Инфекционные воспалительные заболевания составляют основную группу наиболее часто встречающихся заболеваний челюстно-лицевой области (ЧЛО) [2]. Воспалительные заболевания ЧЛО характеризуются высокой медико-социальной значимостью [6, 8, 9], поскольку, во-первых, большую часть больных составляют молодые люди трудоспособного возраста; во-вторых, данный контингент больных нуждается в активном, подчас дорогостоящем лечении в условиях стационара; в-третьих, при этой патологии отмечаются высокие показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности, и, наконец, гнойно-воспалительные заболевания ЧЛО — грозная патология, которая представляет собой одну из основных причин инвалидности и смертности [3, 5, 8—10].
Фурункулы и карбункулы — одна из наиболее часто встречающихся форм гнойно-воспалительных заболеваний ЧЛО неодонтогенного генеза [5]. Количество больных, поступающих в челюстно-лицевые стационары с этой нозологией, остается постоянно высоким [7].
Цель работы — оценка заболеваемости и обоснование стационарного лечения больных с фурункулами и карбункулами ЧЛО. В связи с этим решались следующие задачи:
— изучить заболеваемость фурункулами и карбункулами ЧЛО на примере отделения челюстно-лицевой хирургии (ЧЛХ) и стоматологии клиники СамГМУ;
— провести анализ полученных данных;
— обосновать стационарное лечение больных с фурункулами и карбункулами лица.
По архивным материалам — историям болезни 5764 больных отделения ЧЛХ клиники СамГМУ за 4 года (с 2007 по 2010 г. включительно) — установлено, что воспалительные заболевания ЧЛО в отделении ЧЛХ оказались доминирующей нозологической формой (66%).
На стационарном лечении в отделении ЧЛХ и стоматологии клиники СамГМУ с 2007 по 2010 г. находились 380 больных с фурункулами и карбункулами ЧЛО (7,4% от всех поступивших на лечение).
В 2007 г. стационарное лечение в ЧЛХ получили 1103 больных, у 787 (71%) из которых были воспалительные заболевания ЧЛО, в том числе у 76 (6,9%) — фурункулы и карбункулы. В 2008 г. из 1395 больных у 993 были воспалительные заболевания ЧЛО, в том числе фурункулы и карбункулы — у 102 (7,3%). В 2009 г. из 1175 больных у 703 (60%) были воспалительные заболевания ЧЛО, в том числе у 102 (8,7%) — фурункулы и карбункулы ЧЛО. В 2010 г. в отделении лечился 1491 больной, у 928 были воспалительные заболевания ЧЛО, в том числе фурункулы и карбункулы — у 100 (6,7%) — табл. 1.

С 2007 по 2010 г. на лечении находились 234 (61,6%) мужчины и 146 (38,4%) женщин с фурункулами и карбункулами ЧЛО. Выявлено, что из всех поступивших наибольшее число больных составили мужчины в возрасте от 18 до 45 лет (53%) — табл. 2;

Фурункулы и карбункулы как у женщин, так и у мужчин локализовались больше в щечной, подглазничной областях и в области верхней губы, что увеличивает риск жизнеугрожающих осложнений и оправдывает стационарное лечение.
У 37 (9,7%) больных имелась сопутствующая патология: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, эпилепсия, гепатит В, гепатит С, ВИЧ-инфекция и т.д.
Фурункулы проходят 3 стадии созревания: стадию развития инфильтрата; стадию нагноения и некроза; стадию заживления [1]. За рассматриваемый период в отделение поступили 13 (3,4%) больных с фурункулом лица в стадии инфильтрации (рис. 1, 2, см. на цв. вклейке).


