Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Азизова Ф.Л.

Ташкентская медицинская академия

Султанова Н.С.

Ташкентская медицинская академия

Уразалиева И.Р.

Ташкентская медицинская академия

Туляганова Д.С.

Ташкентская медицинская академия

Сагдуллаева М.А.

Ташкентская медицинская академия

Юсупова З.А.

Ташкентская медицинская академия

Связь профессиональных характеристик и организации деятельности среднего медицинского персонала отделений реабилитации с психофизическими показателями здоровья детей с ограниченными возможностями

Авторы:

Азизова Ф.Л., Султанова Н.С., Уразалиева И.Р., Туляганова Д.С., Сагдуллаева М.А., Юсупова З.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 104 раза


Как цитировать:

Азизова Ф.Л., Султанова Н.С., Уразалиева И.Р., Туляганова Д.С., Сагдуллаева М.А., Юсупова З.А. Связь профессиональных характеристик и организации деятельности среднего медицинского персонала отделений реабилитации с психофизическими показателями здоровья детей с ограниченными возможностями. Профилактическая медицина. 2025;28(7):28‑35.
Azizova FL, Sultanova NS, Urazalieva IR, Tulyaganova DS, Sagdullaeva MA, Yusupova ZA. Relationship of the professional characteristics and the organization of the mid-level medical personnel rehabilitation departments activity to the health psychophysical indicators of children with disabilities. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(7):28‑35. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252807128

Рекомендуем статьи по данной теме:
ALK-по­зи­тив­ная анап­лас­ти­чес­кая круп­нок­ле­точ­ная лим­фо­ма с по­ра­же­ни­ем при­да­точ­ных па­зух но­са: два кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ния и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(4):42-47
Трав­ма­ти­чес­кий раз­рыв жел­чно­го пу­зы­ря при со­че­тан­ной трав­ме у ре­бен­ка 9 лет. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):96-100
Со­че­тан­ная трав­ма внеб­рю­шин­ной час­ти пря­мой киш­ки и мо­че­во­го пу­зы­ря у ре­бен­ка. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(8):101-107
Воз­мож­нос­ти зер­каль­ной те­ра­пии в ког­ни­тив­ной ре­аби­ли­та­ции пос­ле ин­суль­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(8-2):64-71
Че­реп­но-моз­го­вая трав­ма в струк­ту­ре син­дро­ма жес­то­ко­го об­ра­ще­ния с деть­ми у мла­ден­цев и де­тей ран­не­го воз­рас­та. Син­дром тряс­ки мла­ден­ца. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):5-12
Сте­ноз зри­тель­ных ка­на­лов при син­дро­ме Кру­зо­на: кли­ни­чес­кий слу­чай и об­зор ли­те­ра­ту­ры. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(4):100-106
При­ме­не­ние ми­не­рал три­ок­сид аг­ре­га­та для ле­че­ния де­тей с ос­лож­не­ни­ями трав­мы пос­то­ян­ных зу­бов. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(4):59-66
Воз­мож­нос­ти по­вы­ше­ния эф­фек­тив­нос­ти те­ра­пии рес­пи­ра­тор­ных ин­фек­ций вер­хних ды­ха­тель­ных пу­тей у де­тей раз­лич­ных воз­рас­тных групп. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(4):42-46
Ре­зуль­та­ты вли­яния пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ной ре­аби­ли­та­ции на ка­чес­тво жиз­ни муж­чин пос­ле ла­па­рос­ко­пи­чес­кой прос­та­тэк­то­мии. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(4):22-28
Ро­бо­ти­чес­кое тран­сду­оде­наль­ное ис­се­че­ние па­ра­фа­те­ри­аль­но­го кис­тоз­но­го уд­во­ения две­над­ца­ти­перстной киш­ки у 11-лет­ней де­воч­ки. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(4):42-45

