Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Давыдова С.В.

Кафедра факультетской хирургии Российского университета дружбы народов (зав. — д.м.н., проф. А.Е. Климов)

Мирсаева Ф.З.

Кафедра хирургической стоматологии Башкирского государственного медицинского университета;
МУ Стоматологическая поликлиника №6 ГО;
ГУЗ Республиканская стоматологическая поликлиника Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Уфа

Шарафутдинова Н.Х.

ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет" Минздрава России

Буляков Р.Т.

Московский государственный медико-стоматологический университет;
Российский университет дружбы народов, Москва;
Санкт-Петербургский государственный медицинский институт им. И.П. Павлова;
Башкирский государственный медицинский университет, Уфа

Оценка качества стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста в Республике Башкортостан

Авторы:

Давыдова С.В., Мирсаева Ф.З., Шарафутдинова Н.Х., Буляков Р.Т.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2011;4(6): 20‑23

Прочитано: 642 раза


Как цитировать:

Давыдова С.В., Мирсаева Ф.З., Шарафутдинова Н.Х., Буляков Р.Т. Оценка качества стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста в Республике Башкортостан. Российская стоматология. 2011;4(6):20‑23.
Davydova SV, Mirsaeva FZ, Sharafutdinova NKh, Buliakov RT. Estimation of the quality of stomatological care provided to elderly and senile subjects in the Republic of Bashkortostan. Russian Journal of Stomatology. 2011;4(6):20‑23. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:

Согласно прогнозам Всемирной организации здравоохранения [7], число лиц пожилого и старческого возраста будет расти вплоть до 2025 г. Пациенты данной возрастной группы имеют высокую нуждаемость в различных видах медицинской помощи, в том числе стоматологической. Качество стоматологической помощи и ее оценка для данной группы населения являются актуальнейшей задачей сегодняшнего дня [1-4, 6, 8, 9]. Однако проблеме оценки качества стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста уделяется недостаточно внимания. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых и оптимизации старых подходов к решению задачи качественного оказания стоматологической помощи этому слою населения [5].

Цель настоящего исследования - оценка качества стоматологической помощи лицами пожилого и старческого возраста.

Материал и методы

Для оценки качества стоматологической помощи использовался метод социологического опроса. Социологический опрос был проведен среди пациентов разного пола в возрасте от 65 до 90 лет и старше, проживающих в Уфе, городах и районах Республики Башкортостан (РБ), находящихся на стационарном лечении в городском госпитале ветеранов войн (ГГВВ). Опрошены 172 человека. Все пациенты были разделены на две группы: пациенты 1-й группы (n=124) получали стоматологическую помощь из средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС); пациенты 2-й группы (n=48) - из личных средств граждан, т.е. по платным медицинским услугам (ПМУ) (табл. 1).

Для проведения социологического опроса была разработана анкета, состоящая из 48 вопросов, где 18 вопросов были направлены на оценку социально-гигиенического и демографического статуса опрашиваемых и 30 - на оценку пациентами различных аспектов, составляющих понятие качества стоматологической помощи (КСП), которые можно сгруппировать в блоки.

В соответствии с нормами медико-социологического мониторинга структура анкеты состояла из основных вопросов, вопросов-фильтров, вопросов, контролирующих устойчивость ответов, «школьных вопросов», последние 8 вопросов относились к характеристике опрошенного (пол, возраст, сопутствующая патология и др.).

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке на основе общепринятых методических приемов: группировка, шифровка, сводка, формирование аналитических таблиц, расчет относительных величин, определение достоверности разности полученных данных. Оценку значимости различий средних арифметических проводили с использованием t-критерия Стьюдента. Различие считалась достоверным при р≥0,005.

Результаты исследования

При изучении отношения пациентов пожилого и старческого возраста к состоянию материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), в котором они получали стоматологическую помощь, была отмечена невысокая степень удовлетворенности (табл. 2).

