Белоконев В.И.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России;
ГБУЗ Самарской области «Самарская городская клиническая больница №1 имени Н.И. Пирогова»

Рыжков Р.С.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России

Пушкин С.Ю.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России;
ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина»

Эттингер А.П.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Обоснование объема операции у пациентов с грыжами, осложненными спланхноптозом

Авторы:

Белоконев В.И., Рыжков Р.С., Пушкин С.Ю., Эттингер А.П.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1432 раза


Как цитировать:

Белоконев В.И., Рыжков Р.С., Пушкин С.Ю., Эттингер А.П. Обоснование объема операции у пациентов с грыжами, осложненными спланхноптозом. Доказательная гастроэнтерология. 2024;13(2):66‑70.
Belokonev VI, Ryzhkov RS, Pushkin SYu, Oettinger AP. Rationalizing the scope of surgical intervention in patients with hernias complicated by splanchnoptosis. Russian Journal of Evidence-Based Gastroenterology. 2024;13(2):66‑70. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/dokgastro20241302166

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­то­мо-кли­ни­чес­кие обос­но­ва­ния эн­до­ви­де­охи­рур­ги­чес­кой внеб­рю­шин­ной гер­ни­оп­лас­ти­ки по ме­то­ди­ке TEP. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2025;(2-2):87-94

Введение

Спланхноптоз — это смещение внутренних органов ниже нормального положения. Подобные изменения наблюдаются в разных органах брюшной полости, что отражается в названиях: гастроптоз, энтероптоз, спленоптоз, опущение органов малого таза через влагалище [1]. Немецкий патолог R. Virchow в 1853 г. описал смещение кишечника, которое относил к форме местного перитонита [2]. Заболевание чаще наблюдается у женщин с опухолями печени, с заболеваниями селезенки и желудка [3, 4]. Причинами спланхноптоза являются нейротрофические процессы в связочном аппарате внутренних органов, приводящие к его атрофии и смещению органов в направлении тазового дна [3]. При энтероптозе вначале опускается печеночный изгиб ободочной кишки, затем поперечная ободочная кишка и тонкая кишка [2]. За прошедшее с того периода время представления о сути и причинах развития спланхноптоза существенно не изменились, как и использование самого термина [5].

Патогенез развития спланхноптоза у больных с грыжами значительно отличается от его проявления в замкнутом пространстве брюшной полости. Развитие спланхноптоза у больных с грыжами происходит в органах, которые через грыжевые ворота смещаются в грыжевой мешок. Во время операции вправление содержимого грыжевого мешка в брюшную полость, объем которой стал меньше за время существования грыжи, сопровождается повышением внутрибрюшного давления (ВБД) с высоким риском развития абдоминального компартмент-синдрома [6, 7]. Одновременно при спланхноптозе происходит складывание удлиненной брыжейки и сдавление сосудов, расположенных в ней, следствием чего являются ишемия и некроз кишечной стенки. Описанные осложнения приводят к развитию у больных полиорганной недостаточности и летальному исходу [8, 9].

Особенности техники выполнения операций у больных с грыжами и спланхноптозом изучены недостаточно, что требует проведения исследований, направленных на выработку обоснованных показаний к объему вмешательств и способам их завершения.

Цель исследования — определить особенности развития спланхноптоза у больных с грыжами и обосновать интраоперационную тактику выбора объема вмешательства при операциях, направленную на профилактику внутрибрюшной гипертензии (ВБД).

Материал и методы

При проведении 911 операций, выполненных больным с грыжами живота, спланхноптоз кишечника обнаружен у 34 (3,7%) пациентов в возрасте от 28 до 83 лет, женщин было 27, мужчин — 7. Из них у 18 (53,0%) пациентов были послеоперационные вентральные грыжи и у 2 (5,9%) пациентов — первичные вентральные грыжи, у 6 (17,6%) пациентов — боковые, у 3 (8,8%) пациентов — паховые, у 2 (5,9%) пациентов — пупочные, у 2 (5,9%) пациентов — параколостомические и у 1 (2,9%) пациента — диафрагмальная. Избыточная масса тела была у 2 (5,9%) пациентов, ожирение I степени — у 1 (2,9%) пациента, ожирение II степени — у 6 (17,6%) пациентов, ожирение III степени — у 7 (26,5%) пациентов. Размеры грыж были следующими: W1 — у 1 (2,9%) пациента, W2 — у 4 (11,8%) пациентов, W3 — у 29 (85,3%) пациентов. У 29 (85,3%) пациентов грыжи носили невправимый характер. 30 (88,2%) пациентов были оперированы в плановом порядке, 4 (11,8%) пациента — в экстренном порядке.

