Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Жидкова Е.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД»

Гутор Е.М.

Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД»

Ткаченко Ю.А.

Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «Российские железные дороги»

Джиоева О.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Орлова А.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Гуревич К.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ»

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Особенности трудовой деятельности и модифицируемых факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников железных дорог московского региона

Авторы:

Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Ткаченко Ю.А., Джиоева О.Н., Орлова А.А., Гуревич К.Г., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 566

Загрузок: 32


Как цитировать:

Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Ткаченко Ю.А., Джиоева О.Н., Орлова А.А., Гуревич К.Г., Драпкина О.М. Особенности трудовой деятельности и модифицируемых факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников железных дорог московского региона. Профилактическая медицина. 2022;25(2):26‑31.
Zhidkova EA, Gutor EM, Tkachenko YuA, Dzhioeva ON, Orlova AA, Gurevich KG, Drapkina OM. Features of labor activity and modifiable risk factors for the development of cardiovascular diseases among employees of Moscow region railways. Russian Journal of Preventive Medicine. 2022;25(2):26‑31. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20222502126

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­пер­то­ни­чес­кая бо­лезнь в по­пу­ля­ции и про­фи­лак­ти­ка в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях: проб­ле­мы и пу­ти ре­ше­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):23-29
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55
Связь деп­рес­сии и тре­во­ги с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями: роль не­га­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):74-80
Фи­зи­чес­кая ак­тив­ность при сар­ко­пе­нии: ре­аби­ли­та­ци­он­ные под­хо­ды в про­фи­лак­ти­ке и ле­че­нии воз­рас­тной па­то­ло­гии мы­шеч­ной тка­ни. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):52-60
Пан­кре­ато­ду­оде­наль­ная ре­зек­ция — ре­зуль­та­ты и пер­спек­ти­вы (двух­цен­тро­вое ис­сле­до­ва­ние). Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(5):13-21

Введение

Здоровье водителей транспортных средств — приоритет многих стран, поскольку управление транспортным средством требует концентрации внимания и сопряжено с высоким уровнем ответственности [1]. Основные производственные факторы, оказывающие негативное влияние на здоровье машинистов железнодорожного транспорта — гиподинамия, стресс, ненормированный график работы [2—4]. Кроме того, длительное воздействие производственных факторов, таких как шум, вибрация, может предрасполагать к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и тревожных расстройств [5, 6].

Периодические и предрейсовые медицинские осмотры работников направлены на раннюю диагностику и лечение хронических неинфекционных заболеваний, выявление факторов риска их возникновения [7]. Высокие требования и пристальное внимание к здоровью машинистов необходимы и для минимизации возможного развития экстренных состояний в кабине, таких как острый инфаркт миокарда или острое нарушение мозгового кровообращения, которые могут повлечь за собой угрозу безопасности железнодорожного движения и жизни машиниста и пассажиров.

Крупнейшим железнодорожным перевозчиком в России является ОАО «Российские железные дороги» («РЖД»). На ОАО «РЖД» приходится более 27% пассажирооборота и более 45% грузооборота всей транспортной системы России. Работниками компании являются более 700 тыс. человек. На Московской железной дороге работают 6126 машинистов и 4611 помощников машинистов.

АО «Центральная пригородная пассажирская компания» («ЦППК») — крупнейший пригородный перевозчик, действующий на всех направлениях Московской железной дороги и обеспечивающий пассажиропоток 1,6 млн пассажиров в сутки. В штате компании находятся более 9 тыс. человек, 1083 из них являются машинистами, а 1155 — их помощниками.

Цель исследования — изучить особенности трудовой деятельности и корригируемых факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников железнодорожного транспорта.

Материал и методы

Исследование одобрено межвузовским комитетом по этике и проведено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской Декларации.

Участниками исследования стали 1 236 работников локомотивных бригад мужского пола, машинисты и их помощники: 778 из них работали в ОАО «РЖД» и 458 в АО «ЦППК» (табл. 1). Исследуемые группы сравнимы по возрасту, стажу работы и ряду других социальных характеристик. Исследование проведено путем анкетирования лиц, работающих в Москве в 2021 г. Машинистам и помощникам машинистов предлагалось в добровольном порядке заполнить анкету, содержавшую 45 вопросов об особенностях условий труда и образа жизни, влияющих на состояние здоровья [8]. Анкета разработана с использованием инструмента STEPS. В исследовании участвовали только мужчины, поскольку до 2021 г. женщины законодательно не могли работать на должностях машинист/помощник машиниста. Сбор первичной информации продолжался в течение 2,5 мес. Все лица, включенные в исследование, подписали информированное добровольное согласие.

Таблица 1. Характеристика работников железнодорожного транспорта, включенных в исследование

Место работы

Число машинистов, %

Состоят в браке, %

Проживают в отдельной квартире, %

n

ОАО «РЖД»

70,1

70,8

71,9

778

1236

АО «ЦППК»

47,2

61,6

68,6

458

p

<0,001

0,020

0,004

Сбор и обработка полученных данных осуществлены с использованием программ Excel и Statistica. Сравнение величин, выраженных в процентах, проведено с помощью метода χ2, сравнение средних величин — на основании U-критерия Манна—Уитни. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.