Введение

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), возникающие во время внутриутробного развития структурные или функциональные аномалии у плода относятся к врожденным аномалиям (порокам) развития (ВАР). В среднем от 3 до 6% новорожденных в мире имеют те или иные дефекты или аномалии развития [1]. При этом в 10—20% случаев у таких новорожденных регистрируются множественные ВАР [2]. Это объясняет высокий уровень смертности и инвалидности таких детей. По данным GBD (The Global Burden of Disease), за 25 лет наблюдения, с 1990 по 2015 г., в структуре причин детской смертности в возрасте до 5 лет ВАР передвинулись с 7-го на 5-е место [3]. В структуре младенческой смертности в возрасте до 1 года эта патология занимает 2—3-е место [4]. В 2019 г. в мировом масштабе ВАР стали причиной заболевания 8,52 млн и смерти 550 тыс. человек. Наибольшее бремя заболеваемости и смертности от ВАР приходится на страны с низким или средним уровнем экономического развития [5]. В Республике Узбекистан распространенность ВАР колеблется от 8,5 до 16,8 на 1000 живорождений [6].

Известно, что ВАР представляют собой огромную медико-социальную проблему, обусловленную не только высоким уровнем инвалидизации и смертности, но и высокой потребностью таких детей в лечении, протезировании, реабилитации, социальной и экономической поддержке. В организации лечебной помощи и профилактике ВАР многократно возрастает роль средних медицинских работников, осуществляющих индивидуализированный комплексный реабилитационный уход за детьми с ограниченными возможностями, способствуя не только облегчению их состояния, улучшению качества жизни, но и социальной интеграции.

Анализ источников литературы, рассматривающих отдельные аспекты лечения и восстановления детей с ВАР, выявил дефицит комплексных социально-гигиенических исследований, ориентированных на особенности работы медицинских сестер в отделениях реабилитологии. Медицинские сестры — это наиболее многочисленный медицинский персонал, уровень их образования и миссия деятельности дают возможность системе здравоохранения оптимизировать качество лечебно-профилактической и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями.

Изучение организации и эффективности труда медицинских сестер в области реабилитологии особенно актуально на фоне продолжающейся в Республике Узбекистан реализации государственных мероприятий, направленных на оптимизацию качества работы учреждений здравоохранения и социальной помощи по лечению и защите прав пациентов с ограниченными возможностями. За последнее 5-летие в Республике Узбекистан для решения данных задач приняты Закон Республики Узбекистан от 22.07.2020 «О правах лиц с инвалидностью»; Указ Президента Республики Узбекистан от 12.11.2020 №ПФ-6110 «О мерах по внедрению принципиально новых механизмов в деятельность учреждений первичной медико-санитарной помощи и дальнейшему повышению эффективности проводимых в системе здравоохранения реформ»; Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25.01.2024 №46 «О мерах по организации обучения детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию системы их реабилитации». Все перечисленное определило актуальность и цель предпринятого исследования.

Цель исследования — изучить связь профессиональных характеристик и организации деятельности среднего медицинского персонала отделений реабилитации специализированных медицинских центров с улучшением здоровья детей с ограниченными возможностями.

Материалы и методы

Объект исследования — 196 детей с ВАР (Класс XVII — Q00—Q99 в МКБ-10) в возрасте от 0 до 18 лет, получавшие лечение в Национальном детском медицинском центре Республики Узбекистан (НДМЦ), Национальном центре реабилитации и протезирования инвалидов Республики Узбекистан (НЦРПИ) и Республиканской детской психоневрологи ческой больнице имени У.К. Курбанова (РДБНБ) в 2020—2022 гг. и их родители/опекуны (при наличии информированного добровольного согласия на участие в исследовании).

Предмет исследования — профессиональные характеристики и организация труда среднего медицинского персонала отделений реабилитации специализированных центров, эффективность реабилитации детей с ограниченными возможностями и врожденными аномалиями развития.

В ходе исследования использовались санитарно-гигиенические (выкопировка, хронометраж, статистический анализ), социологические (опрос, анкетирование) и статистические методы.

