Численность лиц, обучающихся по программам высшего профессионального образования в РФ, составляет приблизительно 6,3 млн человек и представляет собой большую группу населения [1]. По данным отечественных и зарубежных исследований [2-14], факторы риска (ФР) сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) широко распространены среди лиц молодого возраста, причем некоторые из них являются предикторами ССЗ и компонентами метаболического синдрома (МС). К таким ФР относятся: артериальная гипертензия (АГ), избыточная масса тела (ИзбМТ) и ожирение (в частности, абдоминальное), дислипидемия, нарушение толерантности к глюкозе и сахарный диабет (СД) 2-го типа, которые образуют кластер МС, а низкая физическая активность (НФА), курение, недостаточное потребление овощей и фруктов относятся к поведенческим ФР. Надо отметить, у молодых людей ФР ССЗ имеют тенденцию к кластеризации. МС приобретает все большую распространенность у этой категории населения, что определяет тяжесть состояния в более старших возрастных группах [3, 5, 15, 16]. В связи с этим анализ распространенности некоторых ФР ССЗ и их структуры среди контингента лиц, обучающихся в вузах, будет способствовать совершенствованию подходов к первичной профилактике ССЗ и МС, так как студенческие коллективы представляют оптимальную клинико-организационную модель для реализации профилактических программ.
Цель настоящего исследования - изучение распространенности некоторых ФР ССЗ, а также их сочетаемости и структуры среди студентов двух высших учебных заведений Москвы.
Пациенты и методы
Обследованы 1912 студентов-первокурсников обоего пола Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) и Российского химико-технологического университета (РХТУ), (средний возраст 17,7 года). В обоих вузах девушек на I курсе было больше, чем юношей - 59,5 и 40,5% соответственно. Обследование проводили в рамках ежегодной диспансеризации студентов.
Использовались следующие методы:
- анкетный опрос, включающий паспортные данные, сведения о наследственности, наличии хронических заболеваний и принимаемых препаратах;
- заполнение анкет по курению (разработанные в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины Минздрава Росси), уровню ФА (International Physical Activity Study), питанию [13, 14].
Анкета по питанию включала вопросы, касающиеся частоты и места приема пищи, качества питания (досаливание пищи, потребление сахара, потребление овощей и фруктов). Курящими считали лиц, выкуривающих хотя бы одну сигарету в день. О НФА свидетельствовала сумма баллов по опроснику меньше 21. Антропометрическое исследование включало измерение окружности талии (ОТ), а также роста и массы тела с последующим расчетом индекса массы тела (ИМТ). Кроме того, оценивали АД в положении сидя, после 5-минутного отдыха, на правой руке 2-кратно с интервалом в 2 мин. В анализ включали среднее из двух измерений. Проводили биохимическое исследование крови всем лицам с повышенным уровнем АД, избМТ и ожирением (231 человек) - определяли уровень общего холестерина крови (ОХС), оценивали уровень липопротеидов высокой плотности (ЛПВП), триглицеридов (ТГ), глюкозы. Согласно критериям ВОЗ (1997), за дефицит массы тела (ДМТ) принимали значение ИМТ ниже 18,5 кг/м2, нормальным считали ИМТ в диапазоне 18,5-24,9 кг/м2, об избМТ делали заключение при значениях ИМТ 25,0-29,9 кг/м2, ожирение диагностировали при значении ИМТ не менее 30,0 кг/м2. ОТ оценивали по трем критериям: менее 80 см для женщин и 94 см для мужчин; 80-88 см для женщин и 94-101 см для мужчин; не менее 88 для женщин и 102 для мужчин. За признак абдоминального ожирения принимали значение ОТ не менее 88 см у женщин и не менее 102 см для мужчин по версии AHA/NHLBI (2006) и не менее 80 см для женщин и 94 см для мужчин по версии JIS, ВНОК (2009) [17, 18]. Степень АГ оценивали согласно критериям ESH/ESC (2013) [19]. За дислипидемию и гипергликемию принимали следующие значения липидов или глюкозы: ОХС не менее 5,2 ммоль/л, ЛПВП не более 1,03 ммоль/л у мужчин и 1,3 ммоль/л у женщин, ТГ не менее 1,7 ммоль/л, глюкоза не менее 6,1 ммоль/л [17, 18]. О недостаточном потреблении фруктов и овощей делали вывод при ежедневном приеме их в количестве менее 400 г.
Cтатистическую обработку материала осуществляли при помощи программы SPSS с использованием метода дескриптивной статистики.
Результаты
Как показал анализ полученных данных, избМТ имели 10% студентов, на лиц с ожирением приходилось 2,0%. Таким образом, 12,0% обследованных имели МТ, превышающую рекомендуемые значения, причем среди них преобладали мужчины.
Также у 7,3% обследованных студентов ОТ превышала верхние границы нормы по разным критериям, что свидетельствует о наличии самого опасного в плане возникновения ССЗ вида ожирения - абдоминального (табл. 1
Дефицит массы тела (ДМТ) был выявлен у 8,0% юношей и 23,0% девушек (табл. 2
Проблема АГ оказалась неактуальной для московских студентов - всего у 1% уровень АД превышал нормальные значения. АГ III степени и изолированная систолическая АГ (ИСАГ) не встречались вообще.
