Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Связь субъективных показателей состояния здоровья с профессиональной занятостью населения (ЭССЕ-РФ в Кемеровской области)
Журнал: Профилактическая медицина. 2015;18(3): 42‑46
Прочитано: 810 раз
Как цитировать:
Социально-экономическая дифференциация в сфере общественного здоровья признана одним из фактов социальной обусловленности здоровья. В свою очередь важной характеристикой социально-экономического положения является профессиональная занятость, определяющая социальный статус человека, доступ к ресурсам социальной защиты, а также в определенной мере уровень его материального благосостояния [1].
Исследований состояния здоровья в целом, а также по отдельным нозологическим формам в зависимости от профессиональной занятости населения в странах Западной Европы, Северной Америки и Австралии проводят довольно много. Результаты данных исследований преимущественно свидетельствуют о лучшем состоянии здоровья лиц, занятых в трудовой деятельности, по сравнению с неработающими [2-5].
Хотя подобных исследований здоровья проводится в мире достаточно много, в России же наблюдается их явный дефицит, несмотря на то что в качестве социальной характеристики профессиональную занятость используют регулярно как в эпидемиологических, так и в клинических исследованиях. Возможность же экстраполяции зарубежных данных на российские условия несколько сомнительна и в любом случае требует подтверждения. Дело в том, что профессиональная занятость и ее компоненты зависят не только от состояния здоровья, но и от множества других факторов, таких как объем и качество рынка труда, условий государственной поддержки неработающих (в том числе пенсии, пособие по безработице и пр.), условий трудовой деятельности и других. Например, в исследовании в 23 европейских странах был отмечен более высокий уровень заболеваемости и смертности у неработающего населения, причем наиболее характерно это было для центральноевропейских и скандинавских стран, Великобритании. В странах Южной и Восточной Европы выраженность данной тенденции хотя и сохраняется, но гораздо менее выражена [6]. В то же время исследования в других регионах, например в Японии, показали обратную тенденцию: у неработающих женщин оказались лучшие показатели субъективного здоровья, чем у работающих, что авторы связывают с образом жизни [7]. Следовательно, направленность и выраженность влияния профессиональной занятости на состояние здоровья может различаться в зависимости от региональных, национальных и экономических особенностей стран.
Цель данного исследования - анализ связи ряда субъективных показателей состояния здоровья с профессиональной занятостью населения.
Исследование проведено в рамках многоцентрового эпидемиологического исследования "Эпидемиология сердечно-сосудистых заболеваний и их факторов риска в Российской Федерации (ЭССЕ-РФ)" [8]. Объектом исследования стала случайная популяционная выборка мужского и женского взрослого населения Кемеровской области в возрасте 25-64 лет. Одномоментное эпидемиологическое исследование проведено с марта по октябрь 2013 г. Выборку, согласно протоколу исследования, формировали в три этапа: последовательный отбор муниципальных лечебно-профилактических учреждений, врачебных участков и домовладений. В конечном виде объем выборки составил 2 тыс. человек (мужчины и женщины в возрасте 25-64 лет), отклик составил 81,4% (n=1627).
Из числа принявших участие в исследовании сформированы две группы сравнения: работающее население (n=1214), неработающее население (n=413). Различия по полу и возрасту в сравниваемых группах были статистически значимы (р<0,05) (табл. 1
Интервьюированием получены данные по профессиональной занятости, самооценке здоровья, обращаемости за медицинской помощью и качеству жизни. Самооценка здоровья основывалась на двух вопросах: "Как Вы оцениваете в настоящее время состояние Вашего здоровья в целом?" и "По сравнению с другими людьми Вашего возраста, как Вы оцениваете собственное здоровье?". Градации ответов на первый вопрос "Отличное" и "Очень хорошее" сгруппированы в категорию "Отличное", градации "Удовлетворительное" и "Плохое" - в категорию "Удовлетворительное". Данная группировка связана с небольшим количеством респондентов, ответивших "Плохое" (n=157; 9,6%). Градации второго вопроса при анализе данных остались без изменений.
Данные об обращаемости за медицинской помощью за последние 12 мес включали наличие и количество обращений к врачу (с утратой и без утраты трудоспособности), госпитализаций, вызовов бригады скорой медицинской помощи.
