Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Николаев В.А.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет);
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Николаев А.А.

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» Минобрнауки России

Опыт и перспективы использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения

Авторы:

Николаев В.А., Николаев А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4825

Загрузок: 240


Как цитировать:

Николаев В.А., Николаев А.А. Опыт и перспективы использования технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2020;(2):35‑42.
Nikolaev VA, Nikolaev AA. Virtual, augmented and mixed reality technologies in the context of digitalization of healthcare system. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2020;(2):35‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20204002135

Рекомендуем статьи по данной теме:
Бо­лезнь Ка­ро­ли: оп­ти­ми­за­ция вы­бо­ра хи­рур­ги­чес­кой так­ти­ки с ис­поль­зо­ва­ни­ем 3D-мо­де­ли­ро­ва­ния, 3D-пе­ча­ти и те­ра­пии. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(7):88-93
Ле­че­ние Це­реб­ро­ли­зи­ном сни­жа­ет риск пе­ре­хо­да син­дро­ма мяг­ко­го ког­ни­тив­но­го сни­же­ния в де­мен­цию у родствен­ни­ков 1-й сте­пе­ни родства па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Альцгей­ме­ра: прос­пек­тив­ное срав­ни­тель­ное ис­сле­до­ва­ние. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):90-97
Ауг­мен­та­ция те­ра­пии ре­зис­тен­тной ши­зоф­ре­нии ме­то­дом рит­ми­чес­кой транскра­ни­аль­ной маг­нит­ной сти­му­ля­ции. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(8):107-114
Воз­мож­нос­ти при­ме­не­ния сис­те­мы CPISPR-Cas9 для кор­рек­ции ге­не­ти­чес­ких му­та­ций. Мо­ле­ку­ляр­ная ге­не­ти­ка, мик­ро­би­оло­гия и ви­ру­со­ло­гия. 2023;(3):3-8
Опыт кли­ни­чес­ко­го при­ме­не­ния флу­вок­са­ми­на для ле­че­ния ко­мор­бид­ной деп­рес­сии в дет­ском и под­рос­тко­вом воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(11-2):14-21

Глобальным трендом развития системы здравоохранения является использование технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в медицине [1—4]. Под дополненной реальностью (AR) понимают интеграцию цифровой информации в виде изображений, компьютерной графики, текста, видео, аудио и т.д. и объектов действительного (физического) мира в режиме реального времени [5]. Виртуальная реальность (VR) означает компьютерную имитацию объектов и ситуаций реального или физически не существующего мира, при этом пользователь, находясь в виртуальной реальности, может совершать действия с объектами виртуальной реальности, перемещаться в ней в режиме реального времени, получая информацию через органы зрения, слуха, обоняния и осязания [6, 7]. Комбинацию (VR) и дополненной реальности (AR) называют смешанной реальностью (MR), в которой объекты виртуального мира органично встраиваются в физически существующий мир, составляя единое целое и образуя новую реальность [7].

Объем мирового рынка VR и AR в 2018 г. составил 7,9 и 11,4 млрд долларов США, а его прогнозная оценка на 2023 г. составляет рост до 34,08 и 60,55 млрд долларов США при совокупных среднегодовых темпах роста 33,95% и 40,29% соответственно [8]. Высокая динамика роста объема рынка технологий VR и AR предполагает значительное увеличение спроса на них; среди наиболее востребованных сфер выделяют игровой сектор, здравоохранение, образование и др. [8, 9].

Такие технологии, во-первых, могут принести существенную пользу практической системе здравоохранения, позволяя медицинским работникам и организаторам здравоохранения эффективно решать актуальные задачи при оказании медицинских услуг, а во-вторых, обеспечить развитие системы здравоохранения России в соответствии с мировыми тенденциями. Кроме этого, использование технологий VR, AR и MR соответствует концепции цифровой трансформации экономики России [10].

Поэтому анализ опыта зарубежных стран и оценка перспектив использования технологий VR, AR и MR в сфере здравоохранения России является актуальной задачей, решаемой в настоящей статье.

Для достижения поставленной цели в работе использованы следующие методы исследования: метод информационного поиска, анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, обоснования и рекомендации.

