Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Титов И.С.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения г. Москвы»

Тюленев Ю.А.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Гущин А.Е.

ГБУЗ «Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы

Потекаев Н.Н.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Венерическая лимфогранулема прямой кишки у пациента, практикующего рискованное сексуальное поведение

Авторы:

Титов И.С., Тюленев Ю.А., Гущин А.Е., Потекаев Н.Н.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2313 раз


Как цитировать:

Титов И.С., Тюленев Ю.А., Гущин А.Е., Потекаев Н.Н. Венерическая лимфогранулема прямой кишки у пациента, практикующего рискованное сексуальное поведение. Клиническая дерматология и венерология. 2022;21(4):454‑457.
Titov IS, Tyulenev YA, Gushchin AE, Potekaev NN. Rectal venereal lymphogranuloma in a patient engaging in risky sexual practices. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2022;21(4):454‑457. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma202221041454

Рекомендуем статьи по данной теме:
Осо­бен­нос­ти пер­вич­ных и пов­тор­ных ише­ми­чес­ких ин­суль­тов у муж­чин в воз­рас­те 18—50 лет. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(12-2):65-74

Введение

Венерическая лимфогранулема (ВЛГ) — инфекция, передаваемая половым путем (ИППП), возбудителем которой являются высокоинвазивные сероварианты Chlamydia trachomatis (C. trachomatis) L1, L2 и L3. До 2003 г. это заболевание считалось эндемичным для стран с тропическим и субтропическим климатом и редко отмечалось в развитых странах Европы и Америки. Впервые в европейском регионе случай ВЛГ описан в Нидерландах в феврале 2003 г. [1, 2], после этого локальные вспышки этого заболевания регистрировались и в других частях Европы, а также в Северной Америке и Австралии [3]. Особенностью таких вспышек являлось то, что они наблюдались исключительно среди мужчин, практикующих секс с мужчинами (МСМ). При этом более 90% всех случаев ВЛГ, обнаруживаемых в неэндемичных регионах мира, представлены манифестными ректальными формами [4, 5]. Характерной особенностью ректальных форм ВЛГ является то, что более 90% таких случаев имеют выраженные, быстро прогрессирующие при отсутствии лечения клинические симптомы, при этом ВЛГ часто манифестирует под маской других воспалительных заболеваний кишечника (ВЗК) [3].

ВЗК, или Inflammatory bowel disease (IBD), представляют собой хронический воспалительный процесс, захватывающий весь кишечник или часть желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Причины такой патологии до сих пор точно неизвестны, хотя предполагается участие иммунной системы и генетических факторов. Основные ВЗК — это язвенный колит (ЯК) и болезнь Крона (БК). Симптомы неспецифического язвенного колита (НЯК) и БК зависят от протяженности патологического процесса и выраженности воспалительных изменений. Наиболее часто встречающимися симптомами при нетяжелых формах с поражением ректосигмоидного отдела ЖКТ являются: появление примеси крови на поверхности оформленного кала, ложные позывы на дефекацию, кашеобразный стул или диарея, наличие слизи и гноя в стуле, боли в животе, при тяжелых формах могут возникать свищи прямой кишки, острый парапроктит и другие осложнения, что по клинической картине соответствует и ВЛГ [6—14].

В Российской Федерации до настоящего времени не установлено случаев ВЛГ, в то же время в нашем предыдущем исследовании указано, что среди пациентов, относящихся к группе МСМ, значительно распространены ректальные формы ИППП, в том числе вызванные C. trachomatis [15]. Представляем описание первого в РФ клинического случая наблюдения пациента с ВЛГ прямой кишки, манифестировавшей под маской других ВЗК.

