Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пырикова Н.В.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Осипова И.В.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Антропова О.Н.

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава России

Герасименко Н.В.

ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Барнаул»

Нарушения сна и ведущие факторы риска хронических неинфекционных заболеваний у работников локомотивных бригад

Авторы:

Пырикова Н.В., Осипова И.В., Антропова О.Н., Герасименко Н.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2025;28(10): 41‑47

Прочитано: 123 раза


Как цитировать:

Пырикова Н.В., Осипова И.В., Антропова О.Н., Герасименко Н.В. Нарушения сна и ведущие факторы риска хронических неинфекционных заболеваний у работников локомотивных бригад. Профилактическая медицина. 2025;28(10):41‑47.
Pyrikova NV, Osipova IV, Antropova ON, Gerasimenko NV. Sleep disorders and leading chronic non-communicable diseases risk factors in locomotive crew workers. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(10):41‑47. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252810141

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рак же­луд­ка: за­бо­ле­ва­емость, фак­то­ры рис­ка, скри­нинг. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):135-139
Осо­бен­нос­ти пер­вич­ных и пов­тор­ных ише­ми­чес­ких ин­суль­тов у муж­чин в воз­рас­те 18—50 лет. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):65-74

Введение

Достаточный и полноценный сон является важным и одним из необходимых условий, определяющих здоровье и жизнедеятельность организма, в то же время на свойства сна оказывают влияние как физические, так и психоэмоциональные факторы. При нарушении сна снижается его основная функция как восстановительного процесса, позволяющего организму максимально адаптироваться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды, что в результате может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и других хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) [1]. Распространенность нарушений сна в общей популяции составляет 32,1%, наиболее часто встречающиеся — бессонница (8,2%), парасомния (6,1%), гиперсомния (5,9%), синдром беспокойных ног и движения конечностей во время сна (2,5%), связанные со сном нарушения дыхания (7,1%) [2].

Увеличение риска развития ССЗ, метаболических расстройств и заболеваний обусловлено на физиологическом уровне тем, что разнообразные нарушения сна связаны с отклонениями в регуляции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, приводят к активации симпатической нервной системы, сопровождаются эндотелиальной дисфункцией и системным воспалением. В литературе выделяют большое количество факторов риска (ФР) развития инсомнии. Большой вклад вносят имеющиеся у пациента заболевания, сопровождающиеся тревожно-депрессивными состояниями, хроническим болевым синдромом, скелетно-мышечной и суставной болью. Имеют значение и личностные особенности пациента (эмоциональная лабильность, повышенная реактивная и личностная тревожность), несоблюдение гигиены сна (сменный график работы, ночная работа, привычка засыпать с телефоном и другими гаджетами, включенным светом или телевизором, длительный дневной сон) [3, 4].

Помимо этого, расстройства сна имеют важное социальное значение в отношении потери производительности труда, что может иметь значение для общества в целом. Недостаточная продолжительность и плохое качество сна способны негативно влиять на когнитивные способности человека, приводя к возникновению и учащению вероятности несчастных случаев на производстве, дорожно-транспортных происшествий и других техногенных и транспортных катастроф [5].

Здоровье машинистов и их помощников — важный фактор обеспечения безопасности перевозок на железнодорожном транспорте. Особенностями труда данной категории работников являются длительное психоэмоциональное напряжение, отсутствие фиксированного графика работы, чередование дневных и ночных смен, частое наличие переработок (сверхурочных работ) [6, 7], что обусловливает снижение приверженности здоровому образу жизни, высокую частоту поведенческих ФР ССЗ, приводит к увеличению заболеваемости ХНИЗ [8].

Цель исследования — провести оценку ФР развития ХНИЗ и нарушений сна в коллективе работников локомотивных бригад (РЛБ).

Материалы и методы

Исследование выполнено с включением 110 РЛБ станции Барнаул. При проведении исследования соблюдались требования Хельсинкской декларации и Стандарты надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice). Перед включением в исследование получено письменное информированное добровольное согласие у всех участников.