Технологии VR, AR и MR находят применение в разных специальностях медицины, а также в обучении студентов и медицинских работников. Рассмотрим основные направления использования данных технологий.

Хирургия

Технологии VR, AR и MR позволяют осуществлять объемную и поверхностную визуализацию органов и структур организма, границ раздела, отображать информацию, поэтому они могут применяться в малоинвазивной интраабдоминальной хирургии [11]. Так, использование технологий AR обеспечивает интраоперационное руководство врачей-хирургов и позволяет быстро идентифицировать скрытые объекты и критически важные структуры: инородные тела, новообразования, органы, нервы, вены, сосуды и др.

Другим положительным моментом является уменьшение умственной нагрузки хирурга, так как при использовании AR значительно снижается или отсутствует необходимость в постоянном запоминании большого объема информации, сопоставлении результатов исследований и клинической картины пациента. Это позволяет хирургу сконцентрировать внимание на оперативных действиях и процедурах, снизить время принятия решений в процессе проведения операций и, как следствие, сократить длительность проведения хирургических вмешательств. Кроме этого, AR позволяет отображать информацию о последующих действиях хирурга (направления и план оперативных вмешательств), позволяя максимально полно сохранить здоровые ткани и органы пациента. В части проведения лапароскопических операций использование AR может уменьшить дезориентацию хирурга в связи с ограниченной видимостью при проведении операций [11].

Потенциал использования AR в спинальной хирургии показан в работе F. Cutolo и соавт. Описано применение технологии Video See-Through. При использовании специального шлема происходит комбинирование виртуального изображения с реальным, полученным при помощи внешних видеокамер и ренгеновских изображений в процессе обследования пациента. Авторы провели исследование in vitro, применяя симуляцию, в которой практикующий хирург использовал шлем MR и проводил оперативное вмешательство, результатом которого стало то, что он перкутанно достиг ножки дуги поясничного отдела позвоночника, при этом средняя ошибка ложного восприятия составила 1,18±0,16 мм [12].

В работе M. Pfandler и соавт. приведены результаты исследований по использованию технологий VR для симуляционного обучения методам выполнения транспедикулярной фиксации позвоночника, вертебропластики, ламинэктомии шейного отдела позвоночника и спинномозговой пункции. По данным исследования, VR позволяет обучающимся получить знания и овладеть навыками техники проведения хирургических операций. В большинстве случаев группы, которые обучались с использованием технологий VR, быстрее достигали планируемых результатов по сравнению с группой, обучающейся с использованием традиционных технологий. Вместе с тем указано на необходимость проведения дальнейших исследований, так как большая неоднородность данных не позволяет оценить эффективность использования VR. Отмечено, что VR не является альтернативой клинической практике, а может рассматриваться как ее дополнение, при этом малоинвазивные процедуры (вертебропластика и транспедикулярная фиксация позвоночника) лучше поддавались симуляции [13].

Это согласуется с исследованием, в котором подчеркивается, что технологии VR и AR стремительно проникают в хирургию и медицинское образование, позволяя создавать симуляции хирургических процедур, повышая клинические эффекты [14]. Однако для широкого использования этих технологий в сфере здравоохранения необходим эволюционный скачок, обеспечивающий их стандартизацию и количественные измерения.

Многообещающим является использование AR и VR при лечении заболеваний гепатобилиарной системы. Приведен обзор результатов применения технологий AR и VR при хирургии онкологических заболеваний гепатобилиарной системы с рассмотрением клинических диагнозов ряда пациентов. Показано, что AR и VR повышают точность и информативность процедур; это имеет значение при планировании операций, принятии хирургами решений в предоперационный и интраоперационный периоды. Технологическая реализация заключается в том, что виртуальную модель анатомических особенностей оперируемого пациента выводили на дисплей при помощи специального проектора или сам хирург мог работать в шлеме с технологией Video See-Through [15].

