Присяжная Н.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Садыкова М.Ф.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Голикова Н.С.

ЧУОО ВО «Московский медицинский университет "Реавиз"»

Борисова П.М.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Высокотехнологичная медицинская помощь в практике российского здравоохранения

Авторы:

Присяжная Н.В., Садыкова М.Ф., Голикова Н.С., Борисова П.М.

Подробнее об авторах

Прочитано: 899 раз


Как цитировать:

Присяжная Н.В., Садыкова М.Ф., Голикова Н.С., Борисова П.М. Высокотехнологичная медицинская помощь в практике российского здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2024;46(3):70‑81.
Prisyazhnaya NV, Sadykova MF, Golikova NS, Borisova PM. High-tech medical care in the practice of Russian healthcare. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2024;46(3):70‑81. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20244603170

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в сто­ма­то­ло­гии как ве­ле­ние вре­ме­ни. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):87-92

Введение

В соответствии с ежегодными докладами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последнее десятилетия, несмотря на положительные тенденции в повышении качества медицинской помощи и расширения охвата ею населения, динамичном развитии науки и техники, проблемы здоровья остаются актуальными для стран всего мира [1]. Среди мер по борьбе с высокими показателями заболеваемости и смертности наиболее эффективным подходом признается профилактика и своевременное диагностирование заболеваний, условием чего выступает выявление нарушений здоровья на ранних стадиях заболевания. В этой связи ключевой задачей государств становится не только реализация мер по сохранению и укреплению здоровья граждан, но и непрерывное совершенствование системы охраны здоровья с учетом достижений науки, что определяет необходимость последовательной модернизации медицинских организаций, внедрения новых методов диагностики и лечения, а также расширения спектра и повышения качества предоставляемых медицинских услуг.

Современные достижения в медицине основаны, прежде всего, на инновационных («прорывных») разработках в области физики (в том числе ядерной), химии, биологии, фармацевтической промышленности, техники и биоинженерии, развитии клеточных и геномных технологий, широком внедрении в медицину технологий искусственного интеллекта, нейросетей и 3D-печати, использовании информационных и других современных технологий. В настоящее время признается, что для повышения безопасности, качества и эффективности медицинской помощи, а также своевременной диагностики заболевания и эффективной реабилитации требуется внедрение современных технологичных видов медицинской помощи [2, 3].

Российское правительство, признавая приоритетную значимость развития высоких технологий для обеспечения прогресса во всех отраслях, особое внимание уделяет внедрению и расширению практики применения современных технологий в сфере медицины, повышению квалификации специалистов системы здравоохранения в области цифровых и инновационных технологий, обеспечению медицинских организаций высокотехнологичным оборудованием, активной информатизации, цифровизации системы здравоохранения и внедрению современных IT-технологий в систему оказания медицинских услуг населению наряду с поддержкой и созданием благоприятных условий для реализации широкого спектра научных исследований в медицине [4—7].

Государственная политика России предусматривает в качестве одной из ключевых составляющих стратегического развития здравоохранения совершенствование обеспечения населения специализированной высокотехнологичной медицинской помощью (ВМП) и, признавая ее значимость для решения проблем здоровья населения, совершенствует законодательство в области организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи гражданам и оказывает содействие в развитии технологий, необходимых для оказания ВМП, и обеспечении медицинских организаций страны высокотехнологичным медицинским оборудованием [8].

Цель исследования — изучить особенности обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в российской системе здравоохранения.

Материал и методы

Изучение особенностей обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в российской системе здравоохранения было реализовано в марте—мае 2024 года на базе Института социальных наук Сеченовского Университета. В соответствии с методологией исследования (анализ документов, n научных публикаций=72; n нормативно-правовых актов=9) был выполнен этапный (ступенчатый) отбор. На первом этапе в библиографических базах данных PubMed, MedLine, ResearchGate, «Киберленинка», «Федеральная электронная медицинская библиотека» (ФЭМБ) были отобраны научные статьи (931 единица), предметно-тематическое содержание которых отвечало поисковым запросам: высокотехнологичная медицинская помощь, телемедицинские технологии, инновации в медицине, интеллектуальный мониторинг состояния пациента, высокотехнологичное медицинское оборудование, медицинские технологии. На втором этапе были отобраны релевантные цели исследования публикации в рецензируемых журналах, которые соответствовали требованиям включения в выборочный корпус исследования (126 единиц), в том числе соответствие содержания статьи теме исследования, глубина поиска (по дате публикации статьи) десять и менее лет, цитирование отобранных источников в международных и российских базах данных, открытого доступа к полной версии документа. На третьем этапе перечень отобранных источников был сгруппирован в тематические кластеры и редуцирован в соответствии с научным планом исследования по критерию смыслового единства материалов. К анализу было принято 78 научных публикаций. Кроме того, корпус анализа документов был дополнен нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации.