Для изучения уровня знаний и трудовых нагрузок среднего медицинского персонала в отделениях реабилитации НДМЦ, НЦРПИ и РДБНБ применены метод хронометража и метод экспертной оценки ответов 364 медицинских сестер (при наличии информированного добровольного согласия) в авторской Анкете комплексной оценки организации и качества сестринской деятельности.

Степень вовлеченности средних медицинских работников в трудовой процесс оценивалась по шкале занятости UWES-17 (Utreht Work Engagement Scale), которая позволяет выявить признаки утомления или неудовлетворенности работой на ранних этапах [7]. Шкала состоит из 17 утверждений со значениями от 0 (никогда) до 6 (всегда, каждый день) баллов. Пункты под номерами 1, 4, 8, 12, 15, 17 характеризуют энергичность на работе; пункты 2, 5, 7, 10, 13 — преданность работе, а пункты 3, 6, 9, 11, 14, 16 — поглощенность трудом [8]. Считается, что более высокие оценки в баллах по шкалам соответствуют более высокой энергичности (max 36 баллов), преданности (max 30 баллов) и поглощенности (max 36 баллов) [9]. Анализировались индивидуальные и среднегрупповые оценки в баллах 287 медсестер-реабилитологов НДМЦ, НЦРПИ и РДБНБ (при наличии информированного добровольного согласия) по всем трем шкалам.

Изучение наиболее важных факторов риска и отношение к качеству проведенных реабилитационных мероприятий проводилось методом анкетирования по специально разработанной Анкете для изучения социально-гигиенических особенностей образа и условий жизни ребенка родителей или опекунов 196 детей с ВАР и инвалидностью, проходивших реабилитацию в НДМЦ, НЦРПИ и РДБНБ имени У.К. Курбанова в 2020—2022 гг. Эффективность реабилитации детей с ВАР оценивалась по шкале оценки эффективности реабилитации — PEDI (Pediatric Evaluation of Disability Inventory). Опросник детской оценки инвалидности (PEDI) впервые опубликован в 1992 г., модифицирован в 2012 г. [10]. Опросник PEDI дает возможность определить способности пациента с ограниченными возможностями в трех жизненных функциях: самообслуживание, мобильность и социально-когнитивная сфера. В разных вариациях PEDI способности ребенка оцениваются по-разному: по 2-, 4-, 5- и даже 6-балльной шкале [11, 12]. В данном исследовании использована 6-балльная шкала PEDI: от «0» (не может выполнить задание вообще) до «6» (выполняет свободно).

Статистический анализ. Определены относительные показатели (P на 100 прошедших больных, %), среднее арифметическее (M), медиана (Me) с квартилями (Q25; Q75), ошибка репрезентативности относительных и средних величин (m). Полученные статистические показатели представлены в виде P±m и M±m. Доверительный интервал (ДИ) при вероятности 95,5% рассчитывали по формуле:

ДИ=P±2·m

Для сравнения полученых величин использован метод оценки достоверности разности по t-критерию Стьюдента ≥2. Критический уровень статистической значимости в любом случае принимали как p≤0,05 (95,5% и более). Статистическая обработка данных проведена с помощью пакетов прикладных программ MS Excel 2019.

Результаты и обсуждение

Большое значение в лечении и реабилитации детей с ВАР имеет наличие в системе здравоохранения каждой страны лечебно-профилактических учреждений для оказания высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи. В Республике Узбекистан создана сеть подобных учреждений, ведущими из них являются НДМЦ, НЦРПИ, РДБНБ имени У.К. Курбанова.

По данным годовых отчетов «О деятельности лечебно-профилактических учреждений» Ф №3-tib shakli за период с 2020 по 2022 г., в структуре пациентов в возрасте 0—18 лет, госпитализированных в данные учреждения, отмечается рост количества случаев госпитализации пациентов с ВАР и ограниченными возможностями. В НДМЦ этот показатель возрос в 3,7 раза (с 9,09±2,87 до 33,94±4,74%), в НЦРПИ — в 1,9 раза (с 61,80±4,86 до 64,44±4,79%).

