Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Бузин В.Н.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Невзорова Д.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет);
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Бузина Т.С.

ФГБУ «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Оценка населением качества и доступности паллиативной медицинской помощи в 2021—2022 гг.

Авторы:

Бузин В.Н., Невзорова Д.В., Бузина Т.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2293 раза


Как цитировать:

Бузин В.Н., Невзорова Д.В., Бузина Т.С. Оценка населением качества и доступности паллиативной медицинской помощи в 2021—2022 гг.. Профилактическая медицина. 2023;26(9):11‑17.
Buzin VN, Nevzorova DV, Buzina TS. Population assessment of the quality and accessibility of the palliative medical care in 2021—2022. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(9):11‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232609111

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Решение задач совершенствования паллиативной медицинской помощи (ПМП) должно сопровождаться оценкой степени важности элементов ее оказания с точки зрения пациентов и их ближайшего окружения. Непосредственное участие пациента в принятии решений о целях и методах лечения, соответствующих ценностям и желаниям пациента, отражает уход от традиционной патерналистской концепции медицины. Исследования зарубежных коллег подтверждают, что ПМП естественным образом включает удовлетворенность как пациента, так и его близких, которые также являются получателями оказываемой помощи, в ряд показателей качества ПМП [1—3]. Российские специалисты неоднократно подчеркивали, что цель ПМП — улучшение качества жизни пациентов и членов их семей, оказавшихся перед лицом смертельного заболевания — достигается путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли и других тягостных физических симптомов и, что очень важно, психосоциальной и духовной поддержке [4—5]. Исследования в этой области включают как экспертную оценку качества оказываемой помощи, так и мнения пациентов и их семей о качестве полученных услуг ПМП. Вопросники в исследованиях, как правило, отражают организационные, медицинские (облегчение симптомов) и коммуникативные аспекты получаемой помощи [7—12].

Потребность населения в ПМП в настоящее время является глобальной медико-социальной проблемой здравоохранения, решение которой должно приводить к повышению качества жизни пациентов с конечной стадией хронических прогрессирующих заболеваний [13]. Возрастающая с каждым годом потребность в оказании ПМП инкурабельным пациентам определяется рядом исследователей как следствие, с одной стороны, тенденции к старению населения, а с другой — роста численности пациентов с неинфекционной нозологией [14]. Организационные аспекты ПМП, оказываемой в соответствующих отделениях стационаров и онкологических диспансеров, в больничных и внебольничных условиях не теряют своей актуальности, а основной задачей остается максимально эффективная организация лечения пациентов как стационарно, так и амбулаторно [15]. Не менее важной задачей является и распространение успешного опыта перинатальной и неонатальной паллиативной медицинской помощи — ряд специалистов считают это одной из приоритетных задач в совершенствовании оказания такой помощи [16].

Вопрос доступности ПМП для нуждающихся пациентов в России в силу социальной значимости данного вопроса находится на особом контроле Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти и гражданского общества. На федеральном уровне ведется эффективное межведомственное взаимодействие по совершенствованию законодательства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ (НСиПВ). Среди его результатов — существенная оптимизация процедуры назначения и выписывания наркотических препаратов, а также декриминализация случаев нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенных по неосторожности и повлекших их утрату при осуществлении медицинской деятельности [17].

Для реального понимания результативности предпринимаемых государством усилий по совершенствованию ПМП должна проводиться регулярная оценка субъективной удовлетворенности пользователей ПМП. Такая оценка осуществляется ежегодно, начиная с 2021 г., по опросникам, разработанным авторами совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и утвержденным Минздравом России, и методологией исследования в соответствии с п. 18 Плана мероприятий (дорожной карты) «Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи» до 2024 года, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 28 июля 2020 г. за №6551п-П12 [18].

Оценка проводится на основании мнения получателей ПМП старше 18 лет, среди их родственников и законных представителей взрослых пациентов, а также среди родственников и законных представителей детей (до 18 лет), нуждающихся в ПМП, в отношении качества оказываемой помощи, обеспеченности лекарственными препаратами, в том числе содержащими наркотические средства и психотропные вещества, и медицинскими изделиями для использования на дому.

Зарубежный научный дискурс в этой области содержит многочисленные исследования уровня удовлетворенности пациентов и их семей услугами ПМП [19]. При разработке данного исследования использован накопленный международным научным сообществом опыт [7, 8], а также опыт российских общественных и профессиональных организаций, таких как Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи и фонда помощи хосписам «Вера».