Результаты

Возрастная характеристика исследуемых представлена в виде круговой диаграммы (рис. 1, 2). При сравнении обращает на себя внимание, что доля молодых людей в группе АО «ЦППК» несколько выше, чем в группе ОАО «РЖД».

Рис. 1. Возрастная структура проанкетированных работников ОАО «Российские железные дороги».

Рис. 2. Возрастная структура проанкетированных работников АО «Центральная пригородная пассажирская компания».

При сравнении групп по условиям труда обнаружено, что сменный график работы имели 72,1% сотрудников АО «ЦППК» и 29,9% сотрудников ОАО «РЖД» (табл. 2). При этом 42,3% сотрудников ОАО «РЖД» имели явочный вызывной график. Наличие переработок (1 и более в месяц) отметили участники обеих групп: 55,65% респондентов группы ОАО «РЖД» и 58,3% — группы АО «ЦППК, статистически значимых различий между группами нет.

Таблица 2. Сравнение групп по условиям организации труда

Параметр

ОАО «РЖД», %

АО «ЦППК», %

p

График работы:

<0,001

сменный

29,9

72,1

явочный твердый

27,8

25,2

явочный вызывной

42,3

2,7

Наличие переработок

55,65

58,3

0,360

Как добирается на работу:

<0,001

общественный транспорт

39,3

74,2

личный автомобиль

43,6

10,5

велосипед

0,26

0,66

пешком

15

9,4

другое (в том числе комбинированный способ, такси, служебный транспорт)

1,84

5,24

Основным способом прибытия на работу был личный автомобиль у 43,6% исследуемых группы ОАО «РЖД» и общественный транспорт у 74,2% исследуемых группы АО «ЦППК». Почти в 3 раза чаще сотрудники АО «ЦППК» выбирали велосипед как средство передвижения.

При изучении производственных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний обращает на себя внимание то, что сотрудники ОАО «РЖД» в 2 раза чаще жаловались на охлаждение кабины в зимнее время, ее перегрев в летний период и наличие сквозняков (табл. 3). Большее число сотрудников ОАО «РЖД» по сравнению с сотрудниками АО «ЦППК» отмечали вибрацию в кабине и длительное пребывание в вынужденном положении во время управления поездом.

Таблица 3. Сравнение групп по наличию производственных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний

Параметр

ОАО «РЖД», %

АО «ЦППК», %

p

Шум в кабине

53

47,6

0,067

Вибрация в кабине

47,2

37,1

<0,001

Охлаждение в зимний период

48,5

26

<0,001

Перегрев в летний период

64,9

30,6

<0,001

Сквозняки в кабине

62,1

31,2

<0,001

Недостаток физической активности во время управления поездом

57,6

41

<0,001

Случаи выхода на работу при ощущении недомогания

49

53,1

0,164

Сотрудники АО «ЦППК» статистически значимо чаще питались нерегулярно, выбирали для приема пищи рестораны быстрого питания (табл. 4). По остальным поведенческим факторам риска — курению, злоупотреблению алкоголем, недостаточному употреблению овощей и фруктов, употреблению полуфабрикатов, готовых продуктов питания, чрезмерному употреблению соли, низкой физической активности, — статистически значимых различий между группами не было.

Таблица 4. Сравнение групп по наличию поведенческих факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний

Параметр

ОАО «РЖД», %

АО «ЦППК», %

p

Курение

41,5

43,3

0,540

Злоупотребление алкоголем

2,06

0,66

0,054

Недостаточное потребление овощей

72,1

64,4

0,045

Недостаточное потребление фруктов

75,8

75,3

0,840

Нерегулярное питание

23,9

30,8

0,008

Употребление полуфабрикатов, готовых продуктов питания

43,7

47,17

0,240

Прием пищи в ресторанах быстрого питания

33,9

48,9

<0,001

Частое употребление соли

41,1

37,1

0,170

Низкая физическая активность

41,1

42,1

0,090

Средние значения индекса массы тела (ИМТ) у исследуемых обеих групп статистически значимо не различаются и соответствуют избыточной массе тела согласно классификации ожирения, предложенной Всемирной организацией здравоохранения: 26,39 (24,34; 28,73) в группе ОАО «РЖД» и 26,42 (24,26; 29,26) в группе АО «ЦППК» (табл. 5). Очевидна зависимость ИМТ от возраста: показатели ИМТ выше у представителей старших возрастных групп.

