Введение
Добровольческое движение с каждым годом приобретает все большую активность как в нашей стране, так и в мире. Оно позволяет более активно вовлечь людей в общественно полезную деятельность, является важным звеном воспитательной и патриотической работы. Добровольцы принимают участие во всех значительных событиях страны, реализуют социальные, экологические, патриотические, культурные проекты.
Одним из наиболее широко представленных направлений добровольческого движения как у нас в стране, так и в мире является медицинское. При этом масштаб волонтерских организаций (как и оказываемая ими помощь) варьирует от совсем небольших локальных групп до крупнейших международных ассоциаций, таких как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Деятельность добровольческих движений направлена на удовлетворение потребностей населения, актуальных в конкретном регионе мира, и на решение задач, обусловленных глобальными вызовами. Например, в США, где стоимость медицинских услуг высока, распространены добровольческие ассоциации бесплатных и благотворительных клиник, деятельность которых заключается в обеспечении доступа людей с недостаточным медицинским обслуживанием к бесплатной либо недорогой качественной медицинской помощи [1, 2].
Гуманитарный кризис, связанный с миграцией беженцев в страны Европы, способствовал созданию волонтерской организации Medical volunteers international, которая обеспечивает первичную медико-санитарную помощь беженцам в ряде городов Греции, помогая более 4000 пациентам ежемесячно [3]. Ряд добровольческих организаций в Европе, Северной Америке дает возможность волонтерам реализовать свой потенциал в международных программах, помогая нуждающимся в развивающихся странах Южной Африки, Латинской Америки и прочих. Например, Maximo Nivel — организация, проводящая образовательные волонтерские поездки в страны Латинской Америки, применяет многоступенчатые волонтерские программы. В них молодой волонтер начинает свою деятельность, выполняя сначала самые простые обязанности, а затем, по мере получения опыта и знаний, приступает к работе вместе с врачами и медсестрами, помогая пациентам в развивающихся странах [4]. Невозможно переоценить роль добровольцев, оказывающих помощь больным в период пандемии новой коронавирусной инфекции [5].
Широко развито медицинское добровольческое движение и в России. В нашей стране в добровольческой деятельности участвуют различные возрастные и социальные группы — школьники, сотрудники организаций (корпоративное волонтерство), пожилые люди, однако главным звеном волонтерского движения, безусловно, выступают молодые люди — студенты средних и высших учебных заведений, а также молодые специалисты. Наиболее крупными медицинскими волонтерскими организациями в России являются: волонтерское движение «Волонтеры-медики», волонтерские движения медицинских вузов, различные некоммерческие организации и благотворительные фонды. Проекты волонтеров многогранны — это адресная помощь больным, донорство, социальная работа, помощь в лечебно-профилактических организациях, реабилитация, просветительская деятельность по профилактике заболеваний.
Профилактическое направление составляет значительную часть работы студенческих волонтерских объединений. В условиях дефицита времени и высокой загруженности кадровых специалистов профилактического профиля помощь молодых коллег позволяет шире реализовывать санитарно-просветительскую деятельность среди различных социально-возрастных категорий населения. Наиболее частыми темами образовательных мероприятий являются: предупреждение заражения ВИЧ-инфекцией, профилактика табакокурения, наркомании, алкоголизма среди молодежи; обучение оказанию доврачебной помощи при инсульте, повышение уровня знаний по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета; соблюдение здорового образа жизни в целом [6, 7]. Реализация образовательных мероприятий осуществляется не только в формате лекций, но и с применением интерактивных моделей, таких как кейс-тренинг, дискуссия и пр.
Еще одним перспективным направлением профилактической деятельности, с нашей точки зрения, является работа по повышению приверженности населения иммунопрофилактике. Актуальность этой темы определена ростом антипрививочного движения в обществе. Достижения медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями усыпили в людях бдительность: в интернете, социальных сетях, среди родителей стали активно появляться призывы к отказу от прививок, обусловленные идеологическими или иными убеждениями. В 2019 г. Всемирная организация здравоохранения назвала отказ от прививок одной из глобальных угроз здоровью населения [8]. А в период пандемии коронавирусной инфекции проблема приверженности населения не только вакцинации, но и профилактическим мероприятиям в целом приобрела особую значимость.
Для решения этой задачи медицинским сообществом прилагается много усилий. Так, в частности, на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины Института общественного здоровья Сеченовского университета создан центр повышения приверженности иммунопрофилактике. Деятельность центра включает в себя образовательную, научно-методическую, информационную, научно-исследовательскую составляющие.
В рамках этой деятельности было подготовлено руководство «Тактика формирования приверженности вакцинопрофилактике», проводится мониторинг приверженности различных социально-возрастных групп населения иммунопрофилактике, осуществляется информационная поддержка сайта «Япривит.Ру» (специалисты о прививках). Еще одним направлением деятельности центра стал просветительский компонент с привлечением к работе студентов-волонтеров, учащихся профильного (профилактического) направления подготовки.
