ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценка влияния степени злокачественности и доли дедифференцированного компонента в забрюшинных дедифференцированных липосаркомах (ДДЛПС) на течение и прогноз заболевания.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В ретроспективное исследование включены 74 пациента с первичными забрюшинными ДДЛПС, которым было произведено радикальное хирургическое лечение в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России. Выполнены пересмотр и реклассификация гистологических препаратов операционного материала всех случаев ДДЛПС. В зависимости от степени злокачественности и доли дедифференцированного компонента в опухоли больные были разделены на группы сравнения, включенные в межгрупповой анализ общей (ОВ) и безрецидивной (БРВ) выживаемости. Также проанализирована взаимосвязь величины доли дедифференцированного компонента в ДДЛПС и частоты инвазии прилежащих органов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В группе больных с долей дедифференцированного компонента более 15% ОВ была достоверно хуже, чем в группе пациентов с долей такового менее 15% (p=0,0001; log-rank test). Медиана ОВ в группе ДДЛПС с долей дедифференцированного компонента менее 15% составила 91 мес (95% ДИ 82—100), в группе ДДЛПС с долей дедифференцированного компонента более 15% — 29 мес (95% ДИ 17—41). Показатели пятилетней общей выживаемости в группах с долей дедифференцированного компонента менее 15% и более 15% составили 69 и 2% соответственно. БРВ больных была достоверно ниже в группе с долей дедифференцированного компонента более 15%, чем в группе с долей такового менее 15% (p=0,0001; log-rank test). Медиана БРВ в группе с долей дедифференцированного компонента менее 15% составила 25 мес (95% ДИ 23—27), в группе ДДЛПС с долей дедифференцированного компонента более 15% — 13 мес (95% ДИ 8—18). Показатели двухлетней БРВ в группах с долей дедифференцированного компонента менее 15% и более 15% равнялись 50 и 9% соответственно. Морфологически подтвержденное врастание в прилежащие органы ДДЛПС с долей дедифференцированного компонента менее 15% было отмечено в 32% случаев, ДДЛПС с долей дедифференцированного компонента более 15% — в 63% случаев. Не обнаружено достоверно значимых различий в ОВ и БРВ больных ДДЛПС в зависимости от степени злокачественности опухоли (p=0,069; p=0,102).
Заключение. Настоящее исследование свидетельствует о более агрессивном течении ДДЛПС при нарастании доли дедифференцированного компонента в опухоли. Учитывая гистологическую вариабельность дедифференцированного компонента, продемонстрированную в исследовании и научной литературе, а также отсутствие влияния степени злокачественности на прогноз, полагаем, что полуколичественная оценка доли дедифференцированного компонента в ДДЛПС способна служить простым и эффективным морфологическим маркером течения заболевания и прогноза при забрюшинных ДДЛПС.