Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Евстигнеева Л.П.

Свердловская областная клиническая больница №1, Екатеринбург

Лесняк О.М.

ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Кузнецова Н.М.

Свердловская областная клиническая больница №1, Екатеринбург

Сафонова Ю.А.

Кафедра сестринского дела и социальной работы Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург

Булгакова С.В.

Отделение эндокринологии и остеопороза клиник Самарского государственного медицинского университета

Кирпикова М.Н.

Кафедра терапии и амбулаторной медицины ФДППО Ивановской государственной медицинской академии Минздрава РФ

Струнина М.В.

Камская больница филиал №15 Приволжского окружного медицинского центра ФМБА России, Пермь

Телющенко М.В.

Камская больница филиал №15 Приволжского окружного медицинского центра ФМБА России, Пермь

Некрасова М.Р.

Тюменская областная клиническая больница

Несмеянова О.Б.

Челябинская областная клиническая больница

Воробьева А.А.

ФГБУ "Научный центр неврологии" РАМН, Москва

Обучение пациентов с остеопорозом: результаты многоцентрового рандомизированного исследования

Авторы:

Евстигнеева Л.П., Лесняк О.М., Кузнецова Н.М., Сафонова Ю.А., Булгакова С.В., Кирпикова М.Н., Струнина М.В., Телющенко М.В., Некрасова М.Р., Несмеянова О.Б., Воробьева А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1027 раз


Как цитировать:

Евстигнеева Л.П., Лесняк О.М., Кузнецова Н.М., и др. Обучение пациентов с остеопорозом: результаты многоцентрового рандомизированного исследования. Профилактическая медицина. 2013;16(1):18‑24.
Evstigneeva LP, Lesnyak OM, Kuznetsova NM, et al. Educating patients with osteoporosis: results of a multicenter randomized study. Russian Journal of Preventive Medicine. 2013;16(1):18‑24. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
От­но­ше­ние вра­чей и па­ци­ен­тов к те­ле­ме­ди­цин­ским тех­но­ло­ги­ям при ока­за­нии пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):37-43
Сос­то­яние кос­тной тка­ни у па­ци­ен­тов с не­ал­ко­голь­ной жи­ро­вой бо­лез­нью пе­че­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):82-89
Кли­ни­чес­кая эф­фек­тив­ность ви­та­ми­на D в про­фи­лак­ти­ке ос­те­опо­ро­за и пе­ре­ло­мов у по­жи­лых па­ци­ен­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):103-110
Эф­фек­тив­ность ме­роп­ри­ятий по ги­ги­ени­чес­ко­му обу­че­нию сельско­го на­се­ле­ния стар­ше тру­дос­по­соб­но­го воз­рас­та Мос­ков­ской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(6):48-52
По­тен­ци­ал и пер­спек­ти­вы ис­поль­зо­ва­ния ас­тра­га­ло­зи­да IV для про­фи­лак­ти­ки воз­раст-ас­со­ци­иро­ван­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(7):94-99
Пе­чень и кос­тная ткань в тан­де­ме: ос­те­опе­ния как не­из­беж­ный спут­ник не­ал­ко­голь­ной жи­ро­вой бо­лез­ни пе­че­ни. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):40-50
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской и про­фи­лак­ти­чес­кой по­мо­щи для па­ци­ен­тов с брон­хи­аль­ной ас­тмой. Рес­пи­ра­тор­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):15-22
Опыт соз­да­ния ней­ро­се­те­вой ди­ало­го­вой сис­те­мы для от­ве­тов на пись­мен­ные об­ра­ще­ния на­се­ле­ния в круп­ное фе­де­раль­ное уч­реж­де­ние здра­во­ох­ра­не­ния. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2025;(2):48-57
Вер­теб­роп­лас­ти­ка при па­то­ло­ги­чес­ком пе­ре­ло­ме поз­вон­ка на фо­не ос­те­опо­ро­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(6):67-76
Це­реб­ро­вас­ку­ляр­ная па­то­ло­гия в кли­ни­чес­кой прак­ти­ке. Ре­зо­лю­ция Эк­спертно­го со­ве­та Рос­сий­ско­го на­уч­но­го ме­ди­цин­ско­го об­щес­тва те­ра­пев­тов. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(6):105-111

