Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Сураева Н.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Минздрава России;
ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Шикина И.Б.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Захарченко О.О.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Терентьева Д.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Оценка онкологического компонента диспансеризации взрослого населения: мнение специалистов

Авторы:

Сураева Н.А., Шикина И.Б., Захарченко О.О., Терентьева Д.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 166 раз


Как цитировать:

Сураева Н.А., Шикина И.Б., Захарченко О.О., Терентьева Д.С. Оценка онкологического компонента диспансеризации взрослого населения: мнение специалистов. Профилактическая медицина. 2025;28(7):15‑21.
Suraeva NA, Shikina IB, Zakharchenko OO, Terenteva DS. Assessment of the oncological component of the adult’s population medical examination: the specialists’ opinion. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(7):15‑21. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252807115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз кад­ро­вых ре­сур­сов струк­тур ме­ди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки по ито­гам 2023 го­да. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(10):45-51
Ту­бер­ку­лез и зло­ка­чес­твен­ные но­во­об­ра­зо­ва­ния лег­ких: сов­ре­мен­ное сос­то­яние проб­ле­мы. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(3):122-127
Ана­лиз ор­га­ни­за­ции и оп­ла­ты про­ве­де­ния мо­ле­ку­ляр­но-ге­не­ти­чес­ких ис­сле­до­ва­ний для об­сле­до­ва­ния па­ци­ен­тов с от­дель­ны­ми зло­ка­чес­твен­ны­ми но­во­об­ра­зо­ва­ни­ями в субъек­тах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2025;(1):36-50
Ал­го­рит­мы мор­фо­ло­ги­чес­кой ди­аг­нос­ти­ки дис­плас­ти­чес­ко­го не­ву­са. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(2):83-88
Струк­ту­ра при­чин смер­ти взрос­ло­го на­се­ле­ния Мос­ков­ской об­лас­ти в 2019 и 2023 гг.. Ар­хив па­то­ло­гии. 2025;(3):40-48
Ди­на­ми­ка ос­нов­ных по­ка­за­те­лей ме­ди­цин­ской по­мо­щи на­се­ле­нию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции за 1993—2023 гг. по про­фи­лю «Он­ко­ло­гия». Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(3):71-77

Введение

Заболеваемость злокачественными новообразованиями и связанная с ними смертность являются актуальной проблемой для системы здравоохранения в Российской Федерации и во всем мире. По данным Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена Минздрава России, злокачественные новообразования остаются одной из ведущих причин смертности, уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям, а в последние десятилетия наблюдается рост количества впервые выявленных случаев злокачественных новообразований [1].

Для снижения смертности от онкологических заболеваний в Российской Федерации действует федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями»: с 2019 по 2024 г. — в рамках национального проекта «Здравоохранение», а с 2025 г. — в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» [2]. Одним из целевых показателей данного федерального проекта является доля злокачественных новообразований, выявленных на I—II стадии. В свою очередь раннее выявление онкологических заболеваний является одной из задач диспансеризации определенных групп взрослого населения (далее — диспансеризация), а именно ее онкологического компонента, который включает в себя соответствующие исследования и мероприятия скрининга [3]. Следует отметить, что онкологический компонент диспансеризации в части кратности проведения и возрастных периодов, в которые гражданам проводятся те или иные профилактические и диагностические мероприятия/исследования, неоднократно менялся [4]. В то же время дискуссионным остается вопрос о влиянии интервала между мероприятиями/исследованиями на результаты скрининга и ранней диагностики онкологических заболеваний [4], а также о полноте перечня необходимых для раннего выявления онкологических заболеваний мероприятий/исследований [5—9].

Для совершенствования онкологического компонента диспансеризации необходимо оценить актуальность проводимых на данном этапе мероприятий/исследований, направленных на выявление онкологических заболеваний.

Цель исследования — оценить мнение специалистов об организации диспансеризации в части ее онкологического компонента.

Материалы и методы

Для достижения цели нашего исследования нами осуществлено анкетирование медицинских работников, принимающих участие в проведении диспансеризации. Для исследования разработана анкета с целью изучения мнения медицинских работников о современном состоянии онкологического компонента диспансеризации взрослого населения. Анкета включала вопросы о полноте объема мероприятий онкологического компонента, изменении нормативных правовых актов, целесообразности участия врача-онколога в диспансеризации и качестве отдельных технологических процессов.

Выполнен анализ 367 анкет заочного анонимного опроса медицинских работников, принимающих участие в проведении диспансеризации. Анкетирование проводилось во всех субъектах Северо-Западного федерального округа. Репрезентативность выборки рассчитывали по формуле Меркова—Полякова [10].

Для оценки уровня значимости/достоверности применялись оценочные шкалы от 1 до 5. Значение 1 — неважно/нецелесообразно, значение 5 — очень важно/целесообразно.