Техника операций у больных со спланхноптозом включала 5 этапов. На 1-м этапе выделяли грыжевой мешок с применением доступов в зависимости от локализации грыжи. При паховых грыжах использовали паховый доступ, дополненный по показаниям срединной лапаротомией. При пупочных, послеоперационных вентральных, боковых грыжах применяли вертикальные и горизонтальные доступы с удалением по показаниям кожно-подкожного фартука (паникулуса). На 2-м этапе выделяли и вскрывали грыжевой мешок, проводили ревизию его содержимого. На 3-м этапе оценивали возможность вправления содержимого грыжевого мешка в брюшную полость без расширения размеров грыжевых ворот. При невозможности вправления грыжевые ворота расширяли по белой линии живота в краниальном или каудальном направлениях. На 4-м этапе выполняли внутрибрюшной объем вмешательства, который зависел от заболеваний в органах брюшной полости (спаечная болезнь, ЖКБ, хронический аппендицит). Для подготовки к закрытию дефекта в брюшной стенке вокруг грыжевых ворот рассекали передние листки влагалищ прямых мышц живота. Затем, после вправления содержимого грыжевого мешка в брюшную полость, развернутые на 180° медиальные лоскуты апоневрозов сближали между собой и оценивали возможность их сшивания без натяжения. Если это было невозможно, то для профилактики повышения уровня ВБД резецировали большой сальник. Если и это не позволяло закрыть брюшную полость без натяжения, то проводили удаление сегмента толстой или тонкой кишки с явлениями спланхноптоза, чаще всего резецировали правую половину ободочной кишки. На 5-м этапе закрывали дефект брюшной стенки без натяжения одним из вариантов переднего комбинированного протезирующего способа пластики [10].

Особенность развития спланхноптоза у пациентов с грыжами состояла в том, что смещение большого сальника и кишечника чаще происходило через грыжевые ворота размером до 15 см с формированием гигантского грыжевого мешка. Вправление в брюшную полость его содержимого приводило к повышению уровня ВБД. Для профилактики повышения уровня ВБД и его влияния на кишечник вначале проводили резекцию большого сальника, а при отсутствии эффекта выполняли резекцию сегмента толстой или тонкой кишки с явлениями спланхноптоза. Описанная тактика использована у 27 пациентов, которые включены в основную группу. У 7 пациентов такой подход не соблюдался, они включены в контрольную группу.

Исследование выполнено в соответствии с положительным решением комитета по биоэтике при ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» (протокол №269 от 13.09.23).

Статистическая обработка результатов выполнена с помощью программы Statistica for Windows 10. Для выявления равенства дисперсий между исследуемыми группами применяли F-критерий Фишера. Для определения статистической значимости использовали критерий Стьюдента. Различия считались статистически значимыми при p<0,05.

Результаты

Сводные данные об объеме вмешательств у пациентов с грыжами и спланхноптозом представлены в табл. 1.

Таблица 1. Способы операций у пациентов с грыжами и спланхноптозом

Способ операции

Пациенты, n

%

Резекция только большого сальника

6

17,6

Правосторонняя гемиколэктомия

12

35,3

Резекция тонкой кишки

3

8,8

Левостороняя гемиколэктомия

2

5,9

Резекция части поперечной ободочной кишки

1

2,9

Тотальная колэктомия

1

2,9

Резекция большого сальника, правой половины поперечной ободочной кишки, семенного канатика и орхиэктомия

1

2,9

Орхиэктомия при водянке яичка, перемещение мочевого пузыря и мочеточника в правое предбрюшинное пространство

1

2,9

Орхиэктомия с резекцией семенного канатика

1

2,9

Только пластика грыжевых ворот

6

17,6

Всего

34

100

Результаты показали, что у больных основной группы летальных исходов не было, тогда как умерли 4 из 7 больных контрольной группы, летальность составила 57,1% (F=0,00075; p<0,001). Результаты лечения больных основной и контрольной групп представлены в табл. 2.

