Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Влияние тематического обучения на информированность и профессиональную мотивацию врачей в области остеопороза
Журнал: Профилактическая медицина. 2012;15(6): 29‑35
Прочитано: 640 раз
Как цитировать:
Остеопороз — заболевание скелета, для которого характерно снижение прочности кости и повышение риска переломов, — является одной из важнейших современных проблем здравоохранения вследствие высокой распространенности и тяжести его осложнений: низкоэнергетических переломов проксимального отдела бедра, позвонков и предплечья. В России остеопороз выявляется в среднем у 30,5—33,1% женщин и 22,8—24,1% мужчин старше 50 лет [1], а в группу потенциального риска остеопоротических переломов входят почти 34 млн человек [2].
Остеопороз приводит к огромным социальным и экономическим потерям во всех странах мира. В Европе ежегодно на фоне остеопороза у 179 000 мужчин и 611 000 женщин происходят переломы проксимального отдела бедренной кости, и стоимость связанной с ними терапии оценивается 25 млрд евро [3]. Длительность госпитализаций женщин в возрасте старше 45 лет по поводу переломов бедра на фоне остеопороза в европейских странах значимо выше, чем при сахарном диабете, инфаркте миокарда и раке молочной железы [4]. В России после переломов проксимального отдела бедра летальность в некоторых регионах достигает 45—52% [5], а среди выживших 33% остаются прикованными к постели и только 9% возвращаются к своему прежнему физическому уровню [6].
С учетом проведения операции эндопротезирования тазобедренного сустава стоимость стационарного лечения только 1 случая перелома проксимального отдела бедра составляет в России 120 000 руб. [2].
Несмотря на это, остеопороз в России, в отличие от многих стран Европы, не признан социально значимым заболеванием, поэтому четкой структуры централизованной специализированной помощи таким больным не существует, а образованию врачей в этой области не уделяется должного внимания. Остеопороз не включен в систему вузовского образования врачей, а также последипломного усовершенствования большинства заинтересованных специальностей — терапевтов, семейных врачей, ревматологов, ортопедов-травматологов, гинекологов, эндокринологов, рентгенологов и других специалистов, сталкивающихся с больными остеопорозом или лицами, имеющими факторы риска потери костной массы и переломов. В связи с этим совершенствование системы образования врачей различных специальностей, занимающихся ведением пациентов с остеопорозом, должно быть обязательной частью системы оказания медицинской помощи больным остеопорозом и с переломами. Необходима разработка и апробация специальных программ тематического усовершенствования по остеопорозу, предназначенных для широкого круга врачей.
Цель данного исследования — оценка эффективности программы тематического обучения по остеопорозу длительностью 72 ч, разработанной на кафедре эндокринологии ФУВ МОНИКИ, в повышении уровня знаний и профессиональной мотивации врачей.
Работа выполнена в виде проспективного исследования в 2008—2010 гг. Исследуемую группу формировали из врачей, проходивших обучение по теме «Современные подходы к диагностике и лечению остеопороза» на кафедре эндокринологии ФУВ МОНИКИ им.
М.Ф. Владимирского (цикл длительностью 72 ч). Обучавшиеся отвечали на вопросы теста уровня знаний по остеопорозу и анкеты аттитюдов и профессионального локуса контроля врача до начала занятий и повторно после завершения цикла обучения. В исследование были включены 145 врачей (122 женщины и 23 мужчины) 12 специальностей, работавших в Москве или Московской области, дважды заполнивших указанные опросники. Возраст врачей колебался от 25 до 76 лет (медиана 49 лет (39, 56 лет), стаж работы — от 5 мес до 52 лет (медиана 23 года (9, 29 лет). Большую часть исследуемой группы составили 74 (51,0%) терапевта, 27 (18,6%) эндокринологов и 12 (8,3%) ревматологов, а также 8 (5,5%) ортопедов-травматологов, 5 (3,4%) акушеров-гинекологов, 4 (2,8%) рентгенолога, по 3 пульмонолога, кардиолога, невролога и врача ЛФК (по 2,1% в каждом случае), 2 (1,4%) гастроэнтеролога и 1 (0,7%) семейный врач.