Для оценки однородности мнений респондентов по заданным в анкете вопросам нами рассчитан коэффициент вариации (Kвариации):

,

где σ — среднеквадратическое отклонение; x– — среднеарифметическое отклонение. Совокупность считается однородной, если Kвариации не превышает 33%.

Статистическая обработка данных проведена с помощью программ Microsoft Office Excel.

Результаты

В анкетировании приняли участие 367 медицинских работников в возрасте от 20 лет и старше. При составлении социально-демографического портрета использовались предоставленные респондентами данные о поле и возрасте, месте и стаже работы, специальности, занимаемой должности, а также о приверженности профилактическим мероприятиям.

Большинство респондентов составили женщины — 73,8%. Все респонденты разделены на 4 возрастные группы: 20—30; 31—40; 41—60 и старше 60 лет.

Большинство респондентов отнесены к возрастной группе 41—60 лет (40,5%), из них 87,2% женщин; 20—30 лет — 30,1%, из них 70,9% женщин; 31—40 лет — 18,5%, из них 80,9% женщин; наименьшее число респондентов составили лица старше 60 лет — 10,9%, из них 75,0% женщин (рис. 1).

Рис. 1. Распределение респондентов по возрастным группам (%).

В основном респонденты, принявшие участие в исследовании, работают в поликлинике — 359 (97,8%), и только 8 (2,2%) человек указали иные медицинские организации: центр (отделение) медицинской профилактики, центр (отделение) общей врачебной практики, фельдшерско-акушерский пункт, орган управления здравоохранения.

Респондентам было предложено указать свой общий стаж в здравоохранении и стаж работы в указанной медицинской организации. Наибольшее число опрошенных — 142 (38,7%) — указали общий стаж работы в здравоохранении до 10 лет включительно, 138 (37,6%) — от 10 лет до 30 лет включительно, 87 (23,7%) — более 30 лет. Ответы респондентов на вопрос о стаже работы в указанной медицинской организации распределились следующим образом: 247 (67,3%) человек указали стаж до 10 лет включительно, 75 (20,4%) — от 11 до 30 лет включительно, 45 (12,3%) — более 30 лет.

Высшее медицинское и фармацевтическое образование было у 261 (71,1%) респондента; среднее медицинское и фармацевтическое образование — у 106 (28,9%).

Большинство респондентов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием имеют терапевтический профиль — 85,4%; иной профиль специальности указали 14,6% респондентов (организация здравоохранения и общественное здоровье, рентгенология, оториноларингология, хирургия, урология, неврология, онкология, акушерство и гинекология, кардиология, эндоскопия).

Большинство респондентов занимали должности врача-терапевта (39,8%), врача-терапевта участкового (15,5%) и медицинской сестры (13,1%), остальные респонденты (31,6%) — должности руководителей медицинских организаций и подразделений, врачей-специалистов, среднего медицинского персонала и медицинских работников других структурных подразделений медицинской организации.

В отношении приверженности профилактическим мероприятиям 93,2% респондента сообщили, что регулярно проходят диспансеризацию, 6,8% — нерегулярно.

С целью изучения мнения медицинских работников, принимающих участие в проведении диспансеризации, об организационных технологиях, используемых с целью раннего выявления онкологических заболеваний (онкокомпонент диспансеризации), сформулированы вопросы о целесообразности проведения диспансеризации в существующем виде, объеме мероприятий онкологического компонента, маршрутизации пациентов с подозрением на онкологическое заболевание. Респондентам предложено не только дать оценку имеющихся организационных технологий, но и внести свои предложения.

Целесообразность проведения диспансеризации взрослого населения в существующем виде на отлично оценили 49,3% респондентов, хорошо — 18,5%, удовлетворительно — 16,9%. Низкую и очень низкую оценку (1—2 балла) дали 15,3% респондентов.

За частичное изменение порядка проведения диспансеризации взрослого населения высказались 45,2% респондентов, за полное изменение — 32,2%, против внесения изменений — 22,6%.

При оценке объема мероприятий скрининга и методов исследований, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний при диспансеризации, 31,9% респондентов затруднились с ответом. Считают объем достаточным (4 и 5 баллов) 17,4 и 26,4% респондентов соответственно, недостаточным (1 и 2 балла) — 17,2 и 7,1% соответственно.

Для повышения качества статистической информации, представленной в формах отраслевого статистического наблюдения о результатах диспансеризации, а именно полноты, достоверности и научной обоснованности данных, респондентам было предложено оценить целесообразность внесения изменений в учетную документацию в части сбора сведений о мероприятиях онкологического компонента диспансеризации взрослого населения.

