Акне является одним из наиболее распространенных заболеваний в дерматовенерологии. По разным данным [1], доля пациентов с угревой болезнью в возрасте до 35 лет составляет до 90%.
Многообразие механизмов патогенеза акне дает предпосылки для поиска эффективных средств лечения угревой болезни. Поиск таких средств — непростая задача, так как механизмы патогенеза очень различны и задействуют несколько систем. Разработка новых эффективных методик осложняется и тем, что современные принципы лечения акне должны учитывать не только сам факт наличия угревой болезни, но и пол, возраст и ряд других клинических особенностей.
Островоспалительная реакция, образование инфильтратов вокруг фолликулов — основа клинической картины угревой болезни, поэтому поиск средств воздействия непосредственно на эти структуры является обоснованным. В этом аспекте большую роль играет местная терапия, выбор средств для которой на сегодняшний день достаточно большой. Однако инфильтрация перифолликулярных тканей, острая воспалительная реакция препятствуют поступлению в очаг многих наружных средств.
Акне — это хроническое генетически обусловленное заболевание, в основе которого лежат гормональные нарушения, в частности гиперандрогенизм, который обусловливает явления фолликулярного гиперкератоза и создает благоприятные условия для развития и поддержания воспалительной реакции [2, 3].
По данным А.А. Кубановой [4], распространенность акне у лиц 16—25 лет в Российской Федерации составляет 88%.
Средней и тяжелой формами акне страдают около 20% женщин. Последствиями перенесенного заболевания, в том числе вышеуказанных форм, являются следующие вторичные элементы: дисхромии, псевдоатрофии, рубцовые изменения. Эти косметические дефекты не всегда поддаются адекватной коррекции [5].
В 30—50% случаев последствия перенесенной угревой болезни вызывают личностные изменения, зачастую проявляющиеся дисморфофобией [6—8].
По этим причинам важным является изучение местных инъекционных методик введения препаратов с иммуномодулирующими свойствами в очаги поражения.
Материал и методы
В исследовании принимали участие 40 пациентов мужского пола. Все пациенты были разделены на две группы по 20 человек в каждой. Терапия пациентов основной группы предусматривала назначение местного инъекционного препарата кислого пептидогликана в сочетании с методами традиционной терапии акне; для лечения пациентов контрольной группы применяли стандартные методики лечения акне (по клиническим рекомендациям Российского общества дерматовенерологов и косметологов). Критерии включения в исследование: возраст 17—24 года, мужской пол, папуло-пустулезная форма акне, наличие информированного согласия на исследование. Критерии исключения: комедональная или тяжелые формы акне, женский пол, наличие хронических заболеваний в стадии обострения или декомпенсации, эндокринных или психических заболеваний.
Способность лимфоцитов к активации определяли по экспрессии маркера ранней активации CD69 в ответ на стимуляцию культуры выделенных лимфоцитов фитогемагглютинином (ФГА) — митогеном, выделенным из семян фасоли [9—12]. Исследовали содержание лимфоцитов, экспрессирующих CD69, в ответ на присутствие ФГА.
CD69 — ранний маркер активации, трансмембранный белок I типа. Он вовлечен в ранние механизмы активации T-лимфоцитов, B-лимфоцитов, EK-клеток, моноцитов, тромбоцитов, поэтому появление этого белка можно расценивать как признак активации. CD69 формирует димеры, которые действуют как передатчики сигналов, усиливая активацию других клеток. Этот белок экспрессируется в больших количествах на T-лимфоцитах, выделенных из воспалительных инфильтратов при ряде хронических заболеваний аутоиммунной природы [6, 13—15].
CD3 — белок, участвующий в финальной передаче сигнала, связанный с T-рецептором, и поверхностный маркер, специфичный для всех клеток популяции T-лимфоцитов.
Препаратом, дополнявшим лечение пациентов основной группы, был кислый пептидогликан (иммуномакс). Это средство вводили внутрикожно-поверхностным способом в объеме 0,05 мл с частотой инъекций 2—3 в 1 с. Расстояние между точками введения — 1—4 мм. Инъекции проводили таким образом, чтобы исключить образование папулы, а на поверхности оставались капли вводимого препарата.
Статистическую обработку проводили при помощи программы Statistica 6.0 for Windows, электронных таблиц MS Excel 2007, при этом учитывали следующие показатели: среднее арифметическое (M), ошибка среднего (m), коэффициент достоверности (p) по таблице Стьюдента (t-критерий), U-критерий Манна—Уитни. Различия считали статистически значимыми при p≤0,05.
Результаты
В соответствии с целями и задачами исследования проведена оценка способности лимфоцитов к активации.
Для исследования учитывали следующие показатели:
1) процент активированных ФГА T-лимфоцитов (CD3+ CD69+) по отношению ко всем лимфоцитам;
2) долю активированных ФГА B-лимфоцитов и EK-клеток (CD3– CD69+) ко всем B-лимфоцитам и EK-клеткам.
В табл. 1 показаны значения доли активированных ФГА CD3+ CD69+ по отношению к общему их числу.
Выявлено, что среднее содержание активированных ФГА T-лимфоцитов до лечения было ниже нормы по отношению к общему количеству T-лимфоцитов. На фоне традиционной терапии акне отмечается рост данного показателя в 1,06 раза (6,7%; p≤0,05). При включении в стандартную терапию акне местного инъекционного введения кислого пептидогликана отмечается статистически более достоверное повышение данного показателя в 1,2 раза (22,6%). Различия между группами статистически достоверны (p≤0,01).
В табл. 2 показаны значения доли активированных ФГА CD3– CD69+ по отношению к их общему числу.
Выявлено, что среднее содержание активированных ФГА B-лимфоцитов и EK-клеток было понижено до начала лечения. На фоне традиционной терапии акне отмечается повышение данного показателя в 1,2 раза (27,2%; p≤0,05). На фоне включения в стандартную терапию кислого пептидогликана отмечается статистически более достоверное повышение данного показателя в 1,9 раза (92,5%). Различия между группами достоверны (p≤0,01).
Обсуждение и заключение
Результаты исследования показали, что включение в стандартную терапию местного инъекционного препарата кислого пептидогликана более значимо усиливает способность различных субпопуляций лимфоцитов к активации по сравнению со стандартными схемами лечения. Происходит более эффективная мобилизация различных субпопуляций лимфоцитов, что способствует более адекватному иммунному ответу и ускоряет элиминацию бактериальных антигенов, которые поддерживают воспаление.
Кроме того, данные работы продемонстрировали, что местное введение малых доз сильного иммуномодулятора оказывает и общий эффект. В проведенном исследовании не было зарегистрировано побочных эффектов или осложнений терапии, случаев непереносимости препарата, что говорит о его безопасности.