Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Демина О.М.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ООО «Клиника Данищука»

Потекаев Н.Н.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения г. Москвы»

Хатаева Д.И.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Карпова Е.И.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ООО «Клиника Данищука»

Данищук О.И.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ООО «Клиника Данищука»

Козырева М.В.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ООО «Клиника Данищука»

Опыт применения плазматерапии в комплексном лечении акне

Авторы:

Демина О.М., Потекаев Н.Н., Хатаева Д.И., Карпова Е.И., Данищук О.И., Козырева М.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1369 раз


Как цитировать:

Демина О.М., Потекаев Н.Н., Хатаева Д.И., Карпова Е.И., Данищук О.И., Козырева М.В. Опыт применения плазматерапии в комплексном лечении акне. Клиническая дерматология и венерология. 2024;23(3):307‑312.
Demina OM, Potekaev NN, Khataeva DI, Karpova EI, Danishchuk OI, Kozyreva MV. Experience of plasma therapy use in comprehensive acne treatment. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2024;23(3):307‑312. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202423031307

Рекомендуем статьи по данной теме:
Изу­че­ние ро­ли ин­тер­лей­ки­на 1β в сы­во­рот­ке кро­ви у па­ци­ен­тов с ак­не. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(4):421-424

Введение

Аутологичная плазма, обогащенная тромбоцитами (Platelet Rich Plasma, PRP), — перспективное лечебное средство в регенеративной медицине, поскольку служит источником цитокинов, факторов роста и других биологически активных веществ. Эта методика все чаще используется в различных областях медицины, таких как ортопедия, хирургия, спортивная медицина, стоматология и эстетическая медицина. Применение аутологичных препаратов обладает рядом преимуществ, включая низкий риск иммунологических реакций, безопасность, хорошую переносимость с минимальными побочными эффектами и более низкой стоимостью, так как материал получают от пациента после сбора периферической крови и ее центрифугирования.

Происхождение PRP идет из трансфузиологии, где концентраты тромбоцитов используются для лечения тромбоцитопении. Впервые термин «обогащенная тромбоцитами плазма» применил C.S. Kingsley в 1954 г. для описания концентратов тромбоцитов для переливания. О первых клинических результатах эффективности аутологичных концентратов тромбоцитов в заживлении при местном использовании сообщили D.R. Knighton и соавт. (1986) [1—3].

PRP — аутологичный продукт крови с высокой концентрацией тромбоцитов. Основным действующим компонентом PRP являются именно тромбоциты, которые содержат секреторные гранулы. В α-гранулах тромбоцитов содержатся с-пептидные факторы роста, играющие важную роль в гемостазе и заживлении ран: CTGF (фактор роста конъюнктивной ткани), EGF (эпидермальный фактор роста), FGF-2 и -9 (фактор роста фибробластов), IGF-1 (фактор роста инсулина), PDGF-αα (фактор роста, полученный из тромбоцитов), PDGF-αβ, PDGF-ββ, TGF-α (трансформирующий фактор роста), TGF-β1, TGF-β2 и VEGF (фактор роста эндотелия сосудов).

После экзогенной или эндогенной активации тромбоцитов эти α-гранулы сливаются с клеточной мембраной в процессе дегрануляции. В последующем секретируются факторы роста, которые связываются с трансмембранными рецепторами на клетках-мишенях (недифференцированные мезенхимальные клетки, остеобласты, фибробласты, эндотелиальные клетки и эпидермальные клетки), активируя внутриклеточный сигнальный белок, который вызывает пролиферацию клеток, ангиогенез, синтез коллагена и компонентов внеклеточного матрикса и угнетение апоптоза [4—8].

В настоящее время существует несколько видов аутологичной плазмы, обогащенной тромбоцитами (АПОТ, PRP), и вариантов ее приготовления с разнообразными биологическими свойствами, каждый из которых содержит большое количество тромбоцитов, требующих процесса дегрануляции для развития активной регенерации.

Одним из важных аспектов применения PRP является уточнение сведений о наличии в составе плазмы, помимо фибробластов, различных клеток, включая лейкоциты, лимфоциты и др.

Классификация PRP (2009):

1. Бедная плазма, обогащенная тромбоцитами — Pure Platelet-Rich Plasma (P-PRP)».

2. Плазма, обогащенная тромбоцитами и лейкоцитами, — Leukocyte-and Platelet-Rich Plasma (L-PRP).

3. Фибрин, обогащенный тромбоцитами, — Pure Platelet-Rich Fibrin (P-PRF).