Использовавшийся вопросник был разработан в ГУ МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского и включал 3 анкеты.
1. Данные респондента (ФИО, пол, возраст, специальность, место работы, должность, стаж работы в медицине, врачебная категория, ученая степень или звание, адрес места жительства и контактный телефон).
2. Тест уровня знаний по остеопорозу, который был разработан на основе соответствующего тестового контроля, использовавшегося на кафедре эндокринологии ФУВ МОНИКИ с 2003 г. Тест включал 34 базовых вопроса по проблеме остеопороза, на которые необходимо было выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. В частности, в тестовый контроль вошли вопросы по медико-социальному значению остеопороза (2 вопроса), классификации (2), факторам риска (2), клинической картине (2), диагностике (10), профилактике (7) и методам лечения (9). Ответы оценивались одним исследователем в баллах (1 балл — правильный, 0 — неправильный), в итоге рассчитывали процент правильных ответов по отношению к 34 возможным.
3. Анкета аттитюдов и профессионального локуса контроля врача в области остеопороза, содержавшая 20 утверждений, согласие или несогласие с которыми врачи выражали в баллах от 1 до 4. Все утверждения принадлежали к 5 шкалам, по 4 утверждения в каждой: 1) шкала «квалификация по остеопорозу» — отношение к уровню своей квалификации (утверждения 1, 4, 8, 15); 2) шкала «отношение к больному остеопорозом» — отношение к больному как к активному субъекту процесса лечения (утверждения 7, 12, 13, 16); 3) шкала «интернальность в отношении с больным» — собственная ответственность за качество лечения пациента с остеопорозом (утверждения 5, 17, 19, 20); 4) шкала «интернальность ситуационная» — перекладывание ответственности за качество медицинской помощи на внешние обстоятельства (утверждения 2, 10, 14, 18); 5) шкала «личное отношение к проблеме остеопороза» — личное отношение к заболеванию и к себе как к потенциальному пациенту (утверждения 3, 6, 9, 11). Анкета была составлена таким образом, что более низкие баллы интерпретировались соответственно как высокая оценка собственного уровня подготовки по остеопорозу, высокая интернальность в области взаимоотношений с больным и по отношению к внешним обстоятельствам, влияющим на качество медицинской помощи больным остеопорозом. Высокие баллы имели соответственно противоположное значение. Исходя из этого, вопросы 1, 5, 7, 9, 11—13, 16, 18—20 градировались в баллах следующим образом: 1 — «совершенно верно», 2 — «отчасти верно», 3 — «отчасти неверно», 4 — «совершенно неверно», остальные вопросы — в обратном порядке. При обработке данных ответу «затрудняюсь ответить» или отсутствию ответа присваивали 5 баллов. По этому вопроснику оценивали локус врачей по каждому пункту отдельно и по выделенным шкалам.
Анкеты предоставлялись врачам в распечатанном виде и заполнялись ими собственноручно без участия исследователей. Все инструкции по заполнению были даны в анкете.
Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с помощью программы Stаtistica 6.1. Значения показателей в группах выражались в виде медианы и квартилей Me (Q25%; Q75%). Достоверность различий средних значений показателей в динамике устанавливалась с помощью непараметрического критерия Вилкоксона. Значимость различий частоты встречаемости показателя оценивалась с помощью одностороннего критерия для сравнения пропорций. Зависимость изменения уровня знаний врачей на фоне обучения от различных показателей устанавливали с помощью непараметрического метода ранговой корреляции с вычислением коэффициента корреляции Спирмена. Результаты считали статистически значимыми при p<0,05.