Основным методами анализа данных выступили содержательный (герменевтический) и дискурс-анализ документов.

Результаты

Роль и место ВМП в системе здравоохранения

История высокотехнологичной медицинской помощи неразрывно связана с развитием технологий, в том числе информационных. Первое использование компьютеров в медицине (США, 1950-е гг.) положило начало технологизации системы здравоохранения по всему миру [9]. На протяжении десятилетий технологии успешно вводились в практику здравоохранения путем распространения использования аппаратной медицины, цифровых медицинских технологий, искусственного интеллекта в диагностике и др. процедурах [10].

На территории Российской Федерации перечисленные достижения науки и техники послужили основой формирования системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, необходимой для наиболее эффективного и стабильного улучшения состояния здоровья населения. История ВМП в России берет свое начало в 1991 г., с первого упоминания особо дорогостоящих видов медицинской помощи в ст. 11 Закона РФ «О медицинском страховании граждан» от 28.06.1991 г. №1499-1. Появление ВМП, как отдельного нового вида медицинской помощи связано с освещением вопроса ее финансирования. В 1992 г. Указом Президента РФ был регламентирован порядок оказания ВМП, а также выделение средств на дорогостоящие виды медицинской помощи [11, 12].

Развитие ВМП в системе российского здравоохранения сопровождалось непрерывной модернизацией организации оказания ВМП за счет увеличения объемов целевых средств и строительства новых высокотехнологичных медицинских центров. Так, в 2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ1, ВМП была введена в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС). Согласно Постановлению ВМП объединяла в себе на тот момент 459 методов лечения заболеваний по 21 профилю [13].

Наряду с растущим спросом на ВМП, сопровождающим укрепление места такого вида помощи в системе российского здравоохранения, увеличивалась потребность в должном количестве и качестве высокотехнологичного медицинского оборудования. Медицинским учреждениям необходимо высокотехнологичное оборудование для телемедицины, ядерной медицины и т.д. [14]. Так, с 2000 по 2011 г. отмечен рост производства медицинского оборудования более, чем в 4 раза. Однако следует отметить, что отечественный рынок медицинского оборудования значительно зависим от импортных поставок [15].

Анализ уже осуществленных проектов по устранению причин ухудшения здоровья населения, снижению смертности, заболеваний и инвалидности, позволяет констатировать необходимость совершенствования деятельности в сфере здравоохранения, несмотря на вводимые механизмы повышения качества оказания медицинской помощи. Вывод основан на уже достигнутых результатах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» (2019—2024 гг.), которые указывают на правильность выбранного государством курса.

Однако несмотря на значительные успехи отечественного здравоохранения, связанные с активным внедрением на современном этапе высокотехнологичной медицинской помощи, проблема ее доступности пациентам в масштабах страны сохраняет свою актуальность [16]. Исследователи, изучающие вопрос ВМП, отмечают, что распространение этого вида помощи зачастую связано с выбором между эффективностью и доступностью необходимых услуг населению. Причиной такого выбора является то, что предоставление и поддержание ВМП в рамках нескольких крупных центров выгоднее, чем распространять ВМП на территории малонаселенных регионов [16]. По данным исследований, это вызвано как межрегиональными различиями в объемах предоставляемых высокотехнологичных услуг, так и несовершенствами в области финансирования и организации оказания ВМП.

Вопросы обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи выступают областью интереса исследователей, что подтверждается значительным объемом научных исследований и публикаций по указанной теме. Интерес исследователей представляют как роль ВМП в совершенствовании здравоохранения в целом, так и особенности предоставления ВМП в регионах страны [5, 17].