У лиц с повышенным АД, избМТ и ожирением (n=231; 12,0%) частота ГХС составила 23,4%, гипертриглицеридемии - 43,7%, гипергликемии - 10,0% без различий по половому признаку (см. табл. 2
При анализе распространенности ФР в исследуемой студенческой популяции (рис. 1
Среди обследованных студентов только у 19,5% отсутствовали анализируемые ФР ССЗ. Один ФР ССЗ имели 43,0% студентов, сочетание двух ФР было обнаружено у 27,0%, сочетание трех и больше ФР имели 11,5% обследованных (рис. 2
Обсуждение
Как показывают результаты исследований, в том числе и нашего, проблема ДМТ является актуальной для российских девушек. Данные Е.В. Егорычева и С.В. Мусиной [20] продемонстрировали, что ДМТ имеют 17,7% студентов, из которых 63,9% - девушки. По материалам
Е.С. Гавриловой и соавт. [21] в популяции студенток достоверно чаще встречается ДМТ по сравнению с мужской популяцией (15,8±0,9 и 6,0±2,0% соответственно). Подобная тенденция может быть связана с культивированием образа "манекенщицы" как эталона и навязыванием определенных стандартов красоты, популяризацией различных диет. Проблема ИзбМТ, наоборот, более актуальна для мужчин. Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования и других отечественных работ, хотя имеются и иные данные по этому вопросу [20-24, 29].
В целом у московских студентов определены более благоприятные показатели в отношении ИзбМТ и ожирения, чем у их зарубежных сверстников. Так, у польских студентов ИзбМТ и ожирение были зафиксированы в 21,0% случаев [7], в Северо-Американском регионе ожирение носит характер эпидемии [15, 25, 26].
Российские студенты оказались "лучше" своих зарубежных сверстников и в отношении АД. В нашем исследовании всего у 1,0% учащихся уровень АД превышал нормальные значения, в исследовании А.М. Кардангушевой и соавт. [22] этот процент составил 5,7%, в работе
Е.С. Гавриловой и соавт. [23] - 3,5%, в то время как почти во всех регионах мира этот показатель был выше [25-33]. Возможно, подобная тенденция связана с меньшей распространенностью ожирения среди студентов в нашей стране, меньшим употреблением продуктов быстрого питания и газированных сладких напитков. Вопрос требует дальнейшего изучения.
В больших многоцентровых исследованиях показано, что ИМТ и ОТ являются независимыми предикторами ССЗ и тесно связаны с другими ФР, такими, как АГ, нарушения липидного спектра крови, инсулинорезистентность, CД 2-го типа [26, 34-39]. Эти показатели демонстрируют высокую устойчивость при переходе из подросткового возраста во взрослое состояние [10]. К тому же уровень ЛПВП, ТГ, АД, глюкозы, так же как и ОТ, входят в критерии МС (AHA/NHLBI, 2006; JIS, ВНОК, 2009). Поэтому у лиц с ИзбМТ и повышенным АД (12,0% от исходной популяции) определялись липидный спектр крови и уровень глюкозы в крови. Триглицеридемия была выявлена в 43,7% случаев, гипергликемия - в 10,0% без различий по половому признаку, абдоминальное ожирение отмечали у 16,9% респондентов этой группы, снижение ЛПВП наблюдалось в 18,6% случаев, что свидетельствует о наличии полного кластера компонентов МС и требует выделения этих пациентов в группу повышенного риска и срочного профилактического вмешательства. Снижение ЛПВП достоверно чаще встречалось у девушек. Это является интересным фактом, так как сниженный уровень этого липопротеида преобладает у мужчин, что нашло отражение даже в критериях [17, 18]. Частота ГХС составила 23,4%. Наши данные согласуются с результатами обследования популяции студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета, согласно которым распространенность различных нарушений липидного спектра крови была тоже достаточно высокой - 18,9% [21]. Польские студенты продемонстрировали несколько лучшие показатели: гиперхолестеринемия была обнаружена в 12,6% случаев, сниженный уровень ЛПВП - в 6,6%, высокие ТГ - в 2,0%, гипергликемия была зарегистрирована менее чем у 1,0%. Такая разница, вероятно, связана с тем, что в исследовании в Лодзи эти параметры измеряли у всей популяции студентов, а не только у лиц с АГ и ИзбМТ [7], что в очередной раз подтверждает большую тенденцию к кластеризации компонентов МС у лиц молодого возраста. В исследовании CASPIAN, где изучалась сочетаемость ФР ССЗ, наиболее распространенным оказался сниженный уровень ЛВП (28,0%), который сопровождался гипертриглицеридемией у 20,1% учащихся и ИзбМТ у 17,0%. В CASPIAN Study III низкий уровень ЛПВП оказался самым распространенным компонентом, сопровождавшим излишнюю массу тела (43,2%) [3, 40].
При анализе структуры изучаемых ФР в исследуемой студенческой популяции было установлено, что наибольшую распространенность имеет недостаточное потребление овощей и фруктов. Достаточно высока была распространенность курения и НФА (см. рис. 1
Таким образом, исследование распространенности ФР ССЗ среди студенческой молодежи двух московских вузов позволяет сделать акцент на актуальности активного выявления и контроля ФР ССЗ у данного контингента. На основании анализа распространенности и степени выраженности основных ФР ССЗ можно сделать следующее заключение: студенты двух вузов Москвы продемонстрировали высокую распространенность ФР ССЗ (80,5%). Присутствуют почти все изучаемые модифицируемые ФР ССЗ. Наиболее распространены - недостаточное потребление овощей и фруктов, НФА и курение. Более чем в 50% случаев встречаются алиментарнозависимые ФР ССЗ и курение, что требует дополнительного внимания и усилий со стороны администрации вузов. Каждый третий студент продемонстрировал низкий уровень ФА, что также требует дополнительных усилий со стороны администрации. К тому же имеет место тенденция к кластеризации ФР: у 38,5% студентов выявлено сочетание двух и более ФР, что приводит к развитию МС в раннем возрасте. Это дает основание начинать профилактические вмешательства в отношении ССЗ уже на этом жизненном этапе.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, редактирование - А.А., Е.З.
Сбор и обработка материала - М.К.
Статистическая обработка -М.К., Е.З.
Написание текста - Е.З.