Остеопороз (ОП) — заболевание скелета, для которого характерно снижение прочности кости и повышение риска переломов. Социальная значимость ОП определяется его высокой распространенностью и тяжестью последствий. Распространенность ОП увеличивается с возрастом: им страдает каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина в возрасте старше 50 лет. Кроме возраста, на развитие ОП влияют различные факторы риска, к которым относятся такие модифицируемые факторы, как курение, низкое потребление кальция с пищей и низкая физическая активность. Тяжесть ОП определяется его осложнениями — переломами, наиболее типичными из которых являются переломы дистального отдела лучевой кости и позвонков, а наиболее грозным — перелом проксимального отдела бедра. Однако развитие переломов при ОП не является неизбежным и непредотвратимым процессом. При устранении факторов риска, выполнении физических упражнений и приеме препаратов кальция и витамина D3 наблюдается стабилизация костной плотности или некоторый ее прирост. При лечении препаратами патогенетического действия прирост плотности костной ткани более значительный, риск переломов позвонков и периферических костей, включая шейку бедра, снижается на 40—60% [1]. Однако для достижения столь хороших результатов лечение должно быть регулярным и длительным. Длительность лечения (или, другими словами, упорство) и правильность приема препаратов (комплаентность) вместе составляют приверженность к лечению. К сожалению, лишь небольшая доля пациентов с ОП начинает лечение. Так, в большом популяционном исследовании в США [2] с участием 24 783 человек при использовании модели FRAX было показано, что в группе высокого риска (10-летний риск перелома бедра ≥3%) лечение получают только 26% пациентов. Другой проблемой является низкая приверженность к лечению в реальной клинической практике, отличающаяся от приверженности в первичных исследованиях. Из пациентов, принимающих препараты, приверженными к лечению остаются только 40—70%. [3]. Вместе с тем показано, что низкая приверженность ассоциируется с более высоким риском переломов всех локализаций, который превышает таковой у приверженных к лечению пациентов на 17% [4]. Польза от лечения возрастает по мере увеличения приверженности при ее уровне выше 75%, а при приверженности менее 50% эффект от лечения отсутствует вовсе [5].

Таким образом, снижение риска переломов на фоне лечения ОП необходимо и возможно, но для этого следует устранить факторы риска и проводить длительное, регулярное лечение. В связи с этим ответственность за здоровье ложится не только на врача, который должен поставить правильный диагноз и расписать рекомендации, но и на пациента, которому необходимо длительно и осознанно соблюдать полученные рекомендации.

Повышению мотивации к выполнению рекомендаций врача и обучению навыкам самоконтроля способствуют образовательные программы. Совершенствование образовательной деятельности по проблемам ОП может положительно влиять на модификацию факторов риска, улучшить инициацию лечения и приверженность к нему.

Цель данного исследования — оценка эффективности образовательных программ для пациентов с ОП.

Материал и методы

Данное исследование являлось многоцентровым рандомизированным клиническим испытанием. В нем участвовали 7 центров (Екатеринбург, Иваново, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Тюмень, Челябинск). В исследование включались пациенты с первичным ОП, пришедшие на специализированный прием в указанных центрах. Диагноз ОП устанавливался на основании показателей денситометрии, согласно критериям ВОЗ, а также клинически на основании указаний на переломы периферических костей при низком уровне травмы у женщин после 70 лет или на основании наличия остеопоротических переломов позвонков у лиц обоих полов [1]. Пациенты включались в исследование независимо от стажа болезни и проводимого лечения. Критериями исключения являлись тяжелые сопутствующие заболевания; вторичный ОП; деменция и другие психические или психологические проблемы, ограничивающие способность пациентов заниматься в группах и отвечать на вопросы опросников.

