Введение
В соответствии с ежегодными докладами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за последнее десятилетия, несмотря на положительные тенденции в повышении качества медицинской помощи и расширения охвата ею населения, динамичном развитии науки и техники, проблемы здоровья остаются актуальными для стран всего мира [1]. Среди мер по борьбе с высокими показателями заболеваемости и смертности наиболее эффективным подходом признается профилактика и своевременное диагностирование заболеваний, условием чего выступает выявление нарушений здоровья на ранних стадиях заболевания. В этой связи ключевой задачей государств становится не только реализация мер по сохранению и укреплению здоровья граждан, но и непрерывное совершенствование системы охраны здоровья с учетом достижений науки, что определяет необходимость последовательной модернизации медицинских организаций, внедрения новых методов диагностики и лечения, а также расширения спектра и повышения качества предоставляемых медицинских услуг.
Современные достижения в медицине основаны, прежде всего, на инновационных («прорывных») разработках в области физики (в том числе ядерной), химии, биологии, фармацевтической промышленности, техники и биоинженерии, развитии клеточных и геномных технологий, широком внедрении в медицину технологий искусственного интеллекта, нейросетей и 3D-печати, использовании информационных и других современных технологий. В настоящее время признается, что для повышения безопасности, качества и эффективности медицинской помощи, а также своевременной диагностики заболевания и эффективной реабилитации требуется внедрение современных технологичных видов медицинской помощи [2, 3].
Российское правительство, признавая приоритетную значимость развития высоких технологий для обеспечения прогресса во всех отраслях, особое внимание уделяет внедрению и расширению практики применения современных технологий в сфере медицины, повышению квалификации специалистов системы здравоохранения в области цифровых и инновационных технологий, обеспечению медицинских организаций высокотехнологичным оборудованием, активной информатизации, цифровизации системы здравоохранения и внедрению современных IT-технологий в систему оказания медицинских услуг населению наряду с поддержкой и созданием благоприятных условий для реализации широкого спектра научных исследований в медицине [4—7].
Государственная политика России предусматривает в качестве одной из ключевых составляющих стратегического развития здравоохранения совершенствование обеспечения населения специализированной высокотехнологичной медицинской помощью (ВМП) и, признавая ее значимость для решения проблем здоровья населения, совершенствует законодательство в области организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи гражданам и оказывает содействие в развитии технологий, необходимых для оказания ВМП, и обеспечении медицинских организаций страны высокотехнологичным медицинским оборудованием [8].
Цель исследования — изучить особенности обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в российской системе здравоохранения.
Материал и методы
Изучение особенностей обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в российской системе здравоохранения было реализовано в марте—мае 2024 года на базе Института социальных наук Сеченовского Университета. В соответствии с методологией исследования (анализ документов, n научных публикаций=72; n нормативно-правовых актов=9) был выполнен этапный (ступенчатый) отбор. На первом этапе в библиографических базах данных PubMed, MedLine, ResearchGate, «Киберленинка», «Федеральная электронная медицинская библиотека» (ФЭМБ) были отобраны научные статьи (931 единица), предметно-тематическое содержание которых отвечало поисковым запросам: высокотехнологичная медицинская помощь, телемедицинские технологии, инновации в медицине, интеллектуальный мониторинг состояния пациента, высокотехнологичное медицинское оборудование, медицинские технологии. На втором этапе были отобраны релевантные цели исследования публикации в рецензируемых журналах, которые соответствовали требованиям включения в выборочный корпус исследования (126 единиц), в том числе соответствие содержания статьи теме исследования, глубина поиска (по дате публикации статьи) десять и менее лет, цитирование отобранных источников в международных и российских базах данных, открытого доступа к полной версии документа. На третьем этапе перечень отобранных источников был сгруппирован в тематические кластеры и редуцирован в соответствии с научным планом исследования по критерию смыслового единства материалов. К анализу было принято 78 научных публикаций. Кроме того, корпус анализа документов был дополнен нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению Российской Федерации.
Основным методами анализа данных выступили содержательный (герменевтический) и дискурс-анализ документов.
