Несмотря на многочисленные исследования структуры и обменных процессов эмали зуба в норме и при патологии [2—4], изучение этих показателей в разные возрастные периоды по-прежнему актуально. Основой для наших исследований послужили публикации сотрудников кафедры терапевтической стоматологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко, в которых приведены новые нюансы строения и обменных процессов эмали зуба у детей и взрослых в норме и при патологии [1, 5—7, 10]. Особенно важна, на наш взгляд, констатация обменных процессов эмали, осуществляемых экзогенным способом через выявленные эмалевые отверстия, эмалевые туннели, эмалевые мостики в дентин [8, 9]. Можно предположить, что такая точная организация эмали должна как-то изменяться по мере ее старения.
Цель исследования — определить структурные особенности эмали зуба в норме и при кариесе у пациентов разного возраста.
Материал и методы
Пациентов, включенных в исследование, отбирали на клиническом приеме кафедры терапевтической стоматологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко с 2012 по 2014 г. Все обследуемые проходили предварительное обследование в поликлиниках по месту жительства у терапевта. На учет для проведения исследований были взяты пациенты, не имеющие выраженной (требующей терапии) патологии внутренних органов и систем, которая могла бы повлиять на конечные результаты. В исследование включали пациентов, индекс КПУ у которых не превышал 13, так как мы планировали проводить исследования при I и II степени активности кариозного процесса для выявления основной направленности возрастных изменений эмали. Исходя из этого, для дальнейшего обследования были отобраны 125 пациентов: 47 (37,6%) мужчин и 78 (62,4%) женщин, составивших пять групп по 25 человек в каждой в соответствии с возрастом: 18—24; 25—34; 35—44; 45—54 и 55—64 года.
Осуществляли визуальную диагностику, зондирование, определяли гигиеническое состояние полости рта, проводили КОСРЭ- и ТЭР-тесты; тестированию подвергали по 1 зубу из фронтальной и жевательной группы зубов, а именно: резцы или один из моляров как на верхней, так и на нижней челюсти. Окрашивание проводилось по общепринятой методике на каждом зубе в нескольких участках: экватор зуба на вестибулярной поверхности, экватор зуба на небной/язычной поверхности, пришеечная область с вестибулярной поверхности, пришеечная область на небной/язычной поверхности, бугры эмали. Поскольку выраженная зависимость изменения эмали от возраста наблюдалась у пациентов старше 35 лет, в этих группах определяли степень минерализации и морфологическую структуру эмали с помощью растровой электронной микроскопии. Под микроскопом Camscan S4 было исследовано по 5 зубов с начальным кариесом у обследуемых 35—44, 45—54 и 55—64 лет. Все зубы были удалены по ортодонтическим и пародонтологическим показаниям.
Результаты и обсуждение
У всех 125 пациентов для выявления возрастных изменений прежде всего визуально исследовали интактные зубы. У лиц 18—24 лет пигментация эмали, ее матовость и дефекты обнаружены в 6±0,03% случаев (p<0,5). Нельзя признать эти изменения нормой и в возрасте 25—34 лет, так как они встречались в 12±0,03% случаев. У лиц в возрасте старше 35—44 лет эти изменения наблюдались значительно чаще — в 25±0,04% случаев (p<0,5).
Дальнейшие исследования касались определения индекса КПУ в разных возрастных группах. Лишь у 1 пациента в возрасте 20 лет из 125 обследованных индекс КПУ был равен 0.
Результаты обследований и статистический анализ показали, что с возрастом индекс КПУ возрастал, но наряду его значение 0—3 не выявлено у лиц 35—64 лет, а у лиц 45—64 лет не было даже КПУ 4—6. Учитывая это, представляло интерес определение среднего показателя КПУ. Как и предполагалось, он увеличивался. Статистически достоверно он различался у лиц 18—24; 45—54 и 55—64 лет (средний показатель КПУ соответственно 7,68±0,04; 10,2±0,04 и 11,4±0,04; p<0,5).
Нами проведена оценка уровня гигиены полости рта по индексу ИГР-У у пациентов всех возрастных групп. Статистический анализ показал, что больше всего было пациентов с удовлетворительным состоянием полости рта во всех возрастных группах, а в группе от 18 до 24 лет у подавляющего большинства пациентов оно было хорошим.
При проведении тестов КОСРЭ и ТЭР были исследованы 5 поверхностей зубов. Учитывая однохарактерность результатов, приводим только данные исследования вестибулярной поверхности эмали в области экватора зуба. Результаты КОСРЭ-теста приведены в табл. 1 и 2.
Низкая податливость эмали к действию кислот свидетельствует о компенсаторной реакции эмали, снижающейся с возрастом. При высокой податливости эмали к действию кислот ее реминерализующая способность с возрастом возрастала, особенно от группы 18—24 лет к группе 35—44 лет, что характеризовало явную компенсаторную реакцию.
Для понимания зависимости компенсаторной реакции эмали зуба при разных ее состояниях (норма/патология) необходимо было изучить эти изменения на фоне кариозного процесса (см. табл. 2).
Из табл. 2 следует, что при высокой податливости эмали к действию кислот и наличии кариозного процесса компенсаторная реакция в виде стабилизации показателей при старении эмали отмечается лишь в 7,2% случаев, т. е. кариес оказывал существенное отрицательное влияние на компенсаторную реакцию твердых тканей зуба.
Компенсаторная реакция эмали должна подтверждаться структурными изменениями. Нами с целью подтверждения результатов КОСРЭ- и ТЭР-тестирования проведена растровая электронная микроскопия. Этот высокотехнологичный метод исследования в 43,3% случаев выявил накопление минеральных компонентов в эмали как проявление защитной реакции на патологический процесс (рис. 1—3).
Таким образом, сканирующая электронная микроскопия подтвердила предположение о компенсаторной реакции эмали как ответа на кариозный процесс в виде накопления минеральных компонентов в эмали.