоматологической помощи, закрепленных Методическими рекомендациями Минздрава России «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» [2], приказами Минздрава России, регулирующими порядок проведения профилактических осмотров у взрослых и детей [3-5], клиническими рекомендациями National Institute For Health and Care Exellence​1​᠎ (далее - NICE), а также анализ фактических объемов и стоимости стоматологической медицинской помощи, оказываемой в рамках реализации Программы государственных гарантий в 2014 году. В 2014 г. медицинскими организациями оказана медицинская помощь с профилактической целью и заболеваниями в амбулаторных условиях в объеме 1,02 млрд посещений, из них врачами-стоматологами выполнено 107,90 млн посещений, или 10,61% от всей амбулаторной медицинской помощи. Таким образом, из 9,42 посещений населением врачей-специалистов одно совершается к врачу стоматологического профиля. При этом количество посещений к врачам-стоматологам по поводу заболеваний составляет 70% от всего объема оказанной медицинской стоматологической помощи в амбулаторных условиях.

Следует отметить, что стоимость оказанной медицинской стоматологической помощи в рамках Программы государственных гарантий врачами-стоматологами за 2014 г. составила 56,92 млрд руб. средств бюджетов и средств ОМС, что соответствует 11,52% в общей стоимости медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях (494,04 млрд руб.).

Нами проведен расчет необходимых объемов профилактических осмотров на основе Методических рекомендаций Минздрава России [2].

В соответствии с Методическими рекомендациями Минздрава России [2] планируемых на 1 человека в год 0,06 посещения с профилактической целью для взрослых, и 0,08 для детей. Фактический объем посещений с профилактической целью к врачу-стоматологу превышает плановый объем в 2,74 раза для взрослых и составляет 0,15 посещения в год, для детей в 5,61 раза и составляет 0,47 посещения в год. При этом разница в количестве фактических и планируемых посещений с профилактической целью составила 11,19 млн посещений для взрослых и 10,61 млн для детей (табл. 1).

Таблица 1. Объемы посещений к врачу-стоматологу с профилактической целью и финансовые средства на их оплату, рассчитанные на основе норматива Методических рекомендаций Минздрава России

Фактическая стоимость посещений с профилактической целью к врачу-стоматологу превышает планируемую стоимость в 4,19 раза для взрослых и составляет 6,74 млрд руб., для детей - в 7,59 раза и составляет 4,73 млрд руб. Разница между фактической и планируемой стоимостью составляет 9,24 млрд руб. (см. табл. 1).

Далее нами проанализированы приказы Минздрава России, регулирующие порядок проведения профилактических осмотров у взрослых и детей [3-5].

Приказом Минздрава России от 21.12.12 № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» [3] установлено, что врач-стоматолог детский осуществляет профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних в возрастные периоды: 12 мес, в 2, 3 года, в 6, 7, 10, 14 15, 16, 17 лет, с кратностью 1 раз в каждый из указанный периодов.

Поскольку ежегодная статистическая информация по структуре населения за 2014 г. изложена по возрастным группам (0-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65-69, 70 и более), в основу расчета объемов посещений к врачу-стоматологу с профилактической целью и финансовые средства на их оплату положена возрастная структура населения по данным переписи за 2010 г., содержащая информацию о ее численности по каждому году жизни. За 2010 г. среднегодовая численность обслуживаемого прикрепленного населения в Российской Федерации составила 142,86 млн человек, в том числе 116,65 млн взрослых и 26,20 млн детей.

Минздрав России рекомендует проводить учет трудозатрат из расчета на профилактический прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога-детского 1,95 далее - УЕТ (19,72 мин) [6]. Таким образом стоимость 1 посещения из расчета затрат составила 1,95 у.е.Т - 270,83 руб. (1 у.е.Т - 138,89 руб.). Общая сумма затрат на оплату посещений с профилактической целью несовершеннолетними при плановом количестве 16,67 млн посещений составит 4,51 млрд руб. (табл. 2).

Таблица 2. Объемы посещений к врачу-стоматологу с профилактической целью и финансовые средства на их оплату, рассчитанные в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.12.12 № 1346н Примечание. Здесь и в табл. 3: произведение 138,89 руб. * 1,95 у.е.Т.

Нами проанализирован объем профилактических стоматологических осмотров, установленный Порядком оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденный Приказом Минздрава России от 13.11.12 № 910н (ред. от 03.08.15) [4], согласно которому осмотр детей врачом-стоматологом детским осуществляется на первом году жизни - 2 раза, в последующем - в зависимости от степени риска и активности течения стоматологических заболеваний, но не реже одного раза в год. При этом сумма затрат на эти цели составит 7,99 млрд руб., при плановом количестве посещений - 29,53 млн (табл. 3).