В исследование также не включались пациенты, когда-либо уже обучавшиеся в школе здоровья по ОП. Все пациенты подписали информированное согласие и были заранее проинформированы, что их включают в образовательную программу по ОП, и им равновероятно может достаться брошюра или они должны будут посетить курс занятий (школа здоровья).

Пациенты основной группы обучались в школе здоровья, проводимой с включением интерактивных методов обучения [6]. Курс обучения состоял их 4 занятий (по 90 мин каждое), проводимых через один или два дня. Каждый пациент обучался в школе однократно. Количество пациентов в группе составляло 5—8 человек. Обучающая программа была комплексной и включала следующие модули: общее представление об ОП; вопросы диагностики; факторы риска; питание при ОП; физическая активность и лечебная физкультура; профилактика падений; выработка стереотипа движений; медикаментозное лечение. В структуре каждого модуля была как информационная, так и активная часть, где участники применительно к себе анализировали полученную информацию, отрабатывали навыки, принимали решения, строили планы. После каждого занятия давалось домашнее задание, ориентированное на подготовку к следующему занятию и на закрепление полученных навыков. Занятие с пациентами проводил сертифицированный врач, обучение физическим упражнениям проводилось инструктором лечебной физкультуры.

Пациенты контрольной группы получали информацию об ОП в виде брошюры. Все пациенты до начала исследования были проконсультированы врачом и получали рекомендации. Объем выдаваемых рекомендаций не зависел от принадлежности пациента к той или другой группе, а определялся разработанными подходами к лечению ОП [1]. Сбор информации проводился через 3, 6 и 12 мес, но не одинаково во всех центрах. В 4 центрах (Екатеринбург, Иваново, Самара, Санкт-Петербург) пациенты посещали врача при первом визите, в промежуточные визиты через 3 и 6 мес и при окончательном визите через 12 мес. В 3 центрах (Челябинск, Пермь, Тюмень) посещение врача было только при первом и окончательном визите через 12 мес. Пациентам в этих центрах через 3 и 6 мес от начала исследования по почте направлялись письма с опросниками и вложенным обратным конвертом. Всем пациентам на всех визитах был предложен опросник (анкета с вопросами о проводимом лечении, питании, физической активности, наличии переломов при низком уровне травмы). Оценка лечения включала учет как препаратов патогенетического действия, так и препаратов кальция и витамина D3 и выражалась через приверженность (время регулярного приема препаратов с учетом рекомендованных доз и интервалов по отношению к периоду наблюдения). Например, при приеме алендроната в дозе 70 мг 1 раз в неделю в течение 9 из 12 мес наблюдения приверженность составляла 75%. Пациенты, принимавшие препараты более 80% времени наблюдения, считались приверженными к лечению. К препаратам патогенетического действия отнесены как препараты первой линии (алендронат, ибандронат, золендроновая кислота, стронция ранелат), так и препараты второй линии (кальцитонин, альфакальцидол). В интерпретации схем лечения имелась особенность относительно альфакальцидола, которая заключалась в том, что пациенты, принимающие данный препарат наряду с препаратами кальция или при условии соблюдения кальциевой диеты, расценивались одновременно и как пациенты, принимающие кальций с витамином D, и как пациенты, принимающие препараты патогенетического действия. Для того чтобы избежать ошибки, пациенты в ходе всего исследования вели дневники с записью проводимого лечения.