Удовлетворенность пациентов должна являться основной целью программ здравоохранения, предусматривающих постоянное улучшение качества оказываемой помощи, что и зафиксировано в последних нормативных актах и в проводимых организационных и обучающих мероприятиях Минздрава России [20].

Цель исследования — оценить субъективное восприятие удовлетворенности оказанием паллиативной медицинской помощью ее получателями, их родственниками и законными представителями для реального понимания результативности предпринимаемых государством усилий по совершенствованию этого вида помощи.

Материал и методы

Материалом для анализа явились результаты социологического опроса пользователей ПМП старше 18 лет; родственников и законных представителей взрослых (старше 18 лет) пациентов, нуждающихся в ПМП; родственников и законных представителей детей (до 18 лет), нуждающихся в ПМП. Опрос проведен в сентябре—октябре 2022 г. методом личных интервью по месту жительства представителей данных целевых групп и в медицинских организациях, оказывающих ПМП. Выборка опроса при проведении исследования в 2022 г. составила 900 респондентов. Для опроса отбирались респонденты, постоянно проживающие на территории субъекта Российской Федерации, в котором проводится опрос. Предельная ошибка выборки исследования составила 2,75% на уровне значимости p<0,1, что является достаточным для первичной оценки уровня качества оказания паллиативной медицинской помощи в стране. Для каждой из подгрупп предельная ошибка выборки не превышала в исследовании 2022 г. 4,76%, а в исследовании 2021 г. — 5,83% на уровне значимости p<0,1. Полученные данные сравнивали с данными аналогичного исследования 2021 г. для выявления динамики отношения к ПМП включенных в исследование групп респондентов

Определение качества ПМП осуществлялось на конкретных примерах: респондентов просили дать оценку по результатам их собственных посещений врача/медицинской организации. Таким образом, методология исследования позволила обеспечить высокий уровень качества ответов и личную заинтересованность респондентов в исследовании, а также минимизировать влияние на ответы респондентов внешних факторов, таких как общественное мнение, публикации в СМИ и прочее.

Результаты

Выявлено положительное отношение к качеству оказания ПМП как населения в целом (рис. 1), так и лиц, включенных в исследуемые целевые группы по оказанию ПМП на дому и в стационаре (рис. 2). Оценка качества ПМП проводилась респондентами по 5-балльной шкале, в которой 1 балл соответствовал низкому, неудовлетворительному качеству ПМП, 5 баллов — очень высокому качеству ПМП.

Рис. 1. Динамика общей оценки качества паллиативной медицинской помощи за период 2021—2022 гг. (в баллах, максимальное значение 5 баллов).

Рис. 2. Динамика общей оценки качества паллиативной медицинской помощи в стационаре и на дому в исследуемых целевых группах за период 2021—2022 гг. (в баллах, максимальное значение 5 баллов).

Общая оценка качества ПМП остается на достаточно высоком уровне и практически не изменилась (см. рис. 1). Оценка же качества ПМП взрослыми ее получателями, их родственниками и законными представителями выросла на 0,2 пункта и практически приблизилась к максимальной оценке ПМП, оказываемой как в стационаре (4,6 балла из 5), так и на дому (4,7 балла из 5) (см. рис. 2). Родственники и законные представители детей несколько снизили свою оценку ПМП, оказываемой их детям, но оценка продолжает оставаться высокой и превышает 4 балла (высокое качество ПМП) по 5-балльной шкале. Причем изменение оценки, оказываемой детям ПМП в стационаре, находится в пределах статистической погрешности.

В исследовании также ставилась задача подтвердить важность самого факта оказания ПМП для физического и психологического состояния пациентов, оказавшихся в тяжелой психологической ситуации (табл. 1). Оценка субъективного состояния проводилась по 4-балльной шкале. Оценка 1 балл означала, что ПМП совсем не помогает чувствовать себя лучше, а оценка 4 балла — определенно помогает чувствовать себя лучше.