4. Фибрин, обогащенный тромбоцитами и лейкоцитами, — Leukocyte- and Platelet-Rich Fibrin (L-PRF) [9].

Сообщается, что PRP обеспечивает стимуляцию синтеза коллагеновых волокон, ускорение регенерации тканей, активирует рост сосудов, эндотелия, нормализует гемостаз, оказывает противовоспалительное действие. Механизмом данных эффектов является синергичное взаимодействие факторов роста с клетками с последующей пролиферацией, миграцией и синтезом экстрацеллюлярного матрикса [10].

Активированные фибробласты могут индуцировать восстановление оптимальной физиологической среды и усиливать клеточную активность, гидратацию и синтез коллагена, эластина и гиалуроновой кислоты (ГК). Структурная целостность ВКМ улучшается за счет вновь синтезированного коллагена, который также запускает выработку коллагена фибробластами. Cho и соавт. (2019) показали, что высокие концентрации PRP индуцируют повышенную регулирующую активность коллагена I типа, MMP‐1 и MMP‐2 в дермальных фибробластах. Кроме того, показано, что PRP усиливает экспрессию α‐белка гладкомышечного актина. MMP расщепляют многие структурные компоненты ВКМ и в основном участвуют в ремоделировании кожи. Сообщается, что тромбоциты высвобождают значительное количество MMP‐1 и MMP‐2, которые существенно увеличиваются при активации коллагеном или тромбином. Эти результаты свидетельствуют о том, что MMP‐2 не только участвует в формировании ВКМ, но и образует комплекс с хемокинами или факторами роста. В немногих исследованиях предпринимались попытки объяснить механизм, с помощью которого PRP индуцирует пролиферацию дермальных фибробластов, поскольку это связано с внутриклеточной передачей сигналов. Например, в одном исследовании сообщалось, что он усиливает ангиогенез с помощью ангиопоэтина 1‐Tie2 или стимулирует пролиферацию клеток путем контроля ERK или Akt.17. Более того, недавнее исследование показало, что PRP способствует пролиферации дермальных фибробластов посредством активации передачи сигналов ERK1/2. Это подтверждено тем фактом, что PRP способствует фосфорилированию ERK1/2. Так, Lai и соавт. сообщили, что пути Erk 1/2, JNK и Akt вовлечены в PRP‐индуцированную стимуляцию пролиферации жировых стволовых клеток человека. Кроме того, пролиферативный эффект PRP был опосредован дефосфорилированием JNK. Дефосфорилирование JNK в клетках, обработанных PRP, также может способствовать стимулированию миграции и пролиферации дермальных фибробластов за счет блокирования апоптоза [11—13].

Плазматерапия при некоторых воспалительных заболеваниях (акне, розацеа, себорея) рекомендуется в комплексной терапии патологии кожи. PRP обладает противовоспалительными, ангиогенными и регенеративными свойствами, которые могут быть полезны при широком спектре состояний, включая витилиго, меланодермию, заживление ран, фотостарение и рубцы постакне. Так, предполагается, что противовоспалительный эффект при псориазе достигается за счет ингибирования фактором роста тромбоцитов NF-κβ. При андрогенной алопеции активация пути MAPK/ERK приводит к пролиферации и дифференцировке фолликулов [14—16].

Клиническое наблюдение

Под нашим наблюдением находилась пациентка Д., 31 год, с жалобами на повышенную жирность кожи, высыпания на коже лица. Из anamnesis morbi: считает себя больной с 29 лет, когда впервые появились высыпания в области щек и подбородка, распространившиеся через 2—3 мес на кожу шеи. Элементы сыпи имели вид красных узелков, на поверхности некоторых из них отмечались гнойнички. Начало заболевания ни с чем не связывает, отмечает обострение с частотой каждые 3—5 мес. Обращалась к врачу-дерматовенерологу амбулаторно, лечилась наружно (раствор клиндамицин 1%, гель дифферин) с незначительным эффектом и системно (миноциклин per os 100 мг/сут, 7 дней, далее по 50 мг/сут, 7 дней) — с временным положительным эффектом. Из anamnesis vitae: наличие вредных привычек и сопутствующую соматическую патологию (заболевания желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной, эндокринной систем и ЛОР-органов, гинекологические заболевания) отрицает. Аллергоанамнез не отягощен. Наследственность отягощена по сахарному диабету II типа (у матери). Status localis: патологический процесс распространенный, симметричный, островоспалительный, локализован на коже лица, представлен множественными открытыми и закрытыми комедонами, папулопустулезными элементами, некоторые из которых покрыты гнойно-геморрагическими корками, и синдромокомплексом постакне в виде застойных поствоспалительных пятен красно-коричневого цвета и атрофических рубцов (рис. 1). При пальпации отмечена незначительная болезненность.