Использование AR при операциях на печени позволило улучшить идентификацию и локализацию органов пациента, метастазов и оперируемость [15]. Ограничениями использования технологий являются несовершенство виртуальных моделей, точности их совмещения с анатомическими особенностями пациента, их статичность, проявляющаяся в том, что виртуальная модель создается в предоперационный период и ее невозможно скорректировать в процессе проведения операции. Одним из возможных решений повышения точности соответствия виртуальных моделей анатомическим особенностям пациента в динамике может стать использование технологий флуоресцентной визуализации в ближней инфракрасной области спектра (пациенту вводят флуоресцентные маркеры, попадающие на поверхность органов, что позволяет создать их виртуальные модели в режиме реального времени), а также использование возможностей ультразвука и компьютерной томографии [15, 16].

В вышеприведенных исследованиях отмечается динамичное и многовариантное развитие AR и VR в части создания как оборудования, так и специализированного программного обеспечения, при этом подчеркивается отсутствие системы стандартизации, что сдерживает применение данных технологий в медицине.

Поэтому хорошим подспорьем применение современных цифровых технологий служит в системе образования, поскольку использование технологий MR внедряется легче, позволяя обучать будущих врачей и начинающих хирургов проведению хирургических операций, в том числе под дистанционным руководством. Обучающиеся могут видеть операционное поле глазами опытного хирурга, следить за его взглядом и движениями рук, инструментов и другими действиями, приобретая тем самым профессиональные компетенции [3].

Кардиология

В последнее время технологии VR, AR и MR все чаще используют в кардиологии как при обучении, так и при планировании и проведении процедур в части интеграции физической реальности VR [17, 18]. Это не случайно, так как известно, что сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются основной причиной смерти во всем мире и, вероятно, останутся таковыми в будущем. По прогнозам уровня ССЗ на 2030 г., смертность, связанная с болезнями сердца и инсультами, составит порядка 23,6 млн человек [19, 20].

Вот почему в мире большое внимание уделяют использованию современных цифровых технологий в медицине и образовании. Проект Стэнфордского университета (США) «Виртуальное сердце» позволяет обучающимся, в том числе пациентам, с помощью погружения в VR изучать анатомию сердца, понять механизмы его функционирования, а врачам — повысить эффективность лечения [21]. Проект университета Case Western Reserve University (США) дает возможность пользователю изучать анатомию и функционирование систем организма человека [17, 18].

В 2016 г. сотрудники отделения детской кардиологии медицинского центра Шнайдера (Израиль) совместно с компаниями «Филипс» (Philips) и «РеалВью имейджинг» провели оценку использования компьютерной голографии для идентификации опознавательных точек по данным чреспищеводной эхокардиографии и 3D ротационной ангиографии [17, 22]. Показана техническая возможность создания 3D голограмм при взаимодействии света с физическими объектами и создания MR в условиях лаборатории по зондированию и коронарографии сосудов сердца. В исследовании принимали участие пациенты с дефектами перегородок сердца, коронарной артерии, шунтом Гленна и др. Все опознавательные точки успешно идентифицированы как на созданных голограммах, так и при проведении сравнительной оценки традиционными методами [17, 22], что показывает перспективность применения этих технологий в кардиологии.

Технологии VR и AR могут быть использованы в интервенционной кардиологии при транскатетерном протезировании аортального клапана и церебральной эмболической защите. Описаны возможности создания персонифицированной виртуальной (3D) анатомической модели для конкретного пациента [17, 23]. Использование AR и MR позволило отказаться от ангиограммы дуги аорты и дополнительного контрастирования, что привело к снижению негативного воздействия на организм человека контрастных веществ и ионизирующего излучения [17].

Кроме этого, технологии AR и MR позволяют медицинским работникам наглядно объяснять, а пациентам и их родственникам увидеть и понять сложные медицинские диагнозы, ситуации, назначаемые врачом схемы лечения, что способствует снижению напряженности, непонимания и конфликтности между врачом и пациентом [3, 24] и потенциально в системе здравоохранения.

Травмы опорно-двигательной системы

Рассмотрены преимущества интраоперационной 3D-визуализации в ортопедической и травматологической хирургии [25]. Отмечено, что возможность трехмерной интраоперационной визуализации появилась при использовании конусно-лучевой компьютерной томографии и плоскопанельных рентгеновских детекторов. Это позволило не только получать высококачественные 3D интраоперационные изображения в помощь хирургам при проведении операций, но и существенно снизить дозу облучения пациентов, хирургов и хирургических бригад. 3D-визуализация позволяет в безопасном режиме прослеживать редукцию переломов, процедур остеотомии кости и имплантацию [25].