Таблица 1. Динамика субъективной оценки влияния оказываемой паллиативной медицинской помощи на психолого-физическое состояние пациентов, (в баллах, максимально 4 балла)

ПМП помогает ее получателям ощущать себя

Общая оценка

Пациенты

Родственники взрослых пациентов

Родственники пациентов-детей

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

Физически лучше

2,7

2,6

2,5

2,6

2,7

2,7

2,9

2,4

Психологически и духовно лучше

2,6

2,5

2,4

2,6

2,7

2,6

2,7

2,2

Полноценным членом общества

2,6

2,4

2,4

2,4

2,6

2,5

2,6

2,0

Как видно из табл. 1, оценки выше 2 баллов свидетельствуют о том, что ПМП, оказываемая в условиях стационара и на дому, скорее помогает чувствовать себя лучше как физически, так и психологически, в том числе ощущать себя полноценными членами общества. Именно оценки собственного психологического состояния взрослыми пациентами за последний год значимо выросли. Оценки же родственников пациентов-детей несколько снизились, что может быть обусловлено различными факторами, поэтому необходим дальнейший анализ ситуации. Тем не менее можно отметить положительное влияние ПМП на субъективную оценку состояния пациентов.

Наиболее часто обсуждаемая в информационном пространстве проблема — возможность получения рецепта на наркотические препараты. В представленном исследовании ситуация с выписыванием рецепта, по оценке взрослых пациентов, получающих ПМП, значительно улучшилась (табл. 2), количество респондентов, долго и сложно получавших рецепт на наркотические препараты, статистически значимо сократилось с 7,9% в 2021 г. до 2,2%. Аналогично ситуацию в этой проблемной области оценили и родственники взрослых пациентов. Доля лиц, долго и сложно получавших рецепт на наркотические препараты, также статистически значимо сократилась с 8,7 до 0,6%. Мы выявили статистически значимый рост доли респондентов исследуемой группы родственников пациентов-детей, у которых была необходимость в наркотических препаратах — с 11,1% в 2021 г. до 27,6% в 2022 г. Настораживает, что при таком значительном росте потребности в выписке наркотических препаратов для детей выросла, хотя и статистически незначимо, доля респондентов, долго и сложно получавших на них рецепт (с 0 до 3,3%) (см. табл. 2).

Таблица 2. Динамика реализации потребности в рецепте на наркотические препараты в 2021—2022 гг., (%)

Ответ на запрос

Пациенты

Родственники взрослых пациентов

Родственники пациентов-детей

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

Рецепт получили беспрепятственно

36,6

35,3

44,6

48,6

11,1

23,3

Рецепт получали долго и сложно

7,9

2,2

8,7

0,6

0,0

3,3

Рецепт не получили

0,0

0,6

0,4

0,6

0,0

1,0

Не было необходимости

53,7

56,8

44,2

46,3

88,9

61,0

Затрудняюсь ответить

1,8

5,0

2,2

3,8

0,0

11,4

Для лучшего понимания проблем, связанных с выписыванием рецепта на наркотические препараты, исследовался вопрос своевременности оказания медицинской помощи по купированию болевого синдрома, с точки зрения респондентов. Так, сравнение результатов исследований показало, что ситуация с купированием болевого синдрома значительно улучшается. Если в 2021 г. лишь 55,6% родственников детей, нуждающихся в ПМП, отметили своевременность купирования, то в 2022 г. их стало 85,5% (рис. 3). Полученное статистически значимое различие свидетельствует об эффективности принимаемых мер по совершенствованию оказания ПМП.

Рис. 3. Динамика своевременности купирования болевого синдрома по оценке паллиативной медицинской помощи, данной родственниками пациентов-детей, в 2021—2022 гг.

Важной составляющей качества оказания ПМП является и информированность лиц, нуждающихся в ПМП, о порядке обеспечения требуемыми медицинскими изделиями на дому (табл. 3).

Таблица 3. Информирование медицинскими работниками нуждавшихся в обеспечении медицинскими изделиями на дому о порядке их получения, (%)

Проинформировал ли Вас медицинский работник о порядке обеспечения медицинскими изделиями на дому (из нуждавшихся)?

Пациенты

Родственники пациентов

Родственники пациентов-детей

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

2022 г.

Да

63,1

75,6

81,5

82,1

95,5

75,3

Нет

23,1

14

11,3

10,4

2,6

14,9

Затрудняюсь ответить

13,8

10,5

7,3

7,6

1,9

9,8

По сравнению с 2021 г. активность медицинского персонала по информированию о возможностях пациентов, нуждающихся в ПМП, значительно возросла — с 63,1 до 75,6% в 2022 г. Различия статистически значимы и отражают повышение уровня внимания к пациентам, нуждающимся в медицинских изделиях для использования в домашних условиях. Приходится отметить и некоторое снижение уровня информирования родственников детей-пациентов о возможностях обеспечения медицинскими изделиями для использования их в домашних условиях.