В частности, целесообразность внесения в карту учета сведений о предварительных диагнозах, в том числе онкологических, большинство респондентов оценили высоко (5 и 4 балла) — 59,1 и 10,9% соответственно, низкую оценку (1 и 2 балла) дали 10,6 и 4,4%. Затруднились с ответом (3 балла) 15% респондентов.

Целесообразность дополнения карты учета диспансеризации сведениями о новообразованиях (код МКБ-10 C00—D48), в том числе новообразованиях in situ, высоко оценили (5 и 4 балла) большинство респондентов — 56,7 и 12,8% соответственно, оценку 1 и 2 балла дали 13,1 и 3,5% респондентов соответственно. Затруднились с ответом (3 балла) 13,9% респондентов.

Дискуссионным является вопрос о необходимости включения в программу диспансеризации взрослого населения осмотра (консультации) врача-онколога. Большинство респондентов считают включение в программу диспансеризации осмотра (консультации) врача-онколога обязательным (5 и 4 балла) — 50,4 и 11,7% соответственно, затруднились ответить (3 балла) 16,1%, о том, что не следует включать осмотр (консультацию) врача-онколога (1 и 2 балла), высказались 17,2 и 4,6% респондентов соответственно.

Ответы медицинских работников на вопрос «Повысится ли выявляемость онкологических заболеваний, если в диспансеризации будет участвовать врач-онколог?» распределились следующим образом: выявляемость повысится (5 и 4 балла) — 55,6 и 10,9% соответственно, затруднились ответить (3 балла) — 15,3%, не повысится (1 и 2 балла) — 12,8 и 5,4% соответственно.

С целью оценки преемственности между онкологической службой и первичным звеном здравоохранения респондентам заданы вопросы о том, каким образом должны быть организованы обмен данными и маршрутизация пациентов с подозрением на онкологическое заболевание до его подтверждения или исключения (рис. 2, 3). Большинство респондентов отдали предпочтение передаче информации и контролю пациентов в электронном виде — 74,1 и 52,0% соответственно (см. рис. 2, 3).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов о структуре обмена данными между медицинскими организациями о пациентах с подозрением на онкологическое заболевание (%).

Рис. 3. Распределение ответов респондентов о маршрутизации пациентов с подозрением на онкологическое заболевание (%).

Маршрутизацию пациентов с подозрением на онкологическое заболевание между медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, и медицинскими организациями/подразделениями онкологического профиля считают эффективной (5 и 4 балла) 36,3 и 21,0% респондентов соответственно; затруднились ответить (3 балла) — 32,7%, неэффективной (1 и 2 балла) — 3,5 и 6,5% соответственно.

Для оценки однородности мнений респондентов по вопросам, в которых использовались оценочные шкалы, нами проведен анализ вариационного ряда. Следует отметить, что по большинству вопросов коэффициент вариации превысил 33%, что говорит о несогласованности мнений респондентов, а также о необходимости дополнительного изучения данных вопросов. И только при ответе на вопрос об эффективности маршрутизации пациентов мнения медицинских работников оказались согласованными (Kвариации=29,2%).

Обсуждение

Эффективная организация диагностики и, соответственно, раннее выявление онкологических заболеваний позволят улучшить прогнозы лечения, повысить выживаемость онкологических больных и в конечном итоге приведут к снижению смертности от онкологических заболеваний [11].

Онкологический компонент диспансеризации, определенный приложением №2 «Перечень мероприятий скрининга и методов исследований, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний» приказа Минздрава России от 27.04.2021 №404н, направлен на раннее выявление онкологических заболеваний посредством проведения комплекса мероприятий скрининга и методов исследований [3]. С целью определения целесообразности и результативности онкологического компонента диспансеризации нами осуществлено анкетирование медицинских работников, которые принимают непосредственное участие в проведении диспансеризации.

Отметим, что подавляющее большинство (67%) медицинских работников высоко оценили существующий порядок проведения диспансеризации. Тем не менее за изменение порядка и внесение частичных изменений в порядок проведения диспансеризации высказались 32,2 и 45,2% респондентов соответственно. Респонденты предложили внести в порядок проведения диспансеризации взрослого населения следующие изменения: расширить перечень методов исследований на первом и втором этапах (например, ввести клинический анализ крови, общий анализ мочи, расширить структуру липидограммы, перечень онкомаркеров); расширить спектр аппаратного и инструментального обследований (например, ввести ультразвуковую диагностику брюшной полости, малого таза, щитовидной железы, молочных желез, компьютерную диагностику легких (как обязательный пункт обследования), кольпоскопию для женщин); добавить в перечень врачей-специалистов, участвующих в диспансеризации, врача-онколога, врача-эндокринолога.