В исследование были включены 492 человека (247 — в основной и 245 — в контрольной группах), 13 человек были исключены из-за несоответствия критериям; были рандомизированы 479 человек (средний возраст 66,1±7,9 года, 98,1% женщин). По ходу исследования выбыли 44 человека, большинство (42 человека) из них — пациенты центров, в которых проводилась почтовая рассылка опросников без промежуточных очных визитов. Число выбывших пациентов достоверно не различалось в основной (7,1%) и контрольной (11,0%) группах. Под наблюдением до конца исследования находились 435 человек (224 — в основной и 211 — в контрольной группах), что составило 90,8% от числа включенных пациентов (рис. 1).

Рисунок 1. Схема включения и наблюдения пациентов в исследовании. Осталось под наблюдением к концу исследования 435 (90,8%) пациентов.
Приверженность к лечению рассчитывали на 435 пациентов, наблюдаемых в течение года. Рандомизацию проводили методом конвертов отдельно в каждом центре по мере набора пациентов после оценки критериев включения/исключения и подписания информированного согласия.

Статистическую обработку полученных результатов проводили с использованием параметрических (тест Стьюдента для несвязанных и связанных выборок) и непараметрических (тесты Вилкоксона, Манна—Уитни, точный критерий Фишера, χ2) критериев. Взаимосвязь признаков рассчитывали с помощью коэффициента корреляции Спирмена. При нормальном распределении данные представлены ввиде среднего и стандартного отклонения. Данные, не имеющие нормального распределения, выражены через медиану 25 и 75 процентилей. Различия считали статистически значимыми при p<0,05. В случае пропущенных визитов или отсутствия ответов на все вопросы опросников при статистических расчетах знаменатель мог меняться.

Исследование было одобрено комитетом по этике Свердловской областной клинической больницы №1 и выполнено при организационной и спонсорской поддержке компании ООО «Новартис Фарма».

Результаты

В анализ были включены 479 человек. Исходно группы были сопоставимы по социально-демографическим показателям, изучаемым параметрам и показателям, влияющим на соблюдение рекомендаций (возраст, образовательный ценз, наличие группы инвалидности, клинические проявления ОП и факторы риска его развития, количество принимаемых препаратов). Различия касались употребления молочных продуктов, которое было больше в контрольной группе (табл. 1).

Дальнейший анализ включал изменения в знаниях, факторах образа жизни и в медикаментозном лечении ОП (табл. 2).

Изменения информированности по вопросам ОП относительно первого визита представлены на рис. 2.
Рисунок 2. Изменение уровня информированности по вопросам ОП в контрольной (1) и основной (2) группах. *— p<0,01 по сравнению с исходными значениями.
Число правильных ответов в опроснике на визитах через 3, 6 и 12 мес в основной группе возросло на 26,5, 20,6, 20,6%, в контрольной — на 16,8, 8,0, 5,0% соответственно (p<0,01). У пациентов основной группы повысился уровень знаний об ОП, а также увеличились прием молочных продуктов по сравнению с исходным визитом и время выполнения упражнений (см. рис. 2, см. табл. 2). Отдельно проанализированы данные пациентов, не выполнявших ранее физические упражнения. После образовательных программ заниматься лечебной физкультурой начали 51 (67,1%) пациент основной группы и 27 (39,7%) контрольной группы (р=0,001).

Практически все пациенты обеих групп принимали кальций и витамин D3. Большинство из них принимали данные препараты регулярно. Статистически значимых различий между группами в приеме препаратов кальция и D3 не выявлено. Препараты патогенетического действия также принимали большинство пациентов обеих групп. Различия касались приверженности к лечению препаратами патогенетического действия: в основной группе приверженных к лечению пациентов было больше. Отдельно проанализированы данные пациентов, впервые начавших прием препаратов патогенетического действия: в основной группе — 81 (64,3%) человек, в контрольной — 72 (55,0%) (р>0,05). Различия между группами опять же касались приверженности к лечению: в основной группе были 49 (40,2%) приверженных к лечению пациентов, в контрольной — 24 (19,0%) (р=0,0003).