Обсуждение

Проблема качества оказания ПМП неоднократно обсуждалась отечественными и зарубежными специалистами, и в процессе этих дискуссий выявлены некоторые пробелы в качестве ПМП в таких областях, как лечение боли и симптомов, коммуникация и планирование ухода [17—19]. На уровне Правительства Российской Федерации результирующим документом этой дискуссии стал План мероприятий (дорожная карта) «Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи» до 2024 г. №6551п-П12, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 28 июля 2020 г. [18]. В результате Россия стала одной из немногих стран, в которых программы паллиативной помощи включают измерение качества на регулярной основе [21—24]. Российское здравоохранение одним из первых стало внедрять активный независимый мониторинг качества оказания ПМП на общенациональном уровне именно как государственную задачу обеспечения нуждающихся в такой помощи на высоком уровне.

До проведения исследования авторами разработаны и утверждены методические рекомендации по проведению этого исследования с описанием результатов предварительных пилотных исследований. Важно, что и наше исследование, и ранее проведенные исследования в некоторых медицинских организациях показали взаимосвязь между качеством жизни и оказанием ПМП. Так, в ряде рандомизированных исследований выявлено, что по сравнению с обычным уходом, ПМП не только улучшает качество жизни, но и продлевает жизнь на 30% [15—17]. Важно, что исследование показало позитивный рост субъективной оценки физического, психологического и духовного состояния именно в группе взрослых пациентов с 4,4 до 4,6 балла по 5-балльной шкале, а оценка качества ПМП со стороны родственников взрослых пациентов выросла с 4,5 в 2021 г. до 4,7 балла в 2022 г. Но даже самые низкие оценки качества ПМП со стороны родственников детей не опускаются ниже 4,3 балла по 5-балльной шкале. При анализе оценок родственниками необходимо учитывать, что их оценки могут подвергаться влиянию факторов, не связанных с субъективным восприятием своего состояния непосредственно пациентом. Поэтому интерпретация мнения группы респондентов, представляющих мнение родственников детей-пациентов, затруднительна. При анализе результатов исследований мы также учитывали увеличение выборки по сравнению с исследованием 2021 г. в 1,5 раза — с 600 до 900 респондентов. Устойчивость результатов при увеличении выборки также свидетельствует о неслучайности данных, подтверждающих высокий уровень оказания ПМП.

Совместные усилия Минздрава России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессионального сообщества и общественных организаций приводят к улучшению состояния проблемы с выпиской рецептов на наркотические препараты. Количество респондентов, у которых были сложности с получением рецептов, уменьшилось, как показало исследование, в несколько раз (см. табл. 2) — в 3,5 раза в группе взрослых пациентов и в 14,5 раза в группе родственников взрослых пациентов. В группе родственников детей-пациентов на 27,9% увеличилась потребность в выписке рецептов, и при этом 84,4% респондентов из тех, кому требовался рецепт, получили его беспрепятственно. Но для лиц этой группы сохраняется существенная доля риска при получении рецепта на наркотические препараты и психотропные вещества, что свидетельствует о необходимости и далее проводить активное информирование медицинских работников и родственников пациентов.

Позитивная динамика зафиксирована в ходе исследования и в вопросе своевременного оказания помощи детям-пациентам по купированию болевого синдрома при поступлении ребенка в медицинскую организацию. По субъективной оценке, данной респондентами, оперативность купирования болевого синдрома выросла в 1,5 раза — с 56,5 до 85,5% в 2022 г.

Значительно улучшилась ситуация и с информированием пациентов о порядке обеспечения медицинскими изделиями на дому. Так, в 2021 г. лишь 63,1% респондентов утверждали, что медицинский работник проинформировал их о порядке обеспечения медицинскими изделиями на дому, а в 2022 г. число таких респондентов увеличилось до 75,6%. Несколько снизилось число респондентов группы родственников пациентов-детей, которых медицинский персонал информировал по этой теме. Это говорит о том, что необходимо продолжать проводить специальную разъяснительную работу с медицинскими работниками, занятыми в сфере оказания ПМП, о важности правильной и полноценной коммуникации с пациентами и их законными представителями по всем аспектам лечебного процесса и прав пациентов на доступные им социальные льготы.