При проведении базового тестирования в исследуемой группе врачей до начала курса тематического обучения медиана корректных ответов в тесте уровня знаний по остеопорозу составила 7 (4, 10), т.е. только 21% от максимально возможного числа правильных ответов. При исходном тестировании 50% опрошенных ответили правильно на 5 и менее вопросов (<15% общего количества вопросов), и только у 19,4% респондентов число корректных ответов превысило 10 (>30%). При повторном тестировании врачей среднее количество корректных ответов в тесте значимо повысилось и увеличилось более чем в 1,5 раза — с 7 (4, 10) до 11 (8, 14) баллов (р<0,000001, критерий Вилкоксона) (рис. 1).
Степень прироста уровня знаний по остеопорозу после тематического обучения значимо отрицательно зависела от исходного уровня знаний (коэффициент корреляции Спирмена r=–0,46, p<0,000001). По характеру расположения линии регрессии на диаграмме рассеяния видно, что у врачей с исходно высоким уровнем знаний по остеопорозу прирост после обучения снижается, а при исходном уровне знаний выше 17 баллов (50% корректных ответов в тесте) средние приросты отрицательны, т.е. обучение неэффективно (рис. 2).
Прирост уровня информированности по остеопорозу на фоне тематического обучения у врачей различных специальностей заметно варьировал, однако отличался незначимо (критерий Краскела—Уоллиса, p>0,05) (рис. 3).

Влияние тематического обучения на мотивации врачей по проблеме остеопороза оценивалось с помощью анкеты аттитюдов и профессионального локуса контроля врача. Исходное распределение ответов по утверждениям анкеты (перед обучением) представлено в табл. 1.
При анализе динамики мотиваций врачей по 5 выделенным шкалам анкеты значимые позитивные изменения выявлены только по шкале «квалификация», т.е. по отношению врачей к уровню своей квалификации по остеопорозу (табл. 3).
Несмотря на отсутствие значимых изменений аттитюдов по шкалам 2—5 в целом (табл. 3), достоверно увеличилось число респондентов, которым нравится, когда больной хорошо разбирается в вопросах диагностики и лечения остеопороза (с 85,6 до 96% (р<0,05), утверждение 7), что указывает на повышение интернальности обучавшихся в области взаимоотношений с больным. Кроме того, снизилось количество полагающих, что если у больного остеопороз, то ему мало чем можно помочь (с 25,5 до 15,1% (р<0,01), утверждение 14), т.е. в сознании врачей уменьшилось значение внешних обстоятельств, влияющих на качество лечения таких больных.
Результаты исследования выявили выраженный дефицит знаний по остеопорозу у врачей различных специальностей в Московском регионе, и следует отметить, что данная ситуация характерна для России в целом. В частности, недостаточная информированность врачей по вопросам диагностики, лечения и профилактики системного остеопороза была выявлена в Хабаровском крае. Большинство врачей плохо знают факторы риска, показания для проведения денситометрии, методы лечения и профилактики остеопороза — с этой целью чаще всего назначаются только соли кальция [7]. Анкетирование врачей Московской области показало, что их недостаточный уровень знаний по данной проблеме является одной из основных причин низкого интереса к данному заболеванию и неудовлетворительного качества медицинской помощи больным с остеопорозом и переломами [8].