Таблица 2. Результаты лечения больных с грыжами и спланхноптозом

Результат

Основная группа

Контрольная группа

Выздоровление

27

3

Летальный исход

0

4

F=0,00075; p<0,001

Обсуждение

По данным литературы, к оперативному лечению спланхноптоза с сохранной брюшной стенкой прибегают редко [11—16]. Особенности спланхноптоза у пациентов с грыжами состояли в том, что изменения в кишечнике были у больных с грыжами средних и больших размеров с размерами грыжевых ворот до 15 см; у этих пациентов отмечены избыточная масса тела и ожирение. Как показали наблюдения, у больных вначале через грыжевые ворота выходит большой сальник, который, заполняя грыжевой мешок, фиксируется в нем и не вправляется в брюшную полость. У пациентов с ожирением грыжевой мешок вместе с кожно-подкожным фартуком смещается под действием силы тяжести вниз, подтягивая большой сальник, а вслед за ним чаще правую половину ободочной кишки, а затем и терминальный отдел подвздошной кишки. При этом брыжейки указанных отделов кишечника удлиняются в несколько раз по сравнению с другими участками. Грыжи носят невправимый характер, а спланхноптоз затрагивает не все отделы желудочно-кишечного тракта, а только участки, расположенные в грыжевом мешке. Хирург, который впервые сталкивается с таким осложнением, находится в трудном положении. У больных с грыжами диагностика спланхноптоза до операции невозможна, а хирург, чтобы избежать осложнений, должен выполнить резекцию макроскопически малоизмененного участка кишечника, но получить согласие больного во время операции не может. Поэтому этот этап операции должен быть обсужден консилиумом с обоснованием высокого риска развития повышения уровня ВБД при сохранении этого участка кишечника [17—19].

При отказе от резекции сегмента кишки с развитием в ней спланхноптоза происходят перегиб брыжейки, пережатие и тромбоз сосудов с развитием ишемии и некроза кишки. О таких изменениях в кишечнике у больных с грыжами писали еще в 1926 г. P. Lecene и R. Leriche в монографии «Therapeutique Chirurgicale»: «Что делать, когда у человека очень большая паховая грыжа, содержимое которой, кажется, утратило «право проживания» внутри брюшной полости?» [20, стр. 60], указывая на необходимость резекции данного участка кишечника. В тот период принятого в настоящее время термина «абдоминальный компартмент-синдром» еще не было, но авторы уже тогда понимали значение последствий при отказе от выполнения резекции участка кишечника, вправляемого в брюшную полость.

Выводы

В нашем исследовании спланхноптоз наблюдался у 3,7% больных с грыжами живота разных локализаций и размеров. У пациентов с грыжами и спланхноптозом объем брюшной полости за период образования грыжи уменьшается, поэтому вправление содержимого грыжевого мешка приводит к изменениям в петлях кишечника и развитию абдоминального компартмент-синдрома, которые являются причинами полиорганной недостаточности и летального исхода. При развитии спланхноптоза у больных с грыжами объем операции зависит от возможности вправления содержимого грыжевого мешка в брюшную полость без повышения в ней уровня внутрибрюшного давления. Выполнение операций у пациентов с гигантскими грыжами и спланхноптозом с использованием последовательной оценки возможности закрытия брюшной полости передними комбинированными протезирующими способами без натяжения при сохранении содержимого грыжевого мешка при резекции большого сальника и, по показаниям, участков кишечника с явлениями спланхноптоза направлено на профилактику абдоминального компартмент-синдрома и снижение рисков неблагоприятного исхода лечения.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Белоконев В.И., Рыжков Р.С., Пушкин С.Ю., Эттингер А.П.

Сбор и обработка материала — Белоконев В.И., Рыжков Р.С., Пушкин С.Ю.

Статистический анализ данных — Белоконев В.И.

Написание текста — Белоконев В.И., Рыжков Р.С., Пушкин С.Ю., Эттингер А.П.

Редактирование — Белоконев В.И., Рыжков Р.С., Пушкин С.Ю., Эттингер А.П.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contribution:

Study design and concept — Belokonev V.I., Ryzhkov R.S., Pushkin S.Yu., Oettinger A.P.

Data collection and processing — Belokonev V.I., Ryzhkov R.S., Pushkin S.Yu.

Statistical analysis — Belokonev V.I.

Text writing — Belokonev V.I., Ryzhkov R.S., Pushkin S.Yu., Oettinger A.P.

Editing — Belokonev V.I., Ryzhkov R.S., Pushkin S.Yu., Oettinger A.P.