В центрах детям оказывается комплексная терапевтическая, хирургическая и реабилитационная помощь в зависимости от диагноза или потребностей пациента.

Для анализа структуры пациентов отделений реабилитации, факторов риска, приведших к рождению ребенка с ВАР, и субъективного отношения к итогам реабилитационных мероприятий проведено ананимное анкетирование 196 родителей. Анализ Анкет для изучения социально-гигиенических особенностей образа и условий жизни ребенка 196 детей с ВАР и инвалидностью, поступивших в 2020—2022 гг. в НДМЦ, НЦРПИ и РДБНБ, показал, что число мальчиков в 1,2 раза превышало число девочек — 54,59±3,56 и 45,41±3,56% соответственно (p≤0,05). Такое распределение по полу характерно для ВАР. Так, по данным M. Taye и соавт. (2018), из 414 детей в возрасте до 1 года с ВАР большинство (59,9%) были мужского пола при соотношении полов М:Ж 1,49 [12].

Наибольшее число детей были в возрасте от 5 до 9 лет — 45,92±3,56%. Остальные возрастные подгруппы распределились следующим образом: дети в возрасте до 4 лет — 41,33±3,52%, дети от 10 до 14 лет — 9,69 ±2,11%, подростки от 15 до 18 лет — 3,06±1,23% (p≤0,05).

Анализ данных о родителях пробандов позволил определить наиболее значимые факторы риска рождения детей с ВАР. Так, 13,78±2,46% матерей на момент зачатия были в возрасте от 40 до 54 лет, в целом в группе средний возраст матерей составлял 35,0 (28; 44) года. Это подтверждает мнение о том, что одним из наиболее часто указываемых факторов риска рождения ребенка с ВАР является старший возраст матери [14].

Еще одним фактором риска является наличие у матери во время беременности заболеваний и психоэмоциональных нагрузок. Установлено, что во время беременности у 154 (78,53±2,93%) опрошенных матерей выявлена железодефицитная анемия различной степени тяжести, наличие стресса отметили 770 (39,29±4,49%) респондентов, COVID-19 и ОРВИ во время беременности перенесли соответственно 69 (35,20±3,41%) и 85 (43,37±3,54%) женщин.

Признали наличие генетического следа и рождение детей с ВАР у родственников или в собственной семье 12,24±2,34% родителей. Это, по мнению исследователей других стран, весьма значимый фактор риска рождения детей с аномалиями развития [15].

Немаловажную роль в здоровье плода имеет склонность родителей и особенно матери к негативным привычкам [16, 17]. В семьях пробандов в нашем исследовании родители курили сигареты в 25,00±3,09% случаев. Были склонны к чрезмерному употреблению алкоголя 2,55±1,13% матерей и 5,10±1,57% отцов. Выпивали «по праздникам» 26,53±3,15% матерей и 58,67±3,52% отцов. Таким образом, свободными от алкоголя были 70,92±3,24% матерей и только 28,06±3,21% отцов.

В профилактике рождения детей с ВАР важную роль играет регулярный прием фолиевой кислоты во время беременности, однако каждая 2-я (53,06±3,56%) мать не употребляла фолиевую кислоту, которая, по данным многочисленных исследований, является значимым фактором противодействия развитию ВАР у плода [18].

Признавая тот факт, что лечение и реабилитация детей с ВАР — это долгий, трудный и затратный процесс, родители отметили положительный эффект в физическом состоянии в 73,47±3,15% случаев, и только в 37,76±3,46% — ими отмечен положительный эффект в изменении психологического состояния ребенка. Не удовлетворены частично или полностью психологическим состоянием ребенка после реабилитации 44,9±3,55 и 17,35±2,70% родителей соответственно. По всей вероятности, такое распределение мнений может быть связано с улучшением за последние годы технической и технологической составляющих реабилитационного процесса при заметном отставании социально-психологического компонента общения медицинского персонала с инвалидом или его законными представителями.

