Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шеяфетдинова Н.А.

ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», Москва, Россия;
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Минобрнауки России, Москва, Россия

Петрова Р.Е.

ФГБОУ ВО «Московский технологический университет», Москва, Россия

Соловьев А.А.

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Минобрнауки России, Москва, Россия;
Арбитражный суд Московской области, Москва, Россия;
ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина», Москва, Россия

Мищенко Е.В.

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Минобрнауки России, Оренбург, Россия

Дородонова Н.В.

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Минобрнауки России, Саратов, Россия

Транспортная медицина или медицинское сопровождение пассажирских транспортных услуг: правовые особенности, проблемы и перспективы

Авторы:

Шеяфетдинова Н.А., Петрова Р.Е., Соловьев А.А., Мищенко Е.В., Дородонова Н.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1775

Загрузок: 60


Как цитировать:

Шеяфетдинова Н.А., Петрова Р.Е., Соловьев А.А., Мищенко Е.В., Дородонова Н.В. Транспортная медицина или медицинское сопровождение пассажирских транспортных услуг: правовые особенности, проблемы и перспективы. Профилактическая медицина. 2018;21(4):80‑83.
Sheyafetdinova NA, Petrova RE, Solovyev AA, Mishchenko EV, Dorodonova NV. Transport medicine or medical escort of passenger transport services: legal aspects, problems and prospects. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(4):80‑83. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201821480

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вклад мо­биль­ных ме­ди­цин­ских бри­гад в про­ве­де­ние дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):7-15
Роль вра­ча-нев­ро­ло­га и вра­ча-пси­хи­ат­ра при ока­за­нии ме­ди­цин­ской по­мо­щи мо­биль­ны­ми ме­ди­цин­ски­ми бри­га­да­ми сельским жи­те­лям 65 лет и стар­ше. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):51-57
Вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ная ме­ди­цин­ская по­мощь в прак­ти­ке рос­сий­ско­го здра­во­ох­ра­не­ния. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):70-81
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность при­ме­не­ния то­пи­чес­кой ан­ти­бак­те­ри­аль­ной те­ра­пии у па­ци­ен­тов с ос­трым на­руж­ным бак­те­ри­аль­ным оти­том: ре­зуль­та­ты рет­рос­пек­тив­но­го ис­сле­до­ва­ния. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(6):24-27
От­кры­тое наб­лю­да­тель­ное ис­сле­до­ва­ние с рет­рос­пек­тив­ным ана­ли­зом эф­фек­тив­нос­ти и пе­ре­но­си­мос­ти ацек­ло­фе­на­ка в ле­че­нии па­ци­ен­тов с ос­трой нес­пе­ци­фи­чес­кой ске­лет­но-мы­шеч­ной болью в ниж­ней час­ти спи­ны. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(12):99-105
Вы­бор ме­то­да анес­те­зии: срав­не­ние ме­то­дов анес­те­зии в об­щей ме­ди­ци­не и кли­ни­чес­кой сто­ма­то­ло­гии. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):76-80
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в сто­ма­то­ло­гии как ве­ле­ние вре­ме­ни. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):87-92
Эф­фек­тив­ность и бе­зо­пас­ность при­ме­не­ния фон­ту­ра­це­та­ма при ас­те­нии: сис­те­ма­ти­чес­кий об­зор и ме­та­ана­лиз. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(2):69-79

В последнее время в России все большее внимание уделяют необходимости введения такого понятия, как «транспортная медицина», которое бы отражало медицинское сопровождение пассажиров пользующихся транспортными услугами. При этом юридическое определение такого сопровождения, стандарты, порядок организации и оказания медицинской помощи пассажирам, в случае ее необходимости, должны иметь законодательное определение, нормативно-правовое, структурное, профессиональное, техническое и финансовое обеспечение.

При попытке подсчета соотношения совершенных пассажирских перевозок и спасенных жизней несомненно может возникнуть философский вопрос об эффективности и целесообразности трудозатрат медицинских работников: а так ли уж необходимо присутствие медиков на каждом рейсе? Ответом могут стать результаты исследований проблем в области оценки категории качества. Так, по словам ученых, «…важно понимать необходимость системного подхода… Системный подход к пониманию философской парадигмы качества предотвращает возможность совершения типичных ошибок: сужение понимания качества до вопросов технологии; …оценка результатов работы по количеству (без учета системных факторов взаимодействия); понимание качества как соответствия стандартам. Несмотря на то что следование стандартам является одним из показателей качества, их нельзя абсолютизировать, поскольку в некоторых случаях формальное соответствие критериям не означает высокого качества, особенно если речь идет о сложных динамических открытых системах» [1].

