Саидов М.С.

Республиканский научный центр сердечно-сосудистой хирургии

Тактика ведения пациенток после осложнений в результате применения полиакриламидного геля для увеличения молочных желез

Авторы:

Саидов М.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1933 раза


Как цитировать:

Саидов М.С. Тактика ведения пациенток после осложнений в результате применения полиакриламидного геля для увеличения молочных желез. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2024;(2):22‑27.
Saidov MS. Management of complications after breast augmentation with polyacrylamide gel. Plastic Surgery and Aesthetic Medicine. 2024;(2):22‑27. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia202402122

Рекомендуем статьи по данной теме:
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты фор­ми­ро­ва­ния руб­ца пос­ле опе­ра­ций на мо­лоч­ной же­ле­зе. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(2):70-75

Актуальность

На протяжении всего существования пластической хирургии, и еще до ее развития, врачами применялись различные методы увеличения визуального размера молочных желез [1, 2]. Такие разновидности операций, как внедрение жира из трупного материала, размещение стеклянных и других предметов, канули в лету как неэффективные и опасные для жизни пациентки [3, 4]. Одним из таких опасных для здоровья методов является введение полиакриламидного геля (ПААГ) в область молочных желез и других тканей человеческого организма для аугментации [5, 6]. Несмотря на большую популярность методики в 90-х годах XX века и в начале XXI века, многочисленные ее осложнения и неблагоприятные явления привели к практически полному искоренению данной разновидности аугментации в современной медицине [7, 8]. К сожалению, до сих пор еще встречаются единичные случаи применения гелей в аугментационной маммопластике. Но ни к чему хорошему они не приводят [9].

При применении ПААГ возникает ряд проблем, в частности расплавление окружающих тканей, развитие спаек, феномен «пластилиновой груди» (при надавливании на кожу железы остаются отпечатки, сама грудь имеет неестественный вид и консистенцию), затекание в карманы и другие неприятные моменты [10, 11]. Практика показывает, что при устранении последствий введения геля хирурги сталкиваются с трудной, порой кажущейся невыполнимой задачей восстановления физиологичной консистенции и естественного вида груди [13]. В таких случаях удаление геля занимает много времени, причем в полной мере это часто невозможно. А ведь лишь после полного удаления инородного материала можно планировать размещение силиконовых имплантатов в области желез — при малейшем остатке силикон может не прижиться, а состояние пациентки при этом значительно ухудшится [14, 15].

Одним из дорогостоящих, но качественных и многообещающих методов диагностики, позволяющих обнаруживать патологические изменения в различных органах и тканях на самом раннем этапе наблюдения, является метод магнитно-резонансной томографии [8, 12].

Цель научной работы — разработка оптимальной тактики ведения больных с осложнениями от введения ПААГ в область молочных желез.

Материал и методы

Материал исследования составили три пациентки, обратившиеся за медицинской помощью в отделение восстановительной хирургии Республиканского научного центра сердечно-сосудистой хирургии (РНЦССХ) и Медицинский центр пластической и эстетической лазерной хирургии «Ормед» с 2020 по 2022 г. Возраст пациенток варьировал от 31 до 35 лет. Повторное хирургическое вмешательство проводилось в сроки от полугода до 2 лет после введения ПААГ. Во всех случаях введение геля производилось в зарубежных клиниках (Турция, Украина).

Особо следует указать, что две из трех пациенток ничего о введении геля не упоминали до операции, тщательно скрывая наличие манипуляций, направленных на увеличение молочных желез в анамнезе. Пациентки отмечали, что хирургическое вмешательство проводится впервые и что ранее никаких манипуляций по увеличению груди не проводилось. Потому очень важно тщательно проверять информацию, преподносимую пациентками. В третьем случае образовался свищ (под правой молочной железой) с выходом геля и экссудата. Основными жалобами пациенток были боли в области молочных желез распирающего характера, периодическое повышение температуры (до 39°C). Все пациентки жаловались на сморщивание молочных желез, превращение их в «детский вариант» груди. У пациенток применялись стандартные методы обследования, в том числе ультразвуковое исследование молочных желез и магнитно-резонансная томография.

Результаты и обсуждение

В двух случаях после проведения инфрамаммарного разреза гель обнаружился в ложе молочной железы, в третьем случае гель диффузно растекся и заполнил практически всю полость кожного мешка. В обоих случаях ограниченного размещения геля он был тщательно удален влажной салфеткой, смоченной полуспиртовым раствором. К сожалению, даже при тщательном удалении часть геля осталась в маленьких карманчиках, распределившись по всей железистой массе. Тем не менее для размещения силиконового имплантата после такого удаления геля места оказалось достаточно. Применялась обработка бетадином, а также промывание фурацилиновым раствором. Дополнительно полость промывалась раствором антибиотика (гентамицин 80 мг/мл в объеме по 6 мл на каждую молочную железу).

На рис. 1—3 представлен клинический пример использования имплантатов после осложнения, возникшего в результате применения биогеля.

Рис. 1. Молочные железы до проведения операции.

Рис. 2. Удаление остатков биогеля и установка силиконовых имплантатов.