Результаты исследования продемонстрировали, что 72-часовое тематическое усовершенствование достоверно повышает информированность врачей и их уверенность в собственной квалификации по остеопорозу. Однако, несмотря на то что при контрольном тестировании медиана корректных ответов в тесте увеличилась более чем в 1,5 раза, она составила только 33% от идеального результата. Анализ эффективности разнообразных обучающих программ по остеопорозу, апробированных в различных странах, показал, что практически все из них дают лишь частичный результат. Наименее эффективными оказываются краткосрочные программы обучения: круглые столы, конференции и обучающие циклы длительностью 1—2 дня. В частности, в США было показано, что короткие образовательные курсы для врачей и пациентов по методам диагностики и лечения остеопороза не дают значимого эффекта в повышении приверженности антиостеопоротической терапии [9]. Иногда даже крупные длительные образовательные проекты не позволяют врачам преодолеть укоренившиеся стереотипы. Годичная многоступенчатая образовательная программа для 340 терапевтов в 7 провинциях Канады существенно повысила информированность обучавшихся о факторах риска остеопороза. Кроме того, они стали несколько чаще рекомендовать денситометрию пациентам с высоким риском переломов (78,2% больных после годичного обучения против 68,3% до начала исследования), однако с той же частотой продолжали рекомендовать костную денситометрию пациентам с низким риском (61,4% против 59,5% соответственно) [10]. Корейское годичное проспективное исследование показало, что тематическое образование ортопедов-травматологов в Корее более чем в 2 раза повышает частоту проведения денситометрии пациентам с переломом проксимального отдела бедра, однако частота назначения антирезорбтивной терапии таким больным все равно остается низкой — только 32,2% [11].
Таким образом, даже длительное методически продуманное однократное обучение не позволяет кардинально изменить отношение врачей к проблеме остеопороза и сформировать грамотного квалифицированного специалиста. Очевидно, что после завершения базового тематического обучения в дальнейшем врачам необходимо поддерживать и пополнять полученные знания и, самое главное, иметь возможность реализовывать их в своей клинической практике. Подобная модель непрерывного образования врачей была создана в МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского в виде «школы остеопороза». Образовательные курсы школы проводятся 3—4 раза в год, посвящены различным аспектам ведения больных остеопорозом и включают как теоретический материал, так и практические занятия с разбором клинических случаев.
Важную роль в формировании системы образования врачей различных специальностей по остеопорозу играет признание данного заболевания значимой медико-социальной проблемой на государственном уровне, как это сделано во многих странах мира. В России остеопороз пока не включен в программу обязательного образования для студентов медицинских институтов. Преподавание ведется на многих факультетах усовершенствования врачей в рамках дополнительного последипломного образования, большой успех имеют зимняя и летняя школы остеопороза Российской ассоциации по остеопорозу, однако, как и в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР, эти обучающие программы не поддерживаются государством [2]. Только взаимодействие государственных структур и образовательных учреждений в вопросах совершенствования системы обучения по остеопорозу врачей различных специальностей позволит улучшить их взаимодействие с пациентом и преодолеть имеющиеся предубеждения в вопросах диагностики и лечения остеопороза, распространенные среди медицинских работников.
1. У специалистов Московского региона выявлен выраженный дефицит знаний по проблеме остеопороза: медиана корректных ответов в тесте уровня знаний при базовом тестировании составила только 21% из максимально возможных, 50% опрошенных ответили правильно менее чем на 15% от общего количества вопросов, и только у 19,4% респондентов число корректных ответов превысило 30%.
2. Тематическое 72-часовое усовершенствование достоверно повышает информированность врачей в области остеопороза, хотя и не позволяет достичь максимального уровня знаний. После завершения обучения проведение контрольного тестирования уровня знаний обязательно, поскольку оно помогает выявить сложные для восприятия врачами темы и скорректировать таким образом программу обучения.
3. Базовое тематическое обучение наиболее целесообразно проводить у самых слабо ориентирующихся в проблеме врачей, поскольку при исходно высоком уровне знаний его прирост после обучения снижается, а при базовом уровне знаний в 50% правильных корректных ответов в тесте и выше — обучение практически неэффективно. При этом не выявлено зависимости степени прироста уровня знаний у обучавшихся от их возраста или специальности.
4. Помимо устранения дефицита знаний тематическое обучение повышает у врачей оценку своего уровня квалификации по проблеме, а также интернальность в области взаимоотношений с больным и по отношению к внешним обстоятельствам, влияющим на качество медицинской помощи больным остеопорозом.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.