Поступали на стационарное лечение и пациенты с осложненным течением фурункулов: с флегмоной подбородочной области — 3 пациента, с флегмоной околоушно-жевательной области — 1, с флебитом подглазничной вены — 1, с острым подчелюстным лимфаденитом — 1 и с абсцессом верхнего века — 1.
Нами проводилась экспертиза качества хирургической помощи с учетом характера воспалительного процесса. Выявлено, что воспалительные осложнения у больных с фурункулами связаны с достаточно поздним поступлением на стационарное лечение, а также с нарушением режима лечения в стационаре.
Клинический пример №1. Больной К., 21 года. Через 3 дня после госпитализации по поводу абсцедирующего фурункула и операции, проведенной в день поступления, возникло осложнение — абсцесс подглазничной области, щечной области, верхней губы. Осложнение возникло из-за того, что больной самовольно покинул отделение после операции. Когда он вернулся, было проведено хирургическое лечение осложнения.
Клинический пример №2. У больной Д., 20 лет, в день поступления проведена операция — вскрытие абсцесса. Но, несмотря на медикаментозное лечение и ежедневные перевязки, через 3 дня возник абсцесс околоушной области, который также был вскрыт. Развитие осложнения мы связываем с тем, что больная лечилась самостоятельно и обратилась за медицинской помощью лишь спустя 4 дня. В отделение ЧЛХ пациентка была доставлена «скорой помощью».
Срок госпитализации при осложненном течении фурункула ЧЛО составлял от 7 до 13 (в среднем — 9 дней). Большинство больных поступали с фурункулами в стадии абсцедирования (рис. 3, 4, см. на цв. вклейке).


При анализе тактики хирургического лечения с учетом стадии заболевания отмечено, что больным с фурункулами в стадии инфильтрации проводились пинициллиново-новокаиновые блокады; в случае развития стадии абсцедирования прибегали к хирургическому вмешательству. У больных с фурункулом и карбункулом в стадии абсцедирования в день поступления вскрывали абсцесс под местным обезболиванием. Во время операции удаляли гнойно-некротический стержень, рану обрабатывали водными растворами антисептиков (фурацилин, хлоргексидин), образовавшуюся полость дренировали одной резиновой полоской, накладывали асептическую повязку.
В послеоперационном периоде — делали ежедневные перевязки.
Все больные, поступившие на стационарное лечение, получали медикаментозное лечение: антибактериальную терапию (гентамицин, линкомицин, цефазолин, ампициллин и т.д.); антигистаминные препараты (димедрол, супрастин); обезболивающие средства (анальгин, кеторол). В 2010 г. всем больным назначали антикоагулянты (аспирин или гепарин).
В зависимости от тяжести течения заболевания назначались такие процедуры, как аутотрансфузия УФ-облученной крови и гипербарическая оксигенация (ГБО).
Клинический пример №3. Больному П. операция — вскрытие абсцесса — была проведена под внутривенным наркозом в связи с сопутствующей патологией (бронхиальная астма, поливалентная аллергия). В послеоперационном периоде был назначен супрастин по 1 таблетке на ночь и ежедневные перевязки. Длительность госпитализации составила 10 дней.
К сожалению, физиолечение и лечебную гимнастику получали менее 12% пациентов от числа всех больных с фурункулами и карбункулами ЧЛО. Оставляет желать лучшего применение лабораторных методов исследования (у многих больных в истории болезни эти данные отсутствуют). Бывает, что приходит анализ крови на сахар с повышенными показателями, при этом в анамнезе жизни больного сахарный диабет отсутствует, или в общем анализе крови читаем: «сгусток», но чаще всего повторного исследования не было.
Значительно число больных — 43 (11,3%), поступающих в стационар после безуспешного самолечения как фармакологическими препаратами, так и народными средствами. Эти пациенты используют следующие фармакологические средства: мазь Вишневского, ихтиоловую мазь, спиртовой раствор йода, компрессы с медом, листья алоэ и т.д. Как правило, через 2—3 дня после такого лечения больные обращались за медицинской помощью и госпитализировались в отделение ЧЛХ клиники СамГМУ по экстренным показаниям.
Клинический случай №4. Больной В., 20 лет, поступил в клинику с диагнозом: абсцедирующий фурункул щечной области слева (рис. 4, см. на цв. вклейке). Пациент считает себя больным в течение 3 дней с момента, когда в щечной области слева появилась болезненная пустула. Больной попытался выдавить пустулу, отек увеличился, боль усилилась, температура тела повысилась до 37,5 °С. Пациент обрабатывал края инфильтрата спиртовым раствором йода, прикладывал повязки с мазью Вишневского. Симптомы интоксикации усилились, температура тела повысилась до 39,4 °С. Больной обратился в студенческий медицинский центр, направлен в клинику ЧЛХ СамГМУ, госпитализирован в экстренном порядке. В день поступления произведена операция — вскрытие абсцесса щечной области слева, назначено комплексное медикаментозное лечение. На следующий день больной почувствовал себя удовлетворительно, температура тела снизилась до 37,2 °С. Произведена перевязка, удалены оставшиеся некротические массы, рана промыта растворами антисептиков, дренирована двумя резиновыми полосками,
наложена асептическая повязка (рис. 5—8, см. на цв. вклейке).