Критерии включения: мужской пол, профессия «машинист» и «помощник машиниста», возраст от 20 до 55 лет, информированное добровольное согласие на участие в исследовании.

Критерии невключения: острые заболевания, хронические заболевания в стадии обострения и декомпенсации, симптоматическая артериальная гипертензия (АГ), сахарный диабет, ассоциированные клинические состояния, отказ от участия в исследовании.

Оценка ФР проведена согласно Национальному руководству «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации» [1]. Курящими считались лица, выкуривающие 1 сигарету в день и более. Тест AUDIT-C использовался для выявления риска пагубного потребления алкоголя, для мужчин тест считался положительным при результате 4 балла и более.

Недостаточная физическая активность определялась, если не выполнялись целевые показатели: физическая активность умеренной интенсивности минимум 150—300 мин/нед, или интенсивная физическая активность минимум 75—150 мин/нед, или их эквивалентное сочетание в течение недели.

Из привычек питания оценивалось недостаточное потребление овощей и фруктов (<400 г или <5 порций) в день и чрезмерное потребление соли (>5 г/сут).

Наличие избыточной массы тела или ожирения определяли по критерию индекса массы тела (ИМТ), для расчета применяли формулу: индекс Кетле = масса тела, кг/рост, м².

Нормальная масса тела характеризовалась значением ИМТ 18,5—24,9 кг/м², избыточная — ИМТ 25—29,9 кг/м², ожирение: I степени — ИМТ 30,0—34,9 кг/м², II степени — ИМТ 35—39,9 кг/м², III степени — ИМТ ≥40 кг/м².

Абдоминальное ожирение диагностировали при значении окружности талии 94 см и более. Измерение окружности талии выполняли сантиметровой лентой, место измерения — горизонтальная линия, проведенная через середину расстояния между нижним краем реберной дуги и верхним краем подвздошной кости.

Для выявлений нарушения липидного обмена исследовали липидограмму и учитывали уровень холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) выше целевых значений в зависимости от категории риска ССЗ. Гипергликемию натощак диагностировали, если уровень глюкозы в венозной плазме натощак был >6,1 ммоль/л, через 2 ч после углеводной нагрузки >7,8 ммоль/л.

Наличие АГ устанавливали, если в ходе повторных визитов к врачу, или при проведении суточного мониторирования уровня артериального давления (АД), или при самоконтроле значения АД соответствовали критериям диагностики АГ.

Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) проводилось в покое, как ФР ХНИЗ учитывалась ЧСС >80 уд/мин.

Изучение характеристик и расстройств сна осуществлялось с помощью анкеты, разработанной НЧУЗ «Научный клинический центр ОАО «Российские железные дороги» [9].

Уровень стресса изучали с помощью теста Ридера в адаптации О.С. Копиной [10, 11], который широко применяется для экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения человека. Уровень стресса определяли как высокий при среднем количестве баллов 1,00—2,00, средний — 2,01—3,00, низкий — 3,01—4,00.

Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью программы Statistica 10 («StatSoft Inc.», США). Количественные данные проверяли на нормальность распределения с помощью теста Колмогорова—Смирнова с коррекцией Лильефорса. Если распределение соответствовало нормальному, данные представляли в виде среднего значения и стандартного отклонения (M±SD), качественные признаки отображали в виде частот (%). При сравнении количественных показателей при нормальном распределении применяли параметрические критерии: в двух группах сравнения — t-критерий Стьюдента, в трех и более — дисперсионный анализ. Если распределение показателя не соответствовало нормальному, использовали непараметрические статистические критерии: критерий Манна—Уитни при сравнении двух независимых групп и критерий Краскела—Уоллиса при сравнении трех групп и более. Для анализа различий частот в сравниваемых группах применяли критерий χ2 Пирсона. Если в какой-либо ячейке при построении таблицы сопряженности количество наблюдений было <10, применяли поправку Йетса. Критический уровень значимости нулевой статистической гипотезы (p-value) принимали равным 0,05.

