Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Концевая А.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Баранов В.В.

ООО «Мой медицинский центр»

Попович М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Зиновьева В.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Усова Е.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Шайтан О.Б.

ПАО «Газпром Нефть»

Лежнёв О.К.

ПАО «Газпром Нефть»

Медведев Д.С.

ООО «ММЦ Профмедицина»

Лобзин А.А.

ПАО «Газпром Нефть»

Лопатина М.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Современные подходы к формированию системы охраны здоровья в организованных трудовых коллективах

Авторы:

Концевая А.В., Баранов В.В., Попович М.В., Зиновьева В.А., Усова Е.В., Шайтан О.Б., Лежнёв О.К., Медведев Д.С., Лобзин А.А., Лопатина М.В., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Прочитано: 342 раза


Как цитировать:

Концевая А.В., Баранов В.В., Попович М.В., и др. Современные подходы к формированию системы охраны здоровья в организованных трудовых коллективах. Профилактическая медицина. 2025;28(9):15‑22.
Kontsevaya AV, Baranov VV, Popovich MV, et al. Modern approaches to the formation of a health protection system for organized work collectives. Russian Journal of Preventive Medicine. 2025;28(9):15‑22. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20252809115

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), концепция укрепления здоровья, в том числе работающего населения, — это система мер по развитию политики охраны здоровья, программный подход с включением в решение задач охраны здоровья комплекса взаимодействий, в том числе с работодателями, создание на рабочем месте условий, снижающих риск профессионально обусловленных заболеваний и риск развития наиболее социально значимых хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), в первую очередь сердечно-сосудистых, приносящих значительный ущерб обществу в связи с потерями трудового и жизненного потенциала [1, 2].

Сохранение и укрепление здоровья трудоспособного населения — приоритетное направление государственной политики охраны здоровья граждан Российской Федерации. Особую актуальность реализация мер по укреплению здоровья трудоспособного населения приобретает в свете исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. №309 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [3]. Целевыми показателями достижения национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи», согласно настоящему Указу, являются в том числе: увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 г. и до 81 года к 2036 г.; снижение к 2030 г. суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан в трудоспособном возрасте на основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), создания условий для своевременной профилактики заболеваний и привлечения граждан к систематическим занятиям спортом.

Достижение данной цели является сложной задачей, требующей согласованных действий, основанных на фактических данных, большого количества заинтересованных структур: представителей бизнеса и бизнес-сообществ (Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) и др.), органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, системы здравоохранения, образования, научного сообщества, социально ориентированных некоммерческих организаций и пр. Важным механизмом решения этой задачи стала реализация федеральных проектов «Укрепление общественного здоровья» (2019—2024 гг.) [4] и «Здоровье для каждого» (2025—2030 гг.) [5].

Научные исследования современных подходов к управлению здоровьем работающих неоднократно демонстрировали их социальную и экономическую эффективность как за рубежом, так и в нашей стране [6—8]. В связи с этим в современных условиях очевидна актуальность разработки и внедрения в нашей стране комплексного научно обоснованного подхода к управлению здоровьем работающих.

Цель исследования — акцентировать внимание на целесообразности применения единого комплексного подхода к формированию корпоративной системы охраны здоровья на базе процессного метода.

Материалы и методы

Настоящая публикация подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме: «Проведение исследования по анализу и оценке существующих корпоративных регламентов с целью разработки прототипа Концепции «Укрепление здоровья работников», проведенной в 2022—2023 гг., и представляет собой обзор отечественного и зарубежного подходов к разработке и внедрению корпоративных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний (УЗиПЗ). При подготовке обзора изучены нормативные правовые документы Российской Федерации, регулирующие разработку и внедрение корпоративных программ УЗиПЗ в области общественного здоровья, здравоохранения и профилактической медицины (федеральные государственные профессиональные стандарты), а также отечественная и зарубежная литература. Для поиска литературы использованы следующие ключевые слова: «здоровый образ жизни», «здоровье на рабочем месте», «программы укрепления здоровья на предприятиях», «эффективность программ укрепления здоровья на рабочем месте» (УЗРМ). Критериями включения заданы временные рамки за последние 10 лет. Поиск осуществлялся на основании соответствия публикаций заданным критериям в электронных и печатных базах данных на английском и русском языках (eLibrary.ru; PubMed). Помимо научных статей, для анализа рассматривались документы ВОЗ, посвященные охране здоровья работающего населения.