В настоящее время в развитии здравоохранения в РФ уделяется особое внимание созданию комфортной и функциональной больничной среды, в которой пациенты могут чувствовать себя хорошо и непринужденно, сохраняя при этом эффективность медицинской деятельности по оказанию услуг. При этом в научной литературе подчеркивается, что именно совершенствование организации медицинской помощи, включая обеспечение «бесшовной» маршрутизации пациентов, оптимизация использования имеющегося оборудования и повышение квалификации медицинских кадров выступают условиями повышения доступности медицинской помощи населению, включая высокотехнологичную [18]. Кроме того, медицинские организации должны быть адаптивными и гибкими для обеспечения эффективного функционирования в условиях динамичных преобразований отрасли и с учетом меняющихся ожиданий пациентов (как потребителей медицинских услуг) в отношении социального института медицины [19, 20]. Это требует систематического пересмотра предоставляемых медицинской организацией услуг в сопоставлении с их востребованностью пациентами, а также модернизации технологического парка и систематического развития кадрового ресурса для обеспечения наилучшего качества медицинской помощи населению [21].

Регулирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Исторические предпосылки и основные документы

Современный уровень развития технологий во всех сферах науки и промышленности был бы невозможен без законодательной и активной правоприменительной поддержки органов власти. Переход российской медицины к интенсивному использованию высоких технологий является одним из главных направлений развития здравоохранения, что неоднократно подчеркивалось как в стратегических нормативных правовых документах, так и непосредственно в выступлениях Президента страны.

Термин «высокотехнологичная медицинская помощь» (ВМП) был введен в научный оборот и впервые обозначен в нормативных документах в начале 90-х годов XX века [22]. Однако этот исторический период в стране характеризуется большинством исследователей в контексте социально-политических, экономических и культурных трансформаций в условиях нестабильности и связывается с острой нехваткой финансирования ключевых социальных сфер прежде всего в здравоохранении [22]. Совокупность кризисных составляющих была вызвана необходимостью подписания ряда регуляторных документов в области оказания такой помощи.

Необходимость принятия мер по развитию высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) была впервые поставлена на повестку дня указом Президента Российской Федерации от 26 сентября 1992 г. №1137, в котором Правительству РФ поручалось предусматривать целевое финансирование из бюджета дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, утверждаемых ежегодно Министерством здравоохранения. Указ Президента позволил систематизировать деятельность по приобретению оборудования и введению в медицинскую практику дорогостоящих видов медицинской помощи2. Одновременно с интенсификацией указанного направления в здравоохранении шло становление системы обязательного медицинского страхования [23—26].

Тем не менее в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I как основной нормативный акт, регулирующий деятельность системы здравоохранения, были включены лишь отдельные положения, затрагивающие оказание ВМП населению [27]. Реализация масштабных мер по развитию высокотехнологичной медицинской помощи началась после выхода Распоряжения Президента РФ от 29 декабря 1997 г. №536-РП «О внедрении в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий», благодаря которому был создан Российский центр медицины высоких технологий и утверждена Федеральная целевая программа «Медицина высоких технологий» [28].

Вместе с тем объективной точкой отсчета в реализации программы развития ВМП следует считать 2006 год, когда стартовал Национальный проект «Здоровье», реализуемый различными ведомствами на федеральном и субъектном уровне с 2006 по (де-юре) 2018 год, а в дальнейшем векторы развития ВМП были определены в Национальном проекте «Здравоохранение», охватывающем период с 2019 по 2024 гг.

На основании указа Президента Российской Федерации №658 от 30 июня 2006 г. «О Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи» и постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. №653 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи» было организовано ведомство, осуществляющее функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения в части разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (включая трансплантацию органов и тканей человека). При этом ВМП оставалась на бюджетном финансировании, реализуемом с использованием механизмов государственного задания3, по заявочному принципу, что, однако, вызвало ряд сложностей, связанных с оценкой фактической потребности населения в ВМП [29]. Тем не менее по мере совершенствования законодательной базы критерии были уточнены, а также выработан порядок направления пациентов в медицинские организации для получения ВМП.