Также проведен анализ приема отдельных препаратов у пациентов, завершивших исследование. Большинство пациентов (167) в течение года принимали кальций-Д3-никомед и натекаль Д3 (52), другие препараты кальция и D3 принимали 23 пациента. Меняли разные препараты кальция и витамина D3 в течение года или сочетали два препарата (например, препарат кальция с альфакальцидолом или с нативным витамином D3) 156 человек.

Из препаратов патогенетического действия на первом месте были бисфосфонаты (алендронат принимали 102 человека, ибандронат принимали 31, золендроновую кислоту — 2), стронция ранелат — 36, кальцитонин — 41, меняли препараты в течение года — 26. Как уже было отмечено, альфакальцидол рассматривался и как витамин D, и как средство патогенетического лечения второго ряда. Альфакальцидол как единственный препарат патогенетического ряда принимали 43 человека, 44 сочетали прием альфакальцидола с препаратами первой линии.

После образовательных программ улучшились все показатели, связанные с информированностью пациентов, модификацией факторов образа жизни и лечением. В связи с полученными данными мы проверили гипотезу о том, влияет ли увеличение уровня осведомленности по вопросам ОП на выявленные изменения факторов образа жизни и отношение к лечению. Для этого был проведен корреляционный анализ между изменением уровня знаний и изменениями в питании, времени выполнения упражнений и полученными данными по приверженности. Значимой связи между повышением осведомленности и изменением указанных параметров не выявлено (коэффициент корреляции колебался от статистически незначимого до 0,17, который был выявлен для второго визита между повышением уровня знаний и увеличением времени выполнения упражнений и расценивался как очень слабая связь).

Обсуждение

Оба варианта образовательных программ оказали положительное влияние: увеличился уровень осведомленности по вопросам ОП, прием кальцийсодержащих продуктов, время выполнения физических упражнений.

В обеих группах практически все пациенты принимали препараты кальция и витамина D3 и большинство пациентов — препараты патогенетического действия. Вместе с тем различные формы обучения дали разные результаты. Более эффективной, как и ожидалось, оказалась 4-дневная программа обучения в небольших группах с использованием интерактивных методов. Это связано с тем, что данная программа создавалась с учетом особенностей обучения взрослых: обучение в процессе выполнения реального задания, использование накопленных знаний и опыта, использование практических показов и отработка навыков в группе, акцент не на запоминание, а на понимание, наличие обратной связи [7]. Более простые образовательные программы с «пассивной» методикой преподнесения информации могут несколько повысить информированность пациентов по вопросам ОП, но часто недостаточны для изменения образа жизни [8]. Подтверждением этому служит отсутствие взаимосвязи между уровнем знаний и изменением образа жизни и приверженностью к лечению в нашем исследовании. Помимо получения информации важно применение знаний на практике, отработка навыков и умений, обратная связь. Это следует учитывать и в работе врача: так, например, недостаточно просто рекомендовать ЛФК, надо мотивировать пациента и научить технике выполнения упражнений. Полученные навыки подкрепляют знания; в нашем исследовании это подтверждается тем, что пациенты основной группы были лучше информированы по всем вопросам, хотя вся та же информация была представлена и в брошюре для контрольной группы.

Важным результатом является увеличение числа больных, получающих лечение, и увеличение приверженности к нему. В последнее время было проведено достаточно большое количество исследований оценки эффективности образовательных программ, направленных на увеличение числа больных, начинающих терапию. Результаты обучения зависели как от формы обучения, так и от категории лиц, на которую направлена образовательная программа. Как показали исследования, обучение пациентов только лишь в «пассивной форме» в виде лекции или брошюры дает наименьшие результаты: только 5% пациентов начинают лечение [9]. Обучение только лишь врачей также дает очень низкий результат: лечение получают 4,8% больных [10]. При обучении врачей наряду с обучением пациентов, но опять же в «пассивной» форме, результаты остаются низкими: лечение начинают 6% пациентов [11]. Отдача лучше при обучении пациентов, уже столкнувшихся с осложнением ОП — переломами: доля пациентов, начавших лечение, составляет 27% [12].