Стоматология

Технологии VR и AR могут быть использованы в стоматологии, в том числе в имплантологии и при планировании челюстно-лицевых процедур и операций [26, 27]. В научном обзоре приведен анализ использования технологий AR в челюстно-лицевой хирургии [27]. Показано, что AR может технически реализовываться по-разному: с использованием носимых хирургом (врачом) устройств дополненной реальности (очков AR), позволяющих реализовывать направленную хирургию с отслеживанием или без такового, а также направленную хирургию, реализуемую при помощи полупрозрачных экранов или основанную на цифровой проекции виртуальных изображений на тело пациента. Следует отметить, что для большинства технологий AR точность между виртуальной моделью и анатомо-физиологическими особенностями пациента составляет порядка 1 мм. Несмотря на то что технологии AR не так часто применяются в клинической практике челюстно-лицевой хирургии, их развитие в будущем не вызывает сомнений [27].

Стоматология, как и большинство медицинских специальностей, является практико-ориентированной, поэтому использование технологий VR, AR и MR, на первый взгляд, представляется проблематичным. Однако это не так, современные технологии включают тренажеры виртуальной реальности с тактильными датчиками, контроллерами движения, позволяющими тем, кто обучается, моделировать, приобретать и развивать навыки работы в конкретной области медицины. Примером успешного использования этих технологий является обучение студентов стоматологического направления в США и Индии [28].

В Университете Юты (США) для студентов-стоматологов 2-го курса разработан и опробован семестровый курс по планированию и установке зубных имплантов, восстановлению одно- и многокомпонентных коронок с использованием VR и AR. Более того, апробация этих технологий также реализована через краткосрочный курс повышения квалификации резидентов Национального стоматологического института и стоматологической больницы Чандигарха (Индия). Обучение проводили с использованием методики «перевернутый класс» [28]. Система позволяет проводить online-оценку результатов обучения студентов, что известно и широко используется в системе высшего образования мировых университетов. Отличительная особенность системы заключается в том, что в процессе обучения имеется возможность контроля и анализа движений рук, направления взгляда студентов-стоматологов, а также мониторинга медицинских предметов (пародонтального зонда, импланта, бормашины и прочего), удерживаемых обучающимися при проведении процедур и действий в конкретный момент времени. Это помогает преподавателям оценивать действия студентов, направляя их [28].

Существовала возможность самостоятельной работы студентов в условиях VR, где они в свободное от аудиторных занятий время самостоятельно изучали дидактические материалы и практиковались, после чего приходили в аудиторию подготовленными, с приобретенными знаниями и навыками, задавали преподавателю вопросы по существу, разбирали сложные клинические случаи [28].

Результаты вышеприведенного исследования согласуются с данными [29], показавшими, что значительная часть исследований по применению VR и AR в обучении студентов-стоматологов связана с доклиническим симуляционным препарированием зубов и с протоколами обучения хирургов. Положительный эффект от использования этих технологий при обучении стоматологов заключается в повышении мотивации студентов и приобретении необходимых моторных функций при проведении профессиональных процедур [29—31].

Офтальмология

Применение устройств VR предполагает наличие у пациента бинокулярного зрения, поэтому данную технологию успешно используют при лечении его дисфункций. В офтальмологии можно использовать VR в амбулаторных условиях в качестве дополнительной терапии по коррекции и улучшению зрения совместно с назначенным ношением очков и линз для пациентов. Например, использование VR, в том числе специализированных игр и видео, обеспечивающих работу двух глаз, позволяет улучшить зрение при амблиопии [32]. Установлено, что положительный эффект дает дихоптическое представление изображений в комбинации с перцептивным обучением. Специализированное оборудование, погружающее офтальмологического пациента в VR, располагает достаточным пространством для того, чтобы его могли использовать пациенты, носящие очки или линзы для коррекции зрения. Как и в случае с другими медицинскими специальностями, применение VR в офтальмологии не заменяет традиционных методов лечения и реабилитации, а может служить лишь дополнительным инструментом работы врача-офтальмолога для повышения качества оказания медицинской помощи [32].