Результаты

В табл. 1 представлены профессиональные характеристики РЛБ. Большинство обследованных лиц имели профессию машиниста, управляли тепловозом, вид движения — маневровое, стаж работы около 10 лет. Все опрошенные работали как в дневные, так и в ночные смены, графиком работы удовлетворены 81,8% (n=90) человек.

Таблица 1. Профессиональная характеристика работников локомотивных бригад

Показатель

Группа работников локомотивных бригад (n=110)

n

%

Должность

машинист

58

52,7

помощник машиниста

52

47,3

Вид движения

пассажирское

28

25,5

пригородное

10

9,0

грузовое

33

30,0

маневровое

39

35,5

Вид работы

моторвагонный состав

5

4,5

электровоз

28

25,5

тепловоз

77

70,0

Стаж работы в данной должности, годы

машинист

11,7±8,3

помощник машиниста

9,0±9,4

Проведенные ранее исследования показали высокий уровень распространенности ФР развития неинфекционных заболеваний у РЛБ [12], в первую очередь речь идет о болезнях системы кровообращения, которые являются основной причиной отстранения от работы, временной нетрудоспособности и профессиональной непригодности машинистов. Если у машиниста имеются заболевания пищеварительной, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, мочеполовой систем, при длительном стаже работы происходит утяжеление течения этих заболеваний, а также повышается риск развития злокачественных новообразований [13, 14]. В нашем исследовании при оценке поведенческих и кардиометаболических ФР у РЛБ получены следующие данные (табл. 2). Обращает внимание высокая частота таких поведенческих ФР, как курение (45,5%), гиподинамия (57,3%), недостаточное потребление овощей и фруктов (46,4%), и таких метаболических ФР, как избыточная масса тела и ожирение (67,3%), высокие значения ЛПНП (48,2%).

Таблица 2. Факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний у работников локомотивных бригад

Фактор риска

Группа работников локомотивных бригад (n=110)

n

%

Семейный анамнез сердечно-сосудистых заболеваний

3

2,7

Курение

50

45,5

Недостаточная физическая активность

63

57,3

Пагубное потребление алкоголя

10

9,1

Недостаточное потребление овощей и фруктов

51

46,4

Чрезмерное потребление соли

17

15,5

Избыточная масса тела и ожирение

74

67,3

избыточная масса тела

48

43,6

ожирение I степени

21

19,1

ожирение II степени

5

4,6

Абдоминальное ожирение

75

68,2

Липопротеины низкой плотности выше целевых значений

53

48,2

Гипергликемия натощак

10

9,1

Артериальная гипертензия

35

31,8

Частота сердечных сокращений в покое >80 уд/мин

31

28,2

При анализе психоэмоционального напряжения по данным теста Ридера установлено, что высокий уровень стресса имеют 16,4% (n=18) мужчин, средний — 44,5% (n=49), низкий — 39,1% (n=43). При этом большинство (78,2%, n=86) мужчин выбрали ответ «согласен» на вопрос «Я очень беспокоюсь о своей работе». Следует отметить важность установленного факта в двух аспектах. С одной стороны, лица, испытывающие длительный хронический стресс, менее привержены ведению здорового образа жизни, у них чаще выявляются гиподинамия, нарушения пищевого поведения, курение, злоупотребление алкоголем, что негативно отражается на состоянии их здоровья и приводит к снижению качества жизни [11, 15]. С другой стороны, известно, что «рабочий стресс», независимо от других ФР ХНИЗ, оказывает выраженное негативное влияние на здоровье при ССЗ и в 1,5 раза повышает риск развития ишемических болезней сердца, особенно у мужчин в возрасте до 50 лет [16, 17].