Рис. 1. Пациентка Д. до лечения.

При лабораторном обследовании выявлены изменения в общем анализе крови: Hb 149 г/л, Ht 46,5%, эр 5,11∙1012/л, тр. 187∙109/л, л. 7,12∙109/л, н. 4,36∙109/л, э. 0,19∙109/л, б. 0,06∙109/л, лимф. 1,73∙109/л, мон. 0,78∙109/л; СОЭ 3 мм/ч. Биохимический анализ крови: АСТ 22 МЕ/л, АЛТ 16 МЕ/л, ГГТ 15 МЕ/л, глюкоза 5,8 ммоль/л, кальций 2,27 ммоль/л, холестерин общий 4,9 ммоль/л, триглицериды 1,04 ммоль/л, ЛПНП 3,81 ммоль/л, ЛПВП 2,05 ммоль/л. Общий анализ мочи: л. 50 в поле зрения, эр., цилиндры не обнаружены, слизь в умеренном количестве, удельный вес 1,030, pH 5,5, цвет соломенно-желтый, прозрачность полная.

На основании жалоб пациентки, данных анамнеза и клинико-лабораторных результатов выставлен диагноз: «угри обыкновенные (L70.0)» и назначен изотретиноин в дозировке 10 мг/сут перорально. С учетом хорошей переносимости препарата, отсутствия системных цитотоксических реакций, сохранения референсных значений основных клинико-лабораторных показателей курс изотретиноина продолжен до 4 мес общей длительности лечения, по истечении которых отмечены уменьшение жирности кожи, регресс комедональных и папулопустулезных высыпаний с сохранением поствоспалительных пятен и атрофических рубцов (рис. 2).

Рис. 2. Пациентка Д. после лечения изотретиноином.

Для улучшения восстановления кожи в комплексную терапию включены фототерапия Nd:YAG 1064 нм и введение аутологичной плазмы курсом 4 процедуры 1 раз в 2 нед. В результате проведенной комплексной терапии отмечена положительная динамика: застойные поствоспалительные пятна на месте разрешившихся воспалительных элементов регрессировали, свежих высыпаний нет (рис. 3).

Рис. 3. Пациентка Д. после комплексной терапии.

Обсуждение

В настоящее время комбинированная терапия акне с введением аутологичной плазмы в кожу является перспективным методом. Методика применения PRP в виде местного внутритканевого введения безопасна прежде всего потому, что плазма является производным крови пациента с абсолютной биосовместимостью. В связи с этим применение PRP исключает осложнения в виде иммунной реакции на инородное тело, анафилактического шока, развитие инфекционных осложнений, увеличение риска формирования онкопатологии. Это обусловливает ускорение процессов регенерации тканей, противовоспалительный и ранозаживляющий эффекты, что позволяет широко применять аутоплазму в комплексной терапии некоторых дерматозов, включая акне. Важно, что при акне PRP обеспечивает ускорение регенерации за счет активации факторов роста и цитокинов, улучшения микроциркуляции и обменных процессов, нормализации работы сальных желез. Помимо этого стимулируется выработка эпидермальных клеток, фибробластов, эластиновых и коллагеновых волокон. Вследствие комплексной терапии происходят регресс поствоспалительных пятен и реконструкция рубцовых дефектов. Вместе с тем при PRP отмечаются низкий риск появления нежелательных явлений и отсутствие реакции организма на собственную плазму.

Заключение

Продемонстрированный нами клинический случай показал, что комплексная терапия акне системным изотретиноином, фототерапией и PRP обеспечивает синергетическое действие, что позволило добиться регресса клинических проявлений заболевания, сократить продолжительность и снизить лекарственную нагрузку на организм пациента при отсутствии побочных эффектов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: О.М. Демина, Н.Н. Потекаев, Е.И. Карпова

Сбор и обработка материала: О.М. Демина, Д.И. Хатаева, О.И. Данищук, М.В. Козырева

Статистическая обработка данных: О.М. Демина, Е.И. Карпова

Написание текста: О.М. Демина, Д.И. Хатаева

Редактирование: О.М. Демина, Н.Н. Потекаев

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors’ contributions:

The concept and design of the study: O.M. Demina, N.N. Potekaev, E.I. Karpova

Collecting and interpreting the data: O.M. Demina, D.I. Khataeva, O.I. Danishchuk, E.I. Kozyreva

Statistical analysis: O.M. Demina, E.I. Karpova

Drafting the manuscript: O.M. Demina, D.I. Khataeva

Revising the manuscript: O.M. Demina, N.N. Potekaev

Литература / References:

  1. Kingsley CS. Blood coagulation; evidence of an antagonist to factor VI in platelet-rich human plasma. Nature. 1954;173(4407):723-724.  https://doi.org/10.1038/173723a0
  2. Knighton DR, Ciresi KF, Fiegel VD, Austin LL, Butler EL. Classification and treatment of chronic nonhealing wounds. Successful treatment with autologous platelet-derived wound healing factors (PDWHF). Ann Surg. 1986; 204(3):322-330.  https://doi.org/10.1097/00000658-198609000-00011
  3. Marx RE, Carlson ER, Eichstaedt RM, Schimmele SR, Strauss JE, Georgeff KR. Platelet-rich plasma: Growth factor enhancement for bone grafts. Oral Surg Oral Med Oral Pathol Oral Radiol Endod. 1998;85(6):638-646.  https://doi.org/10.1016/s1079-2104(98)90029-4
  4. Ачкасов Е.Е., Безуглов Э.Н., Ульянов А.А., Куршев В.В., Репетюк А.Д., Егорова О.Н. Применение аутоплазмы, обогащенной тромбоцитами, в клинической практике. Биомедицина. 2013;1(4):46-59. 
  5. Marx R.E. Platelet-rich plasma: evidence tosupport its use. J. Oral Maxillofac. Surgery. 2004;62:489-496.  https://doi.org/10.1016/j.joms.2003.12.003
  6. Dhurat R, Sukesh M. Principles and Methods of Preparation of Platelet-Rich Plasma: A Review and Author’s Perspective. J Cutan Aesthet Surg. 2014;7(4):189-197.  https://doi.org/10.4103/0974-2077.150734
  7. Kang JS, Zheng Z, Choi MJ, Lee SH, Kim DY, Cho SB. The effect of CD34+ cell-containing autologous platelet-rich plasma injection on pattern hair loss: a preliminary study. J Eur Acad Dermatol Venereol. 2014; 28(1):72-79.  https://doi.org/10.1111/jdv.12062
  8. Merchán WH, Gómez LA, Chasoy ME, Alfonso-Rodríguez CA, Muñoz AL Platelet-rich plasma, a powerful tool in dermatology. J Tissue Eng Regen Med. 2019;13(5):892-901.  https://doi.org/10.1002/term.2832
  9. David M, Ehrenfest D, Andia I, Matthias A. Zumstein Classification of platelet concentrates (Platelet-Rich Plasma-PRP, Platelet-Rich Fibrin-PRF) for topical and infiltrative use in orthopedic and sports medicine: current consensus, clinical implications and perspectives. Muscles Ligaments Tendons J. 2014;4(1):3-9. 
  10. Медведев В.Л., Коган М.И., Михайлов И.В., Лепетунов С.Н. Аутологичная плазма обогащенная тромбоцитами: что это и для чего? Вестник урологии. 2020;8(2):67-77.  https://doi.org/10.21886/2308-6424-2020-8-2-67-77
  11. Cho EB, Park GS, Park SS, Jang YJ, Kim KH, Kim KJ, Park EJ. Effect of platelet-rich plasma on proliferation and migration in human dermal fibroblasts. J Cosmet Dermatol. 2019;18(4):1105-1112. https://doi.org/10.1111/jocd.12780
  12. Kälvegren H, Jönsson S, Jonasson L. Release of matrix metalloproteinases-1 and -2, but not -9, from activated platelets measured by enzyme-linked immunosorbent assay. Platelets. 2011;22(8):572-578.  https://doi.org/10.3109/09537104.2011.583300
  13. Lai F, Kakudo N, Morimoto N et al. Platelet‐rich plasma enhances the proliferation of human adipose stem cells through multiple signaling pathways. Stem Cell Res Ther. 2018;9:107.  https://doi.org/10.1186/s13287-018-0851-z
  14. Emer J. Platelet-Rich Plasma (PRP): Current Applications in Dermatology. Skin Therapy Lett. 2019;24(5):1-6. 
  15. Hesseler MJ, Shyam N. Platelet-rich plasma and its utility in medical dermatology: A systematic review. J Am Acad Dermatol. 2019;81(3):834-846.  https://doi.org/10.1016/j.jaad.2019.04.037
  16. Long T, Gupta A, Ma S, Hsu S. Platelet-rich plasma in noninvasive procedures for atrophic acne scars: A systematic review and meta-analysis. J Cosmet Dermatol. 2020;19(4):836-844.  https://doi.org/10.1111/jocd.13331

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.