Нейрокогнитивные расстройства

Приведены результаты обзора использования VR пациентами, перенесшими инсульт, имеющими умеренные когнитивные нарушения, болезнь Альцгеймера. Показано, что когнитивная реабилитация с использованием VR позволяет получить положительные эффекты: улучшить память и зрительное внимание, повысить результаты тестов, включающих выполнение двух задач одновременно, способствовать нормализации психоэмоционального состояния пациентов и качества их жизни. По данным обзора, средняя продолжительность сеанса VR составляла 30 мин, количество сеансов — 14 при средней интенсивности занятий 2—3 сеанса/нед. Среди отрицательных моментов использования VR выделяют головокружение, укачивание и тошноту в процессе симуляции, боли в шейном отделе и отрицательные эмоции при неудачах в процессе действий пользователей в VR, наблюдавшиеся у некоторых пациентов [33].

Международный клинический опыт обобщен в работе A. Mirelman и соавт., в которой приведены результаты исследований в пяти клинических центрах, расположенных в Бельгии, Израиле, Италии, Нидерландах и Соединенном Королевстве. Объектом исследования были 302 пациента пожилого возраста (60—90 лет) с высоким риском падений и различными видами двигательных и когнитивных расстройств. Одна группа пациентов, принявших участие в исследовании, занималась на специальной беговой дорожке, а другая — на беговой дорожке и VR 3 раза/нед в течение 1,5 мес. Следует отметить, что в процессе тренировки участников эксперимента использовали VR без эффекта погружения, когда виртуальная реальность отображалась на экране большого размера. При этом использовали видеокамеру с технологией захвата движения. Результаты показали, что через полгода после завершения исследований частота падений людей, прошедших обучение с применением VR, значительно снизилась по сравнению с участниками, которые не использовали VR [34], что подтверждает эффективность данной технологии.

Лечение фобий и тревожных расстройств

Тревожные расстройства и фобии распространены в мире, а их лечение является актуальной задачей [35—38], поэтому важно рассмотреть использование технологий VR для ее решения. По данным L. Ganry и соавт., VR не уступает традиционным методам лечения тревожных расстройств in vivo и может рассматриваться не только как их альтернатива, но и как самостоятельный клинический инструмент, особенно при работе c пациентами, если имеются ограничения их мобильности или особенности их локации и географического расположения [39].

Приведены результаты исследования по использованию VR для уменьшения предоперационных тревожных состояний пациентов, выполненного на базе университетской клиники Henri Mondor (Париж, Франция) [40]. В исследовании участвовали 10 пациентов, средний возраст которых составил 56,9 года. Пациенты погружались в виртуальную реальность при помощи очков и наушников VR, подключенных к компьютеру с установленным специализированным программным обеспечением. Сценарий VR представлял спокойную обстановку пляжа Карибского бассейна, сопровождаемую звуковыми эффектами природы, позволяющими погрузить пациента в VR, отделив его от внешнего мира в течение 5-минутного сеанса. В процессе сеанса оператор наблюдал за действиями и реакциями пациента на цифровом экране. Результаты подтвердили снижение стресса и тревоги пациентов, прошедших сеанс в VR, что подтверждается результатами психологических тестов и уменьшением уровня кортизола [40].

Технологии VR можно использовать как инструмент диагностики социофобии у пациентов [41], а также самостоятельной тренировки людей с этими расстройствами при помощи мобильных VR-приложений [42], что позволяет персонифицировать лечение и является хорошим решением для тех людей, которые в силу разных причин не обращаются за врачебной помощью.

