Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гончар В.В.

Стоматологическая клиника КГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения» Министерства здравоохранения Хабаровского края, Хабаровск, Россия

Ратманов П.Э.

кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения Дальневосточного государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Хабаровского края, Хабаровск, Россия

«Несоветская» стоматология в СССР: причины и практика прямых платежей населения за оказание стоматологической помощи

Авторы:

Гончар В.В., Ратманов П.Э.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2018;11(3): 56‑60

Просмотров: 1197

Загрузок: 33


Как цитировать:

Гончар В.В., Ратманов П.Э. «Несоветская» стоматология в СССР: причины и практика прямых платежей населения за оказание стоматологической помощи. Российская стоматология. 2018;11(3):56‑60.
Gonchar VV, Ratmanov PE. «Non-Soviet» dentistry in the Soviet Union: causes and practice of direct payments of population for dental care. Russian Journal of  Stomatology. 2018;11(3):56‑60. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat20181103156

Рекомендуем статьи по данной теме:
Элек­трон­ная сис­те­ма оцен­ки ка­чес­тва ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «дет­ская он­ко­ло­гия и ге­ма­то­ло­гия»: что бы­ло и что сде­ла­но?. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(1):74-80
Ста­нов­ле­ние со­вет­ской сто­ма­то­ло­гии: 1918—1921 го­ды. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):70-76
Оцен­ка удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов ор­то­дон­ти­чес­ки­ми ус­лу­га­ми в ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ци­ях раз­лич­ной фор­мы собствен­нос­ти. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):50-54
Ле­че­ние боль­ных с ожо­га­ми в хи­рур­ги­чес­ких кли­ни­ках ме­ди­цин­ских ин­сти­ту­тов Ле­нин­гра­да в 1920—1930-х го­дах. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(7):80-87
Срав­ни­тель­ный ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти оп­рос­ни­ка SF-MPQ-2 и ви­зу­аль­ной ана­ло­го­вой шка­лы для оцен­ки вы­ра­жен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма у сто­ма­то­ло­ги­чес­ких па­ци­ен­тов в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(4):11-17
Про­фес­сор Дмит­рий Его­ро­вич Мин — ме­дик и по­эт. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(5):73-76
Па­вел Иоси­фо­вич Эм­дин Биог­ра­фия ней­ро­хи­рур­га без бе­лых пя­тен. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(5):119-124
Ана­лиз тру­дов Н.А. Се­маш­ко о са­ни­тар­ном прос­ве­ще­нии на­се­ле­ния. (К 150-ле­тию со дня рож­де­ния). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):125-130
Ор­га­ни­за­ция че­люс­тно-ли­це­вой и сто­ма­то­ло­ги­чес­кой по­мо­щи ра­не­ным Во­ро­неж­ско­го фрон­та (июль 1942 г. — июль 1943 г.). Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(5):82-84
«Все на­ше се­мейство не вы­хо­дит из нас­мор­ка»: за­бо­ле­ва­ния уха, гор­ла и но­са в ок­ру­же­нии С.П. Бот­ки­на. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(5):109-118

Советская Россия стала первым в мире государством, где стоматологическая помощь включалась в общую систему государственного оказания медицинской помощи. Модель предусматривала бюджетирование государственной инфраструктуры здравоохранения и всех расходов не только стационарных, но и амбулаторно-поликлинических учреждений, а источником финансирования служили налоги, взимаемые с граждан и хозяйствующих субъектов. Стоматологическая помощь была частью этой модели. Однако это не исключало предоставление платных для граждан стоматологических услуг в лечебных учреждениях страны.

Советская историография признавала существование в СССР платного оказания стоматологической помощи только в период новой экономической политики (НЭП). Считалось, что прямые платежи населения были прекращены в 30-е годы XX века, когда значительно возросла сеть государственных лечебных учреждений [1, 2]. Но фактически оказание стоматологической помощи за счет средств граждан осуществлялось весь советский период, однако данная тема оставалась без внимания исследователей.

В дореволюционной России услуги по зубоврачеванию в основном предоставляли частнопрактикующие врачи [3]. Первые шаги советской власти по организации зубоврачебной помощи были направлены на национализацию частных кабинетов и трудовую мобилизацию зубных врачей с целью бесплатного оказания медицинской помощи рабочим и красноармейцам. На базе национализированных средств производства были организованы первые государственные зубоврачебные амбулатории [4].

