Сайт издательства «Медиа Сфера» 
	 содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
 
   
    Морфологические изменения стенки аорты при расслаивающей аневризме
Журнал: Архив патологии. 2013;75(6): 3‑8
Прочитано: 3119 раз
Как цитировать:
Расслаивающую аневризму аорты (РАА) относят к заболеваниям с крайне неблагоприятным прогнозом. По результатам крупнейшего регистра острой расслаивающей аневризмы аорты установлено, что в отсутствие немедленного хирургического вмешательства летальность у таких больных составляет около 24% в первые 24 ч, 29% — в течение 48 ч, 44% — на 7-е сутки и 50% спустя 3 нед [1]. Менее 10% нелеченых больных с расслоением проксимального отдела аорты (I и II типы РАА) остаются в живых в течение 1 года. Несмотря на значительные успехи в инвазивной диагностике и лечении РАА, 28—55% больных умирают от этого заболевания из-за отсутствия верного клинического диагноза. Даже при выполнении хирургического вмешательства летальность составляет 10% в 1-е сутки, 12% — на 2-е и около 20% — на 2-й неделе [2].
Начальные механизмы, ведущие к расслоению аорты, не всегда ясны, и в настоящее время не существует универсальной классификации патоморфологических изменений стенки аорты при РАА. В большинстве опубликованных работ указывается на те или иные нарушения в среднем слое аорты, обусловленные как приобретенными состояниями (артериальная гипертензия — АГ, атеросклероз и воспалительные заболевания), так и наследственными заболеваниями соединительной ткани (синдром Марфана, синдром Элерса—Данло—Русакова, другие наследственные фибриллино- и коллагенопатии синдромального характера, а также наследственные заболевания сосудов) [3, 4]. В последнее время наследственные заболевания соединительной ткани относят к дифференцированным соединительнотканным дисплазиям. Наряду с этим существует ряд больных, у которых клинические признаки не укладываются ни в одно из наследственных моногенных заболеваний соединительной ткани. Эти случаи относят к недифференцированным соединительнотканным дисплазиям. В основе их лежат нарушения синтеза, распада или морфогенеза компонентов соединительной ткани, приводящие к различным патологическим состояниям, в том числе к патологии сердечно-сосудистой системы [5, 6]. Общим гистологическим знаменателем формирования РАА считается деструктивный процесс в медии, в той или иной степени повреждающий ее структурные элементы [7]. Предположительный патогномоничный гистологический субстрат расслоения аорты был впервые описан в 1928 г. O. Gsell [8], который назвал его идиопатическим медианекрозом, отметив утрату всех структурных компонентов медии аорты, небольшую воспалительную реакцию, слабовыраженное рубцевание и отсутствие сосудов в пораженной стенке аорты. В последствии J. Erdheim [9] описал накопление мукоидоподобного вещества в участках, лишенных волокнистых структур, и добавил к определению O. Gsell термин «кистозный». При дальнейших исследованиях I. Gore [10] выделил два типа очаговой деструкции — с поражением либо эластического, либо мышечного компонента. У больных в возрасте до 40 лет преобладала патологическая дегенерация (degenero (лат.) — вырождение) эластического компонента медии. У пожилых I. Gore отмечал преимущественно утрату гладкомышечных клеток с образованием ламинарных некрозов. При этом варианте также отмечалась утрата нормальной эластической архитектуры медии аорты. При углубленном изучении ультраструктуры эластического компонента медии аорты были обнаружены скудность и неупорядоченность эластических волокон (ЭВ), соединяющих пластинчатые единицы, что вызывало локальное ослабление стенки аорты. Однако данные изменения не имели явной корреляции с наличием и степенью медианекроза [11].
С 2002 г. в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского концентрируются больные с РАА с целью проведения хирургического лечения, в связи с чем в отделе патологической анатомии собран большой биопсийный (операционный) и аутопсийный материал [12].
Цель — выявить особенности морфологических изменений стенки аорты при расслоении в сравнительном анализе с ее изменениями при гипертонической болезни.
Проведено исследование 144 аутопсий и 69 биопсийных (операционный материал) анализов при РАА. Преобладали мужчины (79%), средний возраст 57 лет, с выраженными признаками АГ (масса сердца в 97% образцов аутопсийного материала превышала 500 г) и минимальными признаками атеросклероза. Из данного исследования были исключены случаи РАА на фоне воспалительных заболеваний в аорте. Среди обследованной группы клинически подтвержденный синдром Марфана выявлен у 8 человек (5 аутопсий и 3 биопсии). В 13 наблюдениях определяли те или иные соматические проявления несовершенного десмогенеза: гипоплазию отдельных внутренних и наружных органов, тяжелый сколиоз, косолапость, деформацию грудной клетки и др. В остальных наблюдениях не было выявлено никаких фенотипических признаков дисплазии соединительной ткани. Группой сравнения выбраны 17 умерших от травмы мужчин в возрасте 45—55 лет с АГ и выраженной гипертрофией миокарда (масса сердца 450—500 г). Исследовали стенку аорты вне зоны расслоения в восходящей части, дуге и нисходящей части, а также внутренний и наружный листок ложного хода при расслоении (до 10—12 объектов в каждом случае) с использованием специальных окрасок (гематоксилином и эозином по ван Гизону, орсеином, MSB — Marcius-Scarlett-Blue и по Ли). Для электронно-микроскопического исследования использовался биопсийный (12 наблюдений) и аутопсийный (8 наблюдений) материал, забранный не позднее 10 ч после наступления смерти, до 7 объектов в каждом наблюдении (общее число 140). После фиксации в параформе, заливки в аралдит, окраски полутонких срезов и прицельного ультратомирования на ультратоме LKB-8800 III полученный материал исследовался на электронном микроскопе ЭМВ-100Б. Электронограммы получены при увеличении в 3000—45 000 раз.