Литература / References:

  1. Алижанов А.А., Исхаков Б.Р., Исхаков Н.Б., Робиддинов Ш.Б. Редкий случай одновременного острого заворота желудка, осложненного перфорацией и перекрутом ножки селезенки у пациента со спланхноптозом. Вестник экстренной медицины. 2020;13(4):58-63. 
  2. Treves F. The Treatment of Glenard’s Disease by Abdominal Section, with some Comments upon Intestinal Neuroses. British Medical Journal. 1896;1(1827):1-4.  https://doi.org/10.1136/bmj.1.1827.1
  3. Ingalls HA. III. On Splanchnoptosis and its Surgical Treatment, with Report of a Case. Annals of Surgery. 1902;35(3):319-330. 
  4. Davis BB. The surgical treatment of splanchnoptosis. Annals of Surgery. 1907;45(5):733-748.  https://doi.org/10.1097/00000658-190705000-00011
  5. Kucera S, Sullivan SN. Visceroptosis and the Ehlers-Danlos Syndrome. Cureus. 2017;9(11):e1828. https://doi.org/10.7759/cureus.1828
  6. Лазаренко В.А., Иванов С.В., Иванов И.С., Цукан А.В. Профилактика компартмент-синдрома при пластике у больных с вентральными грыжами. Курский научно-практический вестник. Человек и его здоровье. 2015;2:35-37. 
  7. Тимербулатов В.М., Тимербулатов, Ш.В., Фаязов Р.Р., Тимербулатов М.В., Гайнуллина Э.Н., Смыр Р.А. Диагностика и выбор метода лечения интраабдоминальной гипертензии и абдоминального компартмент-синдрома. Вестник Российской академии медицинских наук. 2019;74(3):210-215.  https://doi.org/10.15690/vramn1080
  8. Padar M, Reintam Blaser A, Talving P, Lipping E, Starkopf J. Abdominal Compartment Syndrome: Improving Outcomes with a Multidisciplinary Approach — A Narrative Review. Journal of Multidisciplinary Healthcare. 2019;12:1061-1074. https://doi.org/10.2147/JMDH.S205608
  9. Rajasurya V, Surani S. Abdominal compartment syndrome: Often overlooked conditions in medical intensive care units. World Journal of Gastroenterology. 2020;26(3):266-278.  https://doi.org/10.3748/wjg.v26.i3.266
  10. Белоконев В.И., Пушкин С.Ю. Способ герниопластики при больших и гигантских грыжах по Белоконеву В.И. Патент РФ на изобретение №98103281/20.09.1999. Бюлл. №26. Ссылка активна на 12.02.24.  https://www.findpatent.ru/patent/212/2123292.html
  11. Iunko MA. Role of splanchnoptosis in the pathogenesis of acquired inguinal hernia. Khirurgiia. 1970;46(6):123-125. (In Russ.).
  12. Роман Л.И., Сенютович Р.В., Столяр В.Ф. Метод хирургического лечения тяжелого висцероптоза. Клиническая хирургия. 1983;1:74-75. 
  13. Romanov PA, Koltoniuk VM. Surgical anatomy of the anterior abdominal wall in normal viscera, dolichoviscerosis and visceroptosis. Arkhiv anatomii, gistologii i embriologii. 1990;99(11):60-65. (In Russ.).
  14. Неустроев П.А., Тобохов А.В., Слепцов В.Д. Отдаленные результаты после резекций ободочной кишки по поводу висцероптоза. Acta Biomedica Scientifica. 2012;(4 прил.):72. 
  15. Адамян Р.Т., Велиханов Р.Р., Даштоян Г.Э. Тактика и техника выполнения комплексных операций в сочетании с абдоминоптозом. Анналы пластической, реконструктивной и эстетической хирургии. 2018;3:56-64. 
  16. Боковой С.П. Симптоматология и диагностика правостороннего висцероптоза. Урологические ведомости. 2017;7(2):16-24.  https://doi.org/10.17816/uroved7216-24
  17. Sosa G, Gandham N, Landeras V, Calimag AP, Lerma E. Abdominal compartment syndrome. Disease-a-Month. 2019;65(1):5-19.  https://doi.org/10.1016/j.disamonth.2018.04.003
  18. Kothari M, Somashekhar U, Kothari R, Thakur DS, Agarwal P, Sharma D. ‘Flip-flap’ hernia sac sandwich mesh hernioplasty for giant incisional hernia. Tropical Doctor. 2023;53(2):260-266.  https://doi.org/10.1177/00494755231156494
  19. Coinsin B, Lacroix G, Nzamushe JR. Duodenal perforation in giant inguinal hernia. Journal of Visceral Surgery. 2023;160(2):158-159.  https://doi.org/10.1016/j.jviscsurg.2023.01.009
  20. Lecene P, Leriche R. Therapeutique Chirurgicale. Paris: Masson; 1926:60. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.