Профессия РЛБ связана с чередованием ночных и дневных рейсов, высокой напряженностью труда, что может приводить к расстройству сна [18]. График работы машинистов относится к категории ротационного с быстрым и хаотичным чередованием смен с началом в разные часы суток. Это самый неблагоприятный из вариантов сменных графиков работ, поскольку способствует развитию «профессионального циркадного десинхроноза», «синдрома хронического утомления», «синдрома нарушений сна» [19].

Проведен анализ результатов анкетирования по оценке сна, изучены данные о характере сна в выходной день и в рабочее время. Исследование продолжительности сна у мужчин со смешанным графиком работы показало, что сон продолжительностью менее 6 ч после ночной смены отмечен у 43,6% работников, после дневной смены — у 24,6%, в выходной день — у 11,8% (табл. 3). По результатам исследований Д.В. Алпаева и соавт., у РЛБ сон после возвращения из ночной поездки (послесменный сон) имеет ряд характерных расстройств: уменьшение продолжительности периода глубокого сна, высокая частота пробуждений после засыпания, патологическая цикличность фаз сна, уменьшение общей и интрасомнической эффективности сна [19].

Таблица 3. Продолжительность сна у работников локомотивных бригад со сменным графиком работы

Период сна

Группа работников локомотивных бригад (n=110)

продолжительность сна, ч

2—4

4—6

6—8

>8

n

%

n

%

n

%

n

%

После ночной смены

24

21,8

24

21,8*

42

38,2

20

18,2

После дневной смены

17

15,5

10

9,1

54

49,1

29

26,3

В выходной день

2

1,8

11

10,0

47

42,7

50

45,5

Примечание. * — p=0,010 — статистическая значимость различий показателей после ночной и дневной смен.

В нашем исследовании при анализе продолжительности сна в выходной день в зависимости от уровня стресса по Ридеру получены следующие данные. Сон длительностью менее 6 ч у мужчин с высоким уровнем стресса выявлен в 44,4% (n=8) случаев, со средним — в 6,1% (n=3), с низким — в 4,7% (n=2). Таким образом, в выходной день сон длительностью менее 6 ч у РЛБ с высоким уровнем стресса отмечен в 9,4 раза чаще (p<0,001), чем у РЛБ с низким уровнем стресса.

При оценке качества сна в выходной день установлено, что у 31,8% (n=35) мужчин имеются различные нарушения сна. Самым распространенным ответом был «чуткий сон» (51,4%), наличие бессонницы отметили 2,9% респондентов (рис. 1).

Рис. 1. Нарушения сна у работников локомотивных бригад в выходной день (n=35), %.

Одним из вопросов в анкете по оценке сна было наличие храпа (со слов окружающих, родственников). Положительно на вопрос о наличии храпа ответили 39,1% (n=43) человек. Определена связь наличия храпа и массы тела. Нормальный ИМТ определен у 16,3% (n=7) человек, избыточная масса тела — у 48,8% (n=21), ожирение: I степени — у 27,9% (n=12), II степени — у 7,0% (n=3). Храп в 5,1 раза чаще (p=0,006) возникал у лиц с избыточной массой тела и ожирением по сравнению с мужчинами с нормальным ИМТ. Данный факт имеет большое значение, поскольку ранее доказано, что из всех расстройств сна такие проявления, как храп и апноэ сна, являются самыми ранними факторами, определяющими возникновение АГ у лиц молодого возраста даже при нормальной массе тела [20]. Поскольку доказано, что синдром обструктивного апноэ сна является независимым ФР ССЗ [21], все РЛБ, отметившие наличие храпа, проходят дальнейшее обследование у сомнолога для разработки профилактических и реабилитационных программ.

Работа со сменным графиком является одним из значимых факторов расстройства сна у большинства лиц разного возраста, поскольку приводит к снижению качества сна, что сопровождается дисбалансом нейрогуморальных систем и метаболических процессов, нарушением биологических ритмов организма, изменением дневной активности и поведения человека. Часто у таких людей отмечается выраженная инсомния, а также они испытывают сонливость в дневное время, что связано со снижением длительности сна и последующими психологическими проблемами [22]. При анализе блока вопросов, относящихся к рабочему времени машинистов, получены следующие данные. Более 70% мужчин ответили, что начинают испытывать усталость к концу рейса во время как дневной, так и ночной смены, при этом в ночное время в 3,0 раза (p=0,012) большее число работников начинали испытывать усталость уже к середине рейса (рис. 2).