Для анализа качества жизни использовали российскую версию опросника EuroQoL Questionnaire (EQ-5D) с оценкой способности к передвижению (мобильность), самообслуживанию, повседневной активности, наличием боли или дискомфорта, тревоги или депрессии по трем возможным категориям. При этом первый вариант ответа соответствовал отсутствию данной проблемы (0 баллов), второй вариант - умеренной выраженности проблемы
(1 балл), а третий - максимальной выраженности данной проблемы (2 балла). Кроме того, респондентам предлагали оценить свое здоровье по визуально-аналоговой шкале EQ-visual analog scale (EQ-VAS), являющейся составной частью опросника EQ-5D. Ширина ее диапазона - от 0 (самое плохое здоровье) до 100 баллов (самое хорошее здоровье).
Для статистической обработки качественных показателей (варианты ответов) использовали критерий χ2 Пирсона. Так как возрастной состав работающей и неработающей когорт населения значительно различался, то перед использованием данного критерия проводили стандартизацию по возрасту прямым методом. Статистическую обработку количественных показателей (частота обращаемости за медицинской помощью, балльные оценки) проводили с помощью регрессионного анализа, для устранения влияния возрастного фактора в уравнение регрессии вводили переменную "возраст". Кодировка переменной "работа" выглядела следующим образом: 0 - не работает, 1 - работает. Критическим уровнем статистической значимости принимался 0,05.
Субъективные показатели состояния здоровья представлены в табл. 1.
Неработающие обоих полов чаще характеризуют свое здоровье как худшее в своей возрастной группе по сравнению с работающими: соответственно 22,0 и 12,3% среди мужчин (р=0,0024), 27,9 и 14,0% среди женщин (р=0,00001). Необходимо отметить, что в зависимости от профессиональной занятости различия в долях лиц, характеризующих состояние своего здоровья как лучшее в своей возрастной группе, приближаются к статистически значимым уровням как у мужчин (р=0,089), так и у женщин (р=0,090).
Среди неработающих мужчин статистически значимо выше доля тех, кто по состоянию здоровья вызывал бригаду скорой помощи в течение года (по сравнению с работающими, 15,6 и 8,8% соответственно; р=0,015). У женщин наблюдается аналогичная тенденция (17,8 и 10,2% соответственно; р=0,0016). Среди неработающих женщин выше удельный вес лиц, госпитализировавшихся в течение года, по сравнению с работающими (16,2 и 10,5% соответственно; р=0,017). Кроме того, наличие у женщины работы статистически значимо (р=0,0014) сопровождается снижением количества обращений к врачу в течение года на 0,9 (табл. 2
По качеству жизни различия в зависимости от профессиональной занятости наблюдаются только у мужчин, причем практически по всем показателям. Среди неработающих мужчин выше, чем среди работающих, доля лиц, испытывающих трудности в передвижении (37,0 и 24,0% соответственно; р=0,0013), в уходе за собой (8,4 и 4,0%; р=0,027), в привычной повседневной деятельности (18,8 и 9,7%; р=0,0019), боль или дискомфорт (47,4 и 34,0%; р=0,0024), тревогу или депрессию (31,6 и 24,3%; р=0,071, различия близки к статистически значимым). Суммарные баллы по опроснику качества жизни EQ-5D при наличии работы у мужчин снижаются (т.е. качество жизни выше в среднем на 0,583 балла; р=0,00001). Кроме того, профессиональная занятость у мужчин сопровождается увеличением значений шкалы здоровья EQ-VAS в среднем на 4,878 балла (р=0,0013), что свидетельствует о более высокой самооценке здоровья.
Различия в самооценке здоровья работающей и неработающей когорт населения соответствуют данным зарубежных исследований. Обзорное исследование 33 наиболее доказательных работ по данной проблеме показало благоприятное влияние занятости на уровень депрессии и общее психологическое состояние: отношение шансов (ОШ) составило 0,52 при 95% ДИ 0,33-0,83 и OШ=0,79 при 95% ДИ 0,72-0,86 [4]. Формирование низкой самооценки состояния здоровья у неработающей когорты частично объясняется тем, что у них развито чувство утраты социального статуса и субъективной принадлежности к низкостатусной группе. При этом самоотношение неработающих выражается идентификацией себя с больным человеком, что, несомненно, определяет снижение субъективной оценки здоровья, а также, возможно, имеет определенное значение в формировании соматического нездоровья [9]. Данные ряда исследований свидетельствуют также о значительном модифицирующем влиянии на связь "профессиональная занятость - состояние здоровья" факторов роли женщины в семье, наличии детей, материального и образовательного уровня [3, 10].
При достижении пенсионного возраста на фоне снижения субъективных показателей решающий вклад в профессиональную занятость начинают вносить прогрессивно ухудшающиеся объективные показатели здоровья [1]. Принятие решения о продолжении или прекращении трудовой деятельности, особенно после 50 лет, помимо социальной и финансовой составляющей, находится в достаточно тесной зависимости от состояния здоровья человека [11-13]. В этом плане показательно, что среди работающих допенсионного возраста главной жизненной ценностью 37% лиц признают здоровье, в то время как среди неработающих - 49%; аналогичные показатели среди работающих пенсионеров достигают 55%, среди неработающих - 83% [1].
Наряду с тем что психологические факторы вовлеченности в трудовую деятельность такие, как повышение уверенности, социальные связи и экономическая независимость, способствуют сохранению здоровья работающих, несомненно, что в основе лучшего состояния здоровья работающего населения лежит феномен профессионального отбора или эффекта "здорового рабочего" [14]. Данный феномен характеризуется тем, что чем выше профессиональные требования, предъявляемые работой, тем лучшим должно быть состояние здоровья вовлекаемых в трудовую деятельность работников. Следовательно, больной человек с низкими функциональными возможностями либо самоустранится от трудовой деятельности, либо оставит работу в результате профессионального отбора.
Полученные в данном исследовании различия распространенности госпитализаций у женщин, вызовов бригады "скорой помощи" у мужчин, а также частоты обращаемости к врачу свидетельствуют о фактическом худшем здоровье неработающей когорты при условии одинаковой доступности медицинской помощи. Тем не менее вопрос о том, насколько соответствует сниженная самооценка реальному ухудшению состояния здоровья, остается открытым. Значимое французское исследование показало наличие тесной связи между самооценкой здоровья и фактическими случаями более 40 заболеваний: как физических (например, новообразования, инсульт), так и психологических (депрессия), что оправдывает использование при анализе статуса здоровья данные самооценки [15]. Несмотря на то что большинство исследований подтверждают связь фактического здоровья с его самооценкой [16], имеются мнения о низкой информационной составляющей самооценки здоровья [17].
Продемонстрированное в исследовании низкое качество жизни среди неработающих мужчин на фоне отсутствия различий по работающим и неработающим женщинам может быть следствием двух процессов. Во-первых, различия гендерной роли в обществе и семье: особенности социальной и экономической потребности в труде традиционно характеризуют мужчину как "добытчика", а женщину - как "хранителя очага" [18]. Это в свою очередь определяет более негативное влияние факта отсутствия работы на психологическое состояние и качество жизни мужчин по сравнению с женщинами [19].
С другой стороны, особенности трудовой деятельности являются лимитирующим показателем занятости в профессии мужчин и женщин [20]. Женщины чаще трудоустраиваются на неполный рабочий день, а мужчины чаще работают в условиях тяжелых физических нагрузок, нередко под воздействием высоких уровней шума, а также имеют более длительный рабочий день на более высоких должностях [21]. Даже в пределах одних и тех же профессиональных групп мужчины характеризуются более выраженным воздействием неблагоприятных физических факторов, ночными сменами и нерегулярной работой [22]. Все это может стать причиной отсутствия работы у мужчин при серьезных нарушениях состояния здоровья
(а значит и качества жизни). В то же время относительно здоровые женщины могут позволить себе не заниматься трудовой деятельностью (в соответствии с их ролью в семье и обществе), тогда как невыраженные расстройства здоровья не служат препятствием для относительно легких видов работы. Следовательно, уровень различий самооценки здоровья и качества жизни у женщин может снижаться.
Таким образом, проведенное исследование показало различия в самооценке здоровья работающего и неработающего населения как у мужчин, так и у женщин, что соответствует результатам исследований, проведенных в других странах. В то же время на качество жизни профессиональная занятость влияет лишь у мужчин. Полученные результаты в качестве оценки состояния здоровья одной из важнейших социально-экономических характеристик населения могут использоваться для обоснования медико-социальных программ улучшения демографических процессов в регионах России.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования, статистическая обработка, написание текста - С.М.
Сбор и обработка материала - А.С., Е.И., Н.Ч., М.Т., Я.Д.
Редактирование - Г.А.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.