Студенческий волонтерский отряд «Авангард профилактики» был создан в начале 2019 г. на базе кафедры Эпидемиологии и доказательной медицины Института общественного здоровья совместно с Волонтерским центром Сеченовского университета. Добровольческое движение в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова имеет богатую историю и опыт. Оно активно развивается с 2009 г. — именно тогда студентами вуза был организован медико-социальный студенческий отряд «Маленький принц». Из этого движения выросло целое поколение волонтеров, способных организовывать помощь нуждающимся и находить пути из сложных жизненных ситуаций. Учащиеся университета стали важным звеном медицинской помощи в период пандемии COVID-19 — с первых дней студенты-волонтеры активно принимали участие в оказании помощи больным, помогая врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу.
Проект «От студента студенту — скажи вакцинации "Да!"»
В отряд «Авангард профилактики» вошли учащиеся профилактического профиля подготовки — студенты старших курсов Института общественного здоровья (бывший медико-профилактический факультет), заинтересованные в продвижении идей здорового образа жизни среди населения. Привлечение к этой работе студентов именно профильного направления подготовки является, с нашей точки зрения, ключевым, поскольку оно способствует их ранней интеграции в профессиональную профилактическую деятельность. Опыт, полученный в ходе реализации проекта, формирует у студентов навыки организации и проведения санитарно-просветительской работы среди населения.
Отбор участников отряда проводился с учетом наличия базового уровня знаний, полученных при обучении на профильных кафедрах. Свою деятельность волонтеры отряда начали с проекта «От студента студенту — скажи вакцинации "Да!"», направленного на повышение приверженности студентов немедицинских вузов Москвы к вакцинопрофилактике (рис. 1 на цв. вклейке).
Рис. 1. Модель профилактической программы по повышению приверженности иммунопрофилактике с привлечением волонтеров — студентов профилактического профиля подготовки.
Включение учащейся молодежи в целевую аудиторию проекта обусловлено тем, что молодые люди являются группой населения, значительная часть которых в ближайшие несколько лет станут родителями («Будущие родители»). Кроме того, являясь социально активной группой, они могут и сами ретранслировать информацию о вакцинации среди своих знакомых, родителей, размещать и комментировать ее в социальных сетях и др. Не следует забывать и о необходимости проведения ряда прививок им самим — прежде всего речь идет о ежегодной иммунизации против гриппа, вакцинации и ревакцинации против ряда других инфекций.
Реализация проекта была разделена на ряд этапов. На подготовительном этапе было проведено выборочное исследование по изучению отношения к вакцинации среди студентов немедицинских вузов. Данный мониторинг показал, что студенты плохо информированы в вопросах вакцинопрофилактики, а отношение к ней варьируется от положительного (41,2%) и нейтрального (40,1%) до негативного (12,5%).
Волонтерами был проведен анализ различных источников в сети Интернет (родительские форумы, популярные блоги, сайты и сообщества, посвященные вопросам вакцинации, здоровью и воспитанию детей) с целью мониторинга наиболее распространенных антивакцинальных мифов и убеждений. На основании полученных сведений была выстроена стратегия проводимых мероприятий, определены цели и показатели их достижения.
В основу мероприятий проекта были заложены принцип «равный равному» и интерактивное взаимодействие. Этот принцип предполагает, что источником знаний для участника служит не профессиональный преподаватель, а такой же студент, получивший необходимые знания в данной области [9]. Вовлечение слушателей в активное участие в ходе мероприятия повышает интерес и обеспечивает лучшее усвоение информации. Кроме того, в ходе интерактивного компонента у студентов имеется возможность задать интересующие их вопросы, поделиться своим мнением, уточнить не до конца понятую информацию. Все это обеспечивает большую эффективность программы, повышает интерес участников самостоятельно разбираться в данном вопросе.
Подготовка участников отряда была проведена на базе кафедры эпидемиологии и доказательной медицины. В формате «школы мастерства» был проведен цикл занятий по работе с антивакцинальными утверждениями, актуализированы базовые знания в области профилактики инфекционных болезней, иммунопрофилактики, полученные в ходе обучения; отработаны приемы работы с вопросами и возражениями. При подготовке студентов использовалось практическое руководство по тактике формирования приверженности вакцинопрофилактике, подготовленное сотрудниками кафедры [10], нормативно-правовые документы, иные учебно-методические пособия.
Помимо изучения информационного материала со студентами проводились тренинги по формированию навыков публичного выступления, командообразования, лидерства и пр. Такой компонент работы был проведен приглашенными экспертами (коуч-тренер, психолог).
В результате в ходе подготовительного этапа был проведен мониторинг знаний и приверженности целевой аудитории к иммунопрофилактике, подготовлены спикеры, разработаны информационные материалы, определены вузы-участники (из числа принявших участие в исследовании).
Основной этап проекта включал в себя цикл образовательных мероприятий в немедицинских вузах Москвы (технических, гуманитарных). Всего участие в проекте приняли студенты 4 вузов. Дополнительно мероприятия программы были проведены среди ряда социально-возрастных групп, изначально не являвшихся целевыми. Так, в частности, по просьбе администрации осуществлялись мероприятия среди учащихся старших классов нескольких московских школ (в том числе предуниверсария Сеченовского университета), реализован интерактивный тренинг в рамках проекта «Университетские субботы», проведено мероприятие на базе городской библиотеки.