В период НЭПа было разрешено занятие частной зубоврачебной практикой без использования наемного труда [4]. Медицинская помощь в этом случае оказывалась за финансовые средства пациентов. Это позволило восполнить недостаток государственной сети лечебных учреждений, которые обслуживали преимущественно лиц, вовлеченных в социальное страхование. Более того, частнопрактикующие врачи работали по договорам с органами здравоохранения, оказывая зубоврачебную помощь застрахованному населению в тех местах, где не было государственных лечебных учреждений. С 1922 г. частная врачебная практика широко развернула свою деятельность и успешно конкурировала с государственными учреждениями. По подсчетам организатора советской стоматологии П.Г. Дауге, в 1926 г. количество государственных зубоврачебных кабинетов в РСФСР составляло 1957, а частных кабинетов было более 2 тыс. [5].

Пациентами частных врачей было не только «деклассированное» население, которое не относилось ни к пролетариату, ни к служащим, ни к крестьянству. К ним обращались лица, вовлеченные в социальное страхование, а также члены их семей, которые желали заплатить за медицинские услуги из-за неудовлетворенности государственной системой [6]. Услуги частнопрактикующих врачей были востребованы населением с повышенными запросами к косметической и эстетической стороне зубоврачебного и зубопротезного лечения [4]. В 20-е годы зубопротезирование в основном осуществляли частнопрактикующие врачи. П.Г. Дауге отмечал, что протезное зубоврачевание «свило себе прочное гнездо в частных кабинетах» [7].

Со второй половины 20-х годов ужесточились меры, ограничивающие деятельность частнопрактикующих лиц с помощью налоговой политики, возникли трудности в приобретении оборудования и расходных материалов. От ограничения частной деятельности руководство страны перешло к ее ликвидации. Создание рабочих мест в государственных лечебных учреждениях позволяло врачам включиться в социалистическое строительство с предоставлением соответствующих социальных гарантий. Единственным легальным проявлением частной инициативы в СССР в 1930—1940-е годы. оставалось мелкое ремесло, под которое попадал индивидуальный частный труд в сфере зубопротезирования, признанный властью социально полезным. Однако общее негативное отношение к частному сектору, социально-экономические трудности обусловили сокращение легальной деятельности специалистов в этой сфере.

Бесплатный принцип функционирования советского здравоохранения не исключал наличия сети государственных медицинских учреждений, оказывающих населению платные услуги. В силу ограниченности бюджетной сети и высокой стоимости зубопротезной помощи органы здравоохранения в 20-е годы организовывали зуботехнические лаборатории на началах хозяйственного расчета, которые оказывали платные услуги населению по зубопротезированию. В конце 40-х годов Минздрав СССР отказался от идеи всеобщего бесплатного зубного протезирования трудящихся. Оно должно было проводиться за счет личных средств граждан по установленным государством расценкам. Таким образом, практика платного зубопротезирования в государственных лечебных учреждениях, появившаяся в начале 20-х годов, действовала весь советский период.

В 1949 г. Минздрав СССР предложил министерствам здравоохранения союзных республик организовывать в республиках, краевых и областных центрах и крупных городах, наряду с существующей бюджетной сетью лечебных учреждений, хозрасчетные (платные) стоматологические поликлиники. Эти учреждения оказывали лечебную помощь всем гражданам, независимо от места жительства и работы, за счет личных средств, а также по договорам о медицинском обслуживании коллективов учреждений и предприятий. Размер оплаты за оказание медицинской помощи, лечение, удаление и протезирование утверждался исполнительной властью на местах, но не должен был быть выше рекомендованных центральными органами здравоохранения. По воспоминаниям В.Р. Гольбрайха, в 50-е годы зубоврачебная, зубопротезная и ортодонтическая помощь в Сталинградской городской зубоврачебной поликлинике были исключительно платными [8]. Сеть хозрасчетных стоматологических учреждений постоянно расширялась. На Украине количество хозрасчетных стоматологических поликлиник и отделений увеличилось с 5 в 1959 г. до 10 в 1962 г. [9]. Но приоритетной эта форма организации стоматологической помощи не стала. Так, в 1976—1980 гг. планировалось ввести в эксплуатацию 54 хозрасчетные поликлиники, что составляло 11% от запланированных самостоятельных стоматологических поликлиник, а фактически было введено в эксплуатацию только 19 [10, 11]. В номенклатуре платных государственных медицинских услуг преобладали услуги по зубопротезированию. По подсчетам Т.И. Корягиной, зубное протезирование в 1985 г. составляло порядка 75% всех суммарных расходов населения на платное медицинское обслуживание [12, 13].

Государственная система платного стоматологического обслуживания в СССР отталкивала пациентов низким качеством услуг, необоснованным нарушением сроков выполнения работ, удаленностью от пациента, длительными сроками ожидания обслуживания [13]. Современники вспоминали: «Зубной техник на дому коронки ставил. Все классно делал — все вручную, можно сказать, на табурете, а протезы у людей всю жизнь стояли» [14]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что граждане обращались и к частнопрактикующим зубным врачам и техникам, и у последних сформировалась своя клиентура.