Рис. 3. Вид молочных желез после операции.

В целом применение биогеля вызывает тяжелые осложнения, которые значительно затрудняют использование других методик у данной категории пациенток. Использование геля для увеличения желез не только является неоправданным, но и опасно как с эстетической, так и с функциональной точки зрения.

После установки силиконовых имплантатов были получены хорошие эстетические и функциональные результаты. Не было отмечено каких-либо отрицательных явлений, в том числе отторжения имплантатов. Однако если сравнивать данные случаи со случаями первичного имплантирования, без использования биогеля, то можно говорить о значительном преимуществе первичного размещения силиконовых имплантатов.

Большую роль в выборе правильной тактики играет применение магнитно-резонансной томографии. Она выполнялась во всех трех случаях и в целом рекомендуется при подозрении на любое осложнение при аугментации молочных желез, вне зависимости от выбранного метода. Можно говорить о том, что использование комплексных методов позволяет получать хорошие результаты даже при тяжелых случаях.

Обсуждение

ПААГ представляет собой стабильное высокогидрофильное вещество, состоящее из 2,5% полиакриламида и 97,5% воды [15, 20]. Почти 100% содержание воды позволяет ПААГ легко соединяться с окружающей соединительной и жировой тканью. Впервые ПААГ был использован в 70-х годах прошлого столетия, однако в некоторых странах, таких как СССР и Китай, он был запрещен для производства и применения из-за неэффективности и различных осложнений, в частности атрофии молочных желез. Хотя ПААГ запрещен в большинстве стран, все же он применяется до сих пор в качестве материала для безоперационного (инъекционного) метода аугментации груди. У пациенток после введения ПААГ могут возникать симптомы, клинически и рентгенологически имитирующие симптомы злокачественной опухоли [16, 17, 20]. При возникновении осложнений после применения ПААГ существует несколько методов ведения таких пациенток: наблюдение или выжидательная тактика, аспирационный метод удаления и хирургический метод.

В нашей статье мы сообщаем о трех случаях пациенток, которым было проведено увеличение груди посредством применения ПААГ, с развитием осложнений, скорригированных хирургическим способом. Вследствие того, что введение ПААГ выполняется вслепую, результат часто оказывается непредсказуемым. Очень часто происходит разрыв тонкой фиброзной капсулы и миграция геля в грудную мышцу, особенно при физических нагрузках; также образуются плотные узлы — массы, которые мигрируют под кожу подгрудной складки, подмышечной впадины, в область грудины и подключичную область. Гель иногда вводят в грудную мышцу, в некоторых наблюдениях он попадает в экстраплевральное пространство [21]. Симптомы, появляющиеся после применения ПААГ, включают такие признаки, как боли в груди, болезненность и уплотнение при пальпации, нарушение контура с деформациями, гиперчувствительность или гипочувствительность, воспалительные изменения вплоть до развития гнойного мастита. Во многих случаях они могут трансформироваться и проявлять признаки озлокачествления.

Признаки и симптомы увеличения груди посредством введения ПААГ включают: комки, аномалии контура, аномальную кожную чувствительность, масталгию, развитие инфекции, уплотнение и воспаление. Редким осложнением после введения ПААГ является формирование гематомы и серомы. Во многих исследованиях отмечают, что самым частым симптомом после введения ПААГ и показанием для хирургического лечения была боль в груди, в других — деформация груди на фоне уплотнения [19]. При диагностике чаще всего проводится ультразвуковое исследование, однако более детально изменения можно выявить с помощью магнитно-резонансной томографии [18], которая четко отображает объем и распределение ПААГ. При аспирации ПААГ проводится канюлей с тупым концом и большим отверстием на конусе, что является относительно малотравматичной процедурой [19]. Орошение солевым раствором и массаж груди необходимо проводить во всех случаях удаления ПААГ. При сложностях в некоторых случаях используется местная анестезия с применением ультразвука, чтобы лучше визуализировать ПААГ.

