За последние 10 лет наблюдается значительный рост заболеваемости аллергодерматозами, большая часть которых представлена экземой (30—40%) [1]. Заболевание характеризуется хроническим рецидивирующим течением и значительно ограничивает трудоспособность больных — более чем 36% от всех трудопотерь приходится именно на долю экземы с локализацией на коже кистей [2].
На разных этапах развития учения об экземе главенствующее значение в этиологии и патогенезе заболевания придавали эндокринно-метаболическим нарушениям, инфекционно-аллергическим факторам, генетической отягощенности и иммунной недостаточности (в частности с угнетением функциональной активности Т-лимфоцитов). Усиление перекисного окисления липидов при экземе приводит к изменениям сосудистой реактивности, нарушению проницаемости сосудов, повышению агрегационной способности тромбоцитов и нарушениям микроциркуляторных процессов в коже [3].
В настоящее время неоспорима роль в развитии этого дерматоза генетически обусловленных нарушений в центральной и вегетативной нервной системе. Снижение тонуса сосудистой стенки, повышение активности калликреин-кининовой системы, изменение уровня простагландинов и лейкотриенов поддерживают снижение пороговой чувствительности кожи к средовым факторам. У больных экземой выявлены нарушения дезинтоксикационной функции печени, обусловленные увеличением количества отрицательных бытовых и производственных факторов, ухудшением экологии, снижением качества питания и интенсификацией психоэмоциональной нагрузки [4, 5].
Однако при этом малоизвестна значимость иммунных и метаболических нарушений, приводящих к торпидному, хроническому течению экземы, к появлению вторичных очагов на обширных участках кожного покрова, а также недостаточной эффективности лечения [6]. Поскольку решающее значение тех или иных эндогенных и экзогенных влияний остается спорным, а чаще они выступают в сложных взаимоотношениях, принято считать экзему полиэтиологическим заболеванием [7].
Ввиду полиэтиологичности и сложного патогенеза заболевания лечение экземы включает комплекс мероприятий, который, помимо лекарственной терапии, нередко заключается в использовании физиотерапевтических процедур [8].
Целью настоящего исследования являлась оценка эффективности комплексной терапии у больных хронической истинной экземой с использованием средневолновых ультрафиолетовых лучей УФБ (UVB) и низкоинтенсивного лазерного излучения.
Материал и методы
Под наблюдением находились 68 больных (26 мужчин и 42 женщины) в возрасте от 23 до 56 лет (средний 36,5±6,4 года) с хронической истинной экземой. У 47 (69,12%) больных экзематозные очаги локализовались на коже кистей, сочетанное поражение кожи стоп и кистей отмечалось у 21 (30,88%) больного.
Продолжительность заболевания после установления диагноза дерматологом варьировала от 5 до 7 лет у 56 (82,35%) пациентов, из них 23 (33,82%) мужчины и 33 (48,53%) женщины. Длительность заболевания составляла от 3 до 5 лет у 12 (17,65%) больных, из них 3 (4,41%) мужчины и 9 (13,23%) женщин.
Наиболее распространенной патологией у больных хронической истинной экземой были заболевания желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит) — у 47 (69,12%), дыхательных путей с аллергическим компонентом (ринит, конъюнктивит, поллиноз, бронхит с астматическим компонентом) — у 19 (27,94%), была также зарегистрирована сердечно-сосудистая патология (нейроциркуляторная дистония, ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония) у 38 (55,88%) пациентов. Большинство больных отмечали в качестве основных провоцирующих факторов сезонную зависимость с обострением процесса в осенне-зимнее время и эмоциональные нагрузки (стрессы на работе и учебе, неудовлетворенность семейной жизнью, конфликты с родственниками). Относительно стабильное течение заболевания отмечалось у 36 (52,94%) больных, проградиентное течение — у 32 (47,06%).
У 21 (30,88%) больного длительность ремиссии составляла 3—5 мес, у 17 (25%) — от 6 мес до года и у 30 (44,12%) — от 1 года до 3 лет.
В качестве оценки тяжести течения экземы и эффективности терапии всем больным проводили анализ дерматологического индекса EASI (Eczema Area and Severity Index), который позволяет оценить распространенность и тяжесть течения дерматоза.
Биохимические исследования включали изучение общего белка, альбумина, общего билирубина, трансаминаз (АлАТ и АсАТ), щелочной фосфатазы, сывороточного железа и выполнялись на автоанализаторе «Konelab 30i». Определение субпопуляций лимфоцитов осуществляли методом проточной цитофлуорометрии с использованием моноклональных антител (МКАТ) к различным маркерам лимфоцитов. Гуморальный иммунитет оценивали по концентрации иммуноглобулинов (IgG, IgA, IgM, IgE).