В июне 1961 г. в СССР побывала делегация стоматологической общественности США. По итогам визита был опубликован отчет, в котором авторы отмечали, что в СССР частной стоматологической практикой по официальным данным легально занимаются порядка 500 человек, из которых 150—200 стоматологов и зубных врачей осуществляют свою деятельность в Москве. Прогуливаясь по Чистопрудному бульвару, они заметили вывеску на доме № 18 о работе частного стоматолога, который предлагал услуги по оказанию помощи при острой зубной боли, лечению, удалению и зубному протезированию. По мнению делегации, 20% всех услуг по зубопротезированию в СССР оказывала частная легальная и теневая практика [15]. Но эта оценка относилась только к столицам, на периферии доминировало государственное здравоохранение. Например, в этот период в Хабаровском крае не было зарегистрировано ни одного частнопрактикующего врача [16].

В 60-е — начале 70-х годов в обществе обострилось негативное отношение к частнопрактикующим специалистам. Стоматологическая общественность считала их «бессовестными», потому что они «делают» деньги на страдании и боли людей, и требовала от государства повысить контроль за их деятельностью, создать в обществе атмосферу нетерпимости к «тунеядцам», уклоняющимся от работы в государственных учреждениях и использующих бесплатно полученные знания с целью личного обогащения за счет трудящихся [17]. Ошибки плановой экономики, нежелание специалистов покидать столичные города и работать в провинции, личные экономические интересы заставляли людей заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, несмотря на идеологическое давление, отсутствие государственных социальных гарантий и проблем материально-технического обеспечения своих практик.

Накануне принятия в СССР Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 1986 г., по подсчетам советских экономистов, более 3,5 тыс. физических лиц в СССР занимались частной медицинской практикой, причем врачебной и зубопротезной — 1122 человека, что составляло не более 1,5% общего количества специалистов в этой сфере. По мнению российского публициста М. Козырева [18], частное зубное дело в «совке» было прибыльным.

Многочисленные проблемы и недостатки государственной системы здравоохранения способствовали развитию в СССР неподконтрольных государству и скрываемых от него социальных отношений в сфере медицинских услуг. Многие врачи, находящиеся на государственной службе, неудовлетворенные социально-экономическим положением, стали заниматься частной практикой в стенах государственных больниц и поликлиник [6, 13]. В середине 80-х годов объем неофициальных медицинских услуг в СССР достигал 3 млрд руб. в год. Это составляло третье место в теневом обороте услуг в СССР после бытовых и рекреационных [12, 13].

Подпольным коммерческим зубопротезированием активно занимались зубные техники, которые формально не имели на это права. По воспоминанием зубного техника Н. Крулевецкого, в 30-е годы «все зубные техники подрабатывали частной практикой, последняя была источником пропитания, а на службе они работали не для заработка, а чтобы укрываться от налогов» [19]. Главный врач стоматологической поликлиники Волгограда В.Р. Гольбрайх вспоминает: «зубной техник-литейщик трудился как “крестьянин” — на поликлинику и для себя, пользуясь отдельным входом в мастерскую. Количество «пришельцев» учесть было невозможно. Пришлось вмешаться и уменьшить доступ нуждающимся в литейных конструкциях» [8].

Внешняя строгость и четкость законодательства нивелировалась его формальностью, что способствовало развитию теневой сферы деятельности. К тому же в СССР отсутствовали возможности заниматься частным образом отдельными видами работ, не нарушая уголовное законодательство, например нельзя было заниматься зубопротезированием из благородных металлов (золото). В государственных стоматологических учреждениях специалистами создавались условия для накопления золота, предназначенного для зубного протезирования с целью его использования нелегальным путем по частным расценкам [20]. В этом случае их деятельность уже не регулировалась, а каралась уголовным законодательством [16]. В Волгограде уголовному преследованию подвергались главные врачи стоматологических поликлиник, заведующие ортопедическими отделениями [8]. В то же время, по наблюдениям М. Козырева [18], частный бизнес некоторых зубных врачей был неофициально санкционирован советскими властями. Избирательность советской правоприменительной практики была характерной чертой того времени.