Использование VR-терапии в лечении дентофобии описано в ряде работ [29, 43]. В исследовании, проведенном в центре гигиены полости рта стоматологического факультета Университета СЕГи (Малайзия), приняли участие 30 пациентов в возрастном диапазоне 18—50 лет. Пациенты погружались в VR, представляющую стоматологический кабинет. При этом использовалось несколько сценариев, включающих виртуального стоматолога, находящегося рядом с пациентом, стоматологические инструменты, осмотр ротовой полости стоматологом, инъекции, приближение стоматолога с неработающей и включенной бормашиной. Это позволяло пациентам под контролем медработников виртуально погружаться в ситуации, в которых у них возникали фобии, и постепенно их преодолевать. Для повышения реалистичности в некоторых экспериментах добавляли запахи путем помещения капель жидкости медицинских препаратов рядом с пациентом. Достоинствами является то, что симуляции VR можно персонифицировать, запускать постепенно, в любом удобном месте и в любое время, останавливать симуляцию в любой момент, повторять ее многократно, предотвращать психоэмоциональное травмирование пациента, достигая устойчивого терапевтического эффекта [43].

В заключение следует отметить перспективы использования рассмотренных технологий. Вероятно, многообещающим является применение VR при терапии по восстановлению когнитивных функций у пациентов с шизофренией [44]. Работа пациентов в специализированной интерактивной VR способствовала снижению негативной симптоматики, улучшению социального познания и функционирования, навыков общения и распознавания эмоций, обеспечивая прогресс психосоциальной реабилитации пациентов [44].

По данным J. Negrillo-Cárdenas и соавт., перспективным является использование AR совместно с технологиями 3D-печати органов, костей и проведения на них операций с целью обучения или исследования, что может являться альтернативой тренажерам VR. Актуальным является применение технологий телемедицины в процессе реабилитационных мероприятий, позволяющих пациентам, находящимся удаленно, не только выполнять упражнения дома под руководством врача, но и интегрировать технологии VR в процесс дистанционной реабилитации при развитии персонифицированного подхода [45].

Выводы

Анализ зарубежного опыта применения технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в здравоохранении показал их эффективность. Данные технологии могут быть успешно использованы в разных областях медицины: хирургии и кардиологии, стоматологии и офтальмологии, при лечении когнитивных расстройств, фобий и т.д. Важно, что технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности внедряют в систему медицинского образования и повышения квалификации врачей и медицинских работников.

Применение и развитие этих технологий в системе здравоохранения сдерживают некоторые факторы: наличие противопоказаний у ряда пациентов (тошнота, головокружение, боли в шейном отделе позвоночника и др.), детализация графических и визуальных моделей, точность совмещения виртуальной и физической реальности, статичность, а также недостаточный объем клинических исследований и испытаний с позиций доказательной медицины. Другие причины — значительное разнообразие технических средств и программного обеспечения, а также отсутствие стандартизации.

Проведенный анализ показал, что эти технологии позволяют добиваться существенных положительных результатов и являются перспективными. В то же время они не заменяют существующих методов профилактики, лечения и реабилитации, а служат их дополнением, помогающим врачам и пациентам, студентам и профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций в части повышения качества медицинской помощи, приобретения профессиональных компетенций и образования.

Несмотря на отмеченные сдерживающие факторы, можно заключить, что технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности обладают определенным потенциалом внедрения в систему здравоохранения мира и России. Для их реализации необходимы консолидированные усилия организаторов здравоохранения, врачей и медицинских работников, разработчиков решений и технологий, профессорско-преподавательского состава ведущих медицинских университетов и научного сообщества. Немаловажным является внесение изменений в существующую нормативно-правовую базу и разработка новой, позволяющей использовать технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности в медицине при условии обеспечения безопасности и соблюдения прав пациентов и медицинских работников.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.


1Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. №915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология».

2Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. №1081н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при злокачественных новообразованиях легкого I—IV стадии (обследование при проведении диспансерного наблюдения)».

3Федеральный закон от 25.12.18 №489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций».

4Министерство здравоохранения Российской Федерации. Рак молочной железы: клинические рекомендации. http://cr.rosminzdrav.ru/#!/schema/236 (ссылка активна на 30.01.20).

5Министерство здравоохранения Российской Федерации. Рак легкого: клинические рекомендации. URL: http://cr.rosminzdrav.ru/#!/schema/900 (ссылка активна на 30.01.20).

6Министерство здравоохранения Российской Федерации. Рак паренхимы почки: клинические рекомендации. http://cr.rosminzdrav.ru/#!/recomend/87 (ссылка активна на 29.04.20).

<

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.