Рис. 2. Время наступления усталости у работников локомотивных бригад в дневную и ночную смену работы (n=110), %.

*p=0,012 — статистическая значимость различий показателей при работе в ночную и дневную смены.

Ввиду особенностей профессиональной деятельности машинистов у данной категории работников часто наблюдаются дефицит сна, поездки в нетипичное для бодрствования время, рабочая монотония во время рейса, что приводит к повышенной сонливости. Полученные ранее данные говорят о том, что сонливость во время рейсов вне зависимости от времени суток отмечали 43% РЛБ, причем почти каждый 4-й боролся с засыпанием только во время ночной смены [19]. По результатам нашего исследования, 25,5% (n=28) респондентов испытывают сонливость во время рейса, причем большинство РЛБ (89,3%, n=25) отмечают преобладание сонливости в ночное время, 10,7% (n=3) — как в дневные, так и в ночные часы.

Анализ блока вопросов «способы борьбы с сонливостью во время рейса» показал, что 18,2% РЛБ (n=20) не борются с сонливостью, остальные 81,8% (n=90) мужчин использовали различные методы (рис. 3). Курение занимало одну из ведущих позиций в методах преодоления сонливости. К особенностям курения у машинистов и их помощников относится установленный ранее факт, что эта вредная привычка распространяется с дневных часов на ночные, а во время ночной поездки каждый 10-й работник курит более активно, чем в дневном рейсе [19]. По нашим данным, одинаково в дневную и ночную смены курили 64,0% (n=32) опрошенных из числа курильщиков, 28,0% (n=14) мужчин больше выкуривали сигарет в ночную смену, однако количество сигарет, выкуриваемых в ночную (15,5±6,0) и дневную (14,3±5,5) смены, не различалось.

Рис. 3. Способы борьбы с сонливостью во время рейса у работников локомотивных бригад (n=141), %.

Некоторые респонденты одновременно применяли несколько способов устранения сонливости во время поездки. Например, употребление чая и курение отметили 5,6% человек, сочетание чая и легких физических упражнений — 3,7%, чередовали употребление чая и кофе с легкими физическими упражнениями 3,6%. Около 3,0% РЛБ выбрали такие сочетания, как: 1) употребление чая, курение и прием пищи; 2) употребление чая, кофе и курение; 3) употребление чая, прием пищи и физические упражнения.

Перед ночной сменой дома спали 85,5% (n=94) человек, при этом продолжительность сна 1—2 ч была у 23,4% (n=22), 2—4 ч — у 55,3% (n=52), более 4 ч — у 21,3% (n=20).

В «пунктах оборота» оборудуют комнаты для сна и отдыха, где каждый машинист и его помощник по прибытии должны отдыхать. Удовлетворены условиями в «пунктах оборота» 86,4% (n=95) РЛБ, спали в «пунктах оборота» 66,4% (n=73), при этом продолжительность сна 1—2 ч была у 8,2% (n=6) человек, 2—4 ч — у 35,6% (n=26), более 4 ч — у 56,2% (n=41).

Таким образом, нарушения сна в настоящее время многие авторы рассматривают как важный психосоциальный ФР ХНИЗ, который в последние годы имеет тенденцию к более широкому распространению, но наряду с этим поддается коррекции. Активно изучается влияние расстройств сна на риск развития ХНИЗ, например у лиц мужского пола выявлена независимая связь нарушений сна с избыточной массой тела (ОШ 26,45) как в молодом (ОШ 9,62), так и в среднем (ОШ 19,91) возрасте, а также отмечена ассоциация расстройств сна с АГ, курением и наличием у человека двух любых ФР ССЗ и более [1, 19, 21, 23]. В связи с этим для эффективной коррекции ФР ХНИЗ необходима разработка комплексных программ профилактики, основанных на принципах мотивационного консультирования и персонифицированной медицины.