Во второй половине 80-х годов государство начало способствовать развитию различных форм удовлетворения спроса населения на оказание услуг. Предлагалось вновь упорядочить индивидуально-трудовую деятельность, создать условия, чтобы индивидуальный труд интегрировался в социалистическую систему хозяйствования. Эти процессы должны были базироваться на кооперативных началах или на договорной основе с социалистическим предприятием. На этой волне в крупных городах страны стала создаваться альтернативная государственная стоматологическая сеть за счет кооперативов и частных кабинетов. В 1988—1989 гг. из государственной лечебной сети Ленинграда уволились около 300 врачей-стоматологов, что было связано с желанием заняться частной врачебной практикой [3]. Однако государство не предполагало создание смешанной экономики, соединяющей частную и общественную инициативу. Подтверждением тому явилась разработанная Минздравом СССР в 1988 г. «Программа развития стоматологической помощи в СССР до 2000 г.», которая не предусматривала роста новых организационных форм оказания этого вида медицинской помощи: индивидуальной или кооперативной.

Идеология и практика советской стоматологии были направлены на создание доступной, квалифицированной и превентивной стоматологической помощи. В 1986 г. 163 млн пациентов была оказана стоматологическая помощь в государственных лечебных учреждениях [21]. Единственной отраслью стоматологии, которая базировалась на принципах хозяйственного расчета, т. е. содержалась на средства населения, была ортопедическая стоматологическая помощь. Цены на протезы должны были покрывать все затраты, а прибыль — направляться на развитие зубопротезных учреждений. Минздравом СССР регулировались цены на зубные протезы, что способствовало повышению доступности зубопротезирования для населения. Низкие и стабильные цены на товары и услуги позволяли исполнять взятые социальные обязательства государства перед обществом.

Создание хозрасчетных государственных стоматологических практик было продиктовано не желанием государства заработать на платных медицинских услугах, а, скорее, повысить доступность и качество этого вида медицинской помощи, ограничить частную практику. В условиях территориального и производственного принципов организации здравоохранения в СССР, создание медицинских учреждений, лишенных присущим им недостатков, позволяло получить стоматологическую помощь многим категориям не только городского, но и сельского населения.

Активнее всего частная стоматологическая практика осуществлялась в столичных городах (Москва, Ленинград, столицы союзных республик), так как здесь находились наиболее обеспеченные группы населения. Здесь же была и наибольшая поддержка со стороны региональных властных структур. В СССР была значительная территориальная дифференциация в организации и потреблении платных медицинских услуг как между регионами, так и между городом и селом.

Развитие народного хозяйства СССР в 70—80 годах XX века способствовало повышению народного благосостояния. Росли денежные и реальные расходы населения, возрастал объем личного и общественного потребления. Однако широким спросом у населения услуги частных стоматологических практик не пользовались и серьезной конкуренции государственной стоматологической помощи не составили. В большей степени такого рода услуги оказывались неофициально в стенах общественных лечебных учреждений, являясь способом получить услуги вне очереди в рамках распределительной системы. Нежелание регистрировать частную медицинскую практику было вызвано как партийно-советскими идеологическими установками, так и административными трудностями, налоговым бременем, экономическими и хозяйственными проблемами, неопределенностью социального положения частнопрактикующего врача. Негибкость социалистической плановой системы хозяйствования постоянно сдерживала развитие частной медицинской практики.

Недооценка значения частной врачебной практики, неэффективность методов ее регулирования стали причинами появления в СССР «теневого рынка» в сфере здравоохранения. Неофициальная частная практика в 1930—1950 гг. осуществляла компенсаторную функцию, удовлетворяя элементарные потребности пациентов и врачей, которые не могла обеспечить плановая экономика. В 1960—1980 гг. вектор ее направленности сместился в сторону сервиса, проявлению большей внимательности и чуткости к пациенту, оказания медицинской помощи без очереди с использованием дефицитных (импортных) материалов и медикаментов. Понятие «халтура на себя» укоренилось в медицинской среде. В то же время оно могла существовать, лишь паразитируя на официальных хозяйственных структурах, эксплуатируя основные фонды и материалы государственных предприятий, коррумпируя власть и подрывая развитие всей экономической системы. Нелегальные экономические отношения опирались на несовершенство законодательства, просчеты распределительной системы, психологию населения, постоянные недоработки исполнительной власти, поэтому борьба с ними не приносила результатов. Появилась прослойка квалифицированных работников, желающих работать активно и получать доходы, превышающие среднестатистические по стране. Принимая напрямую от пациентов платежи за выполненные услуги, врачи частной практики с особой чуткостью реагировали на взаимоотношения с потребителями, оценку качества своего труда, создавали для части населения сопутствующий сервис.

В конце 80-х годов прежняя пассивная позиция государственных органов по отношению к частной врачебной практике заменяется поощрительной политикой. Стали создаваться стоматологические кооперативы на базе государственных структур, увеличилось количество частных стоматологических практик, появились хозрасчетные стоматологические кабинеты на предприятиях и организациях. Устоявшаяся традиция платного оказания стоматологической помощи населению в СССР стала приобретать новые черты и законные основания.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: goncharvv@mail.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.