При организации медицинской помощи и ухода за детьми с ограниченными возможностями, обусловленными ВАР, средний медицинский персонал вынужден нести высокую трудовую и психологическую нагрузку. Медицинская сестра должна не только проводить требуемые лечебные мероприятия, но и быть особенно внимательной при объяснении родителям ребенка и самому пациенту положительных и отрицательных последствий проводимых процедур, разъяснять особенности заболевания и его исходы, уделять время организации повседневного ухода [19]. В связи с этим к среднему медицинскому персоналу предъявляются повышенные требования по уровню профессиональных знаний и умений, коммуникативных способностей. Однако на характер профессиональных качеств медицинской сестры и качество ее работы, кроме личностных характеристик, оказывают влияние условия организации труда, мотивационные аспекты и процессы профессионального выгорания [20].

В изучении организации трудового процесса и его эффективности приняли участие 364 средних медицинских работника отделений реабилитации НДМЦ, НЦРПИ и РДБНБ имени У.К. Курбанова, из них 360 (98,90±0,55%) женщин и 4 (1,09±0,55%) мужчины. Средний возраст всех медицинских работников среднего звена находился в диапазоне от 20 до 60 лет, Me 39,5 (29,0; 49,75) года. Наиболее многочисленной была возрастная подгруппа 30—39 лет (44,23±2,60%), самой малочисленной — группа лиц старше 60 лет (1,37±0,61%). Следует отметить, что молодежь в возрасте 20—29 лет составляла только 23,62±2,23%.

Большинство (92,85±1,35%) респондентов имели среднеспециальное образование (медицинский колледж), высшее сестринское образование (бакалавриат) имели 26 (7,14±1,35%) медсестер.

В отделениях работали опытные медицинские сестры со среднегрупповым уровнем стажа 11,17±0,75 года. Наиболее многочисленными были группы медсестер со стажем работы от 2 до 9 лет (42,30±2,59%) и больше 15 лет (32,14±2,45%) (p≤0,05).

При анализе уровня знаний и профессиональных умений отмечено, что высшую профессиональную категорию имели 12,36±1,73% респондентов, 1-ю и 2-ю категории — соответственно 20,32±2,11 и 10,71±1,62%. Большинство (56,59±2,60%) средних медработников не имели профессиональной категории.

В ближайшие 3 года перед опросом прошли повышение квалификации 46,9±2,62% респондентов. При этом только каждая 5-я (19,78±2,09%) респондентка самостоятельно и регулярно изучает отечественную и зарубежную литературу по своей специальности. От случая к случаю занимаются самообразованием 59,89±2,57%, не занимается самообразованием каждая 5-я (20,32±2,11%) из опрошенных медсестер. Основными причинами такого отношения к самообразованию, по мнению медсестер, является система организации работы в учреждении, претензии к которой в той или иной степени предъявили 54,39±2,61% респондентов. Так, неудовлетворенность организацией рабочего места отмечена в 54,67±2,61% ответов, необходимостью заполнять большое количество документов во время работы недовольны 53,30±2,62% медсестер. Неудовлетворенность работой и высокая рабочая нагрузка приводят к тому, что после рабочего дня 46,42±2,61% медицинских сестер испытывают головную боль, у 6,04±1,25% — наблюдается подъем или снижение уровня рабочего артериального давления, чувство усталости испытывают 27,74±2,35% респонденток.