Респонденты также отметили большую нагрузку на врачей-терапевтов при проведении диспансеризации и предложили организовать специализированные отделения/кабинеты (например, кабинет ранней диагностики злокачественных новообразований визуальных локализаций) с соответствующим штатом медицинских работников, что должно привести к повышению результативности мероприятий и исследований в процессе диспансеризации, в том числе ее онкологического компонента.

Оценивая объем мероприятий скрининга и методов исследований, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний, каждый 3-й респондент затруднился с ответом, что говорит о неоднозначном отношении к онкологическому компоненту диспансеризации. Вместе с тем более 40% респондентов считают объем мероприятий онкологического компонента достаточным и только 25% — недостаточным.

Респонденты также предложили расширить объем лабораторных и инструментальных исследований онкологического компонента диспансеризации и более подробно прописать маршрутизацию пациентов с подозрением на онкологическое заболевание.

Отметим, что статистический учет играет важную роль при проведении диспансеризации и даже в некоторой степени влияет на ее результаты, в том числе при выявлении онкологических заболеваний [12]. Большинство (69,2%) респондентов отмечают необходимость внесения изменений в учетную и отчетную документацию, в том числе в части ее онкологического компонента, что свидетельствует о некотором несовершенстве статистических форм, используемых при сборе информации о проведении диспансеризации. Целесообразность дополнения учетной и отчетной документации данными о случаях впервые выявленных новообразований и новообразованиях in situ (код МКБ-10 D00—D10) высоко оценили более 60% респондентов. На наш взгляд, данное дополнение действительно позволит улучшить выявляемость онкологических заболеваний на ранних стадиях.

Более 62,1% респондентов признают участие врача-онколога в диспансеризации необходимым, а 66,4% — его положительное влияние на выявляемость онкологических заболеваний. Сопоставимость данных по этому вопросу позволяет предположить, что большинство респондентов считают, что включение в программу диспансеризации осмотра (консультации) врача-онколога повысит результативность онкологического компонента диспансеризации. Отметим, что заключительный диагноз онкологического заболевания устанавливается врачом-онкологом на основе результатов дополнительных диагностических исследований, не входящих в рамки диспансеризации взрослого населения. Информация о выявленном подозрении на онкологическое заболевание направляется медицинским работником врачу-онкологу медицинской организации, в которой пациент получает первичную медико-санитарную медицинскую помощь.

Вопросы, касающиеся организационно-методического аспекта проведения диспансеризации, в части ее онкологического компонента по сути представляют собой преемственность между медицинскими организациями, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, и онкологической службой. На наш взгляд, преемственность складывается из обмена данными о пациентах с подозрениями и/или выявленными онкологическими заболеваниями и маршрутизации пациентов с подозрениями на онкологическое заболевание.

По мнению большинства респондентов, обмен данными между медицинскими организациями должен быть организован в электронном виде, однако отметим, что 1,6% считают, что обмен данными вообще не нужен. На наш взгляд, к таким респондентам относятся лица, которые не принимают непосредственного участия в обмене данными и плохо информированы об этой составляющей онкологического компонента диспансеризации.

В ответах на открытый вопрос о маршрутизации пациентов с подозрением на онкологическое заболевание респонденты также сделали акцент на необходимости электронных методов контроля пациента, что оптимизирует работу врачей и медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и онкологической службы. Однако каждый 3-й респондент считает, что контроль должен осуществлять врач, оказывающий первичную медико-санитарную помощь. В то же время существующую в настоящем виде маршрутизацию пациентов с подозрением на онкологическое заболевание считают эффективной более 50% респондентов. Вместе с тем около 30% респондентов затруднились с ответом на вопрос, что может свидетельствовать о недостаточной информированности медицинских работников, несмотря на то, что маршрутизация пациентов достаточно подробно прописана в нормативных документах [13], методических рекомендациях [14, 15] и научных публикациях [9, 16, 17].

Заключение

Исследование показало, что медицинские работники, участвующие в диспансеризации, высоко оценивают целесообразность проведения диспансеризации и ее онкологического компонента, что, однако, не отменяет возможности внесения дополнений и изменений как в порядок проведения диспансеризации, так и в учетные и отчетные статистические формы. Кроме того, по мнению респондентов, требуется оптимизация организационно-методической составляющей онкологического компонента, которая касается обмена данными и маршрутизации пациентов, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Сураева Н.А., Шикина И.Б., Захарченко О.О., Терентьева Д.С.; статистический анализ данных — Сураева Н.А.; написание текста — Сураева Н.А., Терентьева Д.С.; научное редактирование — Шикина И.Б., Захарченко О.О.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: study design and concept — Suraeva N.A., Shikina I.B., Zakharchenko O.O., Terenteva D.S.; statistical analysis — Suraeva N.A.; writing — Suraeva N.A., Terenteva D.S.; scientific editing — Shikina I.B., Zakharchenko O.O.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.