Таблица 3. Объемы посещений к врачу-стоматологу с профилактической целью и финансовые средства на их оплату, рассчитанные в соответствии с Приказом Минздрава России от 13.11.12 № 910н (ред. от 03.08.15)

Далее нами произведен расчет планируемых объемов и финансовых затрат в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.11 № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» [5]. В данном случае количество посещений соответствует численности взрослого населения на основании того, что профилактические медицинские осмотры рекомендуется проводить 1 раз в год.

Рекомендуемое число УЕТ на профилактический прием (осмотр, консультация) врача-стоматолога терапевта составляет 1,80 у.е.Т (18,13 мин) [6], из расчета 1,80 у.е.Т - 250,00 руб. следует, что сумма затрат на оплату посещений с профилактической целью у взрослого населения составит 29,16 млрд руб., при плановом количестве посещений - 116,65 млн (табл. 4).

Таблица 4. Объемы посещений к врачу-стоматологу с профилактической целью и финансовые средства на их оплату, рассчитанные в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.11 № 1496н 2Произведение 138,89 руб. * 1,80 у.е.Т.

Нами рассчитан объем профилактических осмотров согласно клиническим рекомендациям NICE [10]. Профилактические стоматологические осмотры необходимо проводить лицам во всех возрастных группах. Вместе с тем, частоту профилактических стоматологических осмотров определяет врач-стоматолог, учитывая лишь рекомендуемый минимальный и максимальный интервал между визитами. Для лиц до 18 лет определена кратность визитов каждые 3, 6, 9 и 12 мес, но не реже 1 раза в год. Для лиц старше 18 лет - каждые 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 мес, но не реже 1 раза в 2 года. Для определения даты следующего визита врачу-стоматологу рекомендуется проводить оценку уровня гигиены, наследственную предрасположенность к возникновению и развитию стоматологической патологии, а также другие факторы риска возникновения и развития стоматологических заболеваний (диета, социальный статус и др.). Число УЕТ на профилактический прием (осмотр, консультацию) врача-стоматолога составляет 1,95 у.е.Т - 270,83 руб. для населения в возрастной группе 0-17 лет; 1,80 у.е.Т - 250,00 руб. для населения старше 18 лет.

Расчет, проведенный в соответствии с клиническими рекомендациям NICE, показал, что сумма затрат при минимальной кратности посещений с профилактической целью (для лиц до 18 лет - 1 раз в год, для лиц старше 18 лет - 1 раз в 2 года) составит 21,68 млрд руб., при этом плановое количество посещений - 84,53 млн (табл. 5). Сумма затрат при максимальной кратности посещений с профилактической целью (для всех лиц - 4 раза в год) составит 145,04 млрд руб., при этом плановое количество посещений - 571,43 млн (табл. 5.1).

Таблица 5. Объемы посещений к врачу-стоматологу с профилактической целью и финансовые средства на их оплату, рассчитанные в соответствии с клиническими рекомендациями NICE (минимальная кратность посещений)

Таким образом, объем стоматологических посещений, регулируемый порядками проведения профилактических осмотров у взрослых и детей [3-5], составил от 133,32 млн до 146,17 млн посещения в год, в зависимости от планируемой кратности посещений с профилактической целью населения в разных возрастных группах. Стоимость профилактической медицинской стоматологической помощи, регулируемая перечисленными порядками [3-5], составила от 33,68 млрд руб. до 37,16 млрд руб., при фактической стоимости в 11,46 млрд руб. Разница между фактической и планируемой стоимостью финансовых средств, выделяемых на оплату посещений с профилактической целью, составила от 22,21 до 25,69 млрд руб. (табл. 6).

Таблица 6. Сравнение объемов посещений к врачу-стоматологу с профилактической целью и финансовых средств на их оплату, закрепленных различными приказами Минздрава России

Стоимость профилактических стоматологических осмотров, рассчитанная в соответствии с нормативами, рекомендуемыми NICE, составила от 21,68 до 145,04 млрд руб., а расчетный дефицит финансовых средств - от 10,21 до 133,58 млрд руб. (см. табл. 6).

Порядки проведения профилактических стоматологических осмотров у взрослых и детей, установленные Приказами Минздрава России от 21.12.12 № 1346н, от 13.11.12 № 910н (ред. от 03.08.15), от 07.12.11 № 1496н, не обеспечены в достаточной степени необходимыми финансовыми ресурсами. Вышеуказанный анализ свидетельствует о необходимости гармонизации порядков, регулирующих порядок проведения профилактических стоматологических осмотров в разных возрастных группах населения, и Программы государственных гарантий.

Кроме того, нами проведен анализ объемов посещений и обращений по поводу стоматологических заболеваний, а также финансовых средств на их оплату. Фактический объем средств, израсходованных на лечение стоматологических заболеваний, в 4 раза превышает фактический объем средств на оплату посещений с профилактической целью. Так, в 2014 г. количество обращений по поводу заболеваний составило 37,56 млн, стоимость оказанной медицинской помощи - 44,40 млрд руб. По оценкам экспертов, в объеме стоматологической помощи соотношение посещений и обращений по поводу заболевания составляет 70% к 30%, что в абсолютных значениях составит 52,59 млн посещений и 11,27 млн обращений по поводу заболеваний.