Ухудшение эпидемической ситуации, связанное с распространением новой коронавирусной инфекции, не позволило продолжить работу в прежнем формате. В связи с этим программа мероприятий была адаптирована под использование онлайн-технологий. Всего волонтерами проекта были выстроены 3 основные модели проведения встреч, используемые в зависимости от целевой аудитории и имеющихся возможностей: 1) лекция с интерактивным компонентом; 2) интерактивно-игровая модель, 3) онлайн-лекция с интерактивным компонентом.
В результате реализации основного этапа общий охват целевой аудитории («Будущих родителей») составил 650 человек (студенты 4 московских вузов). В общей сложности в образовательных мероприятиях проекта приняли участие более 1000 человек.
По итогам проведенного цикла мероприятий была выполнена оценка их эффективности. Были выбраны ключевые показатели информированности студентов и их приверженности вакцинопрофилактике. Оценка этих показателей проводилась через неделю после мероприятия. Результаты показали, что доля студентов, положительно относящихся к вакцинопрофилактике, выросла на 16%. Прежде всего это произошло за счет молодых людей, указавших свое нейтральное отношение к вакцинации. Число участников мероприятий, отрицательно относящихся к вакцинации, также уменьшилось по сравнению с исходным уровнем (рис. 2 на цв. вклейке). Еще одним критерием, отражающим доверие молодых людей к вакцинопрофилактике, являлась их приверженность вакцинации против гриппа. Так, доля респондентов, планирующих сделать прививку против гриппа в преддверии следующего эпидемического сезона, увеличилась на 9,7% по сравнению с исходным уровнем.
Рис. 2. Отношение студентов вузов к вакцинации (исходно и через неделю после проведения мероприятия).
Информированность молодых людей в отношении вакцинопрофилактики существенно возросла. Так, доля лиц, верно ответивших на вопросы о проведении вакцинации против гриппа и других инфекций, достигла 90% и более.
Помимо активного компонента (проведение образовательных мероприятий) в рамках проекта волонтеры отряда занимались научно-исследовательской работой (исследовательский компонент). С их участием реализуется проект по мониторингу приверженности вакцинопрофилактике среди различных социально-возрастных групп населения (родители, студенты медицинских и немедицинских специальностей, медицинские работники), членами отряда проведено проспективное исследование заболеваемости гриппом и ОРВИ среди студентов.
Еще одним аспектом профилактической программы был информационный компонент: волонтеры участвовали в создании и размещении информационных материалов по вопросам иммунопрофилактики в сети Интернет.
Работа волонтерского отряда не ограничивается только вопросами иммунопрофилактики. Прорабатываются иные направления деятельности: профилактика ВИЧ, гепатитов; заболеваний неинфекционной природы; программы профессиональной ориентации школьников; гигиенические направления профилактики и пр. Перспективными направлениями являются расширение целевых групп, разработка мероприятий с применением иных моделей проведения (дебаты, квесты, тренинг-кейсы и пр.). Уже имеющиеся программы могут быть адаптированы под дополнительные целевые аудитории, масштабированы для реализации на региональном и федеральном уровнях.
Заключение
Как известно, даже самые потенциально эффективные профилактические меры не будут работать без понимания и поддержки со стороны населения. Вопросы вакцинации вызывают дискуссию и активное обсуждение, в том числе в СМИ и сети Интернет. При этом необдуманные, а зачастую и провокационные материалы, выдернутые из контекста выступлений слова, появление непроверенных и недостоверных новостей приводят к развитию новой волны антипрививочного движения. В связи с этим профилактическое просвещение остается важнейшей частью работы по сохранению общественного здоровья. Привлечение к решению этой задачи волонтеров — студентов профилактического направления подготовки — позволяет шире реализовывать просветительский компонент в условиях ограниченности ресурсов. При этом сами студенты получают возможность совершенствовать навыки профилактической работы уже во время обучения в университете, что способствует их ранней интеграции в профессиональную профилактическую деятельность.
Создание коллектива увлеченных общим делом молодых людей формирует среди них активное ядро профилактического движения, способствует их взаимодействию в ходе дальнейшей профессиональной деятельности. Опыт подготовки и проведения публичных выступлений дает возможность на практике использовать полученные теоретические знания, развивает компетенции представления просветительской информации с позиций доказательной медицины, ее адаптации с учетом особенностей различных социальных и профессиональных групп населения. Таким образом, опыт создания и развития волонтерского движения среди учащихся Института общественного здоровья демонстрирует положительные результаты как для самих обучающихся, так и для общества в целом.
Участие авторов: концепция и дизайн — Н.И. Брико, А.Я. Миндлина, Р.В. Полибин; сбор и обработка материала — В.А. Коршунов, Р.В. Полибин, Т.А. Медведева; написание текста — В.А. Коршунов, А.Я. Миндлина, Ю.А. Мова, Т.А. Медведева; редактирование — Н.И. Брико, А.Я. Миндлина, Р.В. Полибин.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.