Регулярный мониторинг в сфере оказания ПМП способствует выделению проблемных зон и позволяет совершенствовать данный вид помощи, повышать качество жизни пациентов и их родственников. Перспективным направлением исследований может стать сфера родовспоможения, а именно перинатальная паллиативная помощь, охватывающая три периода: до родов, роды и неонатальный период [25]. Грамотное оказание перинатальной ПМП может улучшить качество жизни семей, оказавшихся в ситуации тяжелого репродуктивного выбора, что в дальнейшем позволит им преодолеть сильный стресс и не отказываться от возможности стать родителями. Такой подход представляется актуальным в контексте решения проблемы снижения рождаемости.

Выводы

1. В целом результаты опроса получателей паллиативной медицинской помощи показывают не только сохраняющуюся достаточно высокой оценку удовлетворенности респондентов оказываемой помощью, но и ее рост как в группе взрослых пациентов, так и в группе родственников взрослых пациентов.

2. Необходимо обратить внимание на некоторые проблемы, не имеющие массовый характер, но доставляющие неудобства некоторым пациентам, особенно родственникам детей, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи.

3. Важность оказания паллиативной медицинской помощи подтверждается оценками субъективного физического и духовно-психологического состояния пациентов; особо необходимо усилить внимание к созданию условий, при которых лица, получающие паллиативную медицинскую помощь, будут ощущать себя полноценными членами общества.