В Федеральном законе от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» уточнено, что «высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники»4. Дальнейшие изменения в федеральных законах от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» урегулировали перевод высокотехнологичной медицинской помощи с 2015 года в систему обязательного медицинского страхования с учетом прогнозного увеличения финансового наполнения ОМС и возможности ухода от квот как от сдерживающего объём медицинской помощи механизма, и погружением высокотехнологичной медицинской помощи в обычную специализированную помощь.

Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, впервые был включен в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов5. В дальнейшем финансирование высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, производилось из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Надо отметить, что Постановление Правительства РФ от 29 января 2019 г. №56 «Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения» позволило частным клиникам оказывать ВМП пациентам за счет средств обязательного медицинского страхования, что способствовало повышению доступности и качества медицинской помощи населению, а также обеспечило получение указанных услуг в более комфортных условиях.

Помимо укрепления материально-технической базы медицинских организаций в рамках поэтапно реализуемой с 2010 года программы модернизации здравоохранения (даже с учетом изменения сроков в отдельных регионах) и модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации в контексте Национального проекта «Здравоохранение», можно отметить регулярное увеличение финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, а в 2024 году бюджет Федерального фонда ОМС по сравнению с прошлым годом увеличился на 21%, при этом в федеральные медицинские организации на обеспечение оказания медицинской помощи за счет базовой программы ОМС будет направлено 213,7 млрд рублей (рост более 50 млрд рублей), на ВМП вне базовой программы ОМС (ВМП-II) запланировано 129,3 млрд рублей (против 117,5 млрд рублей в 2023 г.), на ВМП третьего «эксклюзивного» перечня — 3,5 млрд рублей (против 2,637 млрд рублей в 2023 г.).

При этом регулярная актуализация данных о затратоемкости перечня ВМП с исключением дублирования с перечнем клинико-статистических групп6 позволяет обеспечить необходимую медицинскую помощь пациентам с различной нозологией за счет средств обязательного медицинского страхования, что особенно важно в ситуации онкологического заболевания и потребности в специализированной помощи (например, в случае необходимости молекулярно-генетических исследований, лечения с применением генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов и др.) [30—32].

Таким образом, можно признать, что все организационные элементы системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению скоординированы, регламентирован порядок ее оказания, выстроена система государственно-частного партнерства при оказании высокотехнологичной помощи. Одновременно с этим наблюдается увеличение научных исследований в прорывных областях медицины, что в ближайшей перспективе определяет сохранение темпов технологического развития системы здравоохранения. Тем не менее необходимо отметить сохраняющуюся географическую неравномерность расположения центров, предоставляющих ВМП населению и их концентрацию в отдельных регионах — что снижает доступность такого рода медицинских услуг для проживающих в отдаленных населенных пунктах граждан.

Основные тренды развития высокотехнологичной медицинской помощи

Устойчивой характеристикой современной медицины является ее стремительная цифровизация, что включает активное внедрение в практику здравоохранения инновационных технологий, устройств, программ и мобильных приложений для интеллектуального мониторинга состояния здоровья человека, а также предусматривает переход на электронный документооборот [33—39]. Цифровая трансформация системы отечественного здравоохранения во многом опирается на опыт западных стран, но объемы предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению и темпы внедрения инноваций и технологических решений в отечественном здравоохранении позволяют отнести российскую медицину к прогрессивно развивающемуся сектору [40, 41].

Безусловно, разработка лечебно-диагностического оборудования, современных медицинских инструментов и высокоточных электронных устройств требуют не только научно-исследовательского поиска и инженерных решений, создания материалов с уникальными физическими и химическими свойствами, совершенствования биотехнологий, развития фармацевтической промышленности, но и внедрения современных информационно-коммуникативных технологий обмена и хранения больших объемов информации, а также использования соответствующих систем анализа и визуализации медицинских данных.