Для изучения причин этих негативных явлений и поиска решений, направленных на повышение удовлетворенности медицинских сестер своей работой, от которой зависит и качество оказываемых услуг, проведен хронометраж общего рабочего времени (480 мин) за одну смену. Исходя из результатов ясно, что наиболее затратным является время, проведенное с пациентом при выполнении врачебных процедур, которое составляет 66,46±2,15% (ДИ от 62,16 до 70,76%, p≤0,05) от всего рабочего времени. Выполнению работ, связанных с организацией остальных мероприятий по профессии, отводится еще 1/3 рабочего времени. На перерывы для отдыха (принятие пищи, личные нужды, психологическая разгрузка и пр.) отводится 12,50±1,51% (ДИ от 9,48 до 15,52%, p≤0,05) от рабочего времени, что и обеспечивает высокую трудовую загруженность и обусловливает профессиональное выгорание (табл. 1).

Таблица 1. Распределение рабочего времени медицинской сестры-реабилитолога

Вид деятельности

Рабочее время (мин)

M (%)±m

p

Подготовка к рабочему процессу

16

3,33±0,82

≤0,05

Выполнение врачебных назначений

319

66,46±2,15

≤0,05

Поддержание санитарного режима

25

5,21±1,01

≤0,05

Работа с документацией

25

5,21±1,01

≤0,05

Организационная работа и служебные беседы

21

4,38±0,93

≤0,05

Дополнительная работа, не связанная с пациентами

14

2,92±0,77

≤0,05

Перерывы в работе

60

12,50±1,51

≤0,05

Всего

480

100

Степень вовлеченности средних медицинских работников отделений реабилитации в трудовой процесс определяли по шкале занятости UWES-17. Основные компоненты вовлеченности — это энергия, приверженность и эффективность, которые компенсируют соответствующие аспекты выгорания. Наиболее высокую оценку в баллах (из 6 возможных), по мнению всех респондентов, получили утверждения «Я нахожу, что моя работа полна смысла» — 5,01±1,29; «Я горжусь своей работой» — 4,84±1,27, а наименьшую — «Я увлекаюсь, когда работаю» — 3,14±1,03 и «Я могу продолжать работать достаточно долго» — 3,86±1,14 балла. Данные среднегрупповые оценки в баллах говорят о том, что при высокой осознанности необходимости и важности своей работы медицинские сестры не имеют достаточной энергии для выполнения своих профессиональных обязанностей. И технический аспект реабилитационной работы (обязательный для выполнения) зачастую реализуется за счет сокращения времени на коммуникации в парах врач — медсестра, медсестра — пациент, медсестра — опекун пациента и т.д. Это накладывает отпечаток на психологический аспект работы среднего медицинского персонала и отзывы родителей детей с ограниченными возможностями об эффективности реабилитации (табл. 2).

Таблица 2. Результаты опроса медицинских сестер-реабилитологов по шкале UWES-17

Утверждение

Средняя оценка, баллы (M±m)