В наше исследование была включена популяция высокого риска; включенных в исследование пациентов отбирали из числа пришедших на специализированный прием, часть пациентов уже принимала препараты до начала образовательных программ. Это привело к относительно неплохим результатам: достаточно большая часть пациентов принимала препараты патогенетического действия (78,6% пациентов в основной и 72,0% в контрольной группах), в том числе и впервые начавших лечение (64,3 и 55,0% в основной и контрольной группах соответственно). В зарубежных исследованиях [13, 14] столь хорошие показатели инициации лечения получали только при активной методике обучения в группах высокого риска с самым грозным осложнением ОП — переломом шейки бедра. Но даже в этом случае начинали лечение 51—54% пациентов. Вместе с тем следует отметить, что в нашем исследовании число пациентов, принимающих патогенетические препараты, в том числе начавших прием впервые, статистически не различалось между группами. Возможно, консультирования в специализированном центре и получения информации в любом виде достаточно для мотивации к лечению. По-другому обстоят дела с мотивацией к длительному и постоянному приему препаратов. Наши результаты показывают преимущество новой образовательной программы над брошюрой в увеличении приверженности к лечению, в том числе среди начавших лечение впервые. Это может быть связано с лучшим осознанием необходимости постоянного лечения и формированием новых психологических установок у пациентов интерактивной школы и представляется важным результатом, поскольку от приверженности зависит эффективность доказанных препаратов в практической медицине.

Интересным представляется сравнение наших данных по приверженности к лечению с результатами других исследований. В нашем исследовании приверженными к лечению были 55,4% пациентов основной и 35,1% контрольной групп. По зарубежным данным [3], к концу первого года лечения приверженность к лечению сохраняют только 43% пациентов. Данные опубликованного ранее российского исследования [15] показывают несколько лучшие результаты: сохраняют приверженность к лечению 53,4% пациентов, что превышает показатели контрольной группы в нашем исследовании. Вместе с тем прямые сравнения следует делать с осторожностью, так как исследования проведены в неидентичных популяциях. Кроме того, в ранее опубликованном российском исследовании у части пациентов был более короткий период наблюдения (менее 1 года у 19,1%), и данные о том, насколько пациенты были информированы по вопросу ОП, и какая образовательная работа проводилась с пациентами в центрах при консультировании, отсутствуют. Важно не прямое сравнение показателей приверженности в разных исследованиях, а повышение по сравнению с контролем в одной и той же популяции, что и было продемонстрировано в нашем исследовании.

Единственным параметром, не зависящим от образовательной программы, являлся прием препаратов кальция; их принимали большинство пациентов независимо от образовательной программы. Возможно, это связано с тем, что информация о важности кальция для «здоровья костей» широко распространяется, в том числе и через СМИ.

Ограничением исследования служило то, что информация собиралась в виде опросников, но аналогичные исследования за рубежом выявляют 100% соответствие между отчетами пациентов о приеме препаратов и распределением препаратов по отчетам фармацевтов аптечной сети [16]. Другим ограничением являлось то, что до конца исследования не дошли 9,2% пациентов, и не на всех пациентов имелась информация по кальциевой диете и физической активности на промежуточных визитах.

Мы не оценивали снижение риска переломов, так как для этого требуются выборки значительно большего объема. Однако это и не являлось целью, поскольку исследование было направлено на изучение приверженности методам лечения, уже доказавшим свою эффективность в снижении риска переломов. Полученные результаты могут с определенной вероятностью прогнозировать течение ОП у пациентов, обучавшихся по разным образовательным программам.

Заключение

Обучение пациентов на занятиях в небольших группах с использованием интерактивных методов эффективнее влияет на уровень знаний, потребление кальция с пищей и физическую активность и приверженность к лечению, чем получение информации через брошюру.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.