Клинический случай

Пациент С., 34 года, обратился за консультацией с клиническими проявлениями эрозивно-язвенного проктосигмоидита. Около 1,5 мес назад начал отмечать появление гноевидной слизи и крови в стуле. Позже присоединились ложные позывы к дефекации, метеоризм, дискомфорт в животе, прямой кишке и анальном канале. Через 1 мес после начала заболевания самостоятельно принял решение пройти фиброколоноскопию (ФКС), по результатам которой установлено: в левой половине толстой кишки слизистая оболочка очагово гиперемирована, с единичными афтами, сосудистый рисунок местами стерт (рис. 1). Складки эластичные, тонус не изменен. Слизистая оболочка прямой кишки до ректосигмоидного отдела гиперемирована, резко отечная, сосудистый рисунок отсутствует, с наличием множественных афт и неправильных язв диаметром 0,3—0,5см с дном, покрытым фибрином (рис. 2 и 3). Гистологическое заключение: морфологическая картина соответствует эрозивно-язвенному колиту умеренной степени морфологической активности. Консультирован гастроэнтерологом. На протяжении 2 нед принимает препараты месалазина внутрь и местно в прямую кишку. Отмечает ухудшение состояния: постоянные тенезмы, усиление выделений крови и слизи, не связанные с дефекацией, метеоризм. Обратился за консультацией к колопроктологу. При осмотре: пациент удовлетворительного питания, тургор кожи не изменен, живот умеренно вздут, несколько болезненный по ходу нисходящей и сигмовидной кишки. Анальный канал хорошо проходим, сфинктер тоничен, на высоте пальца определяется неровная, отечная слизистая, на перчатке гнойно-геморрагическая слизь, исследование болезненное. На приеме выполнена ректороманоскопия: клиническая картина соответствует эрозивно-язвенному проктиту, без динамики по сравнению с ФКС 3 нед назад. Лабораторные показатели: лейкоцитоз 12·109/л, СОЭ 30 мм/ч, повышение уровня АлАТ и АсАТ в 5—6 раз. Из сексуального анамнеза известно, что пациент практикует анальный секс, последняя связь была со случайным партнером без средств защиты примерно за 14 дней до момента развития первых симптомов. Произведено исследование биологического материала из прямой кишки на наличие ДНК N. gonorrhoeae, C. trachomatis, M. genitalium, T. vaginalis методом ПЦР с использованием набора реагентов АмплиПрайм NCMT (ООО «НекстБио»), в результате которой выявлена ДНК C. trachomatis. Препарат ДНК повторно исследован с помощью ПЦР, направленной на выявление специфического участка генома C. trachomatis серотипов L1—L3, подтвердившей наличие возбудителя ВЛГ. Пациенту проведено этиотропное лечение с положительным результатом.

Рис. 1. Эндоскопическая картина проктосигмоидита при ВЛГ с множественными афтозными эрозиями слизистой оболочки кишки.

Рис. 2. Эндоскопическая картина проктита при ВЛГ с резким отеком слизистой оболочки кишки, солитарной язвой с налетом фибрина.

Рис. 3. Эндоскопическая картина проктита при ВЛГ с наличием множественных эрозий и язв слизистой оболочки кишки неправильной формы. Отек подслизистого слоя, сглаженность сосудистого рисунка.

Обсуждение

В представленном наблюдении клиническая картина заболевания полностью соответствовала симптомам ВЗК с поражением прямой кишки, что и было подтверждено с помощью ФКС, а гистологическое исследование биоптатов слизистой оболочки морфологически доказало наличие эрозивно-язвенного проктоколита. При этом не установлено поражение подвздошной кишки, что клинически укладывается в симптоматику НЯК, хотя при ФКС выявлены афтозные поражения проксимального участка прямой кишки, сигмовидной кишки и восходящего отдела ободочной кишки, что клинически может соответствовать картине БК, и именно этот признак объединяет эту нозологию с ВЛГ. Однако патогенетически происхождение данных эндоскопических признаков различно: при БК это начальные проявления изъязвления слизистой оболочки, при ВЛГ — непосредственное поражение возбудителем лимфоидных интрамуральных фолликулов. Патоморфологом также достоверно не установлен диагноз НЯК или БК, при которых патогномоничными признаками являются наличие криптабсцессов слизистой оболочки в первом случае и трансмуральное поражение слизистой оболочки с гранулематозным воспалением во втором. Пациент не скрывал наличие случайных незащищенных половых контактов с мужчинами, однако на первичном этапе обследования половой анамнез не был принят во внимание и на повторном приеме врача-гастроэнтеролога не насторожил факт отсутствия ответа пациента на терапию месалазинами.