Большой интерес представляют пациенты с фурункулом и карбункулом лица, которые обращались за медицинской помощью в лечебные учреждения к терапевтам, хирургам общего профиля, дерматологам. Таких больных в период с 2007 по 2010 г. было 18 (4,7%). Им назначалось медикаментозное лечение, рекомендовались мазевые компрессы, производилось вскрытие фурункулов и карбункулов в амбулаторных условиях, но лечение оказывалось безуспешным, и пациенты были направлены в отделение ЧЛХ клиники СамГМУ.
Клинический случай №5. Больная С., 42 года, поступила в клинику с диагнозом: абсцедирующий фурункул нижней губы справа. Пациентка считала себя больной в течение 7 дней, с момента, когда в области нижней губы справа возникла пустула. Через 2 дня, после переохлаждения, появился отек, который быстро увеличивался. Больная обратилась к врачу-дерматологу. Рекомендованы противовоспалительное, десенсибилизирующее лечение, мазевые компрессы. Улучшения не наступило, рекомендовано лечение у хирурга. Обратилась к хирургу в городскую больницу, где была произведена операция — вскрытие фурункула. Однако улучшения не наступило. Через 3 дня была направлена в отделение ЧЛХ клиники СамГМУ, госпитализирована в экстренном порядке. Произведены дополнительное вскрытие фурункула, повторный кюретаж и промывание раны антисептиками, наложена асептическая повязка. Назначена комплексная медикаментозная терапия. В последующие дни производились перевязки раны. На стационарном лечении находилась 7 дней, выписана с улучшением.
Мы считаем, что адекватно активная тактика хирургического и комплексного медикаментозного лечения больных с фурункулами и карбункулами ЧЛО заключается в следующем:
— госпитализация в отделение ЧЛХ в день выявления заболевания;
— при фурункуле в стадии абсцедирования — хирургическое вмешательство в ближайшие часы после госпитализации;
— проведение лабораторных исследований (общий анализ крови, общий анализ мочи, кровь на сахар и т.д.);
— адекватное медикаментозное лечение в соответствии с тяжестью заболевания и с учетом сопутствующей патологии (антибиотики, антикоагулянты, антигистаминные препараты и т.д.);
— ежедневные перевязки;
— назначение физиолечения (УВЧ, криотерапия и т.д.).
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что заболеваемость фурункулами и карбункулами лица остается высокой, причем в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа больных с данной патологией. Учитывая большой срок госпитализации и возможность воспалительных осложнений, представляющих угрозу для жизни пациента, необходимо продолжать совершенствовать алгоритмы стационарного лечения больных с фурункулами и карбункулами лица.
В связи с этим нами выделены 3 вида адекватной врачебной тактики в зависимости от стадии заболевания:
— в стадии инфильтрации — местное консервативное лечение;
— в стадии абсцедирования — хирургическое вмешательство на очаге воспаления;
— при осложненном течении фурункулов — увеличение объема хирургического вмешательства с проведением дополнительных разрезов, в том числе контрапертур, а также инфузионная терапия, АУФОК и ГБО.
Общие для всех вариантов тактики компоненты — комплексное медикаментозное лечение (противовоспалительное, антигистаминное, введение антикоагулянтов и обезболивающих препаратов) и физиолечение (УВЧ, криотерапия).
Независимо от того, в какое лечебное учреждение и к какому специалисту обратился больной с фурункулом и карбункулом лица, он должен быть направлен в отделение ЧЛХ, где получит правильное, своевременное, хирургически адекватное и комплексное лечение, что приведет к сокращению количества осложнений и длительности нетрудоспособности.