Признано, что регулярная физическая активность способствует укреплению здоровья и благополучию отдельных лиц и населения в целом. Существует обширная научная база данных о роли физической активности в профилактике неинфекционных заболеваний (НИЗ) [1, 2], которая обеспечивает обоснование действий в целях повышения физической активности на национальном уровне во всех странах. Тем не менее во многих странах низкая физическая активность не считается важным приоритетом. Недавние глобальные оценки показывают, что примерно ⅔ (69%) взрослого населения мира страдают гиподинамией [3-5]. Учитывая, что на НИЗ приходится примерно ⅔ всех случаев преждевременной смерти и 80% этих случаев происходит в странах с низким и средним уровнями дохода [5], повышение уровня физической активности является важным в повестке дня большинства этих стран, как и стран с высоким уровнем доходов.
Преимущества более широкого участия населения в физической активности выходят далеко за рамки одного сектора здравоохранения и экономии, получаемой за счет снижения бремени НИЗ и сокращения в связи с этим потребностей в медицинских услугах [6]. Люди с более высоким уровнем физической активности имеют более сильные социальные связи и чувство общности [7], пропаганда физической активности может приносить экономические выгоды [8, 9], а также вклад в обеспечение экологической устойчивости [10, 11]. Например, эффективная пропаганда увеличения пешеходного и велосипедного движения может уменьшить заторы на дорогах и способствовать поддержанию чистоты воздуха [12]. Эти дополнительные выгоды от увеличения уровня физической активности особенно важны, учитывая тенденции последних десятилетий в области новых технологий, механизации, урбанизации, роста численности населения, глобального распространения «автомобильной культуры» и увеличения интереса к электронным развлечениям. Современные социальные перемены создают среду, образ жизни и социальные нормы, которые являются менее благоприятными для физической деятельности и приводят к снижению необходимости и сокращению возможностей быть физически активным.
Эти глобальные тенденции и их влияние на национальном и региональном уровнях особенно важны для таких стран, как Россия и страны Восточной Европы, где происходят быстрые экономические и социальные изменения, ведущие ко все большему распространению сидячего образа жизни на работе и транспорте, в часы досуга и отдыха. Во многих странах эти изменения набрали скорость, и, если их не остановить, они приведут к снижению физической активности и будут способствовать увеличению хронических заболеваний. Вполне вероятно также, что это приведет к пропасти в качестве жизни и состоянии здоровья между богатыми и бедными, так как воздействие низкой физической активности по-разному сказывается в разных социально-экономических группах.
Силы, определяющие эти глобальные тенденции, имеют мощное влияние на жизнь людей и их выбор в отношении физической активности. Менее чем два десятилетия изменений в сфере транспорта, городского планирования и мобильных технологий сделали поддержание активного образа жизни более трудным [11]. Например, в мире существует тревожная тенденция увеличения массы тела и распространенности ожирения [13-16]. В то же время есть доказательства, что урбанизация, и особенно переход к автомобильному транспорту независимо связаны с долговременным увеличением массы тела, например в Китае [17] и Колумбии [18].
Активный образ жизни как подход к увеличению физической активности
Современные усилия по повышению физической активности сосредоточены на пропаганде «активного образа жизни». Под этим понимается содействие интеграции физической активности в выполнение каждодневных задач на регулярной основе. Подход к развитию физической активности через активный образ жизни должен быть направлен на повышение возможностей и поощрение физической активности в различных областях нашей повседневной жизни. Эти области включают: работу внутри и вокруг дома, транспортировку (например, ходьба и езда на велосипеде, использование общественного транспорта), профессиональную деятельность (на рабочем месте) и, конечно, досуг, спорт и отдых (например, физические упражнения и игры). Разница между популяризацией активного образа жизни и спорта в том, что первый стремится содействовать физической активности, когда люди занимаются обычными делами. Физическая активность в этом случае не является основной целью, но, скорее, дополнительным (и удобным) результатом выбора действий, как, например, езда на работу на велосипеде, а не за рулем автомобиля, проведение рабочих встреч «на ходу» или работа стоя за высоким столом. Подход активного образа жизни к повышению физической активности расширяет возможности быть активным за пределами исключительно области спорта и отдыха. Этот подход рассматривается как гораздо более эффективный для вовлечения людей, которые не любят спорт, и тех, кто наименее активен.
Еще одно важное отличие подхода активного образа жизни в том, что он требует участия различных ведомств и заинтересованных сторон, которые работают в разных сферах деятельности человека или влияют на них. Эти заинтересованные стороны должны быть привлечены к действию в соответствии с требованиями активного образа жизни. Например, для того чтобы на рабочем месте подход здорового образа жизни был эффективным, должны быть объединены усилия специалистов по гигиене и безопасности труда, человеческих ресурсов, высшего руководства, профсоюзов и самих работников. Аналогично в школах, где родители, учителя, отделы образования и местное население - все являются заинтересованными сторонами.
В каждой из областей деятельности, упоминаемых выше, есть как возможности, так и препятствия для людей быть активными. Расширение возможностей и устранение барьеров являются важной проблемой, если мы хотим, чтобы активный выбор был легким выбором. Существует множество данных об эффективности различных вмешательств по пропаганде физической активности в различных возрастных группах в каждой из областей деятельности. Недавно разработанные на основании этих данных национальные руководства (рекомендации) четко ориентируют как на необходимость действовать, так и на эффективность различных подходов [12, 19-22]. Примечательно, что большая часть этих данных исходит из стран с высоким уровнем доходов, особенно Северной Америки, Европы и Австралии. Хотя есть новые данные об эффективности различных подходов к развитию физической активности в странах со средним уровнем доходов [22], особенно Бразилии и других стран Латинской Америки [23, 24]. Тем не менее этих данных недостаточно, большие пробелы в информации существуют также в других регионах. Дополнительные исследования и их оценка необходимы, особенно в странах Восточной Европы, Азии, Африки и арабского региона [25]. Развитие потенциала и направление ресурсов для исследований в этой области являются важным вопросом.
Глобальная политика по физической активности
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о создании Глобальной стратегии по питанию, физической активности и здоровью в 2004 г. [26]. Эта стратегия обеспечивает основу для популяционных подходов к повышению уровня физической активности. Тем не менее спустя почти 10 лет менее чем в ⅓ стран имеются национальные планы действий в области физической активности, в основном в странах с высоким уровнем доходов. Кроме того, реализация политики и действия в этих странах часто имеет краткосрочный характер и ресурсы ограничены [27-29]. В 2011 г. Организация Объединенных Наций признала срочную необходимость расширения национальной политики по предупреждению НИЗ [30], и ВОЗ предоставила новый план и направления деятельности, изложенные в последнем Глобальном плане действий ВОЗ по профилактике и лечению НИЗ на 2013-2020 гг. [31]. Разработанный на основе множества консультаций этот план действий подчеркнул важность физической активности в качестве одного из основных компонентов профилактики НИЗ и призвал все страны активизировать усилия и внедрение эффективных подходов к профилактике среди населения. В рамках этой новой глобальной повестки по профилактике НИЗ была одобрена конкретная цель по увеличению физической активности на 10% к 2025 г.
Несмотря на важность этих глобальных мер, направленных на поощрение физической активности их предстоит привести в действие на национальном уровне. Понимание того, как оказывать поддержку странам в разработке и начале (или расширении) национальных программ является относительно новой областью научных и политических исследований. Изучение опыта и успеха в некоторых странах тем не менее выявило некоторые ключевые элементы для успешной национальной программы по повышению физической активности [32]. Используя опыт стран, с середины 90-х годов находящихся на переднем крае реализации политики в области физической активности (в том числе, Канады, Финляндии, Австралии), следующие ключевые компоненты могут быть рекомендованы как необходимые:
- наличие национальной политики в области физической активности;
- стратегические планы (планы действий) с четким распределением ролей, обязанностей, финансированием и сроками;
- мультисекторальное взаимодействие (между министерствами и вне правительства);
- национальное руководство (или рекомендации ) по физической активности;
- набор целей для населения по уровням физической активности;
- национальные системы мониторинга (или надзора), обеспечивающие отслеживание тенденций во времени;
- поддержка со стороны науки;
- проведение оценки и непрерывная корректировка процесса.
Хотя эти элементы являются общими для успешной профилактики любого фактора риска, достижение комплексного подход в национальной программе, направленной на повышение физической активности было медленным и трудным во многих странах. Это происходит потому, что обеспечение слияния всех элементов требует наличия сильного руководства, политической воли, участия и поддержки различных секторов, помимо сектора здравоохранения, а также выделения достаточных финансовых и человеческих ресурсов. Эти условия и их взаимодействие трудно обеспечить и еще труднее поддерживать в условиях коротких политических циклов многих правительств. Именно поэтому есть необходимость сильной, активной, скоординированной и устойчивой пропаганды физической активности в глобальном масштабе и на национальном уровне.
Глобальная пропаганда физической активности
Пропаганда определяется как стремление повлиять на результаты, в том числе государственной политики, и решения о распределении ресурсов в политических, экономических и социальных системах и институтах, которые непосредственно влияют на жизнь людей [33]. Не вызывает сомнения, что огромный разрыв между доказательной базой в поддержку увеличения физической активности населения и ответной международной и национальной реакцией является результатом недостаточно скоординированной глобальной пропагандистской деятельности [29, 34]. Разрыв между знанием и действием хорошо известен во многих областях здравоохранения, включая физическую активность [35]. Необходимо, однако, выявить и устранить причины этого в области физической активности, если ставить задачу достижения глобальных целей по сокращению НИЗ и их факторов риска.
Признание дисбаланса между знанием и действием в области физической активности привело к глобальному движению, известному как Глобальная Пропаганда Физической Активности (GAPA) (www.globalpa.org.uk). Наряду с Советом по пропаганде Международного общества по физической активности и здоровью (ISPAH) в последние 3 года GAPA играет ведущую роль в обеспечении доказательств, политических платформ и профессиональной информации о физической активности. Два специальных средства пропаганды были разработаны для того, чтобы использовать знания и сделать их доступными для тех, кто может повлиять на формирование национальной повестки дня.
«Торонтская хартия по физической активности: глобальный призыв к действию» была создана для обеспечения мирового сообщества простым коротким пропагандистским инструментом, содержащим четкий и мощный сигнал о необходимости действовать [36]. Принятая в 2010 г. Торонтская хартия была разработана для использования в работе с политическими лидерами, руководителями высшего звена, а также различными заинтересованными сторонами на местном, городском, региональном и национальном уровнях. В ней излагаются ряд основных принципов и рамки для национальных действий (рис. 1), она пригодна для использования всеми специалистами, прямо или косвенно участвующими в пропаганде активного образа жизни и физической активности.
Всего на трех страницах Торонтская хартия содержит согласованное на международном уровне, основанное на доказательствах резюме действий, необходимых для повышения глобального уровня физической активности. Целевое назначение Торонтской хартии состоит в использовании в отдельных странах на национальном и региональном уровнях для пропаганды физической активности и получения необходимой политической поддержки в вовлеченности различных секторов и в увеличении инвестиций в разработку и осуществление мероприятий, направленных на активный образ жизни во всех областях и всех возрастных группах.
Торонтская хартия была своевременным документом для глобальной повестки по пропаганде физической активности и распространялась и использовалась в дискуссиях на встречах на высшем уровне в 2011 г. во время проведения Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Нации по профилактике ХНИЗ [30]. Во время этого исторического события было достинуто большее признание необходимости усиления мер профилактики, направленных на НИЗ, и того, что необходимые действия должны включать меры по уменьшению общих факторов риска на глобальном и национальном уровнях [37]. Исход встречи (а именно, Политическая декларация) признал социальные, медицинские и экономические последствия НИЗ, особенно в странах с низким и средним уровнем доходов, а также необходимость укрепления национального потенциала по борьбе с ними.
Для поощрения использования и распространения Торонтской хартии среди различных национальностей и культур она была переведена на 23 языка, включая русский, добровольцами в каждой стране по стандартному протоколу и размещена на сайте GAPA (www.globalpa.org.uk/charter/translation.php). Веб-сайт GAPA также предоставил возможности для пропаганды и поддержки Хартии, и в сентябре 2013 г. Торонтская хартия была одобрена более чем 1000 человек и организаций из 99 стран.
Важная проблема, выявленная во время и после встречи ООН, состояла в отсутствии четких рекомендаций того, какие конкретные национальные популяционные действия должны быть рекомендованы для стран, осуществляющих программы по увеличению уровня физической активности. Учитывая, что эта информация существует, но в основном в научной литературе, необходимо было передать эти знания конечным пользователям в удобном для использования формате. Было ясно, что требуется набор масштабных действий, которые бы могли быть широко применены в разных странах с разными возможностями. GAPA откликнулись на эту необходимость созданием сопроводительного документа к Торонтской хартии, называемого «Профилактика НИЗ: инвестиции, которые работают для физической активности» [38]. Этот короткий двухстраничный документ представил 7 конкретных мероприятий, для которых есть убедительные доказательства эффективности и широкого применения. Это - второй глобальный инструмент пропаганды физической активности. Он также был переведен на многие языки и распространен для поддержки планирования национальных и глобальных программ по физической активности. Как и в случае с другими факторами риска НИЗ, такими как курение и нездоровое питание, нет единого решения для изменения привычки к сидячему образу жизни. Вместо этого нужен комплексный и системный подход во всех сферах деятельности людей (как показано на рис. 2).
После выхода Торонтской хартии и сопроводительного документа по Инвестициям, которые работают, появились многочисленные примеры использования их на национальном и региональном уровнях. Три примера на национальном уровне включают использование этих документов как руководств для развития программ в Канаде, Шотландии и Южной Африке. В Канаде принципы, изложенные в Торонтской хартии, были использованы для разработки документа Активная Канада 20/20 [39] - новой национальной стратегии физической активности, осуществляемой с 2012 г. Поиск в Google Торонтской хартии выявил более 204 000 хитов (по состоянию на ноябрь 2013 г.), что говорит о том, что этот документ был принят как основное руководство по пропаганде физической активности в самых разных местах и организациях. Среди них, например, правительство штата Квинсленд в Австралии, Национальный форум здравоохранения в Великобритании, Национальный комитет по планированию Тайландского фонда укрепления здоровья и многочисленные обучающие курсы университетов в разных странах. По Инвестициям, которые работают, поиск в Google дал ошеломляющие 4,4 млн ссылок (по состоянию на ноябрь 2013 г.), и первоначальный анализ выявил, что использование этого второго инструмента пропаганды в такой же степени разнообразно и широко распространено во всем мире, как и Торонтской хартии.
GAPA в сотрудничестве с другими организациями осуществляет руководство глобальной пропагандой физической активности и проделала большую работу. Тем не менее более широкие пропагандистские действия необходимы для сокращения разрыва между информацией о роли физической активности и ее использованием внутри стран и на международном уровне. Пропаганда необходима не только для оказания влияния на лиц, принимающих решения, и увеличения объема инвестиций в реализацию уже имеющихся фактические данных, но и для увеличения соответствующих исследований и проведения оценки программ, особенно в странах с низким и средним уровнями доходов, где потенциал общественного здравоохранения и социальных наук в этой сфере является низким. Эти две цели пропагандистской работы тесно переплетены. Недавний обзор [40] определил 5 ключевых приоритетов в исследованиях по физической активности и профилактике НИЗ (см. таблицу).
Финансирование научных исследований и оценки программ по физической активности остается недостаточным в большинстве стран. Этот вопрос необходимо поднять в качестве приоритетного при направлении инвестиций в исследования. В дополнение к областям, перечисленным выше, существует необходимость углубленного изучения данных о затратах и выгодах различных подходов к вмешательству. Оценка стоимости вмешательства в сравнении с его отсутствием дает полезную информацию тем, кто принимает решения и выступает в поддержку физической активности. Экономическая оценка вмешательств развита в гораздо большей степени в других областях общественного здравоохранения (как например, по борьбе с курением, потреблением соли). Вполне вероятно, что отсутствие экономических данных о выгоде повышения физической активности ответственно за низкий приоритет и недостаточный интерес в этой области общественного здравоохранения [29].
Таким образом, существует сильная доказательная база о пользе регулярной физической активности и активного образа жизни. Однако существующий разрыв между этими знаниями и осуществлением профилактических программ на национальном уровне во всех странах мира подчеркивает необходимость активизации усилий в мобилизации знаний. Два глобальных инструмента были разработаны и получили широкое распространение. Это демонстрирует важность создания правильного инструмента для нужной аудитории в нужное время. Понятие «активный образ жизни» объединяет цели и задачи многих участников и создает основу для партнерства различных секторов в пропаганде физической активности. Пропагандистские действия необходимы, чтобы стимулировать, инициировать и поддерживать это партнерство, поскольку оно представляет собой новый способ работы. Каждый из нас может и должен сыграть роль адвокатов физической активности в своей сфере деятельности как среди тех, с кем мы работаем, так и с другими учреждениями и секторами. Исследователи, политики и практики играют важную роль в решении этой глобальной проблемы, и есть отличные возможности для глобального сотрудничества, необходимого для достижения целей, определенных на 2020 г.