Красный плоский лишай (КПЛ) полости рта может ассоциироваться с сахарным диабетом и артериальной гипертензией [1—3]. Сочетание эрозивного КПЛ полости рта с сахарным диабетом и артериальной гипертензией известно как «синдром Гриншпана—Потекаева». Данное состояние впервые описано в середине 60-х годов прошлого столетия южно-африканским врачом D. Grinspan и отечественным ученым, проф. Н.С. Потекаевым [4, 5]. Чаще встречается у женщин старшего и пожилого возраста [6].
Оба входящие в синдром соматических заболевания связаны порочным кругом: гипертензия в сосудистой системе поджелудочной железы способствует развитию сахарного диабета, который усугубляет корково-диэнцефальные расстройства, лежащие в основе гипертонической болезни и, возможно, являются триггерами в развитии КПЛ [7]. Сахарный диабет, как правило, предшествует дерматозу, являясь благоприятной «платформой» для развития кожных проявлений, возникающих на фоне гипергликемии и гиперглюкодермии. Течение КПЛ при данном синдроме прямо зависит от тяжести гипертонической болезни и сахарного диабета.
Ряд авторов [8, 9] описали случаи паранеопластического синдрома Гриншпана—Потекаева, а также развитие его в связи с приемом антидиабетических и гипотензивных препаратов.
Клинически данный синдром характеризуется эрозивными очагами во рту, которые могут сочетаться с типичными и атипичными проявлениями этого дерматоза на коже и/или поражением ногтевых пластинок [9—11].
Клиническое наблюдение
Больная К., 67 лет, поступила в отделение дерматовенерологии и дерматоонкологии Московского областного научно-исследовательского клинического института с жалобами на высыпания на коже туловища и верхних конечностей, а также на боль во рту при приеме пищи.
Больна около 9 мес, когда впервые отметила боль во рту при приеме пищи, в связи с чем обратилась к стоматологу, которым был диагностирован стоматит и назначены полоскания полости рта отваром ромашки и шалфея, после чего боль уменьшилась. Через 5 мес появились зудящие высыпания на сгибах предплечий, которые через 3 мес распространились на плечи и туловище, а боль в полости рта увеличилась. По этому поводу обратилась к дерматологу по месту жительства, которым были назначены внутримышечные инъекции глюконата кальция (№ 10) и мазь с бетаметазоном, зуд на коже уменьшился, но боль в полости рта сохранялась, в связи с чем была госпитализирована в наше отделение.
В течение 5 лет страдает гипертонической болезнью (принимает по этому поводу эналаприл по 10 мг 2 раза в сутки), в анамнезе — посттравматический гонартроз левого коленного сустава; хроническая венозная недостаточность нижних конечностей.
При осмотре: патологический процесс распространенный, симметричный. В области предплечий, плеч, груди, спины и поясницы папулы розово-фиолетового цвета диаметром от 0,1 до 0,7 см, полигональной формы (рис. 1).
Результаты обследования. Антитела к гепатитам В, С, к ВИЧ, серологические реакции — отрицательные; общий анализ мочи, биохимический анализ крови, коагулограмма, ревмопробы в пределах нормы. В общем анализе крови: гемоглобин 114,2 г/л, остальные показатели в пределах нормы. ЭКГ: синусовый ритм с частотой сердечных сокращений 70—75 ударов в минуту; горизонтальное направление электрической оси сердца. Гликемический профиль: 6:00 — 6,7 ммоль/л; 9:00 — 6,7 ммоль/л; 13:00 — 5,87 ммоль/л; 17:00 — 6,6 ммоль/л; 20:00 — 5,5 ммоль/л.
Консультация терапевта. Диагноз: ишемическая болезнь сердца. Атеросклеротический кардиосклероз. Гипертоническая болезнь II стадия, 2-я степень, риск сердечно-сосудистых осложнений 4. Рекомендована замена эналаприла на телмисартан по 40 мг в сутки.
Заключение эндокринолога: сахарный диабет 2-го типа. Первичный гипотиреоз, средней степени тяжести в фазе медикаментозной компенсации.
Гистологическое исследование со слизистой щеки: биоптат представлен фрагментом слизистой оболочки, покрытой многослойным плоским неороговевающим эпителием. На одном из участков определяется язвенный дефект, дно которого представлено собственной пластинкой с фиброзом и полосовидной лимфогистиоцитарной инфильтрацией. Заключение: гистологические изменения могут наблюдаться при эрозивной форме красного плоского лишая.
Диагноз: синдром Гриншпана—Потекаева (эрозивный КПЛ полости рта с типичными высыпаниями на коже туловища и конечностей, гипертоническая болезнь, сахарный диабет 2-го типа).
Получала лечение: телмисартан внутрь по 40 мг 1 раз в сутки, 30% натрия тиосульфат (10,0 на 200,0 физиологического раствора) внутривенно капельно через день, лоратадин внутрь по 10 мг 1 раз в день, хлоропирамин 1 мл внутримышечно (№ 10), хлорохин внутрь по 250 мг 2 раза в день, доксициклин 100 мг 2 раза в день. Наружно: на кожу туловища, конечностей мазь c мометазоном 2 раза в день; на очаги на слизистой оболочке полости рта — 0,1% мазь такролимус 2 раза в день.
Через 1 нед после начала лечения отмечалось уплощение и уменьшение зуда, яркости высыпаний на туловище (рис. 3)
Лечение переносила удовлетворительно. При выписке из отделения рекомендовано соблюдение гигиены полости рта, полоскание рта настоями ромашки и шалфея. Контроль сахара крови и артериального давления.
Обсуждение
В представленном случае пациентка 67 лет в течение 5 лет принимала гипотензивные препараты по поводу артериальной гипертензии и в течение 9 мес страдала эрозивным КПЛ полости рта с проявлениями этого дерматоза на туловище и конечностях, сахарный диабет 2-го типа у нее протекал скрыто и был выявлен только при госпитализации.
Комплексная терапия с приемом внутрь делагила, тетрациклина, аппликациями кортикостероидных мазей и ингибитора кальциневрина наряду с адекватной антигипертензивной и антидиабетической терапией привела к компенсации артериальной гипертензии и сахарного диабета, а также к быстрому и значительному улучшению со стороны патологического процесса на коже и слизистых оболочках полости рта.
Несмотря на высокую частоту КПЛ полости рта, гипертонической болезни и сахарного диабета, триада синдрома Гриншпана—Потекаева редка. В частности, сахарный диабет был отмечен нами в 17 (5,4%) из 315 наблюдений КПЛ, а гипертоническая болезнь — у 42 (13,3%) больных или соответственно у 6 (13%) и 10 (8,1%) из числа пациентов с атипичным КПЛ.
Сочетание сахарного диабета и артериальной гипертензии на фоне КПЛ при типичном КПЛ было отмечено в 5 (1,6%) случаях, при атипичном — в 2 (2,5%) и лишь в 1 (0,3%) случае имел место синдром Гриншпана—Потекаева.
Заключение
В приведенном выше случае эрозивный КПЛ полости рта развился у больной, страдавшей на протяжении 5 лет гипертонической болезнью, сахарный диабет был выявлен нами активно в стационаре.
Комплексная терапия с применением делагила, тетрациклина, аппликаций кортикостероидных препаратов и крема протопик (на слизистую оболочку рта) наряду с эффективным антигипотензивным и противодиабетическим лечением привела к быстрому регрессу проявлений КПЛ с полной эпителизацией эрозий.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
*e-mail: yulia.molochkova@yandex.ru