Результаты
Роль и место ВМП в системе здравоохранения
История высокотехнологичной медицинской помощи неразрывно связана с развитием технологий, в том числе информационных. Первое использование компьютеров в медицине (США, 1950-е гг.) положило начало технологизации системы здравоохранения по всему миру [9]. На протяжении десятилетий технологии успешно вводились в практику здравоохранения путем распространения использования аппаратной медицины, цифровых медицинских технологий, искусственного интеллекта в диагностике и др. процедурах [10].
На территории Российской Федерации перечисленные достижения науки и техники послужили основой формирования системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, необходимой для наиболее эффективного и стабильного улучшения состояния здоровья населения. История ВМП в России берет свое начало в 1991 г., с первого упоминания особо дорогостоящих видов медицинской помощи в ст. 11 Закона РФ «О медицинском страховании граждан» от 28.06.1991 г. №1499-1. Появление ВМП, как отдельного нового вида медицинской помощи связано с освещением вопроса ее финансирования. В 1992 г. Указом Президента РФ был регламентирован порядок оказания ВМП, а также выделение средств на дорогостоящие виды медицинской помощи [11, 12].
Развитие ВМП в системе российского здравоохранения сопровождалось непрерывной модернизацией организации оказания ВМП за счет увеличения объемов целевых средств и строительства новых высокотехнологичных медицинских центров. Так, в 2014 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ1, ВМП была введена в базовую программу обязательного медицинского страхования (ОМС). Согласно Постановлению ВМП объединяла в себе на тот момент 459 методов лечения заболеваний по 21 профилю [13].
Наряду с растущим спросом на ВМП, сопровождающим укрепление места такого вида помощи в системе российского здравоохранения, увеличивалась потребность в должном количестве и качестве высокотехнологичного медицинского оборудования. Медицинским учреждениям необходимо высокотехнологичное оборудование для телемедицины, ядерной медицины и т.д. [14]. Так, с 2000 по 2011 г. отмечен рост производства медицинского оборудования более, чем в 4 раза. Однако следует отметить, что отечественный рынок медицинского оборудования значительно зависим от импортных поставок [15].
Анализ уже осуществленных проектов по устранению причин ухудшения здоровья населения, снижению смертности, заболеваний и инвалидности, позволяет констатировать необходимость совершенствования деятельности в сфере здравоохранения, несмотря на вводимые механизмы повышения качества оказания медицинской помощи. Вывод основан на уже достигнутых результатах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здравоохранение» (2019—2024 гг.), которые указывают на правильность выбранного государством курса.
Однако несмотря на значительные успехи отечественного здравоохранения, связанные с активным внедрением на современном этапе высокотехнологичной медицинской помощи, проблема ее доступности пациентам в масштабах страны сохраняет свою актуальность [16]. Исследователи, изучающие вопрос ВМП, отмечают, что распространение этого вида помощи зачастую связано с выбором между эффективностью и доступностью необходимых услуг населению. Причиной такого выбора является то, что предоставление и поддержание ВМП в рамках нескольких крупных центров выгоднее, чем распространять ВМП на территории малонаселенных регионов [16]. По данным исследований, это вызвано как межрегиональными различиями в объемах предоставляемых высокотехнологичных услуг, так и несовершенствами в области финансирования и организации оказания ВМП.
Вопросы обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи выступают областью интереса исследователей, что подтверждается значительным объемом научных исследований и публикаций по указанной теме. Интерес исследователей представляют как роль ВМП в совершенствовании здравоохранения в целом, так и особенности предоставления ВМП в регионах страны [5, 17].
В настоящее время в развитии здравоохранения в РФ уделяется особое внимание созданию комфортной и функциональной больничной среды, в которой пациенты могут чувствовать себя хорошо и непринужденно, сохраняя при этом эффективность медицинской деятельности по оказанию услуг. При этом в научной литературе подчеркивается, что именно совершенствование организации медицинской помощи, включая обеспечение «бесшовной» маршрутизации пациентов, оптимизация использования имеющегося оборудования и повышение квалификации медицинских кадров выступают условиями повышения доступности медицинской помощи населению, включая высокотехнологичную [18]. Кроме того, медицинские организации должны быть адаптивными и гибкими для обеспечения эффективного функционирования в условиях динамичных преобразований отрасли и с учетом меняющихся ожиданий пациентов (как потребителей медицинских услуг) в отношении социального института медицины [19, 20]. Это требует систематического пересмотра предоставляемых медицинской организацией услуг в сопоставлении с их востребованностью пациентами, а также модернизации технологического парка и систематического развития кадрового ресурса для обеспечения наилучшего качества медицинской помощи населению [21].
Регулирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Исторические предпосылки и основные документы
Современный уровень развития технологий во всех сферах науки и промышленности был бы невозможен без законодательной и активной правоприменительной поддержки органов власти. Переход российской медицины к интенсивному использованию высоких технологий является одним из главных направлений развития здравоохранения, что неоднократно подчеркивалось как в стратегических нормативных правовых документах, так и непосредственно в выступлениях Президента страны.
Термин «высокотехнологичная медицинская помощь» (ВМП) был введен в научный оборот и впервые обозначен в нормативных документах в начале 90-х годов XX века [22]. Однако этот исторический период в стране характеризуется большинством исследователей в контексте социально-политических, экономических и культурных трансформаций в условиях нестабильности и связывается с острой нехваткой финансирования ключевых социальных сфер прежде всего в здравоохранении [22]. Совокупность кризисных составляющих была вызвана необходимостью подписания ряда регуляторных документов в области оказания такой помощи.
Необходимость принятия мер по развитию высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) была впервые поставлена на повестку дня указом Президента Российской Федерации от 26 сентября 1992 г. №1137, в котором Правительству РФ поручалось предусматривать целевое финансирование из бюджета дорогостоящих видов медицинской помощи по списку заболеваний, утверждаемых ежегодно Министерством здравоохранения. Указ Президента позволил систематизировать деятельность по приобретению оборудования и введению в медицинскую практику дорогостоящих видов медицинской помощи2. Одновременно с интенсификацией указанного направления в здравоохранении шло становление системы обязательного медицинского страхования [23—26].
Тем не менее в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-I как основной нормативный акт, регулирующий деятельность системы здравоохранения, были включены лишь отдельные положения, затрагивающие оказание ВМП населению [27]. Реализация масштабных мер по развитию высокотехнологичной медицинской помощи началась после выхода Распоряжения Президента РФ от 29 декабря 1997 г. №536-РП «О внедрении в медицинскую практику современных достижений в области медицины высоких технологий», благодаря которому был создан Российский центр медицины высоких технологий и утверждена Федеральная целевая программа «Медицина высоких технологий» [28].
Вместе с тем объективной точкой отсчета в реализации программы развития ВМП следует считать 2006 год, когда стартовал Национальный проект «Здоровье», реализуемый различными ведомствами на федеральном и субъектном уровне с 2006 по (де-юре) 2018 год, а в дальнейшем векторы развития ВМП были определены в Национальном проекте «Здравоохранение», охватывающем период с 2019 по 2024 гг.
На основании указа Президента Российской Федерации №658 от 30 июня 2006 г. «О Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи» и постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. №653 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по высокотехнологичной медицинской помощи» было организовано ведомство, осуществляющее функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения в части разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (включая трансплантацию органов и тканей человека). При этом ВМП оставалась на бюджетном финансировании, реализуемом с использованием механизмов государственного задания3, по заявочному принципу, что, однако, вызвало ряд сложностей, связанных с оценкой фактической потребности населения в ВМП [29]. Тем не менее по мере совершенствования законодательной базы критерии были уточнены, а также выработан порядок направления пациентов в медицинские организации для получения ВМП.
В Федеральном законе от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» уточнено, что «высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники»4. Дальнейшие изменения в федеральных законах от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» урегулировали перевод высокотехнологичной медицинской помощи с 2015 года в систему обязательного медицинского страхования с учетом прогнозного увеличения финансового наполнения ОМС и возможности ухода от квот как от сдерживающего объём медицинской помощи механизма, и погружением высокотехнологичной медицинской помощи в обычную специализированную помощь.
Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, впервые был включен в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов5. В дальнейшем финансирование высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, производилось из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Надо отметить, что Постановление Правительства РФ от 29 января 2019 г. №56 «Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения» позволило частным клиникам оказывать ВМП пациентам за счет средств обязательного медицинского страхования, что способствовало повышению доступности и качества медицинской помощи населению, а также обеспечило получение указанных услуг в более комфортных условиях.
Помимо укрепления материально-технической базы медицинских организаций в рамках поэтапно реализуемой с 2010 года программы модернизации здравоохранения (даже с учетом изменения сроков в отдельных регионах) и модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации в контексте Национального проекта «Здравоохранение», можно отметить регулярное увеличение финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, а в 2024 году бюджет Федерального фонда ОМС по сравнению с прошлым годом увеличился на 21%, при этом в федеральные медицинские организации на обеспечение оказания медицинской помощи за счет базовой программы ОМС будет направлено 213,7 млрд рублей (рост более 50 млрд рублей), на ВМП вне базовой программы ОМС (ВМП-II) запланировано 129,3 млрд рублей (против 117,5 млрд рублей в 2023 г.), на ВМП третьего «эксклюзивного» перечня — 3,5 млрд рублей (против 2,637 млрд рублей в 2023 г.).
При этом регулярная актуализация данных о затратоемкости перечня ВМП с исключением дублирования с перечнем клинико-статистических групп6 позволяет обеспечить необходимую медицинскую помощь пациентам с различной нозологией за счет средств обязательного медицинского страхования, что особенно важно в ситуации онкологического заболевания и потребности в специализированной помощи (например, в случае необходимости молекулярно-генетических исследований, лечения с применением генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов и др.) [30—32].
Таким образом, можно признать, что все организационные элементы системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению скоординированы, регламентирован порядок ее оказания, выстроена система государственно-частного партнерства при оказании высокотехнологичной помощи. Одновременно с этим наблюдается увеличение научных исследований в прорывных областях медицины, что в ближайшей перспективе определяет сохранение темпов технологического развития системы здравоохранения. Тем не менее необходимо отметить сохраняющуюся географическую неравномерность расположения центров, предоставляющих ВМП населению и их концентрацию в отдельных регионах — что снижает доступность такого рода медицинских услуг для проживающих в отдаленных населенных пунктах граждан.
Основные тренды развития высокотехнологичной медицинской помощи
Устойчивой характеристикой современной медицины является ее стремительная цифровизация, что включает активное внедрение в практику здравоохранения инновационных технологий, устройств, программ и мобильных приложений для интеллектуального мониторинга состояния здоровья человека, а также предусматривает переход на электронный документооборот [33—39]. Цифровая трансформация системы отечественного здравоохранения во многом опирается на опыт западных стран, но объемы предоставления высокотехнологичной медицинской помощи населению и темпы внедрения инноваций и технологических решений в отечественном здравоохранении позволяют отнести российскую медицину к прогрессивно развивающемуся сектору [40, 41].
Безусловно, разработка лечебно-диагностического оборудования, современных медицинских инструментов и высокоточных электронных устройств требуют не только научно-исследовательского поиска и инженерных решений, создания материалов с уникальными физическими и химическими свойствами, совершенствования биотехнологий, развития фармацевтической промышленности, но и внедрения современных информационно-коммуникативных технологий обмена и хранения больших объемов информации, а также использования соответствующих систем анализа и визуализации медицинских данных.
Примерами активно применяющегося в настоящее время в практике отечественного здравоохранения высокотехнологичного медицинского оборудования является компьютерная и позитронно-эмиссионная томография, хирургические робот-ассистированные системы (например, Da Vinci) и лазерные скальпели, применяемые, в том числе, в офтальмологии, онкологии, трансплантологии, сердечно-сосудистой и нейрохирургии, электронные лабораторная техника (анализаторы, микроскопы), техника для реализации генетических исследований (пиросеквенаторы, центрифуги и др.). В эндокринологии активно внедряется помповая инсулинотерапия, разрабатываются технологии интеллектуального мониторинга состояния здоровья человека с сахарным диабетом, которые включают функции бесконтактного непрерывного мониторинга показателей глюкозы, контроля состояния пациента, обмена информацией с лечащим врачом и ряда других функций, что позволяет обеспечить индивидуальный подход к пациенту и повысить эффективность лечения диабета [42—47]. Активно внедряются высокотехнологичные роботизированные системы для реабилитации пациентов в неврологии, травматологии, педиатрии. Наблюдается также рост объемов оказания высокотехнологичной помощи пациентам с ревматологическими заболеваниями (поликомпонентная иммуномодулирующая терапия с включением генно-инженерных биологических лекарственных препаратов, гормональных и химиотерапевтических лекарственных препаратов).