Согласно Методическим рекомендациям Минздрава России [2, 7, 8], обращение по поводу заболевания - это законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее 2 посещений по поводу одного заболевания. По объему трудозатрат, обращение по поводу заболевания составляет 7,6 у.е.Т, что соответствует количеству УЕТ на 2 посещения в среднем по Российской Федерации (законченный случай лечения). Стоимость 1 обращения по поводу заболевания в 2014 г. составляет 1054,45 руб. (табл. 7). Посещение в неотложной форме - 3,5 у.е.Т, при стоимости 1 посещения 486,11 руб. (см. табл. 7).

Таблица 7. Сценарий расчета затрат на оказание стоматологической помощи в амбулаторных условиях 3В 2014 г. количество обращений по поводу заболеваний составило 37563537. Согласно Письму Минздрава России от 08.11.13 № 11−9/10/2−8309, от 12.12.14 № 11−9/10/2−9388, от 21.12.15 № 11−9/10/2−7796 [4-6] обращение по поводу заболеваний - это законченный случай лечения заболеваний в амбулаторных условиях с кратностью не менее 2 посещений по поводу одного заболевания. 4Сценарные условия: 70% посещений от общего количества посещений по поводу заболеваний. 5Сценарные условия: 30% посещений от общего количества посещений по поводу заболеваний, входящих в структуру обращений.

Таким образом, при расчете финансовых затрат на оказание стоматологической помощи, связанной с посещениями и обращениями по поводу заболеваний, планируемая стоимость необходимых затрат составит 40,74 млрд руб., при 54,84 млн посещений (в том числе в неотложной форме) и 11,27 млн обращений по поводу заболеваний, а расчетный дефицит средств - 4,72 млрд руб.

Особенностью оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях является возможность формирования законченного случая при однократном посещении, так, например, лечение кариеса с наложением (восстановлением) твердых тканей зуба, в том числе композитным материалом, целесообразно проводить в одно посещение. За счет оптимизации рабочего времени при однократном посещении возможно лечение 2-3 зубов, что для данной патологии может стать законченным случаем, не требующим второго и последующих посещений [1]. Это нашло свое отражение в Программе государственных гарантий на 2016 г. [9]. Раздел болезней органов пищеварения дополнен болезнями полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования). Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической целью и иными целями, дополнены разовыми посещениями в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей.

Кроме того, Программой государственных гарантий на 2016 г. восстановлены гарантии льготного зубного протезирования отдельным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [9], ранее данная норма была закреплена в период 1998-2004 гг.

Заключение

Установлено, что фактический объем посещений с профилактической целью к врачу-стоматологу превышает планируемый объем, рассчитанный на основе норматива Методических рекомендаций Минздрава России для взрослых в 2,74 раза и для детей - в 5,61. При этом фактическая стоимость превышает стоимость, рассчитанную на основе норматива Методических рекомендаций Минздрава России, для взрослых в 4,19 раза и для детей в 7,59 раза.

Вместе с тем, фактический объем посещений с профилактической целью к врачу-стоматологу меньше планируемого объема, рассчитанного на основе приказов Минздрава России [3-5], регулирующих порядок проведения профилактических стоматологических осмотров, у взрослых в 6,62 раза и у детей в 1,29-2,29 раза в зависимости от планируемой кратности посещений с профилактической целью, определяющей объем посещений населением в разных возрастных группах. В случае приведения указанных объемов посещений в соответствие с порядками проведения профилактических стоматологических осмотров, дефицит финансирования на оплату посещений с профилактической целью может составить от 22,21 до 25,69 млрд руб.

Фактический объем средств, израсходованных на лечение стоматологических заболеваний, составляет 45,46 млрд руб., что в 4 раза превышает фактический объем средств на оплату посещений с профилактической целью.

Планируемые затраты, в соответствии с указанными приказами Минздрава России [3-5], на оказание стоматологической помощи в рамках Программы государственных гарантий, должны составить, в целом, от 74,42 до 77,90 млрд руб. При этом общий объем планируемых посещений в связи с профилактической целью, посещений и обращений по поводу заболеваний, в том числе в неотложной форме, должен составить от 210,69 до 223,55 млн посещений.

Таким образом, разница планируемых и фактических объемов и стоимости медицинской стоматологической помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, свидетельствует о необходимости гармонизации документов Минздрава России, регулирующих порядок проведения профилактических осмотров у взрослых и детей, и Программы государственных гарантий.

1National Institute for Health and Care Exellence (NICE) (Национальный Институт Совершенствования системы Здравоохранения) - правительственная организация в Великобритании (основанная в 1999 г.), отвечает за разработку клинических рекомендаций для совершенствования качества оказания медицинских услуг в Англии, Уэльсе, а также в Шотландии и Северной Ирландии.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.