В соответствии с выявленными морфологическими изменениями сформировано 3 группы. К 1-й группе относились больные с синдромом Марфана и недифференцированной соединительнотканной дисплазией. В этих наблюдениях отмечено тяжелое нарушение эластического каркаса стенки аорты в виде выраженного гипоэластоза медии с тотальным изменением строения эластических мембран (ЭМ), резким их истончением, снижением тинкториальных свойств при специфических окрасках, вплоть до полного обесцвечивания. ЭМ теряли свою направленность и извитость, были расщеплены и фрагментированы с образованием обширных очагов, полностью лишенных эластики, заполненных аморфным бесклеточным веществом и изредка рыхлой сетью незрелых коллагеновых волокон, неравномерно заполняющих образованные пространства (рис. 1, а).
Ко 2-й группе относились случаи, где изменения строения стенки аорты отличались от характерных для соответствующей возрастной группы. Эти изменения отмечались у больных в возрасте 45—55 лет без признаков как дифференцированной соединительнотканной дисплазии, так и недифференцированной. Во всех этих наблюдениях имелось указание на наличие АГ, как правило, без постоянного ее лечения. Имело место как бы преждевременное старение аорты, т.е. выявленные изменения эластико-коллагенового каркаса соответствовали более старшей возрастной категории: расщепление и потеря извитости ЭМ при сохранении направленности, снижение их тинкториальных свойств. Количество ГМК было снижено, с образованием «зон опустошения», в некоторых случаях приобретавших характер разномасштабных ламинарных некрозов с сохранением разволокненных ЭМ и гипофуксинофилией коллагеновых структур межмембранных пространств без признаков реактивного воспаления (рис. 2, а).
Изменения в интиме, как правило, соответствовали таковым при АГ: диффузное или очаговое ее утолщение за счет склеротических изменений. Изменения сосудистого компонента в стенке аорты в большинстве случаев были достаточно выражены. Стенки артериол гипертрофированы, с единичными или множественными сливающимися очагами фибриноидного некроза. В среднюю треть медии и глубже распространялась капиллярная сеть без периваскулярных изменений. Любые проявления атеросклероза отсутствовали во всех наблюдениях этой группы.
К последней 3-й группе отнесены больные с изменением эластического каркаса в зависимости от возраста.
В этой группе преобладали больные старше 60 лет. В морфологической организации стенки аорты без учета пола выявлены четкие дегенеративные изменения со стороны всех ее структурных компонентов, а с увеличением возраста спорадические изменения становились постоянными. Изменения волокнистых и клеточных структур были неспецифичны, но достаточно постоянны: отмечалось утолщение ЭМ при сохранении их направленности и извитости на большем протяжении. Только в средней трети медии ЭМ были расщеплены, гипохромны, слабо извиты, с нарушением целостности за счет продольных разрывов с распадом на фрагменты и глыбки. Межмембранные пространства были несколько расширены, с хорошо различимыми пучками коллагеновых волокон преимущественно во внутренней трети медии. В средней и наружной трети и адвентиции коллагеновые волокна, как правило, были рыхлые, расщепленные, слабо воспринимали красители, что свидетельствует в пользу их недостаточной зрелости. При электронной микроскопии обнаруживали признаки потери микрофибриллярного компонента либо замещение аморфного компонента глыбчатыми осмиофильными включениями с нарушением контакта с коллагеновыми фибриллами. В окружении ЭВ и в основном веществе межмембранных пространств преобладали незрелые неориентированные коллагеновые фибриллы с осмиофильной фибриноидной дегенерацией и исчезновением периодичности волокна, а также появлялись поля войлочных микрофибрилл (см. рис. 2, в, г). Изменения ГМК были очаговыми, а также в виде отека и жировой дистрофии в цитоплазме. Наибольшие их изменения наблюдались в средней и наружной частях медии, где количество было резко снижено, они приобретали вид клеток-теней, подвергались некрозу с формированием зон «клеточного опустошения». Электронно-микроскопически в межмембранных пространствах при потере продольной ориентации ГМК выявляются симпласты с тесным контактом базальных мембран и оттеснением сократительных фибрилл саркоплазмы к периферии, их фокальными некрозами в виде зон бесструктурной осмиофилии, с вакуолизацией митохондрий, гладкого и гранулярного ретикулума и появлением клеток-теней при диффузной осмиофилии саркоплазмы с неразличимыми органеллами (см. рис. 2, д, е). В саркоплазме отдельных ГМК отмечались признаки гиперплазии гранулярного ретикулума с узкими субмембранными зонами сократительных фибрилл, указывающими на повышенную функциональную активность так называемых клеток метаболического типа (см. рис. 2, д).