Ограничения исследования обусловлены небольшой группой наблюдения, отсутствием группы сравнения (лица с фиксированным графиком работы в дневное время), использованием для оценки нарушений сна только опросника. Полученные в данном исследовании результаты легли в основу дальнейшего изучения расстройств сна у работников локомотивных бригад. В настоящее время разрабатывается комплексная программа, включающая сомнологическое обследование, оценку вариабельности сердечного ритма и биологических маркеров у машинистов, имеющих нарушения сна.

Выводы

1. У работников локомотивных бригад выявлена высокая частота поведенческих факторов риска, таких как курение (45,5%), гиподинамия (57,3%), недостаточное потребление овощей и фруктов (46,4%), и метаболических факторов риска, таких как избыточная масса тела и ожирение (67,3%), уровень липопротеинов низкой плотности выше целевых значений (48,2%).

2. При анализе характеристик сна у работников локомотивных бригад установлено, что после ночной смены сон продолжается менее 6 ч у 43,6% человек, после дневной смены — у 24,6%, в выходной день — у 11,8%. Каждый 3-й респондент отметил те или иные нарушения ночного сна (51,4% — чуткий сон, 2,9% — бессонница). Каждый 4-й машинист испытывал сонливость во время рейса, причем 89,3% из них — в ночную смену. Большинство применяли различные способы борьбы с сонливостью, причем наиболее распространенными были чай, физические упражнения, кофе, курение.

3. Полученные данные используются при проведении персонифицированных профилактических и реабилитационных мероприятий (мотивационное индивидуальное и групповое профилактическое консультирование по факторам риска развития хронических неинфекционных заболеваний) у работников локомотивных бригад в кабинетах и отделениях профилактики и кабинета нарушений сна.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Пырикова Н.В, Осипова И.В.; сбор и обработка материала — Пырикова Н.В., Герасименко Н.В.; статистический анализ данных — Пырикова Н.В.; написание текста — Антропова О.Н., Пырикова Н.В.; научное редактирование — Осипова И.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution: study design and concept — Pyrikova N.V., Osipova I.V.; data collection and processing — Pyrikova N.V., Gerasimenko N.V.; statistical analysis — Pyrikova N.V.; text writing — Antropova O.N., Pyrikova N.V.; scientific editing — Osipova I.V.

Литература / References:

  1. Драпкина О.М., Концевая А.В., Калинина А.М. и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4):3235. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3235
  2. Visseren FLJ, Mach F, Smulders YM, et al. 2021 ESC Guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice. European Heart Journal. 2021;42(34):3227-3337. Erratum in European Heart Journal. 2022; 43(42):4468. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehab484
  3. Пчелина П.В., Полуэктов М.Г. К вопросу о первичности и вторичности инсомнических расстройств. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2021;121(4-2):41-48.  https://doi.org/10.17116/jnevro202112104241
  4. Zou D, Wennman H, Hedner J, et al. Insomnia is associated with metabolic syndrome in a middle-aged population: the SCAPIS pilot cohort. European Journal of Preventive Cardiology. 2021;28(8):e26-e28.  https://doi.org/10.1007/s41999-021-00543-y
  5. Гольская А.И., Мирзоева Р.К., Черник О.В. и др. Нарушение сна и основные причины возникновения инсомнии. Международный научно-исследовательский журнал. 2021;106(4,ч.2):108-112.  https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.106.4.046
  6. Gamboa Madeira S, Fernandes C, Paiva T, et al. The Impact of Different Types of Shift Work on Blood Pressure and Hypertension: A Systematic Review and Meta-Analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(13):6738. https://doi.org/10.3390/ijerph18136738
  7. Jiang Y, Wu C, Hu T, et al. Association for combined exposure to job strain, shift work on mental health among Chinese railway workers: a cross-sectional study. BMJ Open. 2020;10(10):e037544. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-037544
  8. Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Смирнова С.С. и др. Особенности трудовой деятельности и модифицируемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад рельсового транспорта Нижнего Новгорода. Профилактическая медицина. 2023; 26(1):43-48.  https://doi.org/10.17116/profmed20232601143
  9. Кульбачинский В.В., Горохов В.Д., Алпаев Д.В., Сериков В.В. Вопросы сна у работников локомотивных бригад при работе с ночными сменами. Железнодорожная медицина. 2011;(17-18):16-25. 
  10. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Популяционные исследования психосоциального стресса как фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний. Кардиология. 1996;3:53-56. 
  11. Драпкина О.М., Шишкова В.Н., Котова М.Б. Психоэмоциональные факторы риска хронических неинфекционных заболеваний в амбулаторной практике. Методические рекомендации для терапевтов. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(10):3438. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3438
  12. Пырикова Н.В., Осипова И.В., Антропова О.Н. и др. Оценка факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у госпитализированных работников локомотивных бригад. Бюллетень медицинской науки. 2022; 2(26):28-36.  https://doi.org/10.31684/25418475_2022_2_28
  13. Гутор Е.М., Жидкова Е.А., Гуревич К.Г. Факторы риска развития заболеваний у работников локомотивных бригад. Медицина труда и промышленная экология. 2022;62(1):43-52.  https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-1-43-52
  14. Жидкова Е.А., Гуревич К.Г., Гутор Е.М. и др. Модифицируемые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад наземного и подземного рельсового транспорта города Москвы. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023;22(2):3479. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2023-3479
  15. Gawlik KS, Melnyk BM, Tan A. Associations Between Stress and Cardiovascular Disease Risk Factors Among Million Hearts Priority Populations. American Journal of Health Promotion. 2019;33(7):1063-1066. https://doi.org/10.1177/0890117119847619
  16. Argentieri MA, Seddighzadeh B, Noveroske Philbrick S, et al. A Roadmap for conducting psychosocial research in epidemiological studies: perspectives of cohort study principal investigators. BMJ Open. 2020;10(7):e037235. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-037235
  17. OSHWiki contributors. Psychosocial risks and workers health. 2020. Accessed April 16, 2025. https://oshwiki.eu/index.php?title=Psychosocial_risks_and_workers_health&oldid=252881
  18. Жидкова Е.А., Найговзина Н.Б., Калинин М.Р. и др. Результаты анализа причин внезапной смерти среди работников локомотивных бригад. Кардиология. 2019;59(6):42-47.  https://doi.org/10.18087/cardio.2019.6.2552
  19. Алпаев Д.В., Сериков В.В., Ситович Д.В. и др. Профессиональные расстройства суточного биоритма локомотивных бригад. Медицина труда и промышленная экология. 2019;(1):25-30.  https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-1-25-30
  20. Калинкин А.Л., Сорокин А.С. Нарушения сна — факторы риска и маркеры артериальной гипертензии у молодых лиц с нормальной массой тела. Российский кардиологический журнал. 2021;26(4):4290. https://doi.org/10.15829/1560-4071-2021-4290
  21. Yeghiazarians Y, Jneid H, Chair V, et al. Obstructive Sleep Apnea and Cardiovascular Disease: A Scientific Statement from the American Heart Association. Circulation. 2021;144:e56-e67.  https://doi.org/10.1161/CIR.0000000000000988
  22. Lim Y, Hoe V, Darus A, et al. Association between night-shift work, sleep quality and metabolic syndrome. Occupational and Environmental Medicine. 2018;75(10):716-723.  https://doi.org/10.1136/oemed-2018-105104
  23. Ларина В.Н., Глибко К.В., Аракелов С.Э. и др. Связь расстройства сна с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний в молодом и среднем возрасте. Лечебное дело. 2023;1:89-99.  https://doi.org/10.24412/2071-5315-2023-12955

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.