При выборе статистических процедур для регистрации достоверности полученных результатов учитывали методологические требования Международного конгресса по гармонизации GСP «Статистические принципы для клинических исследований». Все вычисления проводили с помощью математических пакетов SPSS 17.00.
В зависимости от метода лечения больные были разделены на 2 группы. В 1-й группе проводилась стандартная терапия: неспецифические противовоспалительные средства, дезинтоксикационные мероприятия, наружно — крем мометазона фуроат. Во 2-й группе больных в комплексе со стандартной терапией на экзематозный очаг проводились процедуры фотофореза с глюкокортикостероидным кремом и накожное лазерное облучение крови.
Физиотерапевтическое воздействие (фотофорез) производили при помощи фототерапевтической установки «Яхонт»: длина волны 300—350 нм с пиком 308 нм, максимальная плотность энергии за время экспозиции 0,2 Дж/см2, выходная мощность 5 мВт, диаметр светового пятна 3 см, в качестве доставки излучения использовали оптоволоконный кабель со сменными наконечниками. Экспозиция облучения при фототерапии составляла 2—5 мин на область (суммарно не более 20 мин за сеанс). За 15 мин до проведения фотофореза на пораженные поверхности наносили крем мометазона фуроат. Суммарное количество сеансов фотофореза от 6 до 10 процедур, 3—4 раза в неделю. Накожное лазерное облучение крови проводили при помощи лазерного аппарата «Мустанг 2000» (0,89 мкм, максимальная мощность 50—60 Вт) однократно в 1-й день лечения в проекции локтевой вены в течение 30 мин.
Результаты
Динамика клинических проявлений хронической истинной экземы в результате терапии представлена в табл. 1.
Во 2-й группе больных через неделю от начала комплексного лечения регистрировалась более интенсивная динамика дерматологического индекса на 73,08% (р<0,05) и площади экзематозного очага до 74,53% (р<0,05). Через 3 нед также отмечалось снижение средних индекса EASI до 92,31% (p<0,001) и площади поражения до 98,53% (p<0,001). Необходимо отметить, что после комплексной терапии во 2-й группе больных рецидивы отмечались значительно реже, отражаясь в низком индексе EASI (1,2±0,1 балла).
Для определения необходимости процедур фотофореза и лазерного облучения крови в комплексной терапии больных хронической истинной экземы, а также влияния метаболических нарушений на тяжесть течения дерматоза у всех больных изучали параметры биохимического исследования крови до и после лечения (табл. 2).
На основании данных биохимического исследования крови больных экземой было констатировано, что физиотерапевтические мероприятия оказывают выраженное положительное влияние на ферментативную активность печени, которое выражалось в достоверном увеличении уровня общего белка и альбуминов, а также нормализации содержания щелочной фосфатазы и увеличении уровня железа сыворотки, что способствовало длительному клиническому эффекту терапии.
В ходе исследования проводили анализ данных иммунограммы у пациентов обеих групп (табл. 3).
В группе больных хронической истинной экземой, у которых проводились комплексная терапия с использованием фотофореза с кремом мометазона фуроат и однократное накожное лазерное облучение венозной крови, наблюдалась тенденция к нормализации показателей клеточного и гуморального иммунитета. В сыворотке крови уменьшилось количество лейкоцитов с 7,36±0,65 до 4,25±0,30·109 г/л (p<0,05) — развивалась ожидаемая нами транзиторная лейкопения, повышение уровня Т-хелперов CD4 с 36,64±2,97 до 49,36±1,70% (p<0,01), снижение уровня клеток CD8 с 26,75±1,73 до 14,47±2,6% (р<0,05), восстановилось нормальное соотношение CD4/CD8 (1,8) по сравнению с аналогичными показателями в группе стандартной терапии, где подобных изменений не отмечалось.
Изменения в гуморальном звене иммунитета были направлены на нормализацию уровня IgA и устранение явления дисглобулинемии, в свою очередь было отмечено снижение общего уровня IgE с 295,34±43,12 до 136,21±24,12 МЕ/мл.
Заключение
Таким образом, накожное лазерное облучение крови и фотофорез с кремом, содержащим мометазона фуроат, оказывая иммуномодулирующее влияние, оказывало щадящее и нормализующее действие на клеточные и гуморальные звенья иммунитета, что способствовало выраженной положительной динамике клинической картины хронической экземы.
Данные проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Констатировано взаимодействие средневолнового излучения узкого спектра с кремом мометазона фуроата.
2. Зарегистрирована высокая эффективность разработанной комплексной терапии использования фотофореза с кремом мометазона фуроат и накожного лазерного облучения крови у больных хронической истинной экземой.
3. Комплексная терапия хронической истиной экземы с применением физиотерапевтических средств способствует достоверно выраженной положительной динамике клинических проявлений на фоне нормализации биохимических и иммунологических показателей крови, что обеспечивает стойкий эффект лечения.