Примерами активно применяющегося в настоящее время в практике отечественного здравоохранения высокотехнологичного медицинского оборудования является компьютерная и позитронно-эмиссионная томография, хирургические робот-ассистированные системы (например, Da Vinci) и лазерные скальпели, применяемые, в том числе, в офтальмологии, онкологии, трансплантологии, сердечно-сосудистой и нейрохирургии, электронные лабораторная техника (анализаторы, микроскопы), техника для реализации генетических исследований (пиросеквенаторы, центрифуги и др.). В эндокринологии активно внедряется помповая инсулинотерапия, разрабатываются технологии интеллектуального мониторинга состояния здоровья человека с сахарным диабетом, которые включают функции бесконтактного непрерывного мониторинга показателей глюкозы, контроля состояния пациента, обмена информацией с лечащим врачом и ряда других функций, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к пациенту и повысить эффективность лечения диабета [42—47]. Активно внедряются высокотехнологичные роботизированные системы для реабилитации пациентов в неврологии, травматологии, педиатрии. Наблюдается также рост объемов оказания высокотехнологичной помощи пациентам с ревматологическими заболеваниями (поликомпонентная иммуномодулирующая терапия с включением генно-инженерных биологических лекарственных препаратов, гормональных и химиотерапевтических лекарственных препаратов).

Высокотехнологичные методы широко применяются в области репродуктивной эндокринологии, бесплодия и вспомогательных репродуктивных технологий (в связи с высокотехнологичной природой самих ВРТ), в случае рождения недоношенного или больного ребенка требуется неонатальная интенсивная терапия как в специализированных отделениях, так и на дому. За последние два-три десятилетия технологические достижения в неонатологии улучшили показатели выживаемости тяжелобольных и недоношенных детей [48,49]. Рост высокотехнологичного ухода на дому связан с изменениями в типах устройств венозного и энтерального доступа, инфузионных системах, парентеральных и энтеральных продуктах и графиках инфузий, используемых пациентами в том числе детского и пожилого возраста [50].

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) во многом стала драйвером стремительного развития медицинских технологий, цифровизации и внедрения цифровых продуктов в практику отечественного здравоохранения, а также способствовала расширению охвата населения телемедицинскими услугами [51]. В настоящее время, принимая во внимание географические особенности страны и нормализацию практик рутинного применения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении, развитие телемедицинского консультирования признается перспективным наряду с телемедицинскими консилиумами, дистанционным форматом непрерывного медицинского образования и применением телемедицинских технологий при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.

С помощью цифровых медицинских технологий смешанной реальности стало возможно выполнять сложные клинические работы, они активно внедрялись в зарубежном здравоохранении в период эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19. Это позволяет прогнозировать появление и дальнейшее развитие новых интеллектуальных приложений и в отечественном здравоохранении [52].

При этом интенсивные преобразования в отрасли обусловливают изменения требований к должностным обязанностям и компетенциям медицинских специалистов, а также влияют на изменение социально-ролевых моделей коммуникации врача и пациента [53, 54]. Процессы системной трансформации здравоохранения определяют необходимость своевременного (а в идеале — опережающего) обучения и повышения уровня квалификации медицинского персонала с учетом требований цифрового здравоохранения для обеспечения эффективности реализуемых преобразований и повышения качества медицинской помощи населению.

Очевидно, что разрабатываемые сегодня прототипы и технологии высокотехнологичной медицинской помощи в ближайшей перспективе будут определять облик медицины будущего, позволят обеспечить повышение качества и доступности медицинской помощи, будут способствовать повышению показателей здоровья населения. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что стремительные изменения в системе здравоохранения на фоне высокой турбулентности социально-политических и экономических изменений современности сопряжены с возрастанием ряда рисков, прежде всего потери медицинских данных, зависимости от технологий и «технологической» безработицы для врачей и медицинского персонала, расширения применения технологий генетической модификации человека и вмешательства в геном; неравного доступа и социальной несправедливости при получении пациентами медицинских услуг, низкой адаптивности пациентов к цифровым изменениям7 [24, 27, 54—61].

Обсуждение

Организация доступной высокотехнологичной медицинской помощи является одним из инструментов реализации политики в области здравоохранения. Данный вид медицинской помощи решает, прежде всего, задачу снижения смертности и инвалидности от болезней системы кровообращения, повышения качества и продолжительности жизни пациентов [62]. Согласно представленным в научной литературе результатам исследования общественного мнения по вопросам доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи, развитие системы ВМП позволяет повысить качество оказания медицинской помощи в целом [63].