Изменения в интиме аорты в данной группе в большинстве случаев были в виде диффузного или очагового утолщения за счет склероза. В единичных наблюдениях имелись признаки начальной стадии атеросклероза в виде очаговых скоплений пенистых клеток, отложений кристаллов холестерина. Во всех наблюдениях целостность покрышки атеросклеротических бляшек была сохранена и канал расслоения аорты не затрагивал участки с атеросклеротическими изменениями в стенке.
Изменения сосудистого компонента в стенке аорты в 3-й группе — в виде гипертрофии стенок артериол. Внутренняя выстилка ложного хода во всех группах имела различное морфологическое строение в зависимости от давности РАА. При острых расслоениях поверхности ложного хода были покрыты тонким прерывистым слоем фибрина, образующимся в первые часы после начала расслоения. При существовании канала в течение некоторого времени происходит нарастание тромботических масс на поверхности ложного хода, больше на его наружном листке. В дальнейшем тромботические массы постепенно организуются: в тромб прорастают фибробласты, что приводит к формированию рыхлой волокнистой соединительной ткани. Эндотелизация сформированной фиброзной ткани внутренней поверхности ложного хода завершает процесс образования неоинтимы, толщина которой значительно превышает собственную интиму аорты.
Нередко у больных с синдромом Марфана и марфаноподобными синдромами РАА принимала хроническое течение. В этих случаях, кроме дистальной фенестрации, могут быть единичные или множественные окончатые фенестрации на протяжении аорты. Часть из них может не сообщаться с каналом расслоения, а выглядеть плотным соединительнотканным рубцом, дном которого являлась утолщенная коллагенизированная адвентиция с признаками разной степени эпителизации или без нее, так называемая закрывшаяся фенестрация.
В группе сравнения при АГ во всех 17 наблюдениях были выявлены однотипные морфологические изменения. В интиме аорты отмечался фиброэластоз с неравномерным ее утолщением и образованием фиброзных бляшек. Эластические мембраны медии изменялись неравномерно: в наружной и внутренней трети медии они становились гиперхромными, утолщенными, с частичной потерей извитости; в средней трети медии эластические мембраны были фрагментированы, с образованием «пустот», заполненных аморфным бесклеточным веществом или сетью коллагеновых волокон разной степени зрелости. ГМК были расположены в межмембранных пространствах неравномерно, в цитоплазме имелись очаговые дистрофические изменения, имевшие наибольшую выраженность в средней трети медии. В наружной трети меди и в адвентиции преобладали хорошо развитые гиперхромные, плотные, гомогенные коллагеновые волокна. Сосуды адвентиции располагались неравномерно, стенки их были утолщены. Из адвентиции в толщу стенки аорты распространялись капилляры, местами достигая внутренней трети медии. Наибольшее количество капилляров отмечалось в местах фрагментации эластических мембран и выраженного коллагенообразования.
Таким образом, морфологические изменения стенки аорты вне зоны расслоения касаются всех структурных компонентов сосудистой стенки — эластических и коллагеновых волокон, ГМК и межуточного вещества. Однако характер этих структурных изменений при РАА неоднороден, что позволило выделить 3 варианта. Первый вариант — преимущественное поражение эластического каркаса медии с признаками гипоэластоза и тотальным нарушением строения ЭМ с исчезновением фибриллярного компонента и отсутствием контакта с коллагеновыми фибриллами. К этой группе в основном относятся случаи с дифференцированной и недифференцированной дисплазией соединительной ткани.
Второй вариант — тяжелые очаговые некротические изменения и формирование участков медианекроза при наличии тяжелого поражения сосудов адвентиции, включая фибриноидный некроз их стенки. К этой группе в основном относятся больные 45—55 лет с тяжелой АГ и, как правило, без постоянного лечения. Однако в отличие от больных с АГ без РАА в этой группе выявлено недостаточное коллагенообразование в медии и адвентиции аорты.
Третий вариант — неспецифические диффузные изменения всех структур стенки аорты. Он, как правило, возникает у больных в возрасте 60 лет и старше и нередко сочетается с атеросклерозом. При этом канал расслоения не затрагивает медию в зоне атеросклеротических бляшек.
Во всех наблюдениях, включая группу с генетически детерминированными наследственными заболеваниями, решающую роль в формировании РАА, по-видимому, играет АГ. Не исключено, что с ней связан процесс расслоения при наличии в стенке аорты различных вариантов предсуществующих повреждений, сопровождающихся нарушением как сократительной способности ЭМ, так и прочности стенки в связи с неполноценностью коллагенообразования. С этих позиций становится очевидно несоответствие частоты АГ и редкости при этом расслоения.
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.