4. Результаты исследования должны помочь специалистам, принимающим участие в организации и оказании паллиативной медицинской помощи, разработать систему мероприятий по совершенствованию данного вида помощи в Российской Федерации.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала, статистический анализ данных, написание и редактирование текста — В.Н. Бузин, Д.В. Невзорова, Т.С. Бузина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Kamal AH, Kirkland KB, Meier DE, Morgan TS, Nelson EC, Pantilat SZ. A Person-Centered, Registry-Based Learning Health System for Palliative Care: A Path to Coproducing Better Outcomes, Experience, Value, and Science. Journal of Palliative Medicine. 2018;21(S2):61-67.  https://doi.org/10.1089/jpm.2017.0354
  2. Peruselli C, Paci E, FranceschiP, Legori T, Mannucci F. Outcome evaluation in a home palliative care service. Journal of Pain and Symptom Management. 1997;13(3):158-165.  https://doi.org/10.1016/s0885-3924(96)00320-x
  3. Higginson I, Wade A, McCarthy M Palliative care: views of patients and their families. BMJ. 1990;301(6746):277-281.  https://doi.org/10.1136/bmj.301.6746.277
  4. Новиков Г.А., Введенская Е.С., Зеленова О.В., Рудой С.В., Вайсман М.А., Подкопаев Д.В., Абрамов С.И. Эпидемиологическое исследование с целью оценки потребности онкологических пациентов в паллиативной медицинской помощи в России. Паллиативная медицина и реабилитация. 2018;(1):5-9. 
  5. Новиков Г.А., Рашид М.А., Вайсман М.А., Харах Я.Н., Ларгина М.О., Подкопаев Д.В., Арутюнов С.Д. Проблема персонифицированной коммуникации врач-пациент в паллиативной медицине. Паллиативная медицина и реабилитация. 2022;(4):5-11. 
  6. Заречнов В.Н., Кузнецов А.Б., Смирнов А.Е., Селиверстова Н.А. К вопросу о духовной поддержке инкурабельных пациентов. Главврач. 2021;(4):63-73.  https://doi.org/10.33920/med-03-2104-06
  7. Aspinal F, Addington-Hall J, Hughes R, Higginson IJ. Using satisfaction to measure the quality of palliative care: a review of the literature. Journal of Advanced Nursing. 2003;42(4):324-339.  https://doi.org/10.1046/j.1365-2648.2003.02624.x
  8. De Roo ML, Leemans K, Claessen SJ, Cohen J, Pasman HR, Deliens L, Francke AL; EURO IMPACT. Quality indicators for palliative care: update of a systematic review. Journal of Pain and Symptom Management. 2013; 46(4):556-572.  https://doi.org/10.1016/j.jpainsymman.2012.09.013
  9. Miyashita M, Morita T, Ichikawa T, Sato K, Shima Y, Uchitomi Y. Quality indicators of end-of-life cancer care from the bereaved family members’ perspective in Japan. Journal of Pain and Symptom Management. 2009;37(6): 1019-1026. https://doi.org/10.1016/j.jpainsymman.2008.05.015
  10. Dy SM, Kiley KB, Ast K, Lupu D, Norton SA, McMillan SC, Herr K, Rotella JD, Casarett DJ. Measuring what matters: topranked quality indicators for hospice and palliative care from the American Academy of Hospice and Palliative Medicine and Hospice and Palliative Nurses Association. Journal of Pain and Symptom Management. 2015;49(4):773-781.  https://doi.org/10.1016/j.jpainsymman.2015.01.012
  11. Рашид М.А., Новиков Г.А., Вайсман М.А., Харах Я.Н., Ларгина М.О., Подкопаев Д.В., Арутюнов С.Д. Практические аспекты персонифицированной коммуникации врач-пациент в паллиативной медицине. Паллиативная медицина и реабилитация. 2023;(1):5-14. 
  12. Бузин В.Н., Бузина Т.С. Взаимоотношения врача и пациента в информационном обществе. Профилактическая медицина. 2020;23(5):111-116.  https://doi.org/10.17116/profmed202023051111
  13. Задворная О.Л., Рахимова О.Ю. Медико-социальные аспекты развития паллиативной медицинской помощи. Вестник Росздравнадзора, 2020;(2):47-56. 
  14. Доника А.Д. Социально-психологическая компетентность медицинских специалистов в контексте оказания паллиативной помощи. Актуальные вопросы гигиены. Сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Издательство: Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова; 2021;112-117. 
  15. Черчинцева Е.А., Конопацкова О.М., Евдокимов Г.М. Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи онкологическим больным в Саратовской области. Паллиативная медицина и реабилитация. 2022;(1):5-8. 
  16. Полевиченко Е.В. Помочь родителям оставаться родителями. Pallium: паллиативная и хосписная помощь. 2020;4(9):18-20. 
  17. Невзорова Д.В., Шершакова Л.В. Командная работа: итоги мероприятий, направленных на повышение доступности и качества обезболивания в Российской Федерации, за 1-е полугодие 2022 года. Pallium: паллиативная и хосписная помощь. 2022;16(3):4-5. 
  18. План мероприятий (дорожной карты) «Повышение качества и доступности паллиативной медицинской помощи» до 2024 года». Утвержден Правительством Российской Федерации 28.07.20 №6551п-П12. Ссылка активна на 09.07.23.  https://government.ru/news/40112/
  19. Sandsdalen T, Rystedt I, Grøndahl VA, Hov R, Høye S, Wilde-Larsson B. Patients’ perceptions of palliative care: adaptation of the Quality from the Patient’s Perspective instrument for use in palliative care, and description of patients’ perceptions of care received. BMC Palliative Care. 2015;14(1):14-54.  https://doi.org/10.1186/s12904-015-0049-4
  20. Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ссылка активна на 09.07.23.  https://www.kremlin.ru/acts/bank/34333
  21. Невзорова Д.В., Бузин В.Н., Устинова А.И. Оценка удовлетворенности доступности обезболивания при оказании паллиативной медицинской помощи. Взгляд пациента и его родственников. Pallium: паллиативная и хосписная помощь. 2022;16(3):14-22. 
  22. Бузин В.Н., Невзорова Д.В. Оценка населением качества и доступности паллиативной помощи: социологическое исследование. Социальные аспекты здоровья населения. 2022;68(4):9. Ссылка активна на 09.07.23.  https://doi.org/10.21045/2071-5021-2022-68-4-9
  23. Дубгорин А.А., Коваленко Е.В., Балакина Д.Д., Анников Ю.Г. Проблемы и перспективы организации паллиативной медицинской помощи в России (обзор нормативных актов). Саратовский научно-медицинский журнал. 2021;17(2):214-220. 
  24. Хабриев Р.У., Коломийченко М.Е. Лекарственное обеспечение при оказании паллиативной медицинской помощи: обзор нормативных правовых актов. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(1):5-9.  https://doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-1-5-9
  25. Полевиченко Е.В., Бокерия Е.Л., Суханова Е.И. Паллиативная медицинская помощь в перинатальном и неонатальном периодах: ресурсы и принципы организации. М.: Проспект; 2022.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.