Высокотехнологичные методы широко применяются в области репродуктивной эндокринологии, бесплодия и вспомогательных репродуктивных технологий (в связи с высокотехнологичной природой самих ВРТ), в случае рождения недоношенного или больного ребенка требуется неонатальная интенсивная терапия как в специализированных отделениях, так и на дому. За последние два-три десятилетия технологические достижения в неонатологии улучшили показатели выживаемости тяжелобольных и недоношенных детей [48,49]. Рост высокотехнологичного ухода на дому связан с изменениями в типах устройств венозного и энтерального доступа, инфузионных системах, парентеральных и энтеральных продуктах и графиках инфузий, используемых пациентами в том числе детского и пожилого возраста [50].
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) во многом стала драйвером стремительного развития медицинских технологий, цифровизации и внедрения цифровых продуктов в практику отечественного здравоохранения, а также способствовала расширению охвата населения телемедицинскими услугами [51]. В настоящее время, принимая во внимание географические особенности страны и нормализацию практик рутинного применения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении, развитие телемедицинского консультирования признается перспективным наряду с телемедицинскими консилиумами, дистанционным форматом непрерывного медицинского образования и применением телемедицинских технологий при оказании специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению.
С помощью цифровых медицинских технологий смешанной реальности стало возможно выполнять сложные клинические работы, они активно внедрялись в зарубежном здравоохранении в период эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19. Это позволяет прогнозировать появление и дальнейшее развитие новых интеллектуальных приложений и в отечественном здравоохранении [52].
При этом интенсивные преобразования в отрасли обусловливают изменения требований к должностным обязанностям и компетенциям медицинских специалистов, а также влияют на изменение социально-ролевых моделей коммуникации врача и пациента [53, 54]. Процессы системной трансформации здравоохранения определяют необходимость своевременного (а в идеале — опережающего) обучения и повышения уровня квалификации медицинского персонала с учетом требований цифрового здравоохранения для обеспечения эффективности реализуемых преобразований и повышения качества медицинской помощи населению.
Очевидно, что разрабатываемые сегодня прототипы и технологии высокотехнологичной медицинской помощи в ближайшей перспективе будут определять облик медицины будущего, позволят обеспечить повышение качества и доступности медицинской помощи, будут способствовать повышению показателей здоровья населения. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что стремительные изменения в системе здравоохранения на фоне высокой турбулентности социально-политических и экономических изменений современности сопряжены с возрастанием ряда рисков, прежде всего потери медицинских данных, зависимости от технологий и «технологической» безработицы для врачей и медицинского персонала, расширения применения технологий генетической модификации человека и вмешательства в геном; неравного доступа и социальной несправедливости при получении пациентами медицинских услуг, низкой адаптивности пациентов к цифровым изменениям7 [24, 27, 54—61].
Обсуждение
Организация доступной высокотехнологичной медицинской помощи является одним из инструментов реализации политики в области здравоохранения. Данный вид медицинской помощи решает, прежде всего, задачу снижения смертности и инвалидности от болезней системы кровообращения, повышения качества и продолжительности жизни пациентов [62]. Согласно представленным в научной литературе результатам исследования общественного мнения по вопросам доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи, развитие системы ВМП позволяет повысить качество оказания медицинской помощи в целом [63].
В настоящий момент ожидания пациентов от системы здравоохранения во многом связаны именно с технологическим развитием и предоставлением населению медицинской помощи с использованием современного медицинского лечебно-диагностического оборудования, а также цифровых и информационных сервисов. Внедрение новых технологий происходит одновременно в различных сферах здравоохранения. Например, инновации в оборудовании и препаратах позволили инфузионным службам перейти из учреждений в дома — сфера домашнего медицинского ухода перешла в область HDIT, посчитав это естественным направлением развития. Высокотехнологичный домашний уход теперь является существенным аспектом отрасли [64]. Растет и степень вовлечения хронически больных людей в цифровую помощь, а также более эффективное использование ими инструментов цифровой помощи [65].