Из числа всех опрошенных 83 (48,3±5,1%) были полностью удовлетворены материально-технической базой ЛПУ и 55 (32,0±6,3%) опрошенных - частично удовлетворены. Еще 23 (13,4±1,2%) респондента высказали неудовлетворенность в данном вопросе. У 11 (6,3±1,1%) пациентов вопрос вызвал затруднение. Изучая результаты опроса отдельно среди пациентов, лечение которых финансировалось из средств ОМС и средств граждан, было выявлено, что среди больных 1-й группы (ОМС) полное удовлетворение материально-технической базой клиники выразили 50 (40,3±1,9%) пациентов, частичное удовлетворение - 46 (37,1±7,1%) и 19 (15,3±1,8%) - неудовлетворение, во 2-й группе (ПМУ) соответственно 33 (68,8±8,1%), 19 (18,8± 1,3%) и 4 (8,3±2,3%).

Анализ удовлетворенности участников опроса проведенным обезболиванием показал, что 61 (35,4±6,1%) опрошенный был удовлетворен частично, 52 (30,2±6,1%) - удовлетворены полностью, 50 (29,1±6,4%) - не удовлетворены, 9 (5,2±1,6%) - затруднились ответить (табл. 3).

Диапазон мнений пациентов, проходивших лечение в ЛПУ с различными источниками финансирования, был следующим: в ЛПУ, финансируемых ОМС, обезболиванием были удовлетворены частично 43 (34,7±7,3%) респондента, в ЛПУ, финансируемых по ПМУ, - 23 (37,5±1,1%). Полное удовлетворение обезболиванием при стоматологическом вмешательстве отметили 32 (25,8±7,7%) лица пожилого и старческого возраста, лечившихся в системе ОМС, и 20 (41,6±1,1%) лиц, лечившихся по ПМУ. Не удовлетворенных результатами обезболивания анкетируемых из ЛПУ, где оплата проводилась из средств ОМС, был 41 (33,0±2,8%) пациент, в лечебных учреждениях, где оплата проводилась из личных средств граждан, - 9 (18,8±1,3%). Затруднились ответить на вопрос об удовлетворенности качеством обезболивания 8 (6,5±1,9%) респондентов ОМС и 1 (2,1±0,4%), отдавший предпочтение системе ПМУ.

Свое отношение к качеству стоматологической помощи в целом лица пожилого и старческого возраста, проходившие лечение в ГГВВ, выразили следующим образом: не удовлетворены - 61 (35,5±6,1%) пациентов, удовлетворены полностью - 44 (25,6± 6,6%), удовлетворены частично - 41 (23,8±6,6%) и затруднились с ответом - 26 (15,1±1,9%) (табл. 4).

Изучая мнение пациентов в зависимости от источника финансирования, было отмечено, что пациенты, лечение которых было оплачено по системе ОМС, выразили неудовлетворение качеством стоматологической помощи 49 (39,5±6,9%), частичное удовлетворение - 28 (22,6±7,7%), полное удовлетворение - 25 (20,4±8,0%), затруднились ответить - 22 (17,7±8,1%). Среди пациентов, лечение которых оплачивалось из личных средств, удовлетворение качеством стоматологической помощи выразили 19 (39,6±4,1%), частичное удовлетворение - 13 (27,1±2,2%), неудовлетворение - 12 (25,0±1,3%), затруднились ответить - 4 (8,3±1,9%).

Таким образом, среди лиц пожилого и старческого возраста стоматологическую помощь на платной основе предпочитают женщины в возрасте от 60 до 80 лет, проживающие в столице и городах РБ. Материально-технической базой ЛПУ удовлетворены только около половины опрошенных респондентов, при этом среди участников анкеты, лечившихся по ПМУ, таких пациентов было больше. Только 1/3 пациентов была удовлетворена обезболиванием, при этом среди респондентов, получавших помощь по ПМУ, удовлетворенность была выше. В целом же качеством стоматологической помощи были удовлетворены только 1/4 анкетируемых пациентов.

Социологический опрос лиц пожилого и старческого возраста, проходивших лечение в ГГВВ, по составленной нами анкете позволяет оценить различные аспекты, формирующие качество стоматологической помощи, которые могут быть использованы руководителями ЛПУ для улучшения организации оказания данного вида помощи этой категории населения, используя потенциал различных источников финансирования.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.