Заключение

Процедура инъекций полиакриламидного геля для увеличения груди может вызывать различные осложнения, требующие хирургического удаления геля. В большинстве случаев у пациенток возникают мастодиния и косметическая деформация груди, а также имитация новообразования. Необходимо проводить тщательное обследование с применением физикальных и инструментальных методов, в частности ультразвуковое исследование и магнитно-резонансную томографию. Своевременное радикальное хирургическое удаление биогеля приводит к устранению симптомов, а применение в последующем силиконовых имплантатов дает хорошие и отличные эстетические результаты.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Funding. The study had no sponsorship.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Саидов М.С., Ходжамуродова Д.А., Ходжамурадов Г.М., Гулин А.В., Исмоилов М.М., Шаймонов А.Х. Лифтинг молочных желез как способ визуального увеличения объема груди. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2017;22(6-2): 1645-1649. https://doi.org/10.20310/1810-0198-2017-22-6-1645-1649
  2. Джуганова В.О., Новомлинский В.В, Соколов А.П, Лынов П.А, Соколова М.Г, Остроушко А.П, Лаптиева А. Удаление фиброаденомы молочной железы и аугментационная маммопластика. Анализ возможности симультанного и отсроченного выполнения данных операций.Бюллетень экспериментальной и клинической хирургии. 2021;14(2): 140-146. 
  3. Файзуллин Т.Р. Влияние фазы менструального цикла на результат аугментационной маммопластики. Вестник Авиценны. 2021;23(2):208-215.  https://doi.org/10.25005/2074-0581-2021-23-2-208-215
  4. Mu D, Lin Y. A Simple Preoperative Marking of Implant Augmentation Mammoplasty: The Semicircle Method. Aestheticplasticsurgery. 2022;46(4): 1662-1667. https://doi.org/10.1007/s00266-022-02846-2
  5. Ходжамуродова Дж.А., Саидов М.С., Ходжамурадов Г.М. Применение силиконовых имплантатов в пластической хирургии молочных желез (обзор литературы). Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2018;26(1):133-149.  https://doi.org/10.23888/PAVLOVJ2018261133-149
  6. Саидов М.С., Ходжамуродова Д.А., Ходжамурадов Г.М., Исмоилов М.М., Гулин А.В., Шаймонов А.Х. Эффективность аугментационной маммопластики в зависимости от формы и объема имплантата. Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2016;21(2):574-576.  https://doi.org/10.20310/1810-0198-2016-21-2-574-576
  7. Саидов М.С., Ходжамурадов Г.М., Ходжамурадова Д.А., Исмоилов М.М. Выбор оперативного доступа при аугментационной маммопластике. Вестник Авиценны. 2016;1(66):35-39. 
  8. Саидов М.С. Возможности магнитно-резонансной томографии в диагностике осложнений имплантирования грудных силиконовых имплантатов. Вестник СурГУ. Медицина. 2022;3(53):51-54.  https://doi.org/10.34822/2304-9448-2022-3-51-54
  9. Сергеев И.В., Файзуллин Т.Р., Ларионов Д.П. Осложнения аугментационной маммопластики. Вестник Авиценны. 2020;22(4):629-634.  https://doi.org/10.25005/2074-0581-2020-22-4-629-634
  10. Слесаренко С.В., Бадюл П.А., Фурсенко Н.Ю. Эффективность местного использования препаратов транексамовой кислоты при выполнении аугментационной маммопластики. Хірургія України. 2019;1:63-68.  https://nbuv.gov.ua/UJRN/KhU_2019_1_13
  11. Santo PRQ, Espirito D, Veiga DF, Boggio RF, Coutinho FL, Groth A, Ferreira L. Mammoplasty: steps for safe surgery. Evidence from literature. Revista Brasileira de Cirurgia Plástica. 2022;36:366-372. 
  12. Боровиков А.М. Увеличительная маммопластика с использованием силиконовых имплантатов. М.: Медгиз; 2009:22-33. 
  13. Саидов М.С. Использование модифицированного трохслойного шва при аугментационной маммопластике. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2023;22(1):121-125.  https://doi.org/10.37903/vsgma.2023.1.16
  14. Исмагилов А.Х., Карасев В.Е. Особенности течения послеоперационного периода у женщин в зависимости от вида реконструктивной операции на молочной железе. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2022;2:19-24.  https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia202202119
  15. Кораблева Н.П., Жолтиков В.В., Божок А.А., Лебедева Ю.В. Циркумлатеральная вертикальная аугментационная мастопексия при тубулярной деформации молочных желез. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2022;2:11-18.  https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia202202111
  16. Зиядинов А.А., Мидов А.А., Старцева О.И. Проблема введения парафина с целью контурной пластики молочных желез: обзор литературы. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2022;2:71-77.  https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia202202171
  17. Мантурова Н.Е., Мошкалова А.Л. Аутоадипотрансплантация в сочетании с аугментационной маммопластикой в эстетической хирургии. Пластическая хирургия и эстетическая медицина. 2022;1:68-72.  https://doi.org/10.17116/plast.hirurgia202201168
  18. Düşünceli Atman E, Kul M, Arslan MF, Uzun Ç, Üstüner E. Polyacrylamide gel augmentation mammoplasty: Breast Images. The Breast Journal. 2018;24(3):420-421.  https://doi.org/10.1111/tbj.12918
  19. Margolis NE, Bassiri-Tehrani B, Chhor C, Singer C, Hernandez O, Moy L. Polyacrylamide gel breast augmentation: report of two cases and review of the literature. Clinical Imaging. 2015;39(3):339-343. Epub 2014 Dec 20. PMID: 25670236. https://doi.org/10.1016/j.clinimag.2014.12.008
  20. Unukovych D, Khrapach V, Wickman M, Liljegren A, Mishalov V, Patlazhan G, Sandelin K. Polyacrylamide Gel Injections for Breast Augmentation: Management of Complications in 106 Patients, a Multicenter Study. World Journal of Surgery. 2012;36:695-701.  https://doi.org/10.1007/s00268-011-1273-6
  21. Manafi A, Emami AH, Pooli AH, Habibi M, Saidian L. Unacceptable Results with an Accepted Soft Tissue Filler: Polyacrylamide Hydrogel. Aesthetic Plastic Surgery. 2010;34:413-422.  https://doi.org/10.1007/s00266-009-9359-3

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.