p

1

Во время работы я чувствую прилив энергии

4,11±0,10

≤0,001

2

Я нахожу, что моя работа полна смысла

5,01±0,08

≤0,001

3

Когда я работаю, время летит незаметно

4,82±0,09

≤0,001

4

Во время работы я сильна и энергична

4,41±0,09

≤0,001

5

Я с энтузиазмом отношусь к своей работе

4,94±0,08

≤0,001

6

Я забываю об окружающем, когда работаю

4,15±0,10

≤0,001

7

Моя работа вдохновляет меня

4,50±0,09

≤0,001

8

При пробуждении я хочу идти на работу

4,12±0,10

≤0,001

9

Я чувствую себя счастливым, когда работаю

4,06±1,16

≤0,001

10

Я горжусь своей работой

4,84±0,09

≤0,001

11

Я погружена в свою работу

4,32±0,10

≤0,001

12

Я могу продолжать работать долго

3,86±0,11

≤0,001

13

Для меня моя работа — это вызов

4,14±0,10

≤0,001

14

Я увлекаюсь, когда работаю

3,14±0,12

≤0,001

15

На своей работе я очень вынослива морально

4,13±0,11

≤0,001

16

Мне трудно оторваться от своей работы

3,96±0,12

≤0,001

17

Я упорно работаю, даже когда дела идут не очень хорошо

4,69±0,10

≤0,001

Среднегрупповая оценка в баллах всех медицинских сестер по шкале «энергичность» составила 25,32±0,43 (ДИ от 24,46 до 26,18, p≤0,05) балла, т.е. 70,33% (от max 36). Среднегрупповая оценка в баллах всех респондентов по шкале «преданность работе» — 23,41±0,34 (ДИ от 22,73 до 24,09, p≤0,05) балла, что составляет 78,03% (от max 30). Среднегрупповая оценка в баллах всех респондентов по шкале «поглощенность работой» — 24,45±0,43 (ДИ от 23,59 до 25,31, p≤0,05) балла, что составляет 67,92% (от max 36). Таким образом, при высокой преданности своей работе в 78,0% случаев высокая концентрация профессиональных усилий (поглощенность) составляет всего 67,9%. Это может быть следствием некоторого снижения энергичности (70,3%) ввиду высокой нагрузки и сниженного времени на отдых и восстановление сил.

Все три компонента профессиональной вовлеченности в работу среднего медицинского персонала, несомненно, имеют связь с качеством предоставляемых услуг. Значимую связь с их уровнем имеет и постоянное общение врача и медицинской сестры. По данным опроса медицинских сестер установлено, что в разработке врачом планов лечения, ухода и реабилитации конкретного пациента участие медицинской сестры весьма ограничено (табл. 3).

Таблица 3. Вовлеченность медицинских сестер в процесс составления врачом планов лечения и реабилитации пациентов с ограниченными возможностями

Утверждение

Ответ (n=364)

M (%)±m

p

1

Полное сотрудничество

89

24,45±2,25

≤0,05

2

Частичное сотрудничество

139

38,19±2,55

≤0,05

3

Я не вмешиваюсь сама

90

24,73±2,26

≤0,05

4

Врач никогда не спрашивает меня

46

12,64±1,74

≤0,05

Всего

364

100

0,0

Для определения эффективности реабилитации детей с ВАР путем опроса 196 детей и их родителей применена 6-балльная шкала PEDI, определяющая способности ребенка в трех функциональных областях: самообслуживание, мобильность и социально-когнитивная сфера.

Проведение реабилитации позволило несколько улучшить состояние детей с ВАР. Так, на 2 пациента уменьшилось число детей, полностью не способных выполнять задания в социально-когнитивной (с 5,61±1,64 до 4,95±1,50%) и мобильной сферах (с 45,41±3,56 до 44,39±3,55%), p>0,05. Увеличилось на 7 человек число детей, самостоятельно, с небольшими усилиями, справляющихся с заданиями в социально-когнитивной сфере (с 6,12±1,71 до 9,69±2,11%); в мобильной сфере их число возросло на 2 человека (с 9,18±2,06 до 10,20±2,16%), p>0,05. Однако ни в одной из сфер деятельности ребенка с ограниченными возможностями не достигнут порог статистической значимости положительных изменений (табл. 4).

Таблица 4. Распределение детей с врожденными пороками развития по уровню возможностей и сферам деятельности по шкале PEDI на 100 респондентов до и после реабилитации

Сфера

Диапазон возможностей до реабилитации (n=196), M (%)±m

баллы

0

1

2

3

4

5

6

Когнитивная

n

11

19

28

61

65

12

0

%

5,61

9,69

14,29

31,12

33,16

6,12

0

Мобильная

n

89

17

10

21

12

18

29

%

45,41

8,67

5,10

10,71

6,12

9,18

14,80

Самообслуживание

n

80

20

16

20

13

16

31

%

40,82

10,20

8,16

10,20

6,63

8,16

15,82

Сфера

Диапазон возможностей после реабилитации (n=196)