В настоящий момент ожидания пациентов от системы здравоохранения во многом связаны именно с технологическим развитием и предоставлением населению медицинской помощи с использованием современного медицинского лечебно-диагностического оборудования, а также цифровых и информационных сервисов. Внедрение новых технологий происходит одновременно в различных сферах здравоохранения. Например, инновации в оборудовании и препаратах позволили инфузионным службам перейти из учреждений в дома — сфера домашнего медицинского ухода перешла в область HDIT, посчитав это естественным направлением развития. Высокотехнологичный домашний уход теперь является существенным аспектом отрасли [64]. Растет и степень вовлечения хронически больных людей в цифровую помощь, а также более эффективное использование ими инструментов цифровой помощи [65].

Телемедицинские приложения расширяются благодаря развитию новых компьютерных технологий и более совершенных телемедицинских устройств. Были зарегистрированы различные типы телереабилитационных процедур и их относительная интенсивность и продолжительность. При этом существующие обзоры методов телереабилитации как отрасли телемедицины демонстрируют важность отзывов пациентов для дальнейшего развития этого направления [66]. Показано, что высокие технологии вносят значительный вклад в характер и длительность течения реабилитационного процесса, направленного, в том числе, на восстановление анатомических и физиологических нарушений у пациентов, включая возрастных пациентов [67].

Анализ средней многолетней заболеваемости инсультом и смертности в регионах России показал, что заболеваемость инсультом не зависит от географического положения региона, его экономического развития и этнического состава населения [68]. Сосудистые заболевания головного мозга и сердца являются основной причиной смертности и инвалидизации населения Российской Федерации, но за счет внедрения современных методов лечения инсульта снизились показатели инвалидизации и смертности от инсульта [69]. Данные исследований качества оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом в субъектах Российской Федерации (РФ), реализующих «сосудистую программу», по информации российского регистра ОКС, показывают значительную приверженность пациентов высокотехнологичным методам лечения [70]. В настоящее время отмечается, что на первый план выходит качество и эффективность первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, возможный объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи [68].

Признавая значимость расширения практики предоставления высокотехнологичной помощи населению, необходимо отметить, что сложившиеся к настоящему времени условия оказания медицинской помощи населению свидетельствуют, на наш взгляд, о все еще сохраняющихся проблемах территориального неравенства в доступности ВМП в регионах и централизацию ВМП: большинство медицинских клиник, на базе которых функционирует высокотехнологичное оборудование, расположены в городах-миллионниках. При этом хороший результат показывают специализированные центры высокотехнологичной помощи в региональных центрах, например, региональный сосудистый центр (РВЦ) в Тюмени [71]. Благоприятны результаты исследования доступности противотуберкулезной помощи по данным медицинской статистики департамента здравоохранения Приморского края, где активно применяется технология Big Data для анализа данных и совершенствования медицинской помощи [72]. Хорошие результаты показывает созданная модель для взаимодействия гастроэнтерологов, хирургов и эндоскопистов для развития высокотехнологичной гастроэнтерологии в Чувашской Республике [73].

Однако, отмечаемая неравномерность центров ВМП по стране усугубляется дефицитом в регионах высококвалифицированных кадров, умеющих работать на ВМО, что, безусловно, влияет на доступность медицинской помощи населению [74]. Необходимость совершенствования системы оказания ВМП определяет прежде всего задачи по поиску путей повышения доступности системы оказания ВМП населению, а также реализации систематических замеров уровня удовлетворенности потребителей медицинских услуг и других участников предоставления высокотехнологичной помощи населению.

Заключение

В условиях интенсификации цифровых изменений в системе здравоохранения очевидным и ожидаемым вектором развития выступает повышение доступности и качества медицинской помощи (включая высокотехнологичную), при этом темпы технологического развития и внедрения инновационных методов и технологий в практику оказания медицинской помощи населению позволяют прогнозировать существенное расширение перечня оказываемой высокотехнологичной помощи уже в краткосрочной перспективе. Тем не менее широкий спектр затрагиваемых в рамках обсуждаемой проблемы вопросов обусловливает необходимость в комплексном изучении организационных, нормативно-правовых, финансово-экономических, медицинских и социологических аспектов порядка оказания ВМП населению.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. №1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями и дополнениями).

2О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26.09.1992 г. № 1137.

3Указ Президента РФ от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

4 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).

5Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 №1273 (ред. от 17.11.2015) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

6Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.23 №2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

7Приказ Минздравсоцразвития России №119н от 18 марта 2009 г.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.