Таблица 5. Сравнение групп и возрастных подгрупп по индексу массы тела

Параметр

ОАО «РЖД»

АО «ЦППК»

p

Индекс массы тела

26,39 (24,34; 28,73)

26,42 (24,26; 29,26)

0,8

Индекс массы тела в зависимости от возраста, лет:

18—24

24,69 (22,60; 26,81)

23,55 (21,63; 25,50)

25—29

24,84 (22,84; 27,70)

25,81 (24,02; 29,03)

30—34

26,30 (24,49; 28,09)

26,75 (24,8; 29,05)

35—44

27,04 (24,69; 29,40)

27,77 (25,36; 30,37)

45—54

28,06 (25,85; 29,56)

27,31 (24,84; 29,39)

55 и старше

27,76 (25,90; 30,25)

27,76 (26,04; 30,19)

Тем не менее респонденты двух групп различались по медицинской активности (табл. 6). По сравнению с сотрудниками АО «ЦППК» сотрудники ОАО «РЖД» чаще обращались к врачу за прошедший год, принимали лекарственные препараты и получали лист временной нетрудоспособности. Респондентов с хроническими заболеваниями в группе ОАО «РЖД» было в 2 раза больше, в 4 раза чаще сотрудников ОАО «РЖД» отстраняли от работы по результатам предрейсового медицинского осмотра. Большинство опрошенных, 72,6% участников группы ОАО «РЖД» и 58,1% группы АО «ЦППК», считают, что работа негативно влияет на состояние их здоровья.

Таблица 6. Сравнение групп по медицинской активности

Параметр

ОАО «РЖД», %

АО «ЦППК», %

p

Прием препаратов, включая витаминные и минеральные комплексы

48,6

33,6

<0,001

Считает, что работа негативно влияет на состояние здоровья

72,6

58,1

<0,001

Обращение к врачу за последние 12 мес

64,3

47,2

<0,001

Получение листа временной нетрудоспособности

58

49,6

0,004

Вызов СМП за последние 12 мес

5,1

4,6

0,690

Отстранения от рейса

8

1,7

<0,001

Наличие хронических заболеваний

19

8,7

<0,001

Вакцинация от гриппа

49,2

37,3

<0,001

Реконвалесцент COVID-19

15,7

19,65

0,074

В группе ОАО «РЖД» вакцинировались от гриппа 49,2% анкетируемых, в то время как доля привитых в группе АО «ЦППК» была ниже — 37,3%. Доля переболевших COVID-19 среди работников ОАО «РЖД» и АО «ЦППК» составила 15,7 и 19,65% соответственно.

Обсуждение

Результаты исследования продемонстрировали различия в условиях труда работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» и АО «ЦППК», которые связаны прежде всего с особенностями организации перевозок. Следует отметить, что АО «ЦППК» выполняет исключительно пассажирские перевозки, а также обладает более обновленным подвижным составом, что отражается в меньшем воздействии производственных факторов на данную группу. Дальнейшая модернизация локомотивного парка позволит улучшить условия труда машинистов [9].

Статистически значимое число проанкетированных работников отмечает наличие переработок. Это может быть обусловлено дефицитом кадров или организационными ошибками. Доказано, что сверхурочная работа увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и психических расстройств [10], поэтому минимизация количества переработок должна стать одной из целей государственных и корпоративных программ.

Машинисты и их помощники АО «ЦППК» в меньшей степени придерживаются принципов здорового образа жизни. Обращает на себя внимание, что большинство работников обеих групп имеет избыточную массу тела или ожирение. Все это указывает на необходимость продолжения методической работы по устранению ведущих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, гиподинамии, нерационального питания [11]. Существующие корпоративные программы должны быть уточнены и расширены, могут быть рассмотрены различные способы мотивирования работников [12].

Машинисты ОАО «РЖД» чаще обращаются к врачу, принимают лекарственные препараты и получают лист временной нетрудоспособности. Вероятно, это связано с более напряженным графиком работы, большей долей работников среднего возраста в возрастной структуре. Выявленная разница в медицинской активности машинистов ОАО «РЖД» и АО «ЦППК» может быть связана с различной организацией их медицинского сопровождения, системы профилактических и реабилитационных мероприятий. Полученные данные указывают на то, что данную работу необходимо совершенствовать и развивать [13, 14].

Заключение

Машинисты и помощники машинистов локомотивных бригад ОАО «Российские железные дороги» и АО «Центральная пригородная пассажирская компания», работающие в Москве, имеют различные условия организации трудового процесса и частоту воздействия производственных факторов. Принявшие участие в исследовании работники различаются и по наличию поведенческих факторов риска.

Полученные результаты позволили выявить проблемные зоны в организации труда и охране здоровья работников железнодорожного транспорта. В дальнейшем на основе этих данных могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию условий труда и модификации образа жизни машинистов и их помощников компаний.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — К.Г. Гуревич, О.М. Драпкина; сбор и обработка материала — Е.А. Жидкова, Е.М. Гутор, Ю.А. Ткаченко; статистическая обработка — А.А. Орлова; написание текста — А.А. Орлова, К.Г. Гуревич; редактирование — К.Г. Гуревич, О.Н. Джиоева, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.