баллы

0

1

2

3

4

5

6

Когнитивная

n

9

18

26

60

64

19

0

%

4,59

9,18

13,27

30,61

32,65

9,69

0

Мобильная

n

87

16

11

19

14

20

29

%

44,39

8,16

5,61

9,69

7,14

10,20

14,80

Самообслуживание

n

79

23

15

22

12

15

30

%

40,31

11,73

7,65

11,22

6,12

7,65

15,31

Примечание. Шкала PEDI: 0 баллов — не может выполнить задание вообще; 1 — может выполнить с большим усилием и посторонней помощью; 2 — может выполнить с усилием средней степени и посторонней помощью; 3 — может выполнить самостоятельно с большим усилием; 4 — может выполнить самостоятельно с усилием средней степени; 5 — может выполнить самостоятельно с небольшим усилием; 6 — выполняет свободно.

Оценка общего количества баллов, набранных респондентами в области психологического (когнитивно-эмоциональные и волевые качества) и физического (способность самостоятельно одеваться, двигаться и выполнять задания) статуса, показала незначительное улучшение после реабилитации со стороны психоэмоционального статуса пациентов. Если до реабилитации число детей с удовлетворительным уровнем психоэмоционального статуса (от 30 до 40 баллов по шкале PEDI) составляло 3,06±1,23%, то после реабилитации их число возросло до 4,08±1,41% (p>0,05) за счет аналогичного уменьшения числа пациентов со средним уровнем психоэмоционального статуса (от 10 до 29 баллов). Распределение пациентов по общему количеству баллов, характеризующих физический статус средней тяжести (от 10 до 29 баллов) — 53,57±3,56% и удовлетворительный (независимый) физический статус (от 30 до 50 баллов) — 46,43±3,56, осталось неизменным. Причина полного отсутствия физических изменений заключается, по-видимому, в том, что организму ребенка требуется более длительное время, чтобы адаптироваться к выполнению предусмотренных шкалой заданий.

Заключение

В Республике Узбекистан в последние годы уделяется большое внимание организации оказания высококвалифицированной реабилитационной помощи детям с врожденными аномалиями развития. В таких условиях значительно возрастает роль медицинских сестер, которые в соответствии с реалиями современной медицины и развития реабилитационной помощи пациентам с инвалидностью являются важным звеном лечебно-профилактического процесса. Исследование по шкале занятости UWES-17 показало, что у 78,03% медицинских сестер отмечается высокая преданность своему делу при достаточно низкой энергичности (70,33%), что приводит к ограниченной погруженности в процесс работы (67,92% от общего возможного количества баллов). Для улучшения эффективности работы медицинских сестер и качества реабилитации детей с врожденными аномалиями развития необходимо:

1. Предусмотреть рациональный подход к организации рабочего времени медицинской сестры с выделением достаточного времени на перерывы и отдых;

2. Обеспечить прохождение повышения квалификации по специальности не реже 1 раза в 3 года;

3. Более активно вовлекать медицинских сестер в процесс составления врачебных планов по лечению и реабилитации пациентов;

4. Медицинским сестрам необходимо уделять больше внимания беседам с пациентами и их родителями по вопросам организации ухода, видам применяемых лечебных мероприятий и их продуктивности.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Азизова Ф.Л., Уразалиева И.Р., Султанова Н.С.; сбор и обработка материала — Туляганова Д.С., Уразалиева И.Р., Сагдуллаева М.А., Юсупова З.А.; статистический анализ данных — Уразалиева И.Р., Туляганова Д.С.; написание текста — Азизова Ф.Л., Уразалиева И.Р.; научное редактирование — Азизова Ф.Л., Уразалиева И.Р., Султанова Н.С.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: Concept and study design — Azizova F.L., Urazalieva I.R., Sultanova N.S.; Data collection and processing — Tulyaganova D.S., Urazalieva I.R., Sagdullaeva M.A., Yusupova Z.A.; Statistical data analysis — Urazalieva I.R., Tulyaganova D.S.; Manuscript writing — Azizova F.L., Urazalieva I.R.; Scientific editing — Azizova F.L., Urazalieva I.R., Sultanova N.S.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.