Телемедицинские приложения расширяются благодаря развитию новых компьютерных технологий и более совершенных телемедицинских устройств. Были зарегистрированы различные типы телереабилитационных процедур и их относительная интенсивность и продолжительность. При этом существующие обзоры методов телереабилитации как отрасли телемедицины демонстрируют важность отзывов пациентов для дальнейшего развития этого направления [66]. Показано, что высокие технологии вносят значительный вклад в характер и длительность течения реабилитационного процесса, направленного, в том числе, на восстановление анатомических и физиологических нарушений у пациентов, включая возрастных пациентов [67].
Анализ средней многолетней заболеваемости инсультом и смертности в регионах России показал, что заболеваемость инсультом не зависит от географического положения региона, его экономического развития и этнического состава населения [68]. Сосудистые заболевания головного мозга и сердца являются основной причиной смертности и инвалидизации населения Российской Федерации, но за счет внедрения современных методов лечения инсульта снизились показатели инвалидизации и смертности от инсульта [69]. Данные исследований качества оказания медицинской помощи больным с острым коронарным синдромом в субъектах Российской Федерации (РФ), реализующих «сосудистую программу», по информации российского регистра ОКС, показывают значительную приверженность пациентов высокотехнологичным методам лечения [70]. В настоящее время отмечается, что на первый план выходит качество и эффективность первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, возможный объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи [68].
Признавая значимость расширения практики предоставления высокотехнологичной помощи населению, необходимо отметить, что сложившиеся к настоящему времени условия оказания медицинской помощи населению свидетельствуют, на наш взгляд, о все еще сохраняющихся проблемах территориального неравенства в доступности ВМП в регионах и централизацию ВМП: большинство медицинских клиник, на базе которых функционирует высокотехнологичное оборудование, расположены в городах-миллионниках. При этом хороший результат показывают специализированные центры высокотехнологичной помощи в региональных центрах, например, региональный сосудистый центр (РВЦ) в Тюмени [71]. Благоприятны результаты исследования доступности противотуберкулезной помощи по данным медицинской статистики департамента здравоохранения Приморского края, где активно применяется технология Big Data для анализа данных и совершенствования медицинской помощи [72]. Хорошие результаты показывает созданная модель для взаимодействия гастроэнтерологов, хирургов и эндоскопистов для развития высокотехнологичной гастроэнтерологии в Чувашской Республике [73].
Однако, отмечаемая неравномерность центров ВМП по стране усугубляется дефицитом в регионах высококвалифицированных кадров, умеющих работать на ВМО, что, безусловно, влияет на доступность медицинской помощи населению [74]. Необходимость совершенствования системы оказания ВМП определяет прежде всего задачи по поиску путей повышения доступности системы оказания ВМП населению, а также реализации систематических замеров уровня удовлетворенности потребителей медицинских услуг и других участников предоставления высокотехнологичной помощи населению.
Заключение
В условиях интенсификации цифровых изменений в системе здравоохранения очевидным и ожидаемым вектором развития выступает повышение доступности и качества медицинской помощи (включая высокотехнологичную), при этом темпы технологического развития и внедрения инновационных методов и технологий в практику оказания медицинской помощи населению позволяют прогнозировать существенное расширение перечня оказываемой высокотехнологичной помощи уже в краткосрочной перспективе. Тем не менее широкий спектр затрагиваемых в рамках обсуждаемой проблемы вопросов обусловливает необходимость в комплексном изучении организационных, нормативно-правовых, финансово-экономических, медицинских и социологических аспектов порядка оказания ВМП населению.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. №1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями и дополнениями).
2О мерах по развитию здравоохранения в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26.09.1992 г. № 1137.
3Указ Президента РФ от 12.05.2008 №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
4 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024).
5Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 №1273 (ред. от 17.11.2015) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
6Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.23 №2353 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
7Приказ Минздравсоцразвития России №119н от 18 марта 2009 г.