Заключение

Приведенное клиническое наблюдение является впервые описанным в РФ случаем ВЛГ прямой кишки. Представленные данные демонстрируют необходимость в усовершенствовании принципов диагностики ВЗК у МСМ, среди которых частота встречаемости экстрагенитальных ИППП чрезвычайно высока [15, 16]. Можно с уверенностью сказать, что ВЛГ может манифестировать под маской ВЗК (НЯК и БК) и требует проведения дифференциальной диагностики. Сложность в постановке точного клинического диагноза может быть обусловлена нежеланием пациента раскрывать сексуальную ориентацию, а также акцентировать внимание на специфике половых контактов. Врачам-колопроктологам и гастроэнтерологам на первичном приеме следует учитывать многочисленные данные о прямой связи возбудителя ВЛГ с развитием эрозивно-язвенных проктитов у МСМ [3]. Актуальной задачей становится разработка тестов, направленных на выявление ДНК возбудителя ВЛГ, и скорейшее внедрение их в клинико-лабораторную практику. Однако даже в отсутствие подобных тестов при первичном обнаружении ВЗК у молодых мужчин с рискованным сексуальным поведением лечащему доктору следует рекомендовать проведение рутинного исследования отделяемого биологического материала прямой кишки на ДНК C. trachomatis.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Nieuwenhuis RF, Ossewaarde JM, Götz HM, Dees J, Thio HB, Thomeer MGJ, den Hollander JC, Neumann MHA, & van der Meijden WI. Resurgence of Lymphogranuloma Venereum in Western Europe: An Outbreak of Chlamydia trachomatis Serovar L 2 Proctitis in The Netherlands among Men Who Have Sex with Men. Clinical Infectious Diseases. 2004;39(7):996-1003. https://doi.org/10.1086/423966
  2. Götz HM, Ossewaarde JM, Nieuwenhuis RF, van der Meijden WI, Dees J, Thio B, de Zwart O, & van de Laar MJ. A cluster of lymphogranuloma venereum among homosexual men in Rotterdam with implications for other countries in Western Europe. Nederlands Tijdschrift Voor Geneeskunde. 2004; 148(9):441-442.  https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15038207
  3. Martin-Iguacel R, Llibre JM, Nielsen H, Heras E, Matas L, Lugo R, Clotet B & Sirera G. Lymphogranuloma venereum proctocolitis: A silent endemic disease in men who have sex with men in industrialised countries. European Journal of Clinical Microbiology and Infectious Diseases. 2010;29(8):917-925.  https://doi.org/10.1007/s10096-010-0959-2
  4. Ward H, Alexander S, Carder C, Dean G, French P, Ivens D, Ling C, Paul J, Tong W, White J & Ison CA. The prevalence of lymphogranuloma venereum infection in men who have sex with men: Results of a multicentre case finding study. Sexually Transmitted Infections. 2009;85(3):173-175.  https://doi.org/10.1136/sti.2008.035311
  5. Cole MJ, Field N, Pitt R, Amato-Gauci AJ, Begovac J, French PD, Keše D, Klavs I & Zidovec S. Substantial underdiagnosis of lymphogranuloma venereum in men who have sex with men in Europe: preliminary findings from a multicentre surveillance pilot. Sex Transm Infect. 2020;96:137-142.  https://doi.org/10.1136/sextrans-2019-053972
  6. Гастроэнтерология. Национальное руководство. Под ред. В.Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2018.
  7. Неспецифические воспалительные заболевания кишечника. Под ред. Г.И. Воробьева, И.Л. Халифа. М.: Миклош; 2008.
  8. Белоусова Е.А., Абдулганиева Д.И., Алексеева О.П., Алексеенко С.А. и соавт. Социально-демографическая характеристика, особенности течения и варианты лечения воспалительных заболеваний кишечника в России. Результаты двух многоцентровых исследований. Альманах клинической медицины. 2018;46(5):445-463.  https://doi.org/10.18786/2072-0505-2018-46-5-445-463
  9. Парфенов А.И., Каграманова А.В., Князев О.В. Системные проявления воспалительных заболеваний кишечника. Терапевтический архив. 2020;92(2):4-11.  https://doi.org/10.26442/00403660.2020.02.000535
  10. Daly Mark J, et al. Genome-wide association defines more than thirty distinct susceptibility loci for Crohn’s disease. Nature Genetics. 2008;40:955-962.  https://doi.org/10.1038/ng.175
  11. D’Haens G, et al. A review of activity indices and efficacy end points for clinical trials of medical therapy in adults with ulcerative colitis. Gastroenterology. 2007;132:763-786.  https://doi.org/10.1053/j.gastro.2006.12.038
  12. Katsanos KH, Vermeire S, Christodoulou DK, Riis L, et al. Dysplasia and cancer in nflammatory bowel disease 10 years after diagnosis: results of a population-based European collaborative follow-up study. Digestion. 2007; 75:113-121.  https://doi.org/10.1159/000104731
  13. Silverberg MS, et al. Toward an integrated clinical, molecular and serological classification of inflammatory bowel disease: report of a working party of the 2005 Montreal World Congress of Gastroenterology. Can J Gastroenterol. 2005;19(A):5-36.  https://doi.org/10.1155/2005/269076
  14. Travis SP, Dinesen L. Remission in trials of ulcerative colitis: what does it mean? Pract Gastroenterol. 2010;30:17-20. 
  15. Тюленев Ю.А., Титов И.С., Гущин А.Е. Высокая частота инфекций, передаваемых половым путем, среди мужчин, практикующих секс с мужчинами, обращающихся за проктологической помощью. Клиническая дерматология и венерология. 2018;17(3):103-108.  https://doi.org/10.17116/klinderma2018173109
  16. Buder S, Schöfer H, Meyer T, Bremer V, Kohl PK, Skaletz-Rorowski A & Brockmeyer N. Bacterial sexually transmitted infections. JDDG - Journal of the German Society of Dermatology. 2019;17(3):287-315.  https://doi.org/10.1111/ddg.13804

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.