Трагические случаи, связанные с утратой здоровья или смертью пассажиров, пользующихся транспортными услугами, довольно часты. Согласно результатам исследования, опубликованным в 2011 г. в Singapore Medical Journal, из 2 млрд людей, пользующихся авиаперевозками, около 1 тыс. умирают от сердечных приступов [2]. По данным федеральной авиационной службы США и Международной организации гражданской авиации, смертность пассажиров на борту самолетов составляет 25,1 случая на 1 млн рейсов [3]. При этом 13,1 случая таких смертей связана с болезнями сердца и сосудов, а у 62% умерших пассажиров эти заболевания были диагностированы еще при жизни. Статистические данные Федеральной пассажирской компании (ФПК) свидетельствуют об оказании медицинской помощи ежегодно примерно 1 млн российских пассажиров в процессе пользования железнодорожным транспортом, а также на вокзалах, платформах и других прилегающих территориях [4]. По данным этого же источника, в 2016 г. число посещений врачей пассажирами медицинских пунктов вокзалов составило 169,7 тыс., число посещений на самостоятельном приеме у среднего медперсонала — 565,5 тыс. В поездах выявлены 82,8 тыс. больных (в 2015 г. — 69,8 тыс.), из них снято с поездов более 5 тыс. человек, госпитализированы 4,5 тыс. больных. Таким образом, целесообразность организации медицинского сопровождения транспортных услуг не вызывает сомнения. При этом следует понимать, что организация и обеспечение безопасности транспортных услуг, с одной стороны, и качественной медицинской помощи пассажирам, пользующимся такими услугами в случае их необходимости, с другой — является одним звеном всего процесса пассажирских перевозок.

Предложения по организации «транспортной медицины», или медицинского сопровождения транспортных услуг

Инициативы относительно процесса организации новой отрасли — «транспортной медицины» — высказываются давно. Так, Министерство транспорта РФ предлагает в рамках своего ведомства создать специальный департамент, который бы занимался вопросами контроля и надзора за транспортной медициной. Кроме того, в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ № 323) указанное министерство предлагает выделить специальный раздел, посвященный правовому регулированию медицинской помощи для пассажиров, пользующихся транспортными услугами [5, 6]. Однако все эти инициативы пока остаются лишь на этапе пожеланий и дискуссий. Также необходимо понимать, что организация всего процесса медицинского сопровождения на транспорте, или «транспортной медицины», включая ее законодательное определение, нормативно-правового, структурного, кадрового/профессионального, технического и финансового обеспечения должна иметь логическое обоснование.

Предложения по организации медицинского сопровождения пассажирских транспортных услуг или перевозок могут быть следующими:

1) в сфере законодательного определения «транспортной медицины» важно решить, на деятельность какого ведомства следует возложить обязанности по обеспечению медицинского сопровождения пассажирских транспортных услуг или перевозок;

2) нормативно-правовое обеспечение должно основываться на праве пассажиров, пользующихся услугами пассажирских транспортных средств, на получение необходимой медицинской помощи;

3) качественное и количественное структурное обеспечение медицинского сопровождения, включая медицинскую эвакуацию, должно определяться востребованностью в определенных видах медицинской помощи при каждом виде пассажирских услуг (перевозках) с учетом характеристик и плотности пассажирского потока и т. д.;

4) при кадровом (профессиональное) и техническом обеспечении необходимо учитывать разработанные и утвержденные профильным ведомством порядки оказания медицинской помощи при медицинском сопровождении пассажирских транспортных услуг (национальные рекомендации профессиональных обществ);

5) финансовое обеспечение медицинского сопровождения пассажирских транспортных услуг может определяться стандартами оказания определенных видов медицинской помощи.

Одним из необходимых элементов медицинского сопровождения должны стать организация и проведение на постоянной основе независимого мониторинга такого процесса, который позволит рационально определять, распределять и планировать все его составляющие, с учетом их необходимости, требуемых затрат и эффективности использования.

В настоящее время в России железнодорожная медицина, или медицинское сопровождение пассажирских железнодорожных услуг, достаточно развита по сравнению с таковой в других видах пассажирских транспортных перевозок. Она охватывает медицинское обеспечение безопасности движения поездов, медицинскую готовность к перевозке пассажиров, медицинскую готовность к перевозке опасных грузов и является основным звеном общего комплекса, получившего название «железнодорожное здравоохранение». В структуру такого здравоохранения входят железнодорожные госпитали, поликлиники, специализированные вагоны поликлиник, лаборатории, подвижные железнодорожные медицинские формирования, не только курсирующие в труднодоступные местности, но и способные в кратчайшие сроки прибыть в места чрезвычайных ситуаций для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим до прибытия бригад скорой помощи. Однако в условиях медицинского обеспечения пассажиров, пользующихся услугами поездов дальнего следования, по-прежнему отсутствуют специальное медикаментозное оснащение и профильный медицинский персонал для оказания реанимационных и иных экстренных медицинских мероприятий. Такое негативное положение складывается и в случаях медицинского сопровождения других видов пассажирского транспорта дальних следований: воздушного и морского. Считаем, что при обсуждении важности и обоснованности особого раздела в медицинском сопровождении пассажирских транспортных услуг, а именно обеспеченность условий для проведения реанимационных и иных экстренных медицинских мероприятий, следует исходить из необходимости сохранения жизни пассажира, попавшего в жизнеугрожающую, экстренную ситуацию (остановка сердца или дыхания и т. д.), а не из экономической оправданности таких мероприятий. При этом известно, что, по распоряжению Министерства здравоохранения РФ, никто, кроме специалистов медицинских профессий, не имеет права использовать приборы и процедуры для оказания реанимационных и иных экстренных медицинских мероприятий [8].

Заключение, рекомендации

На одном из последних заседаний Экспертного совета по совершенствованию организации медицинской помощи на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья обсуждались проблемы организация и оказания медицинской помощи на железнодорожном транспорте [8]. В докладах спикеров подчеркивалась важность обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, оборудованием и другими средствами медицинского назначения для медицинского сопровождения услуг железнодорожного транспорта. Такие же проблемы известны и при оказании других видов пассажирских услуг — на водном и воздушном транспорте. При этом основными причинами такого низкого и неадекватного с профессиональных и моральных позиций медицинского сопровождения любых видов пассажирских транспортных услуг (на земле, воде, в воздухе) могут быть не принятое на законодательном уровне и не обеспеченное нормативно-правовым регулированием понятие медицинского сопровождения пассажирских транспортных услуг, или «транспортной медицины», определение их ведомственного подчинения, структурное, профессиональное, техническое и финансовое обеспечение. Также важно осознавать, что с этических и моральных позиций вне зависимости от длительности времени пользования такими услугами (короткие и дальние следования) любые травмы и состояния пассажиров — от незначительных до экстренных и жизнеугрожающих — должны решаться своевременно и эффективно. И это право любого человека на здоровье и медицинскую квалифицированную помощь отражено в ФЗ № 323. К слову, стоит помнить не только об извлечении материальной выгоды, но и о духовной стороне вопроса, о служении на благо общества, о спасении жизни человека. Например, как отмечается Е.В. Гладышевой, «…отечественных предпринимателей отличало не только стремление к экономическому процветанию, но и к духовным ценностям» [9].

Остается только надеяться, что медицинское сопровождение пассажирских транспортных услуг, или «транспортная медицина», найдет понимание и решение в органах законодательной и исполнительной власти, профильных ведомствах и министерствах, на основе меж- и многосекторального сотрудничества с привлечением страховых компаний, государственных и частных инвестиций на основе государственно-частного партнерства. Ответственность пассажиров и информационно-образовательный компонент в решении этой проблемы также значимы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Р.П., Е.М., Н.Д.

Сбор и обработка материала — Р.П., Н.Ш., А.С.

Статистическая обработка — А.С., Н.Д.

Написание текста — Р.П., Н.Ш.

Редактирование — Н.Ш.

Сведения об авторах

Шеяфетдинова Наталья Александровна, к.ю.н, доцент [Natalia A. Sheiafetdinova, PhD in Law, Associate professor]; https://orcid.org/0000-0002-4762-0237; e-mail: SheiafetdinovaUP@mail.ru

*Петрова Роза Есеновна — к.ю.н., доц. [Roza E. Petrova, PhD in Law, Associate professor]; адрес: проспект Вернадского, дом 78, Москва, Россия, 119454 [address: 78 Vernadsky Ave, Moscow, Russia, 119454]; https://orcid.org/0000-0002-9596-4309; e-mail: blazerose@mail.ru

Cоловьев Андрей Александрович — д.ю.н., проф. [Andrey A. Solovyev, PhD in Law, Professor]; https://orcid.org/0000-0002-3059-1142; e-mail: solov.arbitr@rambler.ru.

Мищенко Елена Валерьевна — д.ю.н., доц. [Elena V. Mischenko, PhD in Law, Associate professor]; https://orcid.org<b>/0000-0001-5936-1861, e-mail: map_1234@mail.ru

Дородонова Наталия Васильевна — к.ю.н., доц. [Natalia V. Dorodonova, PhD in Law, Associate professor]; https://orcid.org/0000-0001-7017-3239; e-mail: natalie_bnv@front.ru

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.