Результаты и обсуждение

Краткий обзор подходов к укреплению здоровья и профилактике заболеваний

Понятие «здоровое место работы» определено ВОЗ как место, где работники и менеджеры постоянно сотрудничают в совершенствовании охраны и укрепления здоровья, безопасности и благополучия всех работающих, способствуют улучшению рабочего места в процессе решения основных проблем. К этим проблемам относятся: здоровье и безопасность в физической производственной среде; здоровье, безопасность и благополучие в психосоциальной производственной среде, включая организацию труда и культуру рабочего места; личный потенциал здоровья сотрудника на рабочем месте; способы участия в совместной работе по улучшению здоровья работающих, их семей и других членов сообщества [9].

Разработка и интеграция программ укрепления здоровья на рабочем месте, содействие социальному предпринимательству в сфере экономической деятельности, способствующей улучшению здоровья, являются одним из направлений деятельности ряда крупных российских компаний в социальной сфере [9—13].

Рассматривая зарубежный опыт в области УЗРМ, можно отметить определенные инновационные подходы. Так, компания «Apple» предложила приложение для цифрового здравоохранения HealthHabit, с помощью которого можно связывать пользователей с медицинскими специалистами через чат для проведения личных консультаций. С 2019 г. «Apple» удвоила количество бесплатных ежегодных консультаций, доступных для всех сотрудников компании, в рамках расширения программы психического здоровья персонала [14].

Компания «Amazon» в партнерстве с инвестиционно-финансовыми компаниями «Berkshire Hathaway» и «JPMorgan Chase» в 2018 г. объявила о создании независимой некоммерческой медицинской компании «Haven» для обслуживания сотрудников и их семей в США, а также запустила виртуальную клинику Amazon Care, позволяющую тестировать сочетание технологий телемедицины и личных медицинских услуг. Это помогает сотрудникам «Amazon» получить максимально быстрый доступ к медицинскому обслуживанию без предварительной записи [15, 16].

Компания «Microsoft» открыла специальный центр здоровья Microsoft Living Wellness Health Center, где всем сотрудникам предоставляют бесплатные профилактические осмотры, консультации по диетологии, офтальмологии, вакцинацию и пр. [17]. Мобильное приложение Accenture Active позволяет оценивать и улучшать физическую форму и питание, психическое здоровье и эмоциональное состояние.

Наряду с развитием корпоративной культуры здоровья в отдельных компаниях ряд стран демонстрирует государственный подход в стратегии УЗРМ. В этом отношении интересен опыт Сингапура, где создан Совет по укреплению здоровья Health Promotion Board (HPB), который является правительственной организацией. Этот Совет пропагандирует ЗОЖ в стране, разрабатывает и интегрирует комплекс корпоративных программ профилактики заболеваний, охраны здоровья на рабочем месте. В рамках реализации программы «Здоровая экосистема рабочего места» (Healthy Workplace Ecosystem) HPB сотрудничает с арендодателями и застройщиками бизнес-центров с целью создания здоровых экосистем рабочих мест с удобными и благоприятными условиями для работников, стремящихся вести ЗОЖ [18].

Программа Центров по контролю и профилактике заболеваний CDC (Centers for Disease Control and Prevention, США) по охране здоровья на рабочем месте использует научно обоснованные подходы в реализации методологий, направленных на укрепление здоровья и благополучие сотрудников. Сообщается, что CDC сотрудничает со структурами здравоохранения штатов, коалициями работодателей, научными учреждениями и прочими заинтересованными структурами в целях разработки и внедрения эффективных стратегий в данной области. В частности, в CDC введен Ресурсный центр по улучшению здоровья на рабочем месте (Workplace Health Resource Center), предлагающий работодателям методологии для создания или расширения программы УЗРМ для поддержания физического и психоэмоционального статуса [19].

В России накоплен значительный опыт в области разработки и реализации корпоративных программ УЗРМ. Значительное количество крупных компаний при поддержке и методической помощи РСПП активно разрабатывает и использует новые технологии социальной деятельности [20]. Разработка корпоративных программ ведется как медико-социальными подразделениями, которые входят в структуру промышленных компаний, так и специальными медицинскими структурами (центры общественного здоровья и медицинской профилактики Минздрава России) [21].

Крупные предприятия ряда компаний страны (ПАО «Газпром Нефть», ПАО «Сибур Холдинг», ПАО «Лукойл», ПАО «Северсталь», ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ПАО «ГМК «Норильский Никель», ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина», АО «СУЭК», АО «ХК «Металлоинвест», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» и др.) активно внедряют комплексные программы, направленные на ведение ЗОЖ, включающие, помимо регулярных профилактических медосмотров (ПМО), систему мер, направленных на снижение распространенности факторов риска развития ХНИЗ.

Среди мер, осуществляемых российскими предприятиями в рамках программ укрепления здоровья, наиболее популярными являются: ежегодная диспансеризация и вакцинация, профилактика COVID-19, организованное питание, создание собственных медпунктов, дополнительное медицинское страхование, частичная или полная оплата абонемента в спортивный зал, путевок в санатории, дома отдыха, детские лагеря и участие в спортивных соревнованиях [6, 20].

Законодательная и методологическая базы для разработки и реализации мер по укреплению здоровья и профилактике заболеваний в Российской Федерации

В настоящее время в Российской Федерации создана мощная законодательно-методологическая база, регламентирующая деятельность предприятий по разработке и реализации корпоративных программ УЗиПЗ (рис. 1).

Рис. 1. Административно-законодательная база реализации корпоративных программ укрепления здоровья работающих.

Государственное регулирование процессов разработки и реализации корпоративных программ УЗиПЗ осуществляется посредством исполнения Трудового кодекса Российской Федерации [22], Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [23], ведомственных приказов и др. [24—27].

В целях реализации Федерального проекта «Здоровье для каждого» Национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» на период 2025—2030 гг. ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России разработаны и направлены во все субъекты Российской Федерации руководство по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ «Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих» и «Методические рекомендации по внедрению модельных корпоративных программ укрепления здоровья», включающие научно обоснованные подходы к разработке, реализации и оценке корпоративных программ УЗиПЗ и примеры отечественных и зарубежных практик внедрения программ укрепления здоровья работающих [28]. Кроме методических рекомендаций, на сайте ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России представлена онлайн-платформа «Атрия» — уникальный инструмент, предназначенный в помощь работодателям, разработчикам корпоративных программ укрепления здоровья [29].

В дополнение к методическим материалам ФГБУ НМИЦ ТПМ Минздрава России утвержден ГОСТ Р 59240-2020 «Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников» и ГОСТ Р ИСО 45001-2020 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению» [30, 31].

С 1 мая 2023 г. вступил в силу ГОСТ Р 70675-2023 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Руководство по оценке риска для здоровья работников» [32]. Стандарт дополняет и конкретизирует требования ГОСТ Р 59240-2020 и ГОСТ Р ИСО 45001-2020 в отношении управления рисками для здоровья работников. Новый стандарт направлен на реализацию в организациях системного подхода к оценке и управлению основными производственными и внепроизводственными рисками, влияющими на здоровье работников.

Локальные нормативные акты предприятий (политики, концепции, распоряжения, приказы, инструкции и др.), реализующих корпоративные программы УЗиПЗ, регламентируют процессы разработки и внедрения таких программ и являются обязательным элементом менеджмента, залогом успешности и эффективности реализуемых программ.

Организационные аспекты управления основными факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний в рамках разработки корпоративных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний

Для реализации комплексного подхода по управлению здоровьем, включая управление основными факторами риска развития ХНИЗ, оптимальным считается программный подход к разработке и формированию корпоративных программ.

Программный подход основан на принципах управления процессами и рекомендован Международной организацией по системе стандартизации и менеджмента качества (ИСО/ISO — International Organization for Standardization), описывается как цикл Деминга, или цикл PDCA (Plan-Do-Check-Act — планирование, осуществление, оценка/контроль, развитие действий на основе оценки) [30].

Применительно к разработке программ укрепления здоровья работающих (корпоративных программ) цикл PDCA включает несколько этапов.

Этап планирования анализ ситуации (поиск, постановка проблемы, выбор приоритетов), установление целей и планирования программ.

Анализ ситуации включает оценку: возрастно-демографических показателей (пол, возраст), профессиональной структуры, характера труда (виды деятельности, классы вредностей и пр.); условий труда на рабочих местах; показателей здоровья работающих (оценивается по статистическим отчетам и данным ПМО, по возможности и по данным диспансеризации, включает показатели временной и стойкой утраты трудоспособности по причинам, смертность); частоты и структуры факторов риска поведенческих и метаболических (по данным медосмотров); ресурсов (имеющихся и требуемых) для реализации программы поддержания ЗОЖ (наличие инфраструктуры, ресурсной поддержки и пр.).

Собственно планирование на основе анализа ситуации включает: разработку мероприятий, необходимых для достижения планируемых результатов с учетом особенностей трудового процесса конкретного предприятия; определение органа управления программой, рабочей группы по реализации, в состав которой рекомендуется включать представителей основных заинтересованных и ответственных служб; формулирование цели и задач с применением технологии SMART [33, 34].

План реализации программных мероприятий должен содержать перечень конкретных реалистичных и измеряемых мероприятий, сроков их реализации, ответственных исполнителей (участников), ожидаемых результатов.

Этап реализации реализация программных мероприятий/процессов. Мероприятия по реализации корпоративной программы должны опираться на построение партнерства между участниками программы в направлениях выполнения задач по достижению поставленной цели. При реализации плана действий стоит учитывать важность реализации трех основных стратегий: повышение уровня грамотности работников в вопросах здоровья; выявление и коррекция факторов риска развития ХНИЗ; создание здорового окружения (формирование инфраструктуры на рабочем месте, способствующей поддержанию здоровья).

Этап оценки и контроля проведение мониторинга процессов и результатов. Оценка мероприятий проводится с учетом специфики контингента работников, условий, целевых групп для совершенствования направленности, интенсивности, экономической целесообразности продолжения/расширения/модернизации этих мероприятий для оперативного управления всем процессом реализации профилактической программы.

Этап действий с учетом оценки улучшения. Коррекция мероприятий. По результатам мониторинга и оценки достижения целей принимаются управленческие решения и меры по постоянному улучшению процессов, возможны корректировка, уточнение, расширение/совершенствование целей.

Комплексный подход

На современном этапе все больше крупных компаний рассматривают программы УЗиПЗ как инвестиции в капитал и используют комплексный подход к решению проблем укрепления здоровья работающих, включая все аспекты трудовой деятельности работников, а не только подходы, направленные на профилактику производственного травматизма и охрану труда. Одним из примеров реализации комплексной системы на основе всеобъемлющего процессного подхода к управлению здоровьем работников может служить система, реализуемая в ПАО «Газпром нефть». В основу этой системы легли взаимосвязанные процессы, направленные на охрану здоровья с учетом разноуровневых последовательных действий, основанных на предыдущих результатах (рис. 2).

Рис. 2. Пример процессных групп в цикле системы охраны здоровья предприятия.

ОЗ — охрана здоровья; ЛПР — лечение, профилактика, реабилитация; СОЗ — система охраны здоровья; СКЛ — санаторно-курортное лечение; ПМО — профилактические медицинские осмотры.

Представленный комплексный процессный подход обладает рядом преимуществ, таких как понятный алгоритм действий каждого участника процесса (кто, что, когда и как) с четкой ролевой моделью действий, прозрачный профиль компетенций, необходимых для работы в системе, прозрачный расчет ресурсов. Предлагаемый подход может способствовать созданию рабочей системы по охране здоровья на предприятии с измеримыми результатами.

Заключение

Действующие в Российской Федерации нормативно-правовые акты федерального уровня, регламентирующие процесс охраны здоровья на предприятиях, методологические рекомендации и ГОСТы, локальные правовые акты представляют всеобъемлющую административно-законодательную и методологическую базу, позволяющую работодателям и разработчикам корпоративных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний использовать современные научно обоснованные подходы к разработке и реализации таких программ в своей деятельности. Однако требования и рекомендации по охране здоровья работников при всей своей детализации не формируют единой последовательности конкретных действий, необходимых для достижения измеримого результата в улучшении здоровья работников. И в связи с этим представляется необходимым и целесообразным применение единого комплексного подхода к формированию корпоративной системы охраны здоровья на базе процессного метода, который может способствовать созданию рабочей системы по охране здоровья на предприятии с измеримыми результатами.

Совершенно очевидно, что только комплексный научно обоснованный подход к решению проблем управления здоровьем работников предприятий, направленный на достижение поставленных целей по созданию здоровьесберегающей среды, обеспечит экономическую и социальную выгоду как работнику и работодателю, так и государству в целом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Концевая А.В., Драпкина О.М.; сбор и обработка материала — Попович М.В., Баранов В.В., Шайтан О.Б., Лежнёв О.К., Медведев Д.С., Лобзин А.А.; написание текста — Попович М.В., Зиновьева В.А., Усова Е.В.; научное редактирование — Концевая А.В., Лопатина М.В.

Authors contribution: study design and concept — Kontsevaya A.V., Drapkina O.M.; data collection and processing — Popovich M.V., Baranov V.V., Shaitan O.B., Lezhnev O.K., Medvedev D.S., Lobzin A.A.; text writing — Popovich M.V., Zinovyeva V.A., Oussova E.V.; scientific editing — Kontsevaya A.V., Lopatina M.V.

Литература / References:

  1. Охрана здоровья на рабочем месте. ВОЗ. Ссылка активна на 01.04.25.  https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/protecting-workers’-health
  2. Драпкина О.М., Концевая А.В., Калинина А.М. и др. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Национальное руководство 2022. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022;21(4):3235. https://cardiovascular.elpub.ru/jour/article/view/3235?locale=ru_RU
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Ссылка активна на 01.04.25.  https://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015
  4. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья». Ссылка активна на 01.04.25.  https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/zozh
  5. Федеральный проект «Здоровье для каждого». Ссылка активна на 01.04.25.  https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/prodolzhitelnaya-i-aktivnaya-zhizn/zdorove-dlya-kazhdogo/
  6. Концевая А.В., Анциферова А.А., Калинина А.М. и др. Обзор отечественного опыта реализации корпоративных программ укрепления здоровья, направленных на коррекцию поведенческих факторов риска. Профилактическая медицина. 2021;24(1):109-117.  https://doi.org/10.17116/profmed202124011109
  7. Попович М.В., Маньшина А.В., Концевая А.В. Корпоративные программы укрепления здоровья работников — обзор зарубежных публикаций. Профилактическая медицина. 2020;3(23):156-161.  https://doi.org/10.17116/profmed202023031156
  8. Бочкарева Е.В., Калинина А.М., Копылова Г.А. Перспективные направления социальной политики отечественных компаний в области укрепления здоровья населения России. Здравоохранение Российской Федерации. 2014;58(4):4-8. 
  9. WHO. Protecting workers’ health. Geneva: WHO, 2017. Accessed April 01, 2025. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/protecting-workers’-health
  10. Healthy workplaces: a model for action: for employers, workers, policymakers and practitioners. World Health Organization; 2010. Accessed April 01, 2025. https://www.frareg.com/cms/wp-content/uploads/2022/10/2010-WHP-OMS.pdf
  11. SAP insights: Workplace Wellness for a Changing World. Accessed April 01, 2025. https://www.sap.com/insights/workplace-wellness.html
  12. Forbes. Three Reasons Social Health Should Be Part of Your Corporate Wellness Program. Accessed April 01, 2025. https://www.forbes.com/sites/ellevate/2020/05/13/three-reasons-social-health-should-be-part-of-your-corporate-wellnessprogram/?sh=22cb96d51d5f
  13. Remes J, Singhal Sh. Good health is good business. Here’s why. Fortune. 2020. Accessed April 01, 2025. https://fortune.com/2020/07/08/why-good-health-is-good-business/
  14. Report: Apple Scaling Back Internal ‘HealthHabit’ Project for Employee Health Tracking and Coaching. MacRumors. 2021. Accessed April 01, 2025. https://www.macrumors.com/2021/08/19/apple-scaling-back-internal-health-project/
  15. What is Haven? Amazon, JPMorgan, Berkshire revamp health care. CNBC. 2019. Accessed April 01, 2025. https://www.cnbc.com/2019/03/13/what-is-haven-amazon-jpmorgan-berkshire-revamp-health-care.html?__source=msn|money|headline|story|&par=msn
  16. Amazon launches employee health clinic Amazon Care. CNBC. 2019. Accessed April 01, 2025. https://www.cnbc.com/2019/03/13/what-is-haven-amazon-jpmorgan-berkshire-revamp-health-care.html?__source=msn|money|headline|story|&par=msn
  17. Living Well Health Center. Accessed April 01, 2025. https://livingwellpc.com/
  18. Corporate website of the Health Promotion Board, Singapore. Healthy Workplace Ecosystem. Accessed April 01, 2025. https://www.hpb.gov.sg/
  19. Workplace Health Promotion. CDC. Accessed April 01, 2025. https://www.cdc.gov/workplacehealthpromotion/index.html
  20. Библиотека корпоративных практик (РСПП). Ссылка активна на 01.04.25.  https://rspp.ru/sustainable_development/library-practic/
  21. Укрепление общественного здоровья и медицинская профилактика. Руководство для Центров общественного здоровья и медицинской профилактики. Ссылка активна на 01.04.25.  https://gnicpm.ru/wp-content/uploads/2020/08/ukreplenie_obsh_zd.pdf
  22. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Ссылка активна на 01.04.25.  https://docs.cntd.ru/document/901807664
  23. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ссылка активна на 01.04.25.  https://minzdrav.gov.ru/documents/7025
  24. Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 октября 2021 г. №771н «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней». Ссылка активна на 01.04.25.  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=408448
  25. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры». Ссылка активна на 01.04.25.  https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=481586
  26. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. №404н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». Ссылка активна на 01.04.25.  https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106300043
  27. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 августа 2016 г. №15-2/10/В-5638 О направлении программы «Основы медицинских знаний, которыми должны владеть работодатели для стимулирования и мотивации работников к сохранению и укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни». Ссылка активна на 01.04.25.  https://ohranatruda.ru/upload/iblock/e47/zak1965_1.pdf
  28. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.02.2025 №15-6/И/2-1774 «О направлении руководства по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ «Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих» (вместе с «Руководством по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ. Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих», утв. ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России 28.01.2025). Ссылка активна на 01.04.25.  https://legalacts.ru/doc/pismo-minzdrava-rossii-ot-04022025-n-15-6i2-1774-o-napravlenii/
  29. Цифровая платформа Атрия. Ссылка активна на 01.04.25.  https://atriya.gnicpm.ru/
  30. ГОСТ 59240-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования к организации медицинского обеспечения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья работников. М.: Стандартинформ, 2020.
  31. ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению. М.: Стандартинформ. 2020.
  32. ГОСТ Р 70675-2023 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Руководство по оценке риска для здоровья работников. М.: Стандартинформ. 2022.
  33. Камардина Т.В., Попович М.В., Усова Е.В. и др. Методологические аспекты постановки целей и задач в корпоративных программах укрепления здоровья. Профилактическая медицина. 2023;26(3):713. 
  34. Doran GT